МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
490201_51-14-1-9-23.plx
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Директор МБУ ДО СШ N3 в г. Таганроге
Директор МОБУ СОШ N 36 в г. Таганроге
Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач;
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи
В чем особенности картины опасностей современной молодежи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Как выявить опасности развития /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Как выявить и описать опасности на дорогах /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Как выявить и описать опасности в ситуации пожара в общественном месте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
Как выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
По выбору студентов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Как выявить и описать опасности на рабочем месте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 2. Раздел 2. Методы оценки риска
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Как измерять опасности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Как оценить риски на дорогах /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Как оценить риск реализации ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте (ЧС) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Оценка рисков на рабочем месте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 3. Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Понятие о защите от опасности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Как снизить риски для здоровья. Профилактика заболеваний. Здоровый образ жизни /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Как защититься от опасностей на дорогах /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Как безопасно вести себя в ситуации пожара в общественном месте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
Как безопасно вести себя в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
Определение методов защиты от опасностей на рабочем месте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э5
Раздел 4. Раздел 4. Основы военной службы
История создания Вооруженных Сил России /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4
Основные понятия о воинской обязанности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4
Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Тренинг бесконфликтного общения и саморегуляции /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4
Как стать офицером РА. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Огневая подготовка. Порядок неполной сборки и разборки ММГ АК-74 /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э6
Знакомство с повседневным бытом военнослужащих /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э4 Э6
Раздел 5. Раздел 5. Основы медицинских знаний
Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок оказания. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Оказание помощи подручными средствами в природных условиях /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Помощь при воздействии температур на организм человека. Способы самоспасения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Методы оказания первой помощи гражданам при ЧС и автомобильных катастрофах /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 6. Промежуточная аттестация по дисциплине
Дифференцированный зачёт /Пр/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Что такое «Безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Назовите формулу безопасности. Приведите примеры из жизни.
2.Что такое «Чрезвычайная ситуация»? Напишите схему, отражающую основные понятия, связанные с чрезвычайной ситуацией. Что такое «поражающий фактор»? Приведите примеры.
3.Что такое ЧСПХ? Дайте классификацию (с примерами).
4.Что такое ЧСТХ? Дайте классификацию (с примерами).
5.Классификация ЧС по масштабу.
6.Какой федеральный закон отражает Ваши права и обязанности в области защиты от ЧС? Приветите примеры прав и обязанностей (не менее 3 примеров).
7.Расшифруйте аббревиатуру РСЧС. С какой целью создана данная система. Назовите задачи РСЧС (не менее 5 задач).
8.Расшифруйте аббревиатуру ГО и дайте определение этого понятия. Что является основной целью ГО? Когда начинается введение ГО в стране или отдельной ее части? Кто осуществляет руководство ГО на всех уровнях?
9.Что такое «Инфекционные заболевания»? Перечислите пути передачи инфекции, опишите 1 любой (схема передачи, меры профилактики).
10.Что такое «Инфекционные заболевания»? Дайте понятие «цикличность развития». Что такое иммунитет?
11.Защита населения при ЧС. Назовите основные способы защиты населения при ЧС.
12.Оповещение населения при ЧС. Действия по сигналу «Внимание всем!» (дома, на улице, на учебе).
13.Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Правила поведения в ЗС ГО.
14.Эвакуация населения. Понятия «загородная зона», «безопасный район», «рассредоточение». Действия при получении сигнала о начале эвакуации.
15.Терроризм. ФЗ, определяющий принципы противодействия терроризму в РФ. Правила безопасного поведения при захвате в заложники.
16.Здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека. Приведите примеры ухудшающих и улучшающих здоровье факторов.
17.Здоровый образ жизни. Компоненты ЗОЖ.
18.Семья, брак, условия заключения брака. Функции семьи (не менее 3).
19.Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
20.Воинская обязанность. Компоненты воинской обязанности.
21.Первоначальная постановка на воинский учет. Медицинское освидетельствование.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
ФОС прикреплен в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшова В. М., Тернер А. Я.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
Айзман Р. И., Айзман Л. К., Балиоз Н. В., Белоглазова С. В., Волобуева Н. А., Добарина И. А., Жигарев О. Л., Ивочкин А. М., Косованова Л. В., Кривощеков С. Г., Мельникова М. М., Мозолевская Н. В., Омельченко И. В., Гиренко Л. А., Слинькова И. П., Ширшова В. М., Шуленина Н. С., Абаскалова Н. П., Айзман Р. И., Кривощеков С. Г., Омельченко И. В.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65283.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/74270.html
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017
Мальков О. А., Говорухина А. А., Новоселова А. А., Багнетова Е. А.
Первая помощь: учебное пособие
https://e.lanbook.com/book/151879
Сургутский государственный педагогический университет, 2019
6.1.2. Дополнительная литература
Информационная безопасность и защита информации: Электрон.текстовые данные (эл.ресурс)
http://www/iprbookshop.ru/63594.html
Саратов:Профобразование, 2017
Лопанов А. Н., Фанина Е. А., Гузеева О. Н.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/66669.html
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015
Кунакбаев А. С., Кауашев С. К., Тунгушбаева З. Б., Шыныбекова Ш. С., Кауашев С. К.
Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовые задания
http://www.iprbookshop.ru/67004.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Научно-техническая библиотека Донского государственного технического, https://ntb.donstu.ru
Википедия, свободная интернет-энциклопедия, https://ru.wikipedia.org/
Сайт МЧС России, http://www.mchs.gov.ru
Сайт Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), http://mil.ru/
Сайт Национального антитеррористического комитета, http://nac.gov.ru/
Калашников Медиа, https://kalashnikovgroup.ru/media
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
https://www.consultant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Реализация учебного предмета требует наличие учебного кабинета: кабинет безопасности жизнедеятельности, стрелковый тир (электронный), открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Кабинет безопасности жизнедеятельности, оснащен оборудованием и техническими средствами обучения:
- комплект учебной мебели для всех обучающихся по дисциплине;
- комплект учебной мебели для преподавателя;
- учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);
- комплект учебно-методической документации;
- мультимедийный комплекс, экран, проектор, электронный тир;
- индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;
- тренажер-манекен взрослого пострадавшего «Александр».
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методичесие указания в приложении