МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельность
400204_51-14-1-11-23.plx
Юриспруденция
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
Рабочая программа составлена:
Руководитель клиентской службы СФР по Неклиновскому району
Директор МБУ ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.Таганрога
Безопасность жизнедеятельность
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 18.05.2022 г. № 341)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232025 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Козлова Наталья Николаевна
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельность» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.07 Информационные системы и программирование на базе среднего общего образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Подготовка выпускной квалификационной работы
ПРОЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Производственная практика
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Производственная практика
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности: теоретические основы, нормативно-правовое регулирование и органы обеспечения безопасности в Российской Федерации, предупреждение, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Опасности и их показатели. Разновидности опасностей современного мира. Защита человека и окружающей среды от опасностей. Сущность понятия
«безопасность жизнедеятельности». Социальные и психологические аспекты безопасности. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Возникновение и развитие научных представлений о человеко- и природозащитной деятельности. Представление о системе «человек – среда обитания», ее структуре и функциональных связях. Системы безопасности и их структура. Вред, ущерб – виды и характеристики. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
Способы минимизации угрозы потерь, вызываемых нарушениями норм безопасности жизнедеятельности на рабочем месте и опасность нарушения норм для реализации идеи бережливого производства. Алгоритмы поддержания
безопасных условий жизнедеятельности на рабочем месте. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Возможности применения ИКТ и цифровых инструментов для поиска актуальных сведений о безопасности жизнедеятельности для принятия обоснованных решений, связанных с профессиональным контекстом обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
ЧС природного, техногенного и социального характера. Общие правила безопасного поведения в ЧС и особенности безопасного поведения в процессе выполнения профессиональных функций. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Средства индивидуальной и коллективной защиты населения от оружия массового поражения. Действия населения в очаге ядерного, химического и
биологического поражения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Основы проектной деятельности в коллективе и команде по решению задач минимизации опасностей и эффективного управления рисками ЧС на рабочем месте. Применение принципов эффективного взаимодействия по созданию человеко- и природозащитной среды осуществления профессиональной
деятельности в процессе разработки проектных продуктов. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Правила поведения и порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Использование на рабочем месте средств индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Государственные службы по охране здоровья и безопасности
граждан. Организационная структура гражданской обороны. Основные мероприятия, проводимые ГО. Номенклатура информационных источников, применяемых в сфере безопасности жизнедеятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Особенности выполнения работником правил поведения и действий по сигналам гражданской обороны. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
Исторический генезис военной службы в России. Содержание этапов институционального развития отечественной воинской службы: этап вечевого самообложения; этап ратной повинности; этап рекрутской повинности. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Исторический генезис военной службы в России. Этап всеобщей воинской обязанности и его три периода: имперский; советский; современной. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Вооружённые Силы России на современном этапе. Основы обороны государства. Национальные интересы и стратегия национальной безопасности России. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Военная служба в исторической ретроспективе и перспективе /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Аксиология военной службы как система представлений о ценностях профессиональной служебной деятельности в военной сфере. Типология ценностей военной службы по различным основаниям: по отношению к военной деятельности (ценности-цели, ценности-средства, предметные и субъектные ценности); по отношению к сфере взаимодействия субъектов военной службы (военно-корпоративные и военно-профессиональные ценности); по отношению к
личности военнослужащего в сфере военной деятельности (духовные, прагматические, витальные ценности). /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Военная безопасность страны, защита граждан Российской Федерации от военных угроз, обеспечение условий для обороноспособности государства как ценности. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Цели, определяющие поведение человека в военной сфере, его отношение к военной службе и защите Отечества. Влияние ценностных
ориентаций человека на его трудовую деятельность в секторе военного производства, участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и т. п. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Военная служба как личностно-значимая и общественная ценность. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Праксиология военной деятельности как совокупность теоретических представлений об эффективной организации практической деятельности людей в военной сфере жизни общества. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
Военная служба как вид федеральной государственной службы и разновидность профессиональной служебной деятельности: особенности и предназначение. Системная характеристика военной деятельности: цель, предмет, объект, субъект, содержание, способы, результат и подсистема управления. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Культура военной службы и культурологические аспекты совершенствования деятельности военнослужащих на современном этапе развития военной сферы жизни общества. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Самоподготовка будущего призывника к осуществлению военной деятельности /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Строевая подготовка: строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия, строевые приемы и движение с оружием, выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи отделения, действия военнослужащих у автомобилей и на автомобилях. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Огневая подготовка: материальная часть автомата Калашникова, разборка, сборка, чистка, смазка и хранение автомата, осмотр и подготовка
автомата к стрельбе, ведение огня из автомата, ручные осколочные гранаты /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Цель и задачи физической подготовки, содержание, средства физической подготовки. Этапы проведения физической подготовки военнослужащих. Техника выполнения физических упражнений и формирования двигательных навыков. Основные формы проведения физической подготовки: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, попутные физические тренировки. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Тренинг умений строевой и физической подготовки. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Тренинг умений строевой и физической подготовки. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1
Медико- санитарная подготовка военнослужащих. Общие сведения о ранах, осложнения ран, способы обработки ран. Первая(доврачебная) помощь при ранениях. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Первая(доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
Первая(доврачебная) помощь при ожогах, при поражении электрическим током, при перегревании/переохлаждении организма, при
обморожении и общем замерзании. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Реанимационные мероприятия. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прикреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ
ФОС прикреплен в приложении
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
ФОС прикреплен в приложении
ФОС прикреплен в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65284.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
Рысин Ю. С., Cланов А. К., Яблочников С. Л.
Безопасность жизнедеятельности. Электромагнитное излучение: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/80169.html
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
Безопасность жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования
6.1.2. Дополнительная литература
Айзман, Р.И., Омельченко, И.В.
Основы медицинских знаний: учеб. пособие
Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю.
Юбилейные даты военной истории России. Год 2016-й: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/63630.html
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
Зиновьева О. М., Мастрюков Б. С., Меркулова А. М., Муравьев В. А., Смирнова Н. А.
Безопасность жизнедеятельности: Лабораторный практикум
http://www.iprbookshop.ru/78555.html
Москва: Издательский Дом МИСиС, 2017
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
Чепегин И. В., Андрияшина Т. В.
Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Теория и практика: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/79268.html
Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017
Русская военная история. Часть 1
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=10336
Русская военная история. Часть 2
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=10337
Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н.
Безопасность жизнедеятельности
https://e.lanbook.com/book/92617
6.1.3. Методические разработки
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Методические рекомендации и задания для самостоятельных работ
http://www.iprbookshop.ru/49924.html
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
2. ЭБС «Руконт, http://www.rucont.ru/
3. ЭБС «Юрайт», http://www.biblio-online.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Кабинет безопасности жизнедеятельности
Столы аудиторные, стулья аудиторные, доска аудиторная, компьютер, мультимедийный комплекс, экран, проектор
Наглядные пособия (автомобильная аптечка первой помощи, перевязочные средства, средства иммобилизации, маски с клапанами для искусственного дыхания, носилки и т.д.).
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего Александр
Стрелковый тир в электронной модификации
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина состоит из теоретической и практической части. Каждая часть содержит как аудиторную работу с преподавателем, так и самостоятельную работу. Рабочая программа дисциплины разработана на основе ФГОС СПО и отвечает требованиям по распределению бюджета времени на изучение дисциплины между аудиторной и самостоятельной работой.
При подготовке к практикуму обучающийся должен воспользоваться методическими указаниями, выданными преподавателями ЦМК.
Теоретическая часть дисциплины содержит разделы, указанные в тематическом плане дисциплины. Тематика лекционных занятий соответствует компетенциям, закрепленным за дисциплиной. В ходе лекции формулируется проблема и пути ее решения, при этом обучающийся должен ориентироваться в рекомендуемых литературных источниках. Преподаватель акцентирует внимание на основных вопросах, которые предстоит изучить самостоятельно.
Для закрепления лекционного материала и подготовки к практикуму обучающийся должен регулярно самостоятельно работать над учебным материалом (в рамках бюджета времени на самостоятельную работу). Преподаватель должен инфомационно-методически обеспечить самостоятельную работу обучающегося, и в ходе аудиторных лекционных, практических занятий и лабораторных работ, расставлять акценты, направлять и контролировать самостоятельную работу обучающегося.
Для контроля текущей успеваемости обучающегося дневной формы обучения согласно календарному плану обучения проходит 2 этапа рейтингового контроля, которые оцениваются в баллах (максимум 50 баллов).
Информационно-методическое обеспечение представленно в тематическом плане дисциплины. Все эти материалы доступны обучающимся имеются в необходимом количестве. Доступ к учебно-методическим материалам возможен с
УП: 400204_51-14-1-11-23.plx
использованием сети INTERNET. Электронные информационные ресурсы представлены на сайте университета http://edu-tpi.donstu.ru. Имеется доступ к электронной библиотечной среде (www.ntb.donstu.ru).
Контроль реализации компетенций, закрепленных за дисциплиной в соответствии с ФГОС СПО осуществляется в соответствии с фондами оценочных средств (ФОС), дополняющими рабочую программу дисциплины.