МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
150216_51-14-1-11-23.plx
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
Рабочая программа составлена:
Заместитель начальника ОИТ АО "Красный гидропресс"
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 14.06.2022 г. № 444)
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч.г.
Председатель
__ _________ 2023 г. № ___
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Новоселова Татьяна Васильевна
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
Протокол заседания ЦМК «» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач;
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Современные представления о культуре безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 2. Модуль № 2 «Безопасность в быту»
Источники опасности в быту. Профилактика и первая помощь при отравлениях /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них. Пожарная безопасность в быту /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Безопасное поведение в местах общего пользования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 3. Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»
Безопасность дорожного движения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Безопасное поведение на разных видах транспорта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 4. Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»
Безопасность в общественных местах. Опасности социально-психологического характера /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Безопасность в общественных местах. Опасности криминального характера /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Безопасность в общественных местах. Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 5. Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»
Безопасность в природной среде. Выживание в автономных условиях
/Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера /Лек/
Экологическая грамотность
и разумное природопользование /Лек/
Раздел 6. Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни /Лек/
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями /Лек/
Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья /Лек/
Психическое здоровье и психологическое благополучие /Пр/
Раздел 7. Модуль № 7 «Безопасность в социуме»
Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе /Пр/
Конфликты и способы их разрешения /Пр/
Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия /Пр/
Психологические механизмы воздействия на большие группы людей /Пр/
Раздел 8. Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Безопасность в цифровой среде /Лек/
Опасности, связанные с использованием программного обеспечения /Пр/
Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде /Пр/
Достоверность информации в цифровой среде.
Защита прав в цифровом пространстве /Пр/
Раздел 9. Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества /Лек/
Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта /Пр/
Противодействие экстремизму и терроризму /Пр/
Раздел 10. Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны /Лек/
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций /Пр/
Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности /Пр/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Что такое «Безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Назовите формулу безопасности. Приведите примеры из жизни.
2.Что такое «Чрезвычайная ситуация»? Напишите схему, отражающую основные понятия, связанные с чрезвычайной ситуацией. Что такое «поражающий фактор»? Приведите примеры.
3.Что такое ЧСПХ? Дайте классификацию (с примерами).
4.Что такое ЧСТХ? Дайте классификацию (с примерами).
5.Классификация ЧС по масштабу.
6.Какой федеральный закон отражает Ваши права и обязанности в области защиты от ЧС? Приветите примеры прав и обязанностей (не менее 3 примеров).
7.Расшифруйте аббревиатуру РСЧС. С какой целью создана данная система. Назовите задачи РСЧС (не менее 5 задач).
8.Расшифруйте аббревиатуру ГО и дайте определение этого понятия. Что является основной целью ГО? Когда начинается введение ГО в стране или отдельной ее части? Кто осуществляет руководство ГО на всех уровнях?
9.Что такое «Инфекционные заболевания»? Перечислите пути передачи инфекции, опишите 1 любой (схема передачи, меры профилактики).
10.Что такое «Инфекционные заболевания»? Дайте понятие «цикличность развития». Что такое иммунитет?
11.Защита населения при ЧС. Назовите основные способы защиты населения при ЧС.
12.Оповещение населения при ЧС. Действия по сигналу «Внимание всем!» (дома, на улице, на учебе).
13.Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Правила поведения в ЗС ГО.
14.Эвакуация населения. Понятия «загородная зона», «безопасный район», «рассредоточение». Действия при получении сигнала о начале эвакуации.
15.Терроризм. ФЗ, определяющий принципы противодействия терроризму в РФ. Правила безопасного поведения при захвате в заложники.
16.Здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека. Приведите примеры ухудшающих и улучшающих здоровье факторов.
17.Здоровый образ жизни. Компоненты ЗОЖ.
18.Семья, брак, условия заключения брака. Функции семьи (не менее 3).
19.Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
20.Воинская обязанность. Компоненты воинской обязанности.
21.Первоначальная постановка на воинский учет. Медицинское освидетельствование.
22.Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
ФОС прикреплен в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшова В. М., Тернер А. Я.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
Айзман Р. И., Айзман Л. К., Балиоз Н. В., Белоглазова С. В., Волобуева Н. А., Добарина И. А., Жигарев О. Л., Ивочкин А. М., Косованова Л. В., Кривощеков С. Г., Мельникова М. М., Мозолевская Н. В., Омельченко И. В., Гиренко Л. А., Слинькова И. П., Ширшова В. М., Шуленина Н. С., Абаскалова Н. П., Айзман Р. И., Кривощеков С. Г., Омельченко И. В.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65283.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/74270.html
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Лопанов А. Н., Фанина Е. А., Гузеева О. Н.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/66669.html
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015
Кунакбаев А. С., Кауашев С. К., Тунгушбаева З. Б., Шыныбекова Ш. С., Кауашев С. К.
Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовые задания
http://www.iprbookshop.ru/67004.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Научно-техническая библиотека Донского государственного технического, https://ntb.donstu.ru
Википедия, свободная интернет-энциклопедия, https://ru.wikipedia.org/
Сайт МЧС России, http://www.mchs.gov.ru
Сайт Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), http://mil.ru/
Сайт Национального антитеррористического комитета, http://nac.gov.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Реализация учебного предмета требует наличие учебного кабинета: кабинет безопасности жизнедеятельности, стрелковый тир (электронный), открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Кабинет безопасности жизнедеятельности, оснащен оборудованием и техническими средствами обучения:
- комплект учебной мебели для всех обучающихся по дисциплине;
- комплект учебной мебели для преподавателя;
- учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);
- комплект учебно-методической документации;
- мультимедийный комплекс, экран, проектор, электронный тир;
- индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;
- тренажер-манекен взрослого пострадавшего «Александр».
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
Методичесие указания в приложении