2023-2024_150216_155-14-1-9-23_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
150216_155-14-1-9-23.plx

15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
4
аудиторные занятия
72
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
техник-технолог
76
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
21 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
48
42
48
42
Практические
24
26
24
26
Итого ауд.
72
68
72
68
Кoнтактная рабoта
72
68
72
68
Сам. работа
4
4
Итого
76
68
76
68
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Преп.
Жуковская С.И.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Главный инженер АО «Красный гидропресс»
_______________________
И.В. Пустовалов 
 
Главный инженер ООО «НАТЭК – Нефтехиммаш»
_______________________
В.В. Лаптев 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 14.06.2022 г. № 444)
 
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 05.07.2023 г.  № 6   

Срок действия программы: 20232027 уч.г.

Председатель

__  _________  2023 г. № ___

Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
 
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

 
стр. 4
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.07 Информационные системы и программирование  на базе среднего общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОГСЭ
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура
2.1.2
Физическая культура
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физическая культура
2.2.2
Иностранный язык в профессиональной деятельности
2.2.3
Инструментальные средства разработки программного обеспечения
2.2.4
Информационное право / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.5
Компьютерные сети
2.2.6
Математическое моделирование
2.2.7
Менеджмент в профессиональной деятельности
2.2.8
Программирование в 1С
2.2.9
Производственная практика
2.2.10
Производственная практика
2.2.11
Психология общения
2.2.12
Разработка кода информационных систем
2.2.13
Современные веб-технологии
2.2.14
Стандартизация, сертификация и техническое документоведение
2.2.15
Экзамен по модулю
2.2.16
Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
2.2.17
Основы философии
2.2.18
Производственная практика
2.2.19
Тестирование информационных систем
2.2.20
Управление и автоматизация баз данных
2.2.21
Экзамен по модулю
2.2.22
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
2.2.23
Подготовка выпускной квалификационной работы
2.2.24
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.25
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
2.2.26
Производственная практика
2.2.27
Сертификация информационных систем
2.2.28
Экзамен по модулю
2.2.29
Экономика отрасли
2.2.30
Математическое моделирование
2.2.31
Менеджмент в профессиональной деятельности
2.2.32
Программирование в 1С
2.2.33
Производственная практика
2.2.34
Психология общения
2.2.35
Разработка кода информационных систем
2.2.36
Современные веб-технологии
2.2.37
Стандартизация, сертификация и техническое документоведение
2.2.38
Экзамен по модулю
2.2.39
Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
2.2.40
Основы философии
2.2.41
Тестирование информационных систем
2.2.42
Управление и автоматизация баз данных
2.2.43
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
2.2.44
Подготовка выпускной квалификационной работы
2.2.45
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.46
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
 
стр. 5
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
2.2.47
Сертификация информационных систем
2.2.48
Экономика отрасли
2.2.49
Физическая культура
2.2.50
Иностранный язык в профессиональной деятельности
2.2.51
Инструментальные средства разработки программного обеспечения
2.2.52
Информационное право / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.53
Компьютерные сети
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при чрезвычайных техногенных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. Основы законодательства о труде, организации охраны труда. Условия труда, причины травматизма на рабочем месте. Основы военной службы и обороны государства. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны. Способы защиты населения от оружия массового поражения. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. Порядок и правила оказания первой помощи.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. Выполнять правила безопасности труда на рабочем месте. Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. Применять первичные средства пожаротушения. Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности. Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. Владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. Оказывать первую помощь.
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации.

 
1.1
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

2. Чрезвычайные ситуации военного времени

3. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций

4. Повышение устойчивости функционирования объекта экономики (ПУФ ОЭ).

5. Защита персонала объекта и населения в чрезвычайных ситуациях

6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

7.МЧС России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

8. Гражданская оборона /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

22
4
0
 
стр. 6
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
1.2
Чрезвычайные ситуации.

1. Разработка мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики (ОЭ).

2. Изучение деятельности штаба ГО объекта.

3.  Определение первичных и вторичных поражающих факторов ЧС природного и техногенного характера.

4. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

16
4
0
 
 
Раздел 2. Основы военной службы

 
2.1
Основы военной службы

1. Особенности военной службы.

2. Воинская обязанность

3. Военнослужащий – защитник своего Отечества.

4. Символы воинской чести.

5. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

16
4
0
 
2.2
Основы военной службы

1.Анализ и применение на практике знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

2. Определение показателей понятий «патриотизм» и «верность воинскому долгу», как основных качествах защитника Отечества. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

6
4
0
 
 
Раздел 3. Основы медицинских знаний

 
3.1
Основы медицинских знаний.

Оказание первой помощи пострадавшим. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

4
4
0
 
3.2
Основы медицинских знаний.

Оказание первой помощи пострадавшим. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

4
4
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прикреплен в приложении
 
5.2. Темы письменных работ
ФОС прикреплен в приложении
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
ФОС прикреплен в приложении
 
ФОС прикреплен в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/65284.html

Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
ЭБС
 
стр. 7
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.2
Рысин Ю. С., Cланов А. К., Яблочников С. Л.
Безопасность жизнедеятельности. Электромагнитное излучение: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/80169.html

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
ЭБС
 
Л1.3
Безопасность жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Айзман, Р.И., Омельченко, И.В.
Основы медицинских знаний: учеб. пособие

М.: КНОРУС, 2016
ЭБС
 
Л2.2
Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю.
Юбилейные даты военной истории России. Год 2016-й: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/63630.html

Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
ЭБС
 
Л2.3
Зиновьева О. М., Мастрюков Б. С., Меркулова А. М., Муравьев В. А., Смирнова Н. А.
Безопасность жизнедеятельности: Лабораторный практикум

http://www.iprbookshop.ru/78555.html

Москва: Издательский Дом МИСиС, 2017
ЭБС
 
Л2.4
Чепегин И. В., Андрияшина Т. В.
Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Теория и практика: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/79268.html

Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017
ЭБС
 
Л2.5
Голицын И.С.
Русская военная история. Часть 1

http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=10336

, 2013
ЭБС
 
Л2.6
Голицын И.С.
Русская военная история. Часть 2

http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=10337

, 2013
ЭБС
 
Л2.7
Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н.
Безопасность жизнедеятельности

https://e.lanbook.com/book/92617

, 2017
ЭБС
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
Балаян С. Е.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Методические рекомендации и задания для самостоятельных работ

http://www.iprbookshop.ru/49924.html

Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
 
Э2
2. ЭБС «Руконт, http://www.rucont.ru/
 
Э3
3. ЭБС «Юрайт», http://www.biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Кабинет безопасности жизнедеятельности
7.2
Столы аудиторные, стулья аудиторные, доска аудиторная, компьютер, мультимедийный комплекс, экран, проектор
7.3
Наглядные пособия (автомобильная аптечка первой помощи, перевязочные средства,  средства иммобилизации, маски с клапанами для искусственного дыхания, носилки и т.д.).
7.4
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего Александр
 
стр. 8
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
7.5
Полоса препятствий
7.6
Стрелковый тир в электронной модификации
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина состоит из теоретической и практической части. Каждая часть содержит как аудиторную работу с преподавателем, так и самостоятельную работу. Рабочая программа дисциплины разработана на основе ФГОС СПО и отвечает требованиям по распределению бюджета времени на изучение дисциплины между аудиторной и самостоятельной работой.

При подготовке к практикуму обучающийся должен воспользоваться методическими указаниями, выданными преподавателями ЦМК.

Теоретическая часть дисциплины содержит разделы, указанные в тематическом плане дисциплины. Тематика лекционных занятий соответствует компетенциям, закрепленным за дисциплиной. В ходе лекции формулируется проблема и пути ее решения, при этом обучающийся должен ориентироваться в рекомендуемых литературных источниках. Преподаватель акцентирует внимание на основных вопросах, которые предстоит изучить самостоятельно.

Для закрепления лекционного материала и подготовки к практикуму обучающийся должен регулярно самостоятельно работать над учебным материалом (в рамках бюджета времени на самостоятельную работу). Преподаватель должен инфомационно-методически обеспечить самостоятельную работу обучающегося, и в ходе аудиторных лекционных, практических занятий и лабораторных работ, расставлять акценты, направлять и контролировать самостоятельную работу обучающегося.

Для контроля текущей успеваемости обучающегося дневной формы обучения согласно календарному плану обучения проходит 2 этапа рейтингового контроля, которые оцениваются в баллах (максимум 50 баллов).

Информационно-методическое обеспечение представленно в тематическом плане дисциплины. Все эти материалы доступны обучающимся имеются в необходимом количестве. Доступ к учебно-методическим материалам возможен с использованием сети INTERNET. Электронные информационные ресурсы представлены на сайте университета http://edu-tpi.donstu.ru. Имеется доступ к электронной библиотечной среде (www.ntb.donstu.ru).

Контроль реализации компетенций, закрепленных за дисциплиной в соответствии с ФГОС СПО осуществляется в соответствии с фондами оценочных средств (ФОС), дополняющими рабочую программу дисциплины.