МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гигиенические основы физической культуры и спорта
490201_51-14-1-9-23.plx
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
директор МБУ СШ N3 в г. Таганроге
директор МОБУ СОШ N 24 в г. Таганроге
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 29.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Гигиенические основы физической культуры и спорта» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина «Гигиенические основы физической культуры и спорта» относится к базовой части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена
49.02.01 Физическая культура на базе основного общего образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Базовые и новые физкультурно - спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки
Теория и история физической культуры и спорта
Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов
Физиология с основами биохимии
Организация физкультурно - спортивной работы
Основы врачебного контроля
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (по профилю специальности)
Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту
Лечебная физическая культура и массаж
Производственная практика (по профилю специальности)
Защита выпускной квалификационной работы
Подготовка выпускной квалификационной работы
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основы гигиены различных возрастных групп занимающихся;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- понятие медицинской группы; гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой;
- вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности; основы профилактики инфекционных заболеваний;
- основы гигиены питания различных возрастных групп занимающихся;
- гигиена физической культуры при проведении занятий на производстве и по месту жительства;
- гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебно-тренировочных занятий;
- гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой и спортом различных возрастных групп занимающихся;
- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом;
- гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов;
- гигиенические основы закаливания; физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании;
- понятие о двигательной активности человека, ее нормирование и поддержание оптимального уровня у различных возрастных групп населения.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих);
- составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;
- определять суточный расход энергии, составлять меню;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях, при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-тренировочного процесса;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований при подготовке спортсменов.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Введение в предмет.Предмет и задачи гигиенических основ физического воспитания. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Личная гигиена спортсменов.Рациональный суточный режим, уход за телом.Гигиенические требования к спортивной одежде и к спортивной обуви. Гигиенические свойства спортивной одежды и обуви. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Защита сообщений на темы: Гигиена кожи. Гигиена тела. Гигиена волос. Гигиена ротовой полости. Гигиена питания. Гигиена спального места. Гигиена одежды. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Формирование здорового образа жизни. Вредные привычки-разрушители здоровья: влияние курения, алкоголя, наркотиков.
Закаливание: принципы закаливания, физиологический механизм.
Профилактика инфекционных заболеваний, мероприятия по предупреждению и борьбе с ними.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Защита сообщений на темы: Закаливание воздухом.
Физиологический механизм закаливания. Закаливание водой. Меры борьбы с алкоголизмом и наркоманией.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Самостоятельная работа обучающихся.
Составление комплекса лечебно-оздоровительной гимнастики; подготовка докладов, рефератов, презентаций.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Гигиенические требования к окружающей среде. Физические и химические свойства воздуха, загрязнение воздуха. Санитарное обследование водоисточников, характеристика питьевой воды: отчистка и обеззараживание.
Акклиматизация.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Защита сообщений на темы: Значение воздуха при двигательной активности. Климат и его влияние на самочувствие. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Акклиматизация спортсменов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Описание методов акклиматизация спортсменов. Подготовка докладов, рефератов, презентаций. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Пищевые рационы и режим питания спортсмена. Калорийность пищи, гигиеническая характеристика пищевых продуктов.
Режим питания спортсмена.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Защита сообщений на темы: Режим питания при двигательной активности. Рациональное питание – залог здоровья. Правильное питание. Переедание и недоедание. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Гигиенические требования к спортивным сооружениям. Требования к строительным материалам.
Ориентация спортивных объектов, освещение, отопление, вентиляция, синтетическое напольное
покрытие.
Открытые и закрытые спортивные сооружения, естественные водоемы, спортивные бассейны.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Гигиена
физического воспитания детей и подростков. Возрастные особенности, гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе
и к местам занятий физической культурой.
Работа с медицинскими группами.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Защита сообщений на темы: Гигиена физического воспитания дошкольников. Гигиена физического воспитания школьников. Гигиена физического воспитания в трудовом коллективе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Вопросы к текущему контролю
Вопросы тестов
Самостоятельная работа
Вопросы к промежуточной аттестации
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Лысова Н. Ф., Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В. М.
Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65272.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
Линич Е. П., Сафонова Э. Э.
Санитария и гигиена питания
https://e.lanbook.com/book/103192
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. пособие
http://biblioclub.ru
Любошенко Т. М., Ложкина Н. И.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Часть 1: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/64957.html
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012
Психология и психогигиена в спорте: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/9860.html
Москва: Советский спорт, 2010
Караулова Л. К., Расулов М. М., Красноперова Н. А.
Гигиена физической культуры и спортивная медицина: Лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие
http://www.iprbookshop.ru/26464.html
Москва: Московский городской педагогический университет, 2011
Гигиена детей и подростков: Протоколы к практическим занятиям для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело
http://www.iprbookshop.ru/27187.html
Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014
Гигиена детей и подростков: Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ для студентов 3 курса обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»
http://www.iprbookshop.ru/27188.html
Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014
Гигиена питания: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям
http://www.iprbookshop.ru/27189.html
Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014
Гигиена труда: Протоколы к практическим занятиям для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело
http://www.iprbookshop.ru/27190.html
Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014
Бурак И. И., Сычик С. И., Шевчук Л. М., Бортновский В. Н., Григорьева С. В., Гузик Е. О., Дроздова Е. В., Зятиков Е. С., Ильюкова И. И., Итпаева-Людчик С. Л., Миклис Н. И., Николаенко Е. В., Соколов С. М., Суворова И. В., Федоренко Е. В., Филонов В. П., Филонюк В. А., Хайрулина С. И., Шевляков В. В., Щербинская И. П., Юркевич А. Б., Бурак И. И., Сычик С. И., Шевчук Л. М.
Гигиена и экология человека: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/48002.html
Минск: Вышэйшая школа, 2015
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для бакалавров
http://www.iprbookshop.ru/59160.html
Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2014
Гигиена питания: Учебно-методическое пособие
http://www.iprbookshop.ru/67037.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
2. ЭБС «Руконт», http://www.rucont.ru/
3. ЭБС «Юрайт», http://www.biblio-online.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Лаборатория физической и функциональной диагностики
комплект учебной мебели для всех обучающихся по дисциплине;
комплект учебной мебели для преподавателя;
учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);
комплект учебно-методической документации;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
компьютер, переносной мультимедийный комплекс, экран, проектор
кушетка смотровая широкая;
шкаф медицинский одностворчатый;
весы медицинские электронные;
спирометр ССП; Динамометр;
тренажер-манекен взрослого пострадавшего Александр
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)