МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия и физиология человека
490201_51-14-1-9-23.plx
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Анатомия и физиология человека
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2025 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Анатомия и физиология человека» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся системных знаний в области физиологии и анатомии человека, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей по специальности 49.02.01 Физическая культура
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Изучается на базе среднего общего образования.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Легкая атлетика с методикой преподавания
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Безопасность жизнедеятельности
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Легкая атлетика с методикой преподавания
Гигиенические основы физической культуры и спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
строение тканей, органов и систем, их функции;
законы наследственности и наследственные заболевания;
правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действия при чрезвычайных ситуациях.
ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;
оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи гражданам при состояниях и заболеваниях, угрожающих
соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действия при чрезвычайных ситуациях.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Учение о тканях
Введение. Анатомия и физиология – науки.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Кость как орган. Виды соединения костей. Череп. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Скелет туловища. Скелет верхних и нижних конечностей. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Скелет верхней конечности, Движения в суставах верхней конечности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Роль мышечной системы в организме. Расположение, значение скелетных мышц, мышечные группы
.Мышца как орган, структурно-функциональная единица – мышечное волокно, миофибрилла. Виды мышц.
. Мышцы головы: жевательные, мимические. Мышцы спины, их функции. Мышцы груди: поверхностные, собственные мышцы груди.
. Мышцы живота – расположение, функции. Мышцы верхней и нижней конечностей – расположение, функции.
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Раздел 3. Нервная система
Анатомия и физиология спинного мозга
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология спинного мозга. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология головного мозга.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология головного мозга. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология вегетативной нервной системы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Синапс – понятие, виды, механизм передачи возбуждения в синапсах. Рефлекторная дуга. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Раздел 4. Внутренняя среда организма. Кровь
Анатомо-физиологические особенности системы крови.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Состав и свойства крови. Гемостаз. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Раздел 5. Эндокринная система
Анатомо-физиологические особенности желез внутренней секреции.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Анатомо-физиологические особенности желез внутренней секреции. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология анализаторов.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Зрительный, вкусовой и обонятельный анализаторы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Слуховой и вестибулярный анализаторы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Раздел 7. Анатомо-физиологические особенности крово- и лимфообращения
Анатомия и физиология сердца. Круги кровообращения. Анатомо-физиологические основы лимфообращения
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология сердца. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Движение крови по сосудам. Артериальное давление, пульс. Анатомо-физиологические основы лимфообращения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Раздел 8. Дыхательная система
Анатомия и физиология органов дыхания.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия органов дыхания. Физиология органов дыхания.
/Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Раздел 9. Пищеварительная система
Анатомия и физиология органов пищеварительного тракта
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология больших пищеварительных желез
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология органов пищеварительной системы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Толстая кишка – расположение, отделы, функции. Состав кишечного сока. Кишечный сок – свойства, состав, функции. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Раздел 10. Анатомо-физиологические основы органов выделения и репродукции
Анатомия и физиология органов мочеобразования и мочевыделения.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология органов мочеобразования и мочевыделения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиологии половой системы. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Анатомия и физиология половой системы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Содержатся в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Содержатся в фонде оценочных средств.
Находится в фонде оценочных средств.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Анатомия человека: Учеб. пособие
http //ntb.donstu.ru/znanium.com
Ланцова Н. Н., Орлов Ф. В., Романова Л. П., Романов В. О.
Анатомия и физиология центральной нервной системы: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/72795.html
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учебник для студ. СПО
6.1.2. Дополнительная литература
Возрастная анатомия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/64945.html
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012
Лысова Н. Ф., Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В. М.
Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65272.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Добротворская С. Г., Жукова И. В.
Анатомия и физиология основных систем и органов человека: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/79265.html
Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00684-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/471142 (основная литература), URL: https://www.urait.ru/bcode/471142
Фонсова, Н. А. Анатомия центральной нервной системы: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Фонсова, В. А. Дубынин, И. Ю. Сергеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 338 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00669-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/470863 (дополнительная литература), URL: https://www.urait.ru/bcode/470863
Караханян, К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач: учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 72 с. — ISBN 978-5-8114-7453-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160133 (дополнительная литература), URL: https://e.lanbook.com/book/160133
Брин, В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах: учебное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-8114-7040-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154378 (дополнительная), URL: https://e.lanbook.com/book/154378
Брусникина, О. А. Анатомия и физиология человека. Практикум для студентов фармацевтических колледжей: учебное пособие для спо / О. А. Брусникина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 108 с. — ISBN 978-5-8114-9226-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189281 (дополнительная литература), URL: https://e.lanbook.com/book/189281
Мустафина, И. Г. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие для спо / И. Г. Мустафина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 388 с. — ISBN 978-5-8114-9185-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187804 (дополнительная литература), URL: https://e.lanbook.com/book/187804
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/
Электронная библиотечная система "Лань" http://e.lanbook.com
Электронная библиотечная система "Консультант студента" https://www.studentlibrary.ru/
Электронная библиотечная система "IPRbooks"http://www.iprbookshop.ru/
Электронно-библиотечная система "Znanium.com" http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://urait.ru/
Электронная библиотечная система «Руконт» https://lib.rucont.ru/search
База электронных учебно-методических материалов ДГТУ https://ntb.donstu.ru/content/elektronno-informacionnye- resursy
Справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
Информационно-справочная система «Техэксперт: нормы, правила, стандарты и законодательство России» https://xn--e1aaougdegv4f.xn--80aswg/normy-pravila-standarty-i-zakonodatelstvo-rossii
Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека». https://rusneb.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Кабинет «Анатомия и физиология человека».
Место преподавателя, столы ученические, стулья ученические, сенсорная LCD-доска, шкафы. Оборудование и технические средства обучения: комплект принадлежностей для изучения биологических объектов, набор анатомический, светильник медицинский хирургический, мультимедийное оборудование (проектор, экран проекционный, системный блок, аудиоколонка).
Презентационный материал, плакаты.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, оснащенное компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду института. Кабинет для самостоятельной работы обучающихся. Оснащение: компьютерные столы, стулья, персональные компьютеры, подключенные к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивающие доступ в электронную информационно-образовательную среду.Созданы условия для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. Оснащение: компьютерные столы, стулья, персональные компьютеры, подключенные к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивающие доступ в электронную информационно-образовательную среду. Созданы условия для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)