2023-2024_490201_51-14-1-9-23_plx_Физика
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физика
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
490201_51-14-1-9-23.plx

49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
1
аудиторные занятия
100
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
Педагог по физической культуре и спорту
101
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 5/6
23 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
22
22
38
38
Практические
16
16
46
46
62
62
Итого ауд.
32
32
68
68
100
100
Кoнтактная рабoта
32
32
68
68
100
100
Сам. работа
1
1
1
1
Итого
32
32
69
69
101
101
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Кучеров В.В.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Директор МОБУ СОШ №36 
_______________________
Сирота Л.И.
 
Директор МБУ СШ №3
_______________________
С.И.Саламатин
 
Физика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
 
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 05.07.2023 г.  № 5   

Срок действия программы: 2023-2028 уч.г.

Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Бычкова Мария Владимировна
__________________
Воловская Татьяна Викторовна
 
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Физика» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Бычкова Мария Владимировна
 
стр. 4
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
1.1. Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по  49.02.01 Физическая культура
1.2
реализуемой на базе основного общего образования.
1.3
Программа разработана на основании требований ФГОС среднего общего образования с учетом профессиональной направленности получаемой профессии/специальности. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне отводится четыре зачетные единицы.
1.4
В зависимости от профессиональной направленности получаемой профессии/специальности среднего профессионального образования преподаватель самостоятельно определяет  последовательность изучения и объем часов, отводимый на изучение отдельных тем, а так же может проводить лабораторные работы по своему усмотрению с учётом имеющегося оборудования.
1.5
формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
1.6
• формирование естественно-научной грамотности;
1.7
• овладение специфической системой физических понятий,
1.8
терминологией и символикой;
1.9
• освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
1.10
• овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
1.11
• овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
1.12
• формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
1.13
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных
1.14
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика
2.1.2
Биология
2.1.3
Информатика
2.1.4
Биология *
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Химия
2.2.2
Безопасность жизнедеятельности
2.2.3
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
3.1.1
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
3.1.2
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,  элементарный электрический заряд;
3.1.3
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
3.1.4
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
3.2.2
• выдвигать гипотезы и строить модели,
3.2.3
• применять полученные знания по физике для объяснения
3.2.4
разнообразных физических явлений и свойств веществ;
3.2.5
• практически использовать физические знания;
3.2.6
• оценивать достоверность естественно-научной информации;
3.2.7
• использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.8
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
3.2.9
• отличать гипотезы от научных теорий;
3.2.10
• делать выводы на основе экспериментальных данных;
3.2.11
• приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
3.2.12
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики,лазеров;
3.2.13
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.
3.2.14
• применять полученные знания для решения физических задач;
3.2.15
• определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*; измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей. 
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Введение.

Физика и методы научного познания. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания

природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических   законов   и   теорий.   Принцип   соответствия.   Понятие   о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении профессий и специальностей СПО

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Механика 

 
стр. 6
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
2.1
Тема 2.1 Основы кинематики Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и   средняя   скорости.   Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость.

Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

1
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
2.2
Тема 2.2 Основы динамики  Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.

Невесомость. Силы упругости. Силы трения.  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

1
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
2.3
Тема 2.3 Законы сохранения в механике Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики.  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

1
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
2.4
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика

 
стр. 7
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
3.1
Тема 3.1 Основы молекулярно - кинетической теории Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температуры.  Абсолютный нуль температуры.  Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная

  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
3.2
Тема 3.2  Основы термодинамики Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
стр. 8
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
3.3
Тема 3.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.

Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
3.4
Контрольная работа "Молекулярная физика и термодинамика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
3.5
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
 
Раздел 4. Электродинамика

 
4.1
Тема 4.1 Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между

напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
4.2
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
стр. 9
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
4.3
Тема 4.2 Законы постоянного тока Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.

Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.

Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—

Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею.  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
4.4
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
4.5
Контрольная работа "Электрическое поле. Законы постоянного тока" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
4.6
Тема 4.3 Электрический ток в различных средах Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.

Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
1
0
 
4.7
Зачетное занятие (Контрольная работа) /Пр/

2
1
0
 
стр. 10
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
4.8
Тема 4.4 Магнитное поле Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
4.9
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

6
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
4.10
Тема 4.5 Электромагнитная индукция

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
4.11
Решение задач с профессиональной направленностью /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

6
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Колебания и волны 

 
5.1
Тема 5.1  Механические колебания и волны Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник.

Вынужденные механические колебания. Резонанс.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
5.2
Решение задач с профессиональной направленностью /Пр/

6
2
0
 
стр. 11
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
5.3
Тема 5.2 Электромагнитные колебания и волны Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
5.4
Контрольная работа "Колебания и волны /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

6
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
5.5
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

6
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Оптика 

 
6.1
Тема 6.1 Природа света Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.

Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
6.2
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/

6
2
0
 
стр. 12
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
6.3
Тема 6.2 Волновые свойства света Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.

Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
6.4
Тема 6.3 Специальная теория относительности Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
 
Раздел 7. Раздел 7. Квантовая физика 

 
7.1
Тема 7.1 Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты

П.Н.Лебедева и Н.И.Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Применение фотоэффекта

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
стр. 13
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
7.2
Тема 7.2  Физика атома и атомного ядра Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты

Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Радиоактивность.  Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения.

Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
7.3
Контрольная работа № 6 «Квантовая физика»  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

6
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
 
Раздел 8. Раздел 8. Строение Вселенной 

 
8.1
Тема 8.1  Строение Солнечной системы Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной системы.

Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
8.2
Тема 7.2  Эволюция Вселенной Звёзды, их основные характеристики. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла.

Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика.  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
8.3
Решение задач с профессиональной направленностью  /Пр/

4
2
0
 
8.4
Самостоятельная работа /Ср/

1
2
0
 
8.5
Зачетное занятие  /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

0
ОК 01. ОК 02. ОК 04.
2
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
стр. 14
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Дмитриева Е. И.
Физика: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/79822.html

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
ЭБС
 
Л1.2
Дмитриева,В.Ф.
Физика для  прфессий и специальностей технического профиля.Лабораторный практикум    : учеб. пособие для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Т.С. Беликова, И.В. Мардасова, Т.В. Шкиль
Механические колебания : лабораторный практикум по физике: лабораторный практикум

https://ntb.donstu.ru/content/mehanicheskie-kolebaniya-laboratornyy-praktikum-po-fizike

, 2018
ЭБС
 
Л2.2
Демидова А. А., Строковская С. Е., Батищева Ю. Н., Корчагина В. А.
Изучение электростатического поля. Эквипотенциальные поверхности: Методические указания к лабораторной работе № 22 по дисциплине «Физика»

http://www.iprbookshop.ru/55087.html

Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2012
ЭБС
 
Л2.3
Касаткина, И.Л.
Репетитор по физике. Теория: Колебания и волны. Оптика. Элементы теории относительности. Физика атома и атомного ядра: [Учеб. пособие]

Ростов н/Д.: Феникс, 2003
ЭБС
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».
7.2
Оборудование учебного кабинета:
7.3
• посадочные места по количеству обучающихся;
7.4
• рабочее место преподавателя;
7.5
• комплект учебно-наглядных пособий;
7.6
• типовые комплекты учебного оборудования физики;
7.7
• стенд для изучения правил ТБ.
7.8
7.9
Технические средства обучения:
7.10
• Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
7.11
• Электронная доска или мультимедиапроектор.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общие указания

 
стр. 15
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
Восприятие учебной лекции преследует цель получения фактов, осуществления анализа и оценки ее содержания, поэтому рекомендуется вести конспект лекций (запись в виде тезисов), который помогает сконцентрироваться при слушании.

Для эффективного слушания и конспектирования лекций по курсу ТДиТП студентам необходимо уметь анализировать услышанное: осознавать образовательную и развивающую цели лекции, понимать, как преподаватель определяет, раскрывает и ограничивает тему, какие проблемы акцентирует, какие аргументы и доказательства приводит, какие пояснения дает, какие использует примеры, как резюмирует свои идеи и связывает их с темой, какую терминологию использует.

Студентам настоятельно рекомендуется посещать все аудиторные занятия и в ходе лекционных – вести конспект.

Полезно развивать умение слушать критически: связывать материал лекции с уже имеющимися у студентов знаниями из предыдущих дисциплин. Важно опираться на принципы рационального конспектирования: использования плана лекции, стремления понять логику рассуждения в целом, применение различных способов структурирования и рубрицирования текста (короткие абзацы, подчеркивания, символы и проч.), свертывания фраз, сокращения слов и т.п. Рекомендуется периодически перечитывать конспекты и сравнивать новые записи с уже сделанными ранее. Перед рубежным контролем их следует изучить более тщательно.

Подготовка к практическим и лабораторным занятиям должна вестись в соответствии с предлагаемым планом и заданиями. При разработке вопросов необходимо ознакомиться с соответствующей теоретической и методической литературой, подготовить перечень используемых формул на отдельном листе, владеть информацией, уметь отвечать на предполагаемые вопросы.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины ТДиТП, закрепление и углубление полученных знаний и навыков в ходе лекционных, и практических занятий, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Самостоятельная работа студентов, изучающих курс ТДиТП, включает в себя знакомство с материалом рекомендуемых источников, регулярную проработку лекционного материала, подготовку к практическим  и лабораторным занятиям, работу с учебной литературой, подготовку к экзаменам.

Рекомендуется использовать ресурсы глобальной сети Интернет, с целью расширения кругозора, выяснения деталей и нюансов изучаемых вопросов, использования научной литературы и необходимых справочных источников.

При суммировании итогового рейтинга студента, кроме обязательных видов контроля, принимаются во внимание следующие виды учебной деятельности:

- посещение и творческая работа студентов на лекциях (активное участие при прослушивании проблемных лекций, приведение примеров на лекции, участие в обсуждении и т.д.);

- изучение тем, вынесенных на самостоятельную работу.

- выполнение заданий повышенной сложности по желанию.

Если учебные занятия проводятся с использованием ЭО и ДОТ, то при их организации и проведении необходимо руководствоваться соответствующими Методическими рекомендациями.

Методические рекомендации к практическим занятиям (решение задач)

Самостоятельное решение задач является необходимым условием успешного изучения курса ТДиТП. Решение задач помогает успешно освоить теоретический материал, понять смысл законов, закрепляет в памяти математические соотношения законов, прививает навыки и формирует умения по практическому использованию теоретических знаний. Следует отметить, что для решения задач (в частности, по физике, а также по данному курсу) не существует универсального алгоритма. Тем не менее, при решении задач рекомендуется придерживаться следующей схемы, которая зачастую помогает успешно решить задачу.

1. Сделать рисунок или схему (если это возможно), поясняющие содержание задачи, где указать все физические величины, которые помогают понять процесс в рассматриваемой задаче, а также величины, которые используются при решении задачи и могут быть пояснены на рисунке.

2. Записать после слова «Дано: » все величины с числовыми значениями, которые используются при решении задачи, в том числе, взятые из таблиц. Физические величины записываются в системе СИ с указанием их размерностей. После слова «Найти: » записать все величины или соотношения между ними, которые необходимо определить по условию задачи.

3. Записать выражения законов, на которых базируется решение задачи (законы, которыми описываются процессы, указанные в задаче), и привести расшифровку всех буквенных обозначений. Далее необходимо проанализировать полученные уравнения и попытаться мысленно представить последовательность действий по определению неизвестной величины.

4. Задачу необходимо решать в общем виде, т.е. выразить искомую величину в виде формулы, в которую входят все величины, указанные после слова «Дано:». Не допускается вычисление промежуточных величин. Числовые значения (без размерности) подставляются только в конечную (рабочую) формулу, выражающую искомую неизвестную величину.

5. Произвести проверку на размерность. Для этого подставить в рабочую формулу наименования единиц величин и убедиться в правильности наименования искомой величины.

6. Оценить правдоподобность числового ответа. Иногда такая оценка помогает своевременно обнаружить ошибочность полученного результата и устранить её. Например, КПД двигателя не может быть больше единицы; давление газа, его объем – величины положительные и т.д.

7. Каждый этап решения задачи сопровождается краткими и исчерпывающими пояснениями.

Прежде чем начинать самостоятельно решать задачи, рекомендуем ответить на соответствующие вопросы из списка ориентировочных вопросов к экзамену, затем внимательно разобрать помещенные в сборнике примеры решения задач, а также задачи, выполненные с преподавателем в аудитории.

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ

К лабораторной работе студенты должны готовиться заранее. Подготовка к лабораторной работе предусматривает 

 
стр. 16
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
ознакомление с теоретическим материалом. Перед выполнением лабораторной работы необходимо внимательно ознакомиться с описанием лабораторной работы, уяснить, в чем состоят цель и рабочее задание.

Теоретические сведения, приведенные в методических указаниях по выполнению лабораторных работ, содержат минимум учебного материала, необходимый для подготовки и выполнения лабораторной работы. Поэтому при подготовке к выполнению лабораторной работы необходимо изучить соответствующие разделы учебника или учебного пособия, рекомендованного преподавателем.

Для выполнения лабораторной работы необходимо оформить отчет. Он оформляется индивидуально каждым студентом, выполнившим необходимые эксперименты (независимо от того, выполнялся ли эксперимент индивидуально или в составе группы студентов). Объём отчёта должен быть оптимальным для понимания того, что и как сделал студент, выполняя работу.

Возможны несколько вариантов оформления отчета:

– на белой бумаге форматом А4 с одной стороны листа с применением печатающих устройств вывода ЭВМ. Формулы и схемы при этом должны быть аккуратно вписаны от руки синей или черной пастой;

– на белой бумаге форматом А4 с одной стороны листа в рукописном виде, с четким и разборчивым почерком;

– на двойных тетрадных листах в клетку, при этом допускается писать на обеих сторонах.

Отчет по лабораторной работе обязательно должен включать следующие пункты.

1. Титульный лист.

Титульный лист является первым листом отчета. Он не нумеруется. Следующая за титульным листом страница нумеруется цифрой 2. Пример оформления титульного листа приводится в конце данного пункта.

2. Цель работы.

Цель работы отражает тему лабораторной работы, а также конкретные задачи, поставленные студенту на период выполнения работы.

3. Приборы и принадлежности.

В данном пункте необходимо перечислить приборы и оборудование, с помощью которых исследовалось физическое явление и измерялись физические величины.

4. Краткие теоретические сведения.

В данном пункте необходимо привести основные понятия и законы изучаемого в работе явления или процесса. Объем этого пункта не должен превышать 1/3 части всего отчета.

5. Описание экспериментальной установки и методики эксперимента.

В данном пункте приводится схема экспериментальной установки с кратким описанием её работы, излагается методика проведения эксперимента.

6. Расчетные формулы.

В данном пункте приводятся только те формулы, которые будут использованы для определения численных значений физических величин. Все промежуточные формулы не приводятся.

7. Выполнение работы.

В этом пункте приводятся непосредственно результаты, полученные в ходе выполнения лабораторной работы: экспериментально определенные значения физических величин и результаты косвенных измерений, таблицы, графики, диаграммы.

8. Выводы по работе.

В этом пункте формулируются выводы по работе, содержание которых зависит от цели работы.

В тех случаях, когда целью работы является изучение каких- либо законов, то в выводах необходимо сделать заключение о том, подтверждаются ли экспериментом рассматриваемые законы или нет.

В тех случаях, когда в ходе выполнения лабораторной работы определяются известные константы, в выводах необходимо привести сравнение полученных результатов с табличными значениями констант.

В выводах нужно также указать возможные причины расхождения теоретических и практических результатов.

Текущий контроль успеваемости проводится с целью обеспечения своевременной обратной связи, для коррекции и активизации работы обучающихся. С другой стороны, текущий контроль обучающихся служит для оценки объёма и уровня усвоения обучающимся учебного материала в соответствии с её рабочей программой.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Физика» проводится в форме дифференцированного зачёта (1 семестр) и экзамена (2 семестр).

Форма и порядок проведения экзамена

1. Экзамен является формой итоговой оценки качества освоения обучающимся образовательной программы по дисциплине. По результатам экзамена обучающимся выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

2. Экзамен проводиться в форме устного опроса по билетам (вопросам), с предварительной подготовкой. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

3. Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии, предусмотренной учебным планом.

4. Экзамен начинается в указанное в расписании время, и проводиться в отведенной для этого аудитории.

5. Преподаватель принимает экзамен только при наличии надлежащим образом оформленной зачетной книжки.

6. Результат экзамена (количество баллов) объявляется студенту непосредственно после его сдачи.

Положительная оценка выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося.

7. Обучающийся, допущенный к экзамену, но получивший при проведении экзаменационной процедуры менее 41 балла считается не сдавшим экзамен и имеющим академическую задолженность.

7. В случае неявки обучающегося для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».

 
стр. 17
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
8. В случае использования обучающегося в процессе экзамена недопустимых дополнительных материалов (шпаргалки, и т.д.), несанкционированных технических средств, экзаменатор обязан поставить оценку «неудовлетворительно».

Критерии оценки устного ответа, обучающегося на экзамене.

Выставление баллов за ответ на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний обучающегося.

При оценивании ответа экзаменатор учитывает не только знание фактического материала по программе, умение решать задачи, но и логику, структуру, стиль ответа, уровень самостоятельного мышления, манеру общения, степень готовности к обсуждению вопросов, не вошедших в экзаменационный билет.

Оценка «отлично» (81-100 баллов) выставляется обучающемуся, за:

полный, развернутый ответ на поставленные в билете вопросы; совокупность осознанных глубоких знаний всего учебно-программного материала;

ответ, в котором прослеживается четкая структура, логическая последовательность; ответ, отражающий сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений;

умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой;

усвоение основной литературы, и знакомый с дополнительной литературой рекомендованной программой;

умение самостоятельно пополнять и обновлять свои знания в ходе дальнейшей учебы.

Максимальный балл не ставится в случаях:

пропусков обучающимся лекционных и лабораторных занятий по неуважительным причинам;

неправильных ответов на дополнительные вопросы преподавателя;

если при ответе допущены незначительные недочеты в определении понятий и/или описании законов, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа.

Оценка «хорошо» (61-80 баллов) выставляется обучающемуся, за:

ответ, содержащий в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала (допущены неточности или незначительные ошибки, исправленные обучающимся с помощью преподавателя);

ответ, в котором прослеживается четкая структура и логическая последовательность;

совокупность осознанных знаний всего учебно-программного материала;

умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой;

усвоение основной литературой, рекомендованной программой;

умение самостоятельно пополнять и обновлять свои знания в ходе дальнейшей учебы.

В случаях систематических пропусков обучающимся лекционных и лабораторных занятий по неуважительным причинам ему выставляется не более 75 баллов.

Оценка «удовлетворительно» (41-60 баллов) выставляется обучающемуся, если обучающийся:

допустил незначительные ошибки при выполнении экзаменационных заданий, но исправленные им под руководством преподавателя;

дал ответ, который содержит поверхностные знания важнейших разделов программы;

имеет затруднения с использованием понятийного аппарата и терминологии курса;

имеет стремление логически четко построить ответ;

имеет знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 41 балла) выставляется, если:

- обучающийся имеет представление о содержании дисциплины, но не знает основные положения (темы, раздела, закона и т.д.), к которому относится задание, не способен выполнить задание с очевидным решением- у обучающегося имеются существенные пробелы в знании основного материала по дисциплине;

- в процессе ответа по теоретическому материалу, содержащемуся в вопросах экзаменационного билета, допущены принципиальные ошибки при изложении материала.