ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
Юриспруденция
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
Срок действия программы: 2023-2028 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
__ _________ ____г. № ___
ции
Физика и методы научного познания. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении профессий и специальностей СПО
/Лек/
Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела
/Лек/
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
/Лек/
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики.
/Лек/
/Лек/
/Лек/
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел.
/Лек/
напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов
/Лек/
Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.
Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—
Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею.
/Лек/
Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы.
/Лек/
/Лек/
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
/Лек/
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение
/Лек/
/Лек/
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
/Лек/
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
/Лек/
/Лек/
П.Н.Лебедева и Н.И.Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Применение фотоэффекта
/Лек/
Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения.
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
/Лек/
Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд.
/Лек/
Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика.
/Лек/
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
http://www.iprbookshop.ru/79822.html
https://ntb.donstu.ru/content/mehanicheskie-kolebaniya-laboratornyy-praktikum-po-fizike
http://www.iprbookshop.ru/55087.html
Восприятие учебной лекции преследует цель получения фактов, осуществления анализа и оценки ее содержания, поэтому рекомендуется вести конспект лекций (запись в виде тезисов), который помогает сконцентрироваться при слушании.
Для эффективного слушания и конспектирования лекций по курсу ТДиТП студентам необходимо уметь анализировать услышанное: осознавать образовательную и развивающую цели лекции, понимать, как преподаватель определяет, раскрывает и ограничивает тему, какие проблемы акцентирует, какие аргументы и доказательства приводит, какие пояснения дает, какие использует примеры, как резюмирует свои идеи и связывает их с темой, какую терминологию использует.
Студентам настоятельно рекомендуется посещать все аудиторные занятия и в ходе лекционных – вести конспект.
Полезно развивать умение слушать критически: связывать материал лекции с уже имеющимися у студентов знаниями из предыдущих дисциплин. Важно опираться на принципы рационального конспектирования: использования плана лекции, стремления понять логику рассуждения в целом, применение различных способов структурирования и рубрицирования текста (короткие абзацы, подчеркивания, символы и проч.), свертывания фраз, сокращения слов и т.п. Рекомендуется периодически перечитывать конспекты и сравнивать новые записи с уже сделанными ранее. Перед рубежным контролем их следует изучить более тщательно.
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям должна вестись в соответствии с предлагаемым планом и заданиями. При разработке вопросов необходимо ознакомиться с соответствующей теоретической и методической литературой, подготовить перечень используемых формул на отдельном листе, владеть информацией, уметь отвечать на предполагаемые вопросы.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины ТДиТП, закрепление и углубление полученных знаний и навыков в ходе лекционных, и практических занятий, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
Самостоятельная работа студентов, изучающих курс ТДиТП, включает в себя знакомство с материалом рекомендуемых источников, регулярную проработку лекционного материала, подготовку к практическим и лабораторным занятиям, работу с учебной литературой, подготовку к экзаменам.
Рекомендуется использовать ресурсы глобальной сети Интернет, с целью расширения кругозора, выяснения деталей и нюансов изучаемых вопросов, использования научной литературы и необходимых справочных источников.
При суммировании итогового рейтинга студента, кроме обязательных видов контроля, принимаются во внимание следующие виды учебной деятельности:
- посещение и творческая работа студентов на лекциях (активное участие при прослушивании проблемных лекций, приведение примеров на лекции, участие в обсуждении и т.д.);
- изучение тем, вынесенных на самостоятельную работу.
- выполнение заданий повышенной сложности по желанию.
Если учебные занятия проводятся с использованием ЭО и ДОТ, то при их организации и проведении необходимо руководствоваться соответствующими Методическими рекомендациями.
Методические рекомендации к практическим занятиям (решение задач)
Самостоятельное решение задач является необходимым условием успешного изучения курса ТДиТП. Решение задач помогает успешно освоить теоретический материал, понять смысл законов, закрепляет в памяти математические соотношения законов, прививает навыки и формирует умения по практическому использованию теоретических знаний. Следует отметить, что для решения задач (в частности, по физике, а также по данному курсу) не существует универсального алгоритма. Тем не менее, при решении задач рекомендуется придерживаться следующей схемы, которая зачастую помогает успешно решить задачу.
1. Сделать рисунок или схему (если это возможно), поясняющие содержание задачи, где указать все физические величины, которые помогают понять процесс в рассматриваемой задаче, а также величины, которые используются при решении задачи и могут быть пояснены на рисунке.
2. Записать после слова «Дано: » все величины с числовыми значениями, которые используются при решении задачи, в том
3. Записать выражения законов, на которых базируется решение задачи (законы, которыми описываются процессы, указанные в задаче), и привести расшифровку всех буквенных обозначений. Далее необходимо проанализировать полученные уравнения и попытаться мысленно представить последовательность действий по определению неизвестной величины.
4. Задачу необходимо решать в общем виде, т.е. выразить искомую величину в виде формулы, в которую входят все величины, указанные после слова «Дано:». Не допускается вычисление промежуточных величин. Числовые значения (без размерности) подставляются только в конечную (рабочую) формулу, выражающую искомую неизвестную величину.
5. Произвести проверку на размерность. Для этого подставить в рабочую формулу наименования единиц величин и убедиться в правильности наименования искомой величины.
6. Оценить правдоподобность числового ответа. Иногда такая оценка помогает своевременно обнаружить ошибочность полученного результата и устранить её. Например, КПД двигателя не может быть больше единицы; давление газа, его объем – величины положительные и т.д.
7. Каждый этап решения задачи сопровождается краткими и исчерпывающими пояснениями.
Прежде чем начинать самостоятельно решать задачи, рекомендуем ответить на соответствующие вопросы из списка ориентировочных вопросов к экзамену, затем внимательно разобрать помещенные в сборнике примеры решения задач, а также задачи, выполненные с преподавателем в аудитории.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ
К лабораторной работе студенты должны готовиться заранее. Подготовка к лабораторной работе предусматривает ознакомление с теоретическим материалом. Перед выполнением лабораторной работы необходимо внимательно ознакомиться с описанием лабораторной работы, уяснить, в чем состоят цель и рабочее задание.
Теоретические сведения, приведенные в методических указаниях по выполнению лабораторных работ, содержат минимум учебного материала, необходимый для подготовки и выполнения лабораторной работы. Поэтому при подготовке к выполнению лабораторной работы необходимо изучить соответствующие разделы учебника или учебного пособия, рекомендованного преподавателем.
Для выполнения лабораторной работы необходимо оформить отчет. Он оформляется индивидуально каждым студентом, выполнившим необходимые эксперименты (независимо от того, выполнялся ли эксперимент индивидуально или в составе группы студентов). Объём отчёта должен быть оптимальным для понимания того, что и как сделал студент, выполняя работу.
Возможны несколько вариантов оформления отчета:
– на белой бумаге форматом А4 с одной стороны листа с применением печатающих устройств вывода ЭВМ. Формулы и схемы при этом должны быть аккуратно вписаны от руки синей или черной пастой;
– на белой бумаге форматом А4 с одной стороны листа в рукописном виде, с четким и разборчивым почерком;
– на двойных тетрадных листах в клетку, при этом допускается писать на обеих сторонах.
Отчет по лабораторной работе обязательно должен включать следующие пункты.
1. Титульный лист.
Титульный лист является первым листом отчета. Он не нумеруется. Следующая за титульным листом страница нумеруется цифрой 2. Пример оформления титульного листа приводится в конце данного пункта.
2. Цель работы.
Цель работы отражает тему лабораторной работы, а также конкретные задачи, поставленные студенту на период выполнения работы.
3. Приборы и принадлежности.
В данном пункте необходимо перечислить приборы и оборудование, с помощью которых исследовалось физическое явление и измерялись физические величины.
4. Краткие теоретические сведения.
В данном пункте необходимо привести основные понятия и законы изучаемого в работе явления или процесса. Объем этого пункта не должен превышать 1/3 части всего отчета.
5. Описание экспериментальной установки и методики эксперимента.
В данном пункте приводится схема экспериментальной установки с кратким описанием её работы, излагается методика проведения эксперимента.
6. Расчетные формулы.
В данном пункте приводятся только те формулы, которые будут использованы для определения численных значений физических величин. Все промежуточные формулы не приводятся.
7. Выполнение работы.
В этом пункте приводятся непосредственно результаты, полученные в ходе выполнения лабораторной работы: экспериментально определенные значения физических величин и результаты косвенных измерений, таблицы, графики, диаграммы.
8. Выводы по работе.
В этом пункте формулируются выводы по работе, содержание которых зависит от цели работы.
В тех случаях, когда целью работы является изучение каких- либо законов, то в выводах необходимо сделать заключение о том, подтверждаются ли экспериментом рассматриваемые законы или нет.
В тех случаях, когда в ходе выполнения лабораторной работы определяются известные константы, в выводах необходимо привести сравнение полученных результатов с табличными значениями констант.
В выводах нужно также указать возможные причины расхождения теоретических и практических результатов.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Физика» проводится в форме дифференцированного зачёта (1 семестр) и экзамена (2 семестр).
Форма и порядок проведения экзамена
1. Экзамен является формой итоговой оценки качества освоения обучающимся образовательной программы по дисциплине. По результатам экзамена обучающимся выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
2. Экзамен проводиться в форме устного опроса по билетам (вопросам), с предварительной подготовкой. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.
3. Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии, предусмотренной учебным планом.
4. Экзамен начинается в указанное в расписании время, и проводиться в отведенной для этого аудитории.
5. Преподаватель принимает экзамен только при наличии надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
6. Результат экзамена (количество баллов) объявляется студенту непосредственно после его сдачи.
Положительная оценка выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося.
7. Обучающийся, допущенный к экзамену, но получивший при проведении экзаменационной процедуры менее 41 балла считается не сдавшим экзамен и имеющим академическую задолженность.
7. В случае неявки обучающегося для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».
8. В случае использования обучающегося в процессе экзамена недопустимых дополнительных материалов (шпаргалки, и т.д.), несанкционированных технических средств, экзаменатор обязан поставить оценку «неудовлетворительно».
Критерии оценки устного ответа, обучающегося на экзамене.
Выставление баллов за ответ на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний обучающегося.
При оценивании ответа экзаменатор учитывает не только знание фактического материала по программе, умение решать задачи, но и логику, структуру, стиль ответа, уровень самостоятельного мышления, манеру общения, степень готовности к обсуждению вопросов, не вошедших в экзаменационный билет.
Оценка «отлично» (81-100 баллов) выставляется обучающемуся, за:
полный, развернутый ответ на поставленные в билете вопросы; совокупность осознанных глубоких знаний всего учебно-программного материала;
ответ, в котором прослеживается четкая структура, логическая последовательность; ответ, отражающий сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений;
умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой;
усвоение основной литературы, и знакомый с дополнительной литературой рекомендованной программой;
умение самостоятельно пополнять и обновлять свои знания в ходе дальнейшей учебы.
Максимальный балл не ставится в случаях:
пропусков обучающимся лекционных и лабораторных занятий по неуважительным причинам;
неправильных ответов на дополнительные вопросы преподавателя;
если при ответе допущены незначительные недочеты в определении понятий и/или описании законов, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа.
Оценка «хорошо» (61-80 баллов) выставляется обучающемуся, за:
ответ, содержащий в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала (допущены неточности или незначительные ошибки, исправленные обучающимся с помощью преподавателя);
ответ, в котором прослеживается четкая структура и логическая последовательность;
совокупность осознанных знаний всего учебно-программного материала;
умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой;
усвоение основной литературой, рекомендованной программой;
умение самостоятельно пополнять и обновлять свои знания в ходе дальнейшей учебы.
В случаях систематических пропусков обучающимся лекционных и лабораторных занятий по неуважительным причинам ему выставляется не более 75 баллов.
Оценка «удовлетворительно» (41-60 баллов) выставляется обучающемуся, если обучающийся:
допустил незначительные ошибки при выполнении экзаменационных заданий, но исправленные им под руководством преподавателя;
дал ответ, который содержит поверхностные знания важнейших разделов программы;
имеет затруднения с использованием понятийного аппарата и терминологии курса;
имеет стремление логически четко построить ответ;
имеет знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 41 балла) выставляется, если:
- обучающийся имеет представление о содержании дисциплины, но не знает основные положения (темы, раздела, закона и т.д.), к которому относится задание, не способен выполнить задание с очевидным решением- у обучающегося имеются
- в процессе ответа по теоретическому материалу, содержащемуся в вопросах экзаменационного билета, допущены принципиальные ошибки при изложении материала.