2023-2024_490201_51-14-1-9-23_plx_Теоретические и методические основы организации и проведения внеурочной работы и занятий в области физической культуре
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Физическая культура"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретические и методические основы организации и проведения  внеурочной работы и занятий  в области  физической культуре
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
490201_51-14-1-9-23.plx

49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
20
аудиторные занятия
144
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
Педагог по физической культуре и спорту
164
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
16 2/6
12
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
20
20
36
36
88
88
Практические
16
16
20
20
20
20
56
56
Итого ауд.
48
48
40
40
56
56
144
144
Кoнтактная рабoта
48
48
40
40
56
56
144
144
Сам. работа
20
20
20
20
Итого
48
48
60
60
56
56
164
164
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
_______________________
 
Препод.
Киселев В.А.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
директор МБУ ДО СШ N3 в г. Таганроге 
_______________________
Саламатин С.Н.
 
директор МОБУ СОШ N 36 в г. Таганроге 
_______________________
Сирота Л.И.
 
Теоретические и методические основы организации и проведения  внеурочной работы и занятий  в области  физической культуре
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
 
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 05.07.2023 г.  № 6   

Срок действия программы: 2023-2028 уч.г.

Председатель ЦМК "Физическая культура"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Воловская Татьяна Викторовна
__________________
Воловская Татьяна Викторовна
 
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Теоретические и методические основы организации и проведения  внеурочной работы и занятий  в области  физической культуре» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Воловская Татьяна Викторовна
 
стр. 4
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности «преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Гимнастика с методикой преподавания
2.1.2
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Легкая атлетика  с методикой преподавания
2.1.3
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.4
Основы педагогики
2.1.5
Основы психологии
2.1.6
Основы философии
2.1.7
Основы финансовой грамотности
2.1.8
Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога
2.1.9
Теория и история физической культуры и спорта
2.1.10
История России
2.1.11
Математические методы решения профессиональных задач
2.1.12
Психология общения
2.1.13
Введение в профессиональную деятельность
2.1.14
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Легкая атлетика  с методикой преподавания
2.1.15
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.16
Основы педагогики
2.1.17
Основы психологии
2.1.18
Основы философии
2.1.19
Основы финансовой грамотности
2.1.20
Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога
2.1.21
Теория и история физической культуры и спорта
2.1.22
История России
2.1.23
Математические методы решения профессиональных задач
2.1.24
Психология общения
2.1.25
Введение в профессиональную деятельность
2.1.26
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Гимнастика с методикой преподавания
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
2.2.2
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
2.2.3
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
2.2.4
Экзамен по модулю
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
2.2.6
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
2.2.7
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
2.2.8
Экзамен по модулю
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 3.1: Определять цели и задачи, планировать учебные занятия по физической культуре.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 3.2.: Проводить учебные занятия по физической культуре.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 3.3. : Осуществлять контроль, оценивать и анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по предмету "Физическая культура".
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
ПК 3.4.: Вести документацию, обеспечивающую процесс физического воспитания обучающихся школьного возраста.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК. 3.5.: Организовывать и осуществлять внеурочную деятельность в области физической культуры.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- цель, задачи, разновидности и направленность внеурочных форм занятий во внеурочной деятельности школьников;
3.1.2
- средства физического воспитания, используемые во внеурочной работе, исходя из освоенных базовых видов физкультурно-спортивной деятельности, возраста обучающихся и имеющихся организационных условий;
3.1.3
- методика планирования и проведения внеурочных занятий физическими упражнениями с обучающимися школьного возраста исходя из их направленности и решаемых задач;
3.1.4
- дозирование физической нагрузки при проведении внеурочных занятий физическими упражнениями с обучающимися разного возраста;
3.1.5
- планирование средств, методов, физической и соревновательной нагрузки при организации секционных занятий во внеурочной деятельности;
3.1.6
- требования охраны труда при выполнении физических упражнений во внеурочной деятельности;
3.1.7
- критерии и показатели эффективности неурочных  форм  занятий в физическом воспитании школьников;
3.1.8
- порядок осуществления деятельности школьного спортивного клуба
3.1.9
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- - определять цели и задачи неурочных форм занятий в режиме учебного дня школьника и во внеурочной деятельности;
3.2.2
- определять оптимальные средства, методы и организационные условия для проведения неурочных форм занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и во внеурочной деятельности с учётом решаемых задач;
3.2.3
- планировать и проводить неурочные формы занятий физическими упражнениями с учётом решаемых задач, возрастных особенностей школьников, уровня их двигательной подготовленности и имеющихся организационных условий;
3.2.4
- мотивировать и приобщать обучающихся к первоначальной соревновательной деятельности, формировать интерес к занятиям физкультурой и спортом;
3.2.5
- организовывать деятельность школьного спортивного клуба;
3.2.6
- подбирать необходимый инвентарь и оборудование для проведения неурочных занятий исходя из решаемых задач, обучать приёмам страховки и самостраховки, обеспечивать меры охраны труда.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- разработки и проведения различных занятий и мероприятий по физическому воспитанию во внеурочной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Организация внеурочной деятельности по физической культуре

 
1.1
Тема 1.1. Понятие о внеурочной деятельности и неурочных формах занятий по физической культуре в системе общего образования

1.Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательной деятельности.

/Лек/

4
6
0
 
стр. 7
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
1.2
2.Неурочные формы построения занятий физическими упражнениями как содержательная часть внеурочной работы по физическому воспитанию /Лек/

4
6
0
 
1.3
3.Влияние процесса обучения на здоровье обучающихся. /Лек/

4
6
0
 
1.4
4. Работоспособность и утомление школьника в процессе учебной деятельности. /Лек/

4
6
0
 
1.5
5.Двигательный режим обучающихся школьного возраста. /Лек/

4
6
0
 
1.6
Практическое занятие 1. Анализ неурочных форм занятий физическими упражнениями /Пр/

16
6
0
 
1.7
Тема 1.2. Малые формы занятий физическими упражнениями во внеурочной деятельности общеобразовательной

школы

1.Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка).

/Лек/

4
6
0
 
1.8
2. Гимнастика до занятий (вводная гимнастика). /Лек/

4
6
0
 
1.9
3.Микропаузы активного отдыха.

4.Физкультурные минуты и физкультурные паузы. /Лек/

4
6
0
 
1.10
5.Подвижные (динамические) перемены. /Лек/

2
7
0
 
1.11
6.Критерии эффективности применения малых форм физических упражнений во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. /Лек/

2
7
0
 
1.12
Практическое занятие 2. Разработка малых форм занятий физическими упражнениями /Пр/

14
7
0
 
1.13
Тема 1.3. Крупные формы занятий физическими упражнениями во внеурочной деятельности общеобразовательной школы

1.Спортивный час в группах продлённого дня.

5.Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

6. Критерии эффективности применения крупных форм физических упражнений во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

/Лек/

4
7
0
 
1.14
2.Дни здоровья» в школе. /Лек/

4
8
0
 
1.15
3.Организация и проведение спортивных праздников. /Лек/

6
7
0
 
1.16
4.Организация работы спортивных секций. /Лек/

6
7
0
 
1.17
Практическое занятие 3. Планирование и проведение «Дня здоровья». /Пр/

2
7
0
 
1.18
Практическое занятие 4. Планирование и проведение спортивного праздника. /Пр/

4
7
0
 
стр. 8
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
1.19
1. Разработка и проведение неурочных форм занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня школьника;

2. Разработка и проведение различных занятий и мероприятий по физическому воспитанию во внеурочной деятельности.

/Ср/

20
7
0
 
1.20
Практическое занятие 5. Планирование работы спортивной секции. /Пр/

4
8
0
 
1.21
Практическое занятие 6. Планирование физических упражнений для самостоятельных занятий. /Пр/

4
8
0
 
1.22
Тема 1.4.

Соревновательные формы занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе

1. Спартакиада школы (внутришкольные соревнования).

2.Межшкольные (муниципальные) соревнования

3. Критерии эффективности применения соревновательных форм физических упражнений во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

/Лек/

16
8
0
 
1.23
Практическое занятие 7. Планирование Спартакиады школы (внутришкольных соревнований) /Пр/

6
8
0
 
1.24
Тема 1.5. Организация деятельности школьного спортивного клуба

1. Особенности организации деятельности школьного спортивного клуба

/Лек/

16
8
0
 
1.25
Практическое занятие 8. Определение направлений и содержания деятельности школьного спортивного клуба /Пр/

6
8
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
 
Вопросы к текущему контролю

Вопросы тестов

Самостоятельная работа

Вопросы к промежуточной аттестации

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 9
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
6.3.2.1
http://www.consultant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Кабинет «Методики преподавания физической культуры по основным общеобразовательным программам», оснащенный в соответствии с п.6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
7.2
Спортивный комплекс, оснащенный в соответствии с п.6.1.1 примерной образовательной программы по специальности.
7.3
Оснащенные базы практики в соответствии с п. 6.1.2.4 примерной образовательной программы по специальности 49.02.01 Физическая культура.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Освоение ПМ.03 Методика обучения предмету "Физическая культура" производится в соответствии с учебным планом по специальности 49.02.01 Физическая культура и календарным графиком. Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий.

График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК.02.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту, включающих в себя как теоретические, так и практические занятия.

Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин: Педагогика, Психология, Теория и история физической культуры и спорта, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Безопасность жизнедеятельности, Введение в специальность, Спортивная метрология.

Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).

При проведении практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 15 чел.

В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).

С целью методического обеспечения прохождения учебной и производственной практики, выполнения курсовой работы разрабатываются методические рекомендации для студентов.

При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.

При выполнении курсовой работы проводятся как групповые аудиторные консультации, так и индивидуальные.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.

Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.