МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Теоретические и методические основы организации и проведения внеурочной работы и занятий в области физической культуре
490201_51-14-1-9-23.plx
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
директор МБУ ДО СШ N3 в г. Таганроге
директор МОБУ СОШ N 36 в г. Таганроге
Теоретические и методические основы организации и проведения внеурочной работы и занятий в области физической культуре
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2028 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Теоретические и методические основы организации и проведения внеурочной работы и занятий в области физической культуре» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности «преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Гимнастика с методикой преподавания
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Легкая атлетика с методикой преподавания
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Основы финансовой грамотности
Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога
Теория и история физической культуры и спорта
Математические методы решения профессиональных задач
Введение в профессиональную деятельность
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Легкая атлетика с методикой преподавания
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Основы финансовой грамотности
Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога
Теория и история физической культуры и спорта
Математические методы решения профессиональных задач
Введение в профессиональную деятельность
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Гимнастика с методикой преподавания
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ПК 3.1: Определять цели и задачи, планировать учебные занятия по физической культуре.
ПК 3.2.: Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 3.3. : Осуществлять контроль, оценивать и анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по предмету "Физическая культура".
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
ПК 3.4.: Вести документацию, обеспечивающую процесс физического воспитания обучающихся школьного возраста.
ПК. 3.5.: Организовывать и осуществлять внеурочную деятельность в области физической культуры.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- цель, задачи, разновидности и направленность внеурочных форм занятий во внеурочной деятельности школьников;
- средства физического воспитания, используемые во внеурочной работе, исходя из освоенных базовых видов физкультурно-спортивной деятельности, возраста обучающихся и имеющихся организационных условий;
- методика планирования и проведения внеурочных занятий физическими упражнениями с обучающимися школьного возраста исходя из их направленности и решаемых задач;
- дозирование физической нагрузки при проведении внеурочных занятий физическими упражнениями с обучающимися разного возраста;
- планирование средств, методов, физической и соревновательной нагрузки при организации секционных занятий во внеурочной деятельности;
- требования охраны труда при выполнении физических упражнений во внеурочной деятельности;
- критерии и показатели эффективности неурочных форм занятий в физическом воспитании школьников;
- порядок осуществления деятельности школьного спортивного клуба
- - определять цели и задачи неурочных форм занятий в режиме учебного дня школьника и во внеурочной деятельности;
- определять оптимальные средства, методы и организационные условия для проведения неурочных форм занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и во внеурочной деятельности с учётом решаемых задач;
- планировать и проводить неурочные формы занятий физическими упражнениями с учётом решаемых задач, возрастных особенностей школьников, уровня их двигательной подготовленности и имеющихся организационных условий;
- мотивировать и приобщать обучающихся к первоначальной соревновательной деятельности, формировать интерес к занятиям физкультурой и спортом;
- организовывать деятельность школьного спортивного клуба;
- подбирать необходимый инвентарь и оборудование для проведения неурочных занятий исходя из решаемых задач, обучать приёмам страховки и самостраховки, обеспечивать меры охраны труда.
- разработки и проведения различных занятий и мероприятий по физическому воспитанию во внеурочной деятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Организация внеурочной деятельности по физической культуре
Тема 1.1. Понятие о внеурочной деятельности и неурочных формах занятий по физической культуре в системе общего образования
1.Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательной деятельности.
/Лек/
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
2.Неурочные формы построения занятий физическими упражнениями как содержательная часть внеурочной работы по физическому воспитанию /Лек/
3.Влияние процесса обучения на здоровье обучающихся. /Лек/
4. Работоспособность и утомление школьника в процессе учебной деятельности. /Лек/
5.Двигательный режим обучающихся школьного возраста. /Лек/
Практическое занятие 1. Анализ неурочных форм занятий физическими упражнениями /Пр/
Тема 1.2. Малые формы занятий физическими упражнениями во внеурочной деятельности общеобразовательной
школы
1.Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка).
/Лек/
2. Гимнастика до занятий (вводная гимнастика). /Лек/
3.Микропаузы активного отдыха.
4.Физкультурные минуты и физкультурные паузы. /Лек/
5.Подвижные (динамические) перемены. /Лек/
6.Критерии эффективности применения малых форм физических упражнений во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. /Лек/
Практическое занятие 2. Разработка малых форм занятий физическими упражнениями /Пр/
Тема 1.3. Крупные формы занятий физическими упражнениями во внеурочной деятельности общеобразовательной школы
1.Спортивный час в группах продлённого дня.
5.Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
6. Критерии эффективности применения крупных форм физических упражнений во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
/Лек/
2.Дни здоровья» в школе. /Лек/
3.Организация и проведение спортивных праздников. /Лек/
4.Организация работы спортивных секций. /Лек/
Практическое занятие 3. Планирование и проведение «Дня здоровья». /Пр/
Практическое занятие 4. Планирование и проведение спортивного праздника. /Пр/
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
1. Разработка и проведение неурочных форм занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня школьника;
2. Разработка и проведение различных занятий и мероприятий по физическому воспитанию во внеурочной деятельности.
/Ср/
Практическое занятие 5. Планирование работы спортивной секции. /Пр/
Практическое занятие 6. Планирование физических упражнений для самостоятельных занятий. /Пр/
Тема 1.4.
Соревновательные формы занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе
1. Спартакиада школы (внутришкольные соревнования).
2.Межшкольные (муниципальные) соревнования
3. Критерии эффективности применения соревновательных форм физических упражнений во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
/Лек/
Практическое занятие 7. Планирование Спартакиады школы (внутришкольных соревнований) /Пр/
Тема 1.5. Организация деятельности школьного спортивного клуба
1. Особенности организации деятельности школьного спортивного клуба
/Лек/
Практическое занятие 8. Определение направлений и содержания деятельности школьного спортивного клуба /Пр/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
Вопросы к текущему контролю
Вопросы тестов
Самостоятельная работа
Вопросы к промежуточной аттестации
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
http://www.consultant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Кабинет «Методики преподавания физической культуры по основным общеобразовательным программам», оснащенный в соответствии с п.6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
Спортивный комплекс, оснащенный в соответствии с п.6.1.1 примерной образовательной программы по специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п. 6.1.2.4 примерной образовательной программы по специальности 49.02.01 Физическая культура.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Освоение ПМ.03 Методика обучения предмету "Физическая культура" производится в соответствии с учебным планом по специальности 49.02.01 Физическая культура и календарным графиком. Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий.
График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК.02.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту, включающих в себя как теоретические, так и практические занятия.
Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин: Педагогика, Психология, Теория и история физической культуры и спорта, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Безопасность жизнедеятельности, Введение в специальность, Спортивная метрология.
Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).
При проведении практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 15 чел.
В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).
С целью методического обеспечения прохождения учебной и производственной практики, выполнения курсовой работы разрабатываются методические рекомендации для студентов.
При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.
При выполнении курсовой работы проводятся как групповые аудиторные консультации, так и индивидуальные.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.