МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере
490201_51-14-1-9-23.plx
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
директор МБУ ДО СШ N3 в г. Таганроге
директор МОБУ СОШ N 36 в г. Таганроге
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина «ОП.12 Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.3.: Оформлять результаты методической и исследовательской деятельности в виде выступлений, докладов, отчетов.
ПК 2.4.: Осуществлять исследовательскую и проектную деятельность в области физической культуры и спорта.
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
структуру и этапы выполнения учебно-исследовательской работы;
способы и принципы обоснования актуальности темы исследования;
характеристику исследовательских методов;
компоненты методологического аппарата исследования;
основные виды учебно- исследовательской деятельности студентов колледжа;
способы фиксации изученного материала;
понятие о педагогическом эксперименте, виды и этапы проведения эксперимента;
способы интерпретации результатов и формулирования выводов по теме исследования;
основные формы представления данных: описание, таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.п.;
требования к оформлению и представлению результатов работы;
порядок и процедуру защиты выпускной квалификационной работы.
теоретические аспекты педагогического проектирования.
структура педагогического проекта.
- технологию педагогического проектирования.
анализировать исследовательские работы с точки зрения логики исследования;
обосновывать актуальность темы исследования;
определять методы для организации собственного исследования;
определять методологический аппарат исследования;
разрабатывать план учебно- исследовательской работы;
выделяет понятийно- категориальный аппарат исследования;
работать с психолого- педагогической, методической, нормативной литературой по проблеме исследования;
использовать элементы педагогического эксперимента в собственном исследовании;
обобщать и анализировать результаты исследования;
оформлять учебно- исследовательскую работу;
использовать приемы защиты результатов исследования.
разрабатывать педагогический проект.
- оформлять педагогический проект.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теоретические основы исследовательской деятельности
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Тема 1.1.
Методологические
и методические
основы
исследовательской
деятельности. 1. Наука и научное исследование Понятие о науке как специфической сфере
человеческой деятельности, направленной на получение, обоснование и
систематизацию объективных знаний о мире. Понятие о научном исследовании как
особой форме процесса познания. Классификации научных исследований по
целевому назначению (фундаментальные, прикладные, разработки, поисковые), по
срокам выполнения (долгосрочные. краткосрочные, экспресс-исследования).
Междисциплинарный характер современной науки. Взаимосвязь науки и практики.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Тема 1.1.
Методологические
и методические
основы
исследовательской
деятельности. 2. Методология исследования Понятие о методологии научного знания как
системе принципов, способов организации и построения теоретической и
практической деятельности. Компоненты методологического знания:
общетеоретические законы и закономерности, более частные законы, принципы и
методы исследования. Методологический аппарат исследования: объект, предмет,
цель, гипотеза, задачи (общее представление).
3. Методика исследования Методика исследования как совокупность приемов и
способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию
полученных с их помощью результатов. Понятие о методах исследования как
совокупности приемов и операций, направленных на изучение проблем. Система
методов исследования. Характеристика исследовательских методов.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Практическое занятие 1. «Определение методологического аппарата
исследования. Логическая схема взаимосвязи методологического аппарата
исследования»
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Тема 1.2.
Технология
исследовательской
деятельности. 1. Алгоритм исследовательской работы: определение проблемы, предмета и
объекта исследования; сбор и изучение информации по проблеме, уточнение
основных понятий, определение темы исследования; формулировка цели, задач и
гипотезы исследования, выбор соответствующих методов исследования; подготовка
и проведение исследовательской части работы (в том числе эмпирической);
обработка результатов исследования; интерпретация полученных данных;
формулирование выводов; оформление работы; защита.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Тема 1.2.
Технология
исследовательской
деятельности. 2. Эксперимент как общенаучный метод исследования. Виды экспериментов.
Основные этапы проведения эксперимента, содержание работы на каждом этапе.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 2. «Технология сбора и анализа информации по актуальной
теме исследования»
Практическое занятие 3. «Формулировка объекта, предмета, цели, гипотезы и
составление предварительного плана исследования».
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 4. «Сбор и первичная систематизация эмпирического
материала»
Практическое занятие 5. «Интерпретация, оформление, представление результатов
и формулирование выводов исследования».
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Тема 1.3. Учебно-
исследовательская
деятельность
студентов. 1. Особенности учебно-исследовательской деятельности. Сравнительная
характеристика научно-исследовательской и учебно-исследовательской
деятельности. Особенности научного стиля изложения.
2. Виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Основные
виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся профессиональной
образовательной организации: курсовая работа и выпускная квалификационная
работа, их сходство и различие. Содержательное разнообразие курсовых работ
(реферативного, практического, опытно-экспериментального характера), выпускных
квалификационных работ (опытно-практического, опытно-экспериментального,
теоретического, проектного характера).
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Тема 1.3. Учебно-
исследовательская
деятельность
студентов. 3. Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе. Структура.
Методологический аппарат. Теоретические и эмпирические методы исследования в
курсовой и выпускной квалификационной работе. Рубрикация как выражение
композиционной структуры текста. Требования к оформлению структурных частей
курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
4. Защита курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Возможные варианты защиты курсовой работы. Критерии оценки курсовой работы.
Отзыв научного руководителя.
Выпускная квалификационная работа как вид государственной итоговой аттестации
выпускников. Цель защиты выпускной квалификационной работы. Особенности
процедуры предварительной защиты результатов выпускной квалификационной
работы. Допуск к защите ВКР: сроки сдачи работы, составление отзыва научного
руководителя, рецензии. Подготовка выпускной квалификационной работы к
защите: составление текста выступления студента; подготовка ответов на замечания
и пожелания, высказанные в отзыве и рецензии; подготовка раздаточного
материала, презентации. Процедура защиты выпускной квалификационной работы.
Критерии оценки ВКР.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 6. Обоснование актуальности темы исследования.
Практическое занятие 7. «Составление библиографического описания,
составление тезисов и запись цитаты»
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 8. «Составление программы опытно-экспериментальной
работы при организации исследования по теме»
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 9. «Наблюдение и анализ видеозаписи процедуры защиты
выпускной квалификационной работы»
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Раздел 2. Теоретические основы проектной деятельности
Тема 2.1.
Проектная
деятельность:
понятие, основные
характеристики
проектной
деятельности,
классификация
проектов. 1. Понятия проектной деятельности и педагогического проектирования.
Различие проектной и исследовательской деятельности. Принципы проектной
деятельности. Общие признаки, отличающие проект от других видов деятельности:
1) направленность на достижение конкретных целей с определенным началом и
концом; 2) ограниченная протяженность по срокам, стоимости и ресурсам; 3)
неповторимость и уникальность (в определенной степени); 4) комплексность — наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и
результаты проекта; 5) правовое и организационное обеспечение — создание
специфической организационной структуры на время реализации проекта.
Проектная культура педагога.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Тема 2.1.
Проектная
деятельность:
понятие, основные
характеристики
проектной
деятельности,
классификация
проектов. 2. Виды педагогических проектов. По срокам реализации: краткосрочные (до
одной недели); среднесрочные (от недели до месяца); долгосрочные (от одного
месяца и больше); по доминирующей деятельности: исследовательские; творческие; практико-ориентированные; информационные; приключенческие; игровые; телекоммуникационные; по количеству участников проекта: индивидуальные; групповые.Учебные проекты. Досуговые проекты. Проекты в системе
профессиональной подготовки. Социально-педагогические проекты. Проекты личностного становления. Сетевые проекты. Международные проекты
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 10. Виды педагогических проектов в практике физической культуры и спорта /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Тема 2.2.
Организация проектной деятельности: этапы и содержание деятельности. Организация проектной деятельности. Этапы проектирования. Предпроектный этап. Выбор формата проекта. Логика организации педагогического проекта. Этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап. Технология разработки проектов. Педагогический проект как документ: основные требования к составлению. Принципы разработки педагогического проекта. Алгоритм педагогического проектирования. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния объекта. Выявление потребности в изменениях (в проекте). Определение
целей, задач и ожидаемых результатов. Моделирование объекта в соответствии с
поставленными целями. Определение ресурсов и технологий реализации проекта.
Результаты проектной деятельности. Оценка результатов проектной деятельности.
Требования к написанию проекта. Критерии результативности проекта.
Особенности написания курсовых работ и ВКР проектного характера.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 11. «Разработка проектов личностного и
профессионального роста»
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 12. «Разработка учебных проектов»
Практическое занятие 13. «Разработка социально-педагогических и досуговых
проектов»
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
Практическое занятие 14. «Практика оценки результатов проектной деятельности»
Практическое занятие 15-16 «Организационно-деятельностная игра по
педагогическому проектированию»
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1
Э1
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ПК 2.3. ПК 2.4.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Вопросы к текущему контролю
Вопросы тестов
Самостоятельная работа
Вопросы к промежуточной аттестации
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Учебно-исследовательская работа: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/72208.html
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016
Цегельный Ю. А., Алексеев А. Г., Киртоакэ Александру, Передельский А. А.
Страсти вокруг спорта. Социально-педагогические проекты реорганизации сферы физической культуры и спорта: Коллективная монография
http://www.iprbookshop.ru/74303.html
Москва: Издательство «Спорт», 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Астанина С. Ю., Шестак Н. В., Чмыхова Е. В.
Научно-исследовательская работа студентов (современные требования, проблемы и их решения): Монография
http://www.iprbookshop.ru/16934.html
Москва: Современная гуманитарная академия, 2012
Шестак Н. В., Чмыхова Е. В.
Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования)
http://www.iprbookshop.ru/16935.html
Москва: Современная гуманитарная академия, 2007
Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность на этапах общего образования в условиях ФГТ и ФГОС: Пособие для учителя
http://www.iprbookshop.ru/49917.html
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013
Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: Методические указания
http://www.iprbookshop.ru/54955.html
Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015
Лапина Т. П., Вечтомова Е. А.
Учебно-исследовательская работа студентов: Лабораторный практикум
http://www.iprbookshop.ru/61283.html
Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014
Кузнеченков Е. П., Соколенко Е. В.
Научно-исследовательская работа: Практикум
http://www.iprbookshop.ru/66064.html
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
6.1.3. Методические разработки
Н.Ф. Ефремова, И.Ю. Платонова
Научно-исследовательская работа: методические указания: методические указания
https://ntb.donstu.ru/content/nauchno-issledovatelskaya-rabota-metodicheskie-ukazaniya
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ , https://ntb.donstu.ru/
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Методического обеспечения физкультурной и спортивной деятельности»
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)