МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
рабочая программа дисциплины (модуля)
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ
Экономика
380201_51-18-1-9-23.plx
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер)
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Галушко Светлана Анатольевна
Фукало Марина Анатольевна
Главный бухгалтер ООО «ДорСтройИнвест»
Анисимова Марина Николаевна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бондаренко Надежда Юрьевна
Бондаренко Надежда Юрьевна
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Экономика» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бондаренко Надежда Юрьевна
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина ПД.03 Экономика является обязательной частью общепрофессиональных дисциплин и входит в профессиональный цикл основной образовательной программы в соответствии с актуализированным ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Учебная дисциплина ПД.03 Экономика обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10, ОК 11.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы
Подготовка выпускной квалификационной работы
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Производственная практика (по профилю специальности)
Подготовка выпускной квалификационной работы
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Производственная практика (по профилю специальности)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11.: Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- предмет, метод и функции экономической науки;
- общие положения экономической науки;
- основные микро и макроэкономические категории и показатели, методы
- построение экономических моделей;
- характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;
- основы формирования государственного бюджета;
- рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной
- понятие мировой рынок и международная торговля;
- основные направления экономической реформы в России.
- оперировать основными категориями и понятиями экономической науки;
- использовать источники экономической информации, различать основные
учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические
- распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические
- применять инструменты макро-экономического анализа актуальных
проблем современной экономики;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных
ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия;
экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в экономику
Экономические законы и экономическая политика /Лек/
Решение задач и разбор ситуаций по теме /Пр/
Потребности и ресурсы: основа любой экономики /Лек/
Решение задач и разбор ситуаций по теме /Пр/
Подготовка докладов по теме /Ср/
Собственность - основа экономики /Лек/
Разбор ситуационных задач по теме /Пр/
Создание кроссворда по терминам темы /Ср/
Рыночная экономика.Смешанная (современная) экономика /Лек/
Решение задач и разбор ситуаций по теме "Рыночная экономика".Обсуждение и сравнение видов экономики /Пр/
Рынок и механизм его функционирования /Лек/
Разбор ситуаций по теме /Пр/
Теория конкуренции и монополии /Лек/
Составление сравнительной таблицы по рыночным ситуациям (совершенной, несовершенной, монополистической конкуренции, монополии и олигополии) /Ср/
Решение задач и разбор ситуаций по теме "Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистическая конкуренция " /Пр/
Теория спроса и предложения
/Лек/
Решение задач и рассмотрение ситуаций на тему "Закон спроса и предложения"
/Пр/
Решение задач и разбор ситуаций по теме "Эластичность спроса и предложения" /Пр/
Рынок фактров производства и распределения. Рынок труда. Заработная плата. Реальный капитал. Прибыль /Лек/
Разбор ситуаций по теме "Рынок труда. Заработная плата" /Пр/
Денежный капитал. Процентная ставка. Рынок земли. Земельная рента /Лек/
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Разбор ситуаций по теме "Рынок земли. Земельная рента", "Денежный капитал. Реальный капитал" /Пр/
Предприятие в сфере рыночных отношений. Издержки предприятия.
/Лек/
Решение ситуационных задач по теме /Пр/
Менеджмент организации (фирмы). Маркетинг /Лек/
Решение задач и разбор ситуаций по теме "Менеджмент. Маркетинг" /Пр/
Валовой национальный продукт и благосостояние общества /Лек/
Решение задач и разбор ситуаций по теме "Валовой национальный продукт и благосостояние общества" /Пр/
Денежная система. Банки /Лек/
Разбор ситуаций по теме «Банковская система» /Пр/
Рынок ценных бумаг.Государственные финансы /Лек/
Решение задач и разбор ситуаций по теме «Денежно-кредитная система» /Пр/
Решение задач и разбор ситуаций по теме «Финансовый сектор» /Пр/
Цикличность в развитии рыночной экономики /Лек/
Безработица, инфляция /Лек/
Решение задач и разбор практических ситуаций по теме «Макроэкономическая нестабильность» /Пр/
Государственный бюджет.Государственный внешний долг.Фискальная политика /Лек/
Разбор практических ситуаций потеме "Государственный бюджет", "Фискальная политика" и "Экономический рост" /Пр/
Раздел 4. Мировая экономика
Международная (внешняя) торговля. Валюта. Платежный баланс /Лек/
Раздел 5. Основы финансовой грамотности
Человеческий капитал. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения /Лек/
Составление личного финансового плана и бюджета /Ср/
Депозитный и кредитный договоры с банком. Анализ договора с банком. Оценка рисков. /Лек/
Кейс "Депозитный договор" /Пр/
Кейс "Кредитный договор" /Пр/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
1. Ранний меркантилизм и формирование прагматического подхода к
выработке хозяйственных решений.
2. "Политическая арифметика" У. Пети.
3. Физиократы – первая школа экономической мысли.
4. Создание идеологических основ либерализма (Дж.Локк, Т.Гоббс, А.Смит).
5.Трудовая теория стоимости А.Смита.
6."Экономический человек" и "невидимая рука" рыночных сил по А.Смиту.
7.Проблема земельной ренты в экономическом учении Д.Рикардо.
8. Великие реформаторы России: С.Ю.Витте, П.А.Столыпин.
9.Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую теорию.
10.Интересы и потребности
Полезность: кардиналистский, ординалистский подходы. Закон
убывающей предельной полезности.
11.Кривые безразличия. Предельная норма замещения.
12.Бюджетные ограничения. Равновесие потребителя.
13.Кривые доход-потребление. Кривые Энгеля
14. Социальные издержки естественных монополий. Задачи государственного
регулирования
15. Социальные издержки естественных монополий. Задачи государственного
регулирования
16. Основные модели поведения фирмы олигополиста
17. Методы расчета ВВП
18. Методы определения равновесного национального дохода
19. Проблемы фискальной политики. Эффект вытеснения.
20. Виды экономических циклов.
21. Особенности современных экономических циклов.
22. Теория длинных волн Д.И.Кондратьева
23. Этапы развития мировой экономики.
24. Интернационализация мировой экономики: понятие, особенности
развития, формы проявления.
25.Международная экономическая интеграция: понятие, причины
возникновения, условия эффективности, этапы развития.
26.Глобализция мировой экономики: понятие, этапы развития, особенности
современного этапа.
27.Глобальная экономика: понятие, особенности, субъекты.
28.Социально-экономические последствия глобализации.
29. Влияние внешней торговли на занятость.
30. Либерализация торговли: социальные последствия национального
выигрыша.
31.Концепция устойчивого развития: проблемы, перспективы.
32.Состояние и перспективы решения глобальной продовольственной
проблемы.
33.Всемирная торговая организация: основные функции, перспективы
развития.
34.Проблемы глобальной экономики.
35.Проблема ограниченности природных ресурсов.
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Экономика: Учебник для бакалавров
http:// ntb.donstu.ru / znanium.com
6.1.3. Методические разработки
Национальная экономика: учебник для вузов
https: //ntb.donstu.ru znanium.com
Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н.
Повышение финансовой грамотности населения. Международный опыт и российская практика
http://www.iprbookshop.ru/10531.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Рабочие места для обучающихся (столы и стулья по количеству обучающихся);
Рабочее место преподавателя – 1 шт.
Персональный компьютер – ОС: Windows;
ПО: Microsoft Office 2013, Подписка Office 365 (облачные продукты OneDrive , Exchange Online SharePoint Online Lync Online) Стенды Плакаты
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)