2023-2024_490201_51-14-1-9-23_plx_Основы биомеханики
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Физическая культура"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы биомеханики
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
490201_51-14-1-9-23.plx

49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
60
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
Педагог по физической культуре и спорту
60
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
12
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
40
40
Практические
10
10
10
10
20
20
Итого ауд.
30
30
30
30
60
60
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
60
60
Итого
30
30
30
30
60
60
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Трубникова Е.В.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
директор МБУ СШ N3 в г. Таганроге 
_______________________
Саламатин С. Н.
 
директор МОБУ СОШ N 24 в г. Таганроге 
_______________________
Карлина О. А.
 
Основы биомеханики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
 
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 29.08.2022 г.  № 1   

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Председатель ЦМК "Физическая культура"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Воловская Татьяна Викторовна
__________________
Воловская Татьяна Викторовна
 
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы биомеханики» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Воловская Татьяна Викторовна
 
стр. 4
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
ОП. 09 «Основы биомеханики» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОП
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физиология с основами биохимии
2.1.2
Анатомия
2.1.3
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.4
Гигиенические основы физической культуры и спорта
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Базовые и новые физкультурно - спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.4
Подготовка выпускной квалификационной работы
2.2.5
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
2.2.6
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
стр. 5
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
В результате освоения дисциплины студент должен знать: основы кинематики и динамики движений человека, биомеханические характеристики двигательного аппарата человека, биомеханику физических качеств человека, половозрастные особенности моторики человека, биомеханические основы физических упражнений;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
В результате освоения дисциплины студент должен уметь: применять знания по биомеханике при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности, проводить биомеханический анализ двигательных действий;
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
1.Введение в биомеханику. Предмет, метод и задачи биомеханики спорта, исторический очерк развития биомеханики. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

3
7
0
 
1.2
Просмотр видеосюжета /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

1
7
0
 
 
Раздел 2. Кинематика и

динамика движений человека

 
2.1
Тема 2.1. Кинематика движений человека. Механическое движение живых тел. Системы отсчета положения тела. Скоростные и временные характеристики положения движущегося тела. Виды движений тела человека. Описание движений человеческого тела. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.2
Освоение основных методов исследования пространственных характеристик: координат, траектории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.3
Тема 2.2.

Динамика движений человека. Инерционные характеристики: масса, момент инерции. Силовые характеристики: сила, момент силы, импульс силы, импульс момента силы. Энергетические характеристики: работа, мощность, механическая энергия,

обмен энергией, энергия упругой деформации мышц.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.4
Освоение и закрепление основных методов исследования инерционных и силовых характеристик /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
 
Раздел 3. Строение и функции биомеханической

системы.

 
стр. 6
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
3.1
Тема 3.1 Биокинематические цепи. Биокинематические пары и цепи. Степени своды и связи движений. Звенья тела как рычаги и маятники /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
3.2
Построение биокинематических цепей. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
3.3
Тема 3.2. Биодинамика мышц. Механические свойства мышц. Механика мышечного сокращения. Мощность, работа и энергия мышечного сокращения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
3.4
Просмотр видеосюжетов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
3.5
Тема 3.3. Биомеханическая система. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

1
7
0
 
3.6
Построение и исследование функций биомеханической системы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

1
7
0
 
 
Раздел 4. Биодинамика двигательных действий.

 
4.1
Тема 4.1. Биомеханика двигательного аппарата. 1. Геометрия масс тела: общий центр масс тела человека, центр объѐма и центр поверхности тела.

2. Внешние силы в движении человека.

3. Внутренние силы в движении человека.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
8
0
 
4.2
Выполнение индивидуальных практических заданий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
8
0
 
 
Раздел 5. Биомеханика двигательных качеств.

 
5.1
Тема 5.1. Биомеханика двигательных качеств. 1. Характеристика двигательных качеств. Сила. Силовые качества.

2. Биомеханическая характеристика скоростных качеств.

3. Биомеханическая характеристика выносливости.

4. Биомеханическая характеристика двигательно-координационных способностей (ловкости).

5. Биомеханическая характеристика гибкости.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
8
0
 
стр. 7
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
5.2
Выполнение индивидуальных практических заданий /Пр/

4
8
0
 
 
Раздел 6. Дифференциальная биомеханика

 
6.1
Тема 6.1. Индивидуальные и групповые особенности моторики. 1 «Телосложение и моторика человека».

2 «Онтогенез и моторика человека. Роль созревания и научения в онтогенезе моторики человека».

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

2
8
0
 
6.2
Тема 6.2. Двигательные предпочтения. Двигательная асимметрия и еѐ значение в спорте /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
8
0
 
 
Раздел 7. Раздел 7. Биомеханические основы физических

упражнений

 
7.1
Тема 7.1. Локомоторные движения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

2
8
0
 
7.2
Тема 7.2. Перемещающие движения. Полѐт спортивных снарядов. Сила действия, скорость, точность в перемещающих движениях /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9

Э1 Э2 Э3

4
8
0
 
7.3
Контрольная работа /Пр/

2
8
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД 
 
Вопросы к текущему контролю

Вопросы тестов

Самостоятельная работа

Вопросы к промежуточной аттестации

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Бигдай Е. В., Вихров С. П., Гривенная Н. В., Вихров С. П., Самойлов В. О.
Биофизика для инженеров. Том 2. Биомеханика, информация и регулирование в живых системах: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/79615.html

Саратов: Вузовское образование, 2019
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Карпеев А.Г. и др. 
Биомеханика: Учеб. пособие

biblioclub.ru

Новосибирск :ГУФК, 2014
ЭБС
 
стр. 8
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.2
Пель А.Н. 
Биомеханика. Основные понятия. : Учеб. пособие

Новосибирск: НГТУ, 2014
ЭБС
 
Л2.3
Губа В. П.
Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): Монография

http://www.iprbookshop.ru/9862.html

Москва: Советский спорт, 2012
ЭБС
 
Л2.4
Коренберг В. Б.
Лекции по спортивной биомеханике с элементами кинезиологии: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/9869.html

Москва: Советский спорт, 2011
ЭБС
 
Л2.5
Курысь В. Н.
Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/40770.html

Москва: Советский спорт, 2013
ЭБС
 
Л2.6
Баранцев С. А.
Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: Монография

http://www.iprbookshop.ru/40772.html

Москва: Советский спорт, 2014
ЭБС
 
Л2.7
Белик К. Д., Пель А. Н.
Биомеханика. Основные понятия. Эндопротезирование тканей и органов: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/45079.html

Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014
ЭБС
 
Л2.8
Бегун П. И., Шукейло Ю. А.
Биомеханика: Учебник для вузов

http://www.iprbookshop.ru/59724.html

Санкт-Петербург: Политехника, 2016
ЭБС
 
Л2.9
Еланцев А. Б., Маутенбаев А. А., Арещенко А. И., Мадиева Г. Б.
Практикум по спортивной биомеханике: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/59864.html

Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2013
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
 
Э2
2. ЭБС «Руконт», http://www.biblio-online.ru/
 
Э3
3. ЭБС «Юрайт», http://www.biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
http://www.consultant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Лаборатория химии и биологии. Анатомии и физиологии человека. Учебная аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. г. Таганрог, ул. Петровская, 109-а, Учебный, лабораторно - производственный корпус, 3 этаж, ауд.301
7.2
Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования : г. Таганрог, ул. Петровская, 109-а, Учебный, лабораторно - производственный корпус, 1 этаж, ауд. 125
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)