МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
490201_51-14-1-9-23.plx
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
директор МБУ СШ N3 в г. Таганроге
директор МОБУ СОШ N 24 в г. Таганроге
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.11.2022 г. № 968)
49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 29.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы биомеханики» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОП. 09 «Основы биомеханики» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Физиология с основами биохимии
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Базовые и новые физкультурно - спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки
Защита выпускной квалификационной работы
Лечебная физическая культура и массаж
Подготовка выпускной квалификационной работы
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
В результате освоения дисциплины студент должен знать: основы кинематики и динамики движений человека, биомеханические характеристики двигательного аппарата человека, биомеханику физических качеств человека, половозрастные особенности моторики человека, биомеханические основы физических упражнений;
В результате освоения дисциплины студент должен уметь: применять знания по биомеханике при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности, проводить биомеханический анализ двигательных действий;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.Введение в биомеханику. Предмет, метод и задачи биомеханики спорта, исторический очерк развития биомеханики. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Просмотр видеосюжета /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Раздел 2. Кинематика и
динамика движений человека
Тема 2.1. Кинематика движений человека. Механическое движение живых тел. Системы отсчета положения тела. Скоростные и временные характеристики положения движущегося тела. Виды движений тела человека. Описание движений человеческого тела. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Освоение основных методов исследования пространственных характеристик: координат, траектории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Тема 2.2.
Динамика движений человека. Инерционные характеристики: масса, момент инерции. Силовые характеристики: сила, момент силы, импульс силы, импульс момента силы. Энергетические характеристики: работа, мощность, механическая энергия,
обмен энергией, энергия упругой деформации мышц.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Освоение и закрепление основных методов исследования инерционных и силовых характеристик /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Раздел 3. Строение и функции биомеханической
системы.
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Тема 3.1 Биокинематические цепи. Биокинематические пары и цепи. Степени своды и связи движений. Звенья тела как рычаги и маятники /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Построение биокинематических цепей. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Тема 3.2. Биодинамика мышц. Механические свойства мышц. Механика мышечного сокращения. Мощность, работа и энергия мышечного сокращения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Просмотр видеосюжетов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Тема 3.3. Биомеханическая система. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Построение и исследование функций биомеханической системы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Раздел 4. Биодинамика двигательных действий.
Тема 4.1. Биомеханика двигательного аппарата. 1. Геометрия масс тела: общий центр масс тела человека, центр объѐма и центр поверхности тела.
2. Внешние силы в движении человека.
3. Внутренние силы в движении человека.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Выполнение индивидуальных практических заданий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Раздел 5. Биомеханика двигательных качеств.
Тема 5.1. Биомеханика двигательных качеств. 1. Характеристика двигательных качеств. Сила. Силовые качества.
2. Биомеханическая характеристика скоростных качеств.
3. Биомеханическая характеристика выносливости.
4. Биомеханическая характеристика двигательно-координационных способностей (ловкости).
5. Биомеханическая характеристика гибкости.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Выполнение индивидуальных практических заданий /Пр/
Раздел 6. Дифференциальная биомеханика
Тема 6.1. Индивидуальные и групповые особенности моторики. 1 «Телосложение и моторика человека».
2 «Онтогенез и моторика человека. Роль созревания и научения в онтогенезе моторики человека».
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Тема 6.2. Двигательные предпочтения. Двигательная асимметрия и еѐ значение в спорте /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Раздел 7. Раздел 7. Биомеханические основы физических
упражнений
Тема 7.1. Локомоторные движения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
Тема 7.2. Перемещающие движения. Полѐт спортивных снарядов. Сила действия, скорость, точность в перемещающих движениях /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
Вопросы к текущему контролю
Вопросы тестов
Самостоятельная работа
Вопросы к промежуточной аттестации
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Бигдай Е. В., Вихров С. П., Гривенная Н. В., Вихров С. П., Самойлов В. О.
Биофизика для инженеров. Том 2. Биомеханика, информация и регулирование в живых системах: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/79615.html
Саратов: Вузовское образование, 2019
6.1.2. Дополнительная литература
Биомеханика: Учеб. пособие
biblioclub.ru
УП: 490201_51-14-1-9-23.plx
Биомеханика. Основные понятия. : Учеб. пособие
Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): Монография
http://www.iprbookshop.ru/9862.html
Москва: Советский спорт, 2012
Лекции по спортивной биомеханике с элементами кинезиологии: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/9869.html
Москва: Советский спорт, 2011
Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/40770.html
Москва: Советский спорт, 2013
Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: Монография
http://www.iprbookshop.ru/40772.html
Москва: Советский спорт, 2014
Биомеханика. Основные понятия. Эндопротезирование тканей и органов: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/45079.html
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014
Бегун П. И., Шукейло Ю. А.
Биомеханика: Учебник для вузов
http://www.iprbookshop.ru/59724.html
Санкт-Петербург: Политехника, 2016
Еланцев А. Б., Маутенбаев А. А., Арещенко А. И., Мадиева Г. Б.
Практикум по спортивной биомеханике: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/59864.html
Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
2. ЭБС «Руконт», http://www.biblio-online.ru/
3. ЭБС «Юрайт», http://www.biblio-online.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Лаборатория химии и биологии. Анатомии и физиологии человека. Учебная аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. г. Таганрог, ул. Петровская, 109-а, Учебный, лабораторно - производственный корпус, 3 этаж, ауд.301
Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования : г. Таганрог, ул. Петровская, 109-а, Учебный, лабораторно - производственный корпус, 1 этаж, ауд. 125
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)