2023-2024_150216_51-14-1-11-23_plx_Основы бережливого производства
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы бережливого производства
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
150216_51-14-1-11-23.plx

15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
4
аудиторные занятия
32
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
техник-технолог
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Новоселова Т.В.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Главный инженер АО "Красный гидроперсс"
_______________________
Пустовалов И.В.
 
Главный инженер ООО "НАТЭК-Нефтехиммаш"
_______________________
Лаптев В.В.
 
Основы бережливого производства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 14.06.2022 г. № 444)
 
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 29.06.2023 г.  № 11   

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Председатель ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
 
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы бережливого производства» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Новоселова Татьяна Васильевна
 
стр. 4
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель – формирование знаний концептуальных основ бережливого производства и умений применения инструментов для решения задач профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОГСЭ
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Допуски и технические измерения
2.1.2
Охрана труда
2.1.3
Допуски и технические измерения
2.1.4
Охрана труда
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Производственная практика"Разработка и внедрение управляющих программ изготовления деталей машин в машиностроительном производстве"
2.2.3
Безопасность жизнедеятельности
2.2.4
Производственная практика"Разработка и внедрение управляющих программ изготовления деталей машин в машиностроительном производстве"
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• принципы и концепцию бережливого производства;
3.1.2
• основы картирования потока создания ценностей;
3.1.3
• методы выявления, анализа и решения проблем производства;
3.1.4
• инструменты бережливого производства;
3.1.5
• принципы организации взаимодействия в цепочке процесса;
3.1.6
• виды потерь и методы их устранения;
3.1.7
• современные технологии повышения эффективности
3.1.8
• технологии внедрения улучшений;
3.1.9
• технологии вовлечения персонала в процесс непрерывных улучшений;
3.1.10
• систему подачи предложений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства;
3.2.2
• моделировать производственный процесс и строить карту потока создания ценностей;
3.2.3
• применять методы диагностики потерь и устранять потери в процессах
3.2.4
• применять ключевые инструменты анализа и решения проблем, оценивать затраты на несоответствие;
3.2.5
• организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям;
3.2.6
• применять инструменты бережливого производства в соответствии со спецификой бизнес-процессов организации/производства
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства, моделировать производственный процесс и строить карту потока создания ценностей, применять методы диагностики потерь и устранять потери в процессах, бережливый проект. Картирование потока создания ценности.
3.3.2
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация

 
стр. 5
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
1.1
Основные поня-

тия и методоло-

гия бережливого

производства

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
1
0
 
1.2
Современные методы повышения эффективности организации производства /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

2
1
0
 
1.3
Бережливый про-

ект. Картирова-

ние потока со-

здания ценности.

Потери и дей-

ствия, добавля-

ющие ценность

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

4
1
0
 
1.4
Бережливое производство как способ повышения эффективности деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

2
1
0
 
1.5
Методы решения проблем /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

4
1
0
 
1.6
Методы диагностики скрытых потерь /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

2
1
0
 
 
Раздел 2. Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности

 
2.1
Инструменты бережливого производства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

4
1
0
 
2.2
Инструменты бережливого производства. Система Пять «S». Инструменты бережливого производ-ства. Методика пять вопросов «Почему?» /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

2
1
0
 
2.3
Внедрение мето- дов бережливого производства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

4
1
0
 
2.4
Визуализация(зрительное управление), защита от преднамеренных ошибок.Всеобщее обслуживание оборудования  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
1
0
 
2.5
Технологии во- влечения и моти- вации персонала /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

2
1
0
 
2.6
Система быстрой переналадки оборудования. Формирование «команды процесса» /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

2
1
0
 
2.7
Повторение материала. Подготовка к зачёту /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

4
1
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Чем система бережливого производства отличается от программы улучшения?

А) Бережливое производство- это программа улучшения деятельности предприятия.

Б) Бережливое производство ? это программа радикальной перестройки всей системы управления. В) Бережливое производство-это способ компоновки различных типов оборудования.

2. Что такое ?Стандартные Операционные Карты??

А) Это документы, содержащие экономическую информацию о деятельности предприятия.

Б) Это документы, описывающие шаги (элементы) в процедуре, которым необходимо следовать. В) Это документы, 

 
стр. 6
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
описывающие шаги анализа хозяйственной деятельности.

3. Дайте определение понятию ?ценность?.

А) Ценность - совокупность свойств продукта, имеющих стоимость.

Б) Ценность - совокупность свойств продукта, которые указаны в прайс- листе компании.

В) Ценность - совокупность свойств продукта или услуги, за которые потребитель готов заплатить поставщику.

4. Определите систему ?Точно вовремя (just-in-time, JIT)?.

А) Это система, при которой изделия производятся и доставляются в нужное место точно в нужное время и в нужном количестве.

Б) Это система, при которой изделия производятся и доставляются в соответствии со временем работы поставщика.

В) Это система, при которой изделия доставляются в нужное место.

5. Как называется в системе бережливого производства ?защита от ошибок?? А) Пока-ёкэ.

Б) Кайзен.

В) Обея.

6) Как называется деятельность, при которой потребляются ресурсы, но не создает ценности для потребителя? А) Мури.

Б) Муда.

В) Мура.

7. Что такое визуальный контроль?

А) Визуальный контроль - оценка качества изготовления продукции методом осмотра или тактильным способом. Б) Визуальный контроль - оценка способа изготовления продукции.

В) Визуальный контроль - оценка времени изготовления продукции методом осмотра.

8. Как можно определить время такта?

А) Это интервал времени, через который потребитель требует заказанную продукцию от поставщика. Б) Это интервал времени, через который производитель может выпускать продукцию.

В) Это интервал времени, через который потребитель требует замены продукции.

9. Определите понятие ?Кайдзен?.

А) Непрерывное совершенствование деятельности персонала по повышению квалификации

Б) Непрерывное совершенствование деятельности с вовлечением всего персонала в постоянную работу по сокращению потерь

В) Непрерывное совершенствование производственной деятельности.

10. Что такое ?Гемба??

А) Любое место, где непосредственно создаётся ценность для потребителя. Б) Производственный цех.

В) Офисное здание.

 
5.2. Темы письменных работ
Тема 1.

Цель работы

Изучение инструмента ?Картирование потока создания ценности (VSM)?, закрепление навыков владения другими инструментами бережливого производства. Получить теори-тические знания о потоке создания ценности и инструменте оптимизации потоков создания ценности. Получить практи-ческие навыки построения, анализа и разработке решений по оптимизации потока создания ценности. Закрепить правила и последовательность шагов оптимизации потока создания ценности.

Комплектация работы:

Исходные данные, листы АЗ, карандаши; презентации: VSM_построение ТС, VSM_анализ ТС, VSM_построение БС

Порядок проведения работы Индивидуально выдаются исходные данные. Параметры процессов Acme Stamping

Компания Acme Stamping производит некоторые ком-поненты для сборочных автомобильных заводов. Рассматри-ваемый пример касается одного продуктового семейства, а именно производства стальных кронштейнов рулевого управления, выпускаемых в двух вариантах: для левосто-роннего и для правостороннего руля управления одной и той же модели автомобиля. Эти узлы поставляются на сбороч-ный завод State Street Vehicle Assembly Plant (потребитель).

Процессы завода Acme для этого продуктового семей-ства включают штамповку металлических деталей, сопро-вождаемую сваркой и последующей сборкой. Затем узлы устанавливаются на стеллажи и ежедневно отгружаются на сборочный завод.

Для перехода с производства левостороннего крон-штейна на производство правостороннего требуется часовая переналадка пресса и десяти минутная смена сварочных при-способлений.

Стальные рулоны поставляются Michigan Steel Co. Их поставки на завод Acme осуществляются по вторникам и четвергам.

Запросы потребителя ? 18 400 изделий в месяц (12 000 изделий в месяц типа Л, 6400 изделий в месяц типа П). Завод потребителя работает в две смены. В каждом возвращаемом контейнере находится 20 кронштейнов, каждая паллета вме-щает по 10 контейнеров. Потребитель заказывает контейне-рами. Одна ежедневная поставка на грузовике.

Рабочее время ? 20 рабочих дней в месяц. Две рабочие смены во всех производственных отделах. Продолжитель-ность каждой смены восемь часов и, если потребуется, сверхурочное время.

Два десятиминутных перерыва в течение каждой смены. Не-автоматизированные процессы прекращаются во время пере-рывов. Обеденный перерыв не оплачивается.

Отдел управления производством завода Acme полу-чает прогнозы сборочного завода State Street Assembly на 90/60/30 дней и вводит их в автоматизированную систему MRP. При помощи MRP предоставляет шестинедельный прогноз на завод Michigan Steel Co. Обеспечивает поставку стальных рулонов, еженедельно отправляя заказ по факсу в Michigan Steel Co. Ежедневно получает точный заказ от State Street. Используя автоматизированную систему MRP, уста-навливает требования для отделов на основе заказов потре-бителя, уровни запасов незавершенного производства, опре-деляет отходы и простои. Выпускает еженедельные графики работ для процессов штамповки, сварки и сборки, планирует ежедневную работу отдела отгрузки.

 
стр. 7
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
Информация о процессах

Все процессы выполняются в указанном ниже порядке, и каждое изделие проходит через все процессы.

1. Штамповка (на прессе штампуются детали для мно-гих продуктов Acme) - автоматизированный пресс на 200 тонн с автоматической подачей стальных рулонов;

время цикла: 1 секунда (60 штук в минуту);

время переналадки: 1 час (от одного варианта к друго-му); надежность пресса: 85%;

хранение запасов: 5 дней, стальные рулоны до штам-повки; 4600 готовых изделий типа Л; 2400 готовых изделий типа П.

2. Сварочный участок I (сконфигурированный для данного продуктового семейства): ручной процесс, выполняемый одним оператором;

время цикла: 39 секунд; время переналадки: 10 минут; надежность: 100%;

хранение запасов: 1100 штук типа Л; 600 штук типа П.

3. Сварочный участок II (сконфигурированный для данного продуктового семейства): ручной процесс, выполняемый одним оператором;

время цикла: 46 секунд; время переналадки: 10 минут; надежность: 80%;

хранение запасов: 1600 штук типа Л; 850 штук типа П.

4. Сборочный участок I (сконфигурированный для данного продуктового семейства): ручной процесс, выполняемый одним оператором;

время цикла: 62 секунды;

время переналадки: не требуется; надежность: 100%;

хранение запасов:

1200 штук типа Л; 640 штук типа II.

5. Сборочный участок II (сконфигурированный для данного продуктового семейства): ручной процесс, выполняемый одним оператором;

время цикла: 40 секунд;

время переналадки: не требуется; надежность: 100%;

хранение запасов готовых товаров на складе: 2700 штук типа Л; 1440 штук типа П.

6. Отдел доставки:

забирает детали со склада готовых изделий и расклады-вает их на стеллажах для отгрузки потребителю. Порядок выполнения задания по построению карты по-тока:

1.Определение семейства продукции. 2.Определение границ производственного потока. 3.Ознакомление с потоком:

-обход потока от потребителя (с конца) в сторону по-ставщика (к началу);

-построение чернового варианта карты потока. 4.Сбор данных по операциям потока:

-показатели процессов;

-по проблемам, влияющих на ритм и качество потока. 5.Построение карты текущего состояния потока.

6.Построение диаграммы спагетти текущего состояния потока. 7.Оформление перечня выявленных проблем.

8.Формирование карты будущего состояния. 9.Формирование предложений по оптимизации потока. Построение карты потока текущего состояния.

Порядок построения карты текущего состояния см. презентацию VSM_построение ТС. Для построение карты текущего состояния необходимо:

1. Определить границы потока.

2. Быстро пройти по потоку, изучить его последова-тельность с конца в начало, после чего возвращайтесь назад собирая информацию с конца, с отгрузки и идите вверх по потоку.

3. Определить требования заказчика к результату опи-сываемого процесса (ценность). 4.Выбрать целевые показатели потока.

5.Рассматривать материальные и информационные по-токи. Всегда самостоятельно собирайте информацию о теку-щем состоянии, двигаясь по фактическим путям материаль-ных и информационных потоков.

Отслеживать продукт, а не персонал и оборудование.

7. Не полагайтесь на стандарты времени и на информа-цию не полученную лично вами. Пользуйтесь секундомером.

8. Самостоятельно построить карту процесса, измерив необходимые показатели процесса. 9.Всегда выполняйте построение карты вручную, с по-мощью карандаша.

Где взять данные:

? Измерение

? Журналы передачи смен

? Журналы эксплуатации оборудования

? Другие журналы, отчеты, документы

? Протоколы

? Акты

? Листки регистрации дефектов/несоответствий

? Рекламации

Методы измерение параметров Лин: лично

? Точно: в секундах, метрах, штуках, килограммах

? Использовать существующие проверенные данные (о дефектности, простоях)

? Организовать сбор достоверных данных Построение карты потока будущего состояния.

После построения карты текущего состояния потока участники рабочей группы в соответствии с целевой зада-чей, поставленной перед ними, выполняют анализ потерь, причин появления ?узких? мест в потоке и

разрабатывают карту будущего состояния, последовательно улучшая поток в соответствии с шестью принципами будущего 

 
стр. 8
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
состояния.

Порядок анализа карты текущего состояния и построе-ние карты будущего состояния см. презентации VSM_анализ ТС, VSM_построение БС.

Принципы будущего состояния:

Принцип �1: Работайте в соответствии с вашим вре-менем такта.

Принцип �2: Создавайте непрерывный поток (поток в одно изделие), где только это возможно. Принцип �3: Используйте систему вытягивания (су-пермаркеты и канбаны) там, где непрерывный поток обры-вается.

Принцип �4: Информируйте о графике потребления только один производственный процесс (планирования только в точке ?водителя ритма?).

Принцип �5: Распределяйте производство различных продуктов равномерно по всему времени работы задающего ритм процесса.

Принцип �6: Управление короткими интервалами.

Принцип �7: Развивайте способность делать "каждую деталь каждый день" (затем - каждую смену/час/питч/такт), выполняя процессы вверх по потоку от задающего ритм процесса

Тема 2

Виды движения деталей

Цель задания: закрепления теоретического материла по видам движения деталей, производственному циклу, структуре производственного цикла.

Комплектация задания: 5 одинаковых стандартных ручек, хронометры, листы бумаги, разлинованные в клетку, карандаши, ластики (стирательные резинки), линейки.

Возьмите 5 одинаковых простых ручек. Разбейте процесс разборки-сборки на отдельные операции: 1) раскручивание ручки, 2) демонтаж (разборка) ручки, 3) монтаж (сборка) ручки; 4) закручивание ручки. Закрепите каждую операцию за отдельным студентом. Пусть студенты вначале разберут-соберут ручки перемещая изделия от операции к операции партиями: вначале студент раскрутит все 5 ручек, только потом передаст их на вторую операцию; затем следующий студент разберет все ручки и только потом передаст их другую операцию и т.д.

После пусть студенты разберут-соберут ручки перемещая по потоку одно изделие: студент, выполнив свою операцию над первой ручкой, сразу передает ее следующему студенту, затем выполняет операцию над второй и передает ручку дальше по потоку и т.д.

Замерьте время, затрачиваемое на каждую операцию и на весь процесс, при первом и при втором способе организации разборки-сборки ручек. Определите следующее:

1. В каком случае время на разборку-сборку всех ручек затрачивается меньше? Почему это происходит?

2. В каком случае имело место последовательный, параллельно-последовательный и параллельный вид движения деталей по операциям?

3. Нарисуйте графики видов движения для каждого способа организации процесса разборки-сборки ручек.

4. Определите: штучное время, основное время, вспомогательное время, оперативное время, время обслуживания рабочего места, время на личные потребности процесса разборки-сборки ручки.

5. Какие из составляющие производственного цикла были сокращены при различных способах организации разборки-сборки ручек?

Примечание

Производственный процесс ? совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции. Технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, называется технологической операцией.

Сущность последовательного вида движения (рисунок 6) заключается в том, что детали с одной операции на другую передаются партиями и каждая последующая операция начинается только после окончания обработки всей партии деталей на предыдущей операции.

Операция tшт1

tшт2

tшт3

Время

Рисунок 3 - График последовательного вида движения деталей

При параллельно-последовательном виде движения (рисунок 7) на каждом рабочем месте обработка, как и при последовательном движении, осуществляется без перерывов, но еще имеет место параллельная обработка части деталей (транспортных партий) на смежных операциях, которая укорачивает технологический цикл на величину τ1

+ τ2.

Операция tшт1

 
стр. 9
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 

tшт2

τ1

tшт3

τ2 Время

Рисунок 4 - График параллельно-последовательного вида движения деталей

При параллельном виде движения (рисунок 8) детали с одной операции на другую передаются поштучно или транспортными партиями сразу же после окончания обработки вне зависимости от длительности смежных операций. Поскольку при таком движении обработка деталей на всех операциях осуществляется в максимальной степени непрерывно, время пролеживания деталей, а, следовательно, и длительность технологического цикла минимальны, по сравнению с другими видами движения деталей по этим операциям.

Операция

tшт1

tшт2

tшт3

Время

Рисунок 5 - График параллельного вида движения деталей

Производственным циклом Тц называется интервал календарного времени от начала до конца технологического процесса независимо от числа одновременно изготавливаемых деталей или изделий. Время выполнения технологических операций в производственном цикле составляет технологический цикл Тт. Время выполнения одной операции, в течение которого изготавливается одна партия одинаковых или несколько различных деталей, называется операционным циклом Топ.

Производственный цикл простого процесса начинается с запуска в производство заготовки или исходного материала и заканчивается выпуском готовой детали с последней операции.

Рисунок 6 - Структура производственного цикла

Штучное время - интервал времени, равный отношению цикла технологической операции к числу одновременно изготовляемых или ремонтируемых изделий или равный календарному времени сборочной операции

Основное время - часть штучного времени, затрачиваемая на изменение и (или) последующее определение состояния предмета труда.

Вспомогательное время - часть штучного времени, затрачиваемая на выполнение приемов, необходимых для обеспечения изменения и последующего определения состояния предмета труда.

Оперативное время - часть штучного времени, равная сумме основного и вспомогательного времени.

Время обслуживания рабочего места - часть штучного времени, затрачиваемая исполнителем на поддержание средств технологического оснащения в работоспособном состоянии и уход за ними и рабочим местом

Время на личные потребности - часть штучного времени, затрачиваемая человеком на личные потребности и, при утомительных работах, на дополнительный отдых

Если на предприятии при решении задачи повышения эффективности производства ставка делается только на улучшение оборудования, то это приводит лишь к сокращению времени технологических операций. В то же время улучшение работы способствует сокращению как времени, затрачиваемого на нетехнологические операции, так и времени межоперационных, межцеховых и междусменных перерывов.Задача 3. Стандартизация изображения дома.

Цель задания: закрепления теоретического материла по базовому инструменту ?Стандартизированная работа?. Комплектация задания: листы бумаги, разлинованные в клетку, циркули, карандаши, ластики (стирательные резинки), линейки.

Этап 1.

Пусть контрольная группа (не менее трех человек) нарисует дом. При этом на первом этапе они не имеют никаких ограничений, каждый рисует дом, исходя из собственных представлений.

 
стр. 10
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
Этап 2.

Сравните результаты. Выделите повторяющиеся элементы. Этап 3.

Используя изображения готового дома на рисунке 7 (шаги 11 или 12) стандартизируйте выход: высота дома, ширена дома, количество и размер элементов, их взаимное расположение. Укажите все элементы в спецификации, их позиции (номера) и необходимые размеры на рабочем эскизе дома.

Этап 4.

Используя шаги изображения дома рис. 7 и размеры с рабочего эскиза, созданного ранее, разработайте пошаговую рабочую инструкцию изображения дома.

Этап 5.

Пусть контрольная группа, четка следуя рабочей инструкции изображения дома, снова нарисует дом. Сравните результаты. Сделайте выводы о значимости стандартизации.

Рисунок 7 ? Пошаговое изображения дома Примечание

Стандарт ? это правило или образец, формирующие четкое представление о чем-либо. Успех методов, ориентированных на постоянное улучшение производства, во многом зависит от умения устанавливать и разрабатывать стандарты. Если первоначальный стандарт отсутствует как таковой, то невозможно определить, насколько эффективными были действия по достижению стандартов. Без первоначального стандарта нельзя разрабатывать систему стандартов и устанавливать новые цели по улучшению стандартов. Именно стандарты служат основой дальнейших улучшений и стимулом для постановки и реализации новых целей.

Стандартизованная работа (standard work): Точное описание каждого действия, включающее время такта, время цикла, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы [ГОСТ Р 56020?2014, статья 4.21] .

Стандартизированная работа ? это набор определенных процедур, устанавливающих применение оптимальных методов работы и последовательность операций для каждого процесса и каждого рабочего.

Стандартизированная работа позволяет выяснить, какие именно методы и процедуры являются оптимальными для того или иного процесса. Целью такой работы является повышение эффективности за счет минимизации потерь в каждой операции.

Стандартизация ? это установление норм и требований к изготовлению изделий, а также процесс обсуждения стандартов, их выполнение и совершенствование. Эффективность производственных процессов во многом зависит от их стандартизации, которая обеспечивает постоянство производственных параметров за счет единообразных критериев и практик. В системе 5S стандартизация происходит после внедрения первых трех этапов и заключается в установлении процедур и норм, направленных на то, чтобы улучшить выполнение предыдущих этапов этой системы. Сначала следует улучшить производственные процессы и только затем проводить работу по их стандартизации.

стандартизация работы (work standardization): Метод, в котором осуществляется точное описание каждого действия, порядка и правил осуществления деятельности, включая определение времени выполнения действий, последовательности операций и необходимого уровня запасов.

рабочие инструкции (work instruction): Подробное описание порядка выполнения поставленных заданий и ведения записей по ним.

стандартная операционная карта (СОК) (standardized work chart): документ, описывающий последовательность действий и приемов при выполнении операции.

Целью метода стандартизации является обеспечение воспроизводимости лучшего на данный момент времени способа выполнения работы путем его формализации.

Задачами стандартизации работы являются:

1) обеспечение воспроизводимости результатов осуществления деятельности:

2) обеспечение требуемого уровня безопасности и качества:

3) сокращение потерь:

4) стабилизация процессов:

5) создание условий для быстрого поиска и обнаружения отклонений при выполнении операций или процессов производства продукции:

6) обеспечение оперативности и наглядности в обучении персонала организации, а также при передаче знаний;

7) создание условий для постоянного совершенствования операций и процессов.

Стандартизация и стандартизированная работа дают много преимуществ, наиболее важными из которых являются следующие:

- снижаются нестабильность производства, потери и затраты;

- возрастает качество продукции и сокращается время производственных циклов;

- укрепляется готовность пройти сертификацию по требованиям стандартов ISO.

Качество продукции ? это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности . На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам продукции. Оценка ее качества состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству ? перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.

Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога продукции-конкурента. Для уяснения сущности этой категории следует остановиться на таких понятиях, как качество, требования к качеству, показатель качества.

Стабильность уровня качества товаров определяется уровнем производственного исполнения и стабильностью показателей качества.

 
стр. 11
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
Следует различать два вида стабильности качества:

1) стабильность в объеме ? стабильность значений показателей качества и уровня производственного исполнения в пределах выпускаемой партии и степень колебания значений от партии к партии, от предприятия к предприятию;

2) стабильность во времени ? стабильность значений показателей качества в период использования (эксплуатации).

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Темы контрольных работ:

1. История развития бережливого производства в России и в мире.

2. Производственные системы российских предприятий.

3. Производственные системы зарубежных предприятий.

4. Предприятия как система, элементы производственной системы предприятия.

5. Поточное производство.

6. Понятие и сущность Лин-менеджмента.

7. Инструменты бережливого производства.

8. Система национальных стандартов серии ?Бережливое производство?.

9. Ценности и потери. Виды потерь в бережливом производстве.

10. Система менеджмента качества.

11. Цикл Деминга (PDCA).

12. Картирование потока создания потребительской ценности (VSM).

13. Встроенное в процесс качество.

14. Организация рабочих мест по системе 5S.

15. 5S в офисе.

16. Бережливая внутрипроизводственной логистика.

17. Система ?Точно-вовремя -JIT?.

18. Выталкивающая и вытягивающие системы.

19. Элементы системы вытягивания.

20. Канбан, виды канбан. Одно и двух карточные системы.

21. Система общего производительного обслуживания оборудования TPM.

22. Инструмент бережливого производства быстрая переналадка (SMED).

23. Балансировка операций с использованием диаграммы Ямадзуми.

24. Выравнивания и сглаживания производства (Heijunka).

25. Стандартизированная работа.

26. Процессный подход в управлении.

27. Основные операционные KPI.

28. Управление процессами из места создания ценности (SFM - Shop Floor Management).

29. Системы визуального менеджмента (визуализация).

30. Организация Кайдзен на предприятии.

31. Обеспечение вовлеченности персонала, система обучения персонала на предприятии.

32. Обеспечение клиентоориентированности компании.

33. Регламентация бизнес процессов предприятия.

34. Проектирование работ по внедрению системы бережливого производства на предприятии.

35. Основные проблемы внедрения бережливого производства на предприятии.

36. Внедрение принципов Lean в организациях непроизводственной сферы.

37. Лин-офис.

38. Развертывание целей компании (Хосин Канри).

Зачет

Вопросы к зачету:

1. Понятие и сущность бережливого производства.

2. Ценности и потери. Виды потерь.

3. Инструменты бережливого производства.

4. Выталкивающее и вытягивающее производство.

5. Поточное производство.

6. Управление процессами из места создания ценности (SFM - Shop Floor Management). Компоненты SFM.

7. Цикл PDSA.

8. Производственная система тойота (TPS).

9. Кайдзен.

10. Принцип бережливого производства точно вовремя (JIT).

11. Принцип бережливого производства дзидока (автономизация).

12. Стандарт, стандартизация, стандартизированная работа. Значение стандартизации.

13. Стандартизация процессов. Стандарт процесса (карта процесса), стандарт операции (операционная инструкция) их структура.

14. Инструмент бережливого производства встроенное качество.

15. Инструмент бережливого производства пока-ёкэ (Poka-yoke) ? ?защита от ошибок?.

16. Инструмент бережливого производства 5S. Особенности 5S в офисе.

17. Инструмент бережливого производства всеобщий уход за оборудованием (TPM).

 
стр. 12
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
18. Инструмент бережливого производства быстрая переналадка (SMED).

19. Инструмент бережливого производства сглаживание производства (хейджунка).

20. Инструмент бережливого производства пять 'почему' (Five Whys).

21. Инструмент бережливого производства визуальный контроль (менеджмент).

22. Канбан и супермаркеты.

23. Типы ?канбан?. Классификация основных видов карточек ?Канбан?.

24. Поток создание ценности, определения и показатели потока.

25. Картирование потока создание ценности, карты потока создания ценности, типы карт, преимущества КПСЦ.

26. Картирование производственных процессов. Карта текущего потока создания ценности.

27. Построение карты потока будущего состояния.

28. Картирование офисных процессов.

29. Сферы и направления бережливого офиса. Преимущества бережливого офиса. Целевые ориентиры внедрения Lean в офисе.

30. Особенности внедрения Lean в офисе.

31. Основные этапы внедрения бережливого производства.

32. Основные показатели оценки эффективности проектов по бережливому производству.

33. Порядок оценки эффективности проектов по бережливому производству.

34. Проблемы внедрения Lean на российских предприятиях.

 
Тестирование. Устный опрос. Кейс-метод.

Оценка решений ситуационных задач.

Практические занятия.

Деловые игры.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Солодихин,А.Г.
Экономика, организация и планирование производства в термических цехах: учебник

М.:Машиностроение, 1987
10
 
Л1.2
Лысенко И. О., Кабельчук Б. В., Емельянов С. А., Коровин А. А., Мандра Ю. А., Кознеделева Т. Н.
Охрана окружающей среды: Учебное пособие для проведения практических занятий

http://www.iprbookshop.ru/47336.html

Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Шебеко,Л.П.
Экономика,организация и планирование сварочного производства: учебник

М.:Машиностроение, 1979
30
 
Л2.2
Кузнецов,В.А.
Технологические процессы в машиностроении : учебник

М.:Академия, 2009
5
 
Л2.3
Черпаков, Б.И.
Технологическое оборудование машиностроительного производства: учебник

М.: Академия, 2006
15
 
Л2.4
М.Х. Сергеева, С.М. Харахашян
Статистические методы в управлении качеством: учебное пособие

https://ntb.donstu.ru/content/statisticheskie-metody-v-upravlenii-kachestvom

, 2013
2
 
Л2.5
В.И. Мирный, И.А. Маркво
Всеобщее управление качеством: учеб. пособие

https://ntb.donstu.ru/content/vseobshchee-upravlenie-kachestvom

, 2013
2
 
Л2.6
Зайцев,С.А. и др.
Метрология,стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
6.1.3. Методические разработки
 
стр. 13
УП: 150216_51-14-1-11-23.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
Ивпатов,М.И.
Организация и планирование машиностроительного производства: учебник

М.:Высш.шк., 1988
15
 
Л3.2
Е.П. Лысова, Ю.В. Елецкая, Н.С. Самарская, О.Н. Чичило, П.В. Ломакин
ПРАКТИКУМ по курсу «Безопасность жизнедеятельности (Охрана окружающей среды)» (для всех специальностей): практикум

https://ntb.donstu.ru/content/praktikum-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-ohrana-okruzhayushchey-sredy-dlya-vseh-specialnostey

, 2007
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Бережливое производство. Учебное пособие, https://reader.lanbook.com/book/352586#116
 
Э2
Библиотека электронных ресурсов ДГТУ , http://de.donstu.ru/CDOSite/Pages/main.aspx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
7.2
Кабинет, оснащенный
7.3
- оборудованием:
7.4
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;
7.5
стенды;
7.6
- техническими средствами обучения:
7.7
компьютер   (ноутбук)   с   лицензионным   программным   обеспечением (рабочее место преподавателя);
7.8
мультимедийный проектор; мультимедийный экран.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим работам приведены в приложении