ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Председатель ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"
__ _________ 2023 г. № ___
__ _________ ____г. № ___
ции
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Размерные цепи
/Лек/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Допуски на зубчатые передачи
/Лек/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» предназначены для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» для контроля степени усвоения студентами учебного материала при проведении промежуточной аттестации в форме устного экзамена.
Предлагаемые тестовые задания состоят из шести вариантов по сорок одному вопросу в каждом, различного уровня сложности, и шести вариантов ответов по четырем ответам в каждом (вопрос с 1-го по 41-й, где верным может быть лишь один вариант ответа).
В зависимости от задач и этапа изучения материала учебного курса (проверка знаний по нескольким темам, итоговая проверка, изучение остаточных знаний), преподаватель формирует различные варианты тестовых заданий.
6.1. Тест задания
Устный зачет по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Вариант 1
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Стандартизация - это:
Ответ: 1. Документ, принятый органами власти.
2. Совокупность взаимосвязанных стандартов.
3. Деятельность по установлению норм, требований, характеристик.
4. Документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Объектами стандартизации могут быть:
Ответ: 1. Производственная услуга.
2. Нормативные документы.
3. Природные явления.
4. Изготовитель.
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Регламент - это:
Ответ: 1. Совокупность взаимосвязанных стандартов.
2. Документ, принятый органами власти.
3. Деятельность по установлению норм, требований, характеристик.
4. Документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, который утверждается региональной организацией по стандартизации
Ответ: 1. Международный стандарт
2. Национальный стандарт
3. Межгосударственный стандарт
4. Региональный стандарт
Задание 5 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию, и подлежащий согласованию с заказчиком (потребителем).
Ответ: 1. Национальный стандарт
2. Технический регламент
3. Стандарт организаций
4. Технические условия
Задание 6 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Организация по стандартизации, в которую входят все страны бывшего Советского Союза кроме Прибалтики
Ответ: 1. Международная стандартизация
2. Региональная стандартизация
3. Межгосударственная стандартизация
4. Национальная стандартизация
Задание 7 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Укажите в условном обозначении ТУ номер группы цифр, указывающий регистрационный номер
Ответ: ТУ 1115 017 38576343 93
1 2 3 4
Задание 8 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Обозначение стандартов общества:
Ответ: 1. СТО
2. ТУ
3. ТР
4. ОСТ
Задание 9 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Продукция, получаемая в результате материализованного процесса трудовой деятельности, обладающая полезными свойствами и предназначенная для реализации потребителю или для собственных нужд предприятия
Ответ: 1. Изделие основного производства
2. Изделие вспомогательного производства
3. Промышленная продукция
4. Деталь
Задание 10 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: В реакторе присутствует
Ответ: 1. Масса, энергия, информация
2. Энергия, информация
3. Масса, энергия
4. Энергия
Задание 11 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Ответ: 1. Безопасность
3. Взаимозаменяемость
4. Унификация
Задание 12 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Свойство одних и тех же деталей, узлов или агрегатов машин, позволяющее устанавливать детали (узлы, агрегаты) в процессе сборки или заменять их без предварительной подгонки при сохранении всех требований, предъявляемых к работе узла, агрегата и конструкции в целом.
Ответ: 1. Внешняя взаимозаменяемость
2. Взаимозаменяемость
3. Полная взаимозаменяемость
4. Внутренняя взаимозаменяемость
Задание 13 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Вероятность того, что изделие конкурентоспособное и будет реализовано на рынке
Ответ: 1. Работоспособность
2. Отказ
3. Эффект
4. Квалиметрия
Задание 14 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Точность, зависящая от правильности использования изделия
Ответ: 1. Точность
2. Конструкторская точность
3. Технологическая точность
4. Эксплуатационная точность
Задание 15 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, который заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время.
Ответ: 1. Симплификация
2. Систематизация
3. Классификация
4. Параметрическая стандартизация
Задание 16 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, заключающийся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время
Ответ: 1. Типизация
2. Опережающая стандартизация
3. Агрегатирование
4. Комплексная стандартизация
Задание 17 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. п.) в выбранных единицах измерения.
Ответ: 1. Размер
2. Номинальный размер
3. Действительный размер
4. Предельные размеры
Задание 18 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки
Ответ: 1. Нижнее отклонение
2. Поле допуска
3. Посадка
4. Верхнее отклонение
Задание 19 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Посадка, при графическом изображении которой всегда поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала
Ответ: 1. Посадка
2. Посадка с натягом
3. Посадка переходная
4. Посадка с зазором
Задание 20 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Укажите верхнее отклонение отверстия
Ответ: 1. es,
2. ES,
3. EI,
4. ei
Задание 21 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Схема полей допусков посадки с зазором изображена на рисунке …
Ответ: 1 2 3
0 0 0 0 0 0
а)
Задание 22 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Основные отклонения … обозначаются строчными буквами латинского алфавита
Ответ: 1. Основное отклонение
2. Отверстий
3. Валов
4. Посадки в системе отверстия
Задание 23 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю -
Ответ: 1. Основное отверстие
2. Посадки в системе отверстия
3. Основной вал
4. Посадки в системе вала
Задание 24 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: К допуску расположения относится …
Ответ: 1. Допуск круглости
2. Допуск соосности
3. Допуск профиля продольного сечения цилиндрической поверхности
4. Допуск цилиндричности
Задание 25 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Допуск цилиндричности имеет условный знак, изображенный на рисунке …
Ответ:
1 2 3 4
Задание 26 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Параметр шероховатости, обозначающий среднее арифметическое отклонение профиля
Ответ: 1. Rа 3. Rmax
2. Rz 4. Sm
Задание 27 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности
Ответ: 1. Законодательная метрология
2. Теоретическая метрология
3. Метрология
4. Прикладная метрология
Задание 28 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Физическая величина – это
Ответ: 1. значение, идеально отражающее свойство объекта
2. свойство, присущее физическим объектам или явлениям (масса, длина, температура)
3. значение, найденное с помощью математических вычислений
4. значение, найденное экспериментально, достаточно близкое к истинному значению
Задание 29 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Ньютон, Джоуль, Ватт являются
Ответ: 1. Внесистемными единицами
2. Производными единицами СИ
3. Основными единицами СИ
4. Дополнительными единицами СИ
Задание 30 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Поверке подвергаются
Ответ: 1. средства измерений государственных предприятий
2. средства измерений химических предприятий и других вредных производств
3. средства измерений, на которые не распространяется государственный метрологический контроль и надзор.
4. средства измерений, на которые распространяется государственный метрологический контроль и надзор
Задание 31 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: … получает размер единицы непосредственно от первичного эталона
Ответ: 1. Первичный эталон
2. Вторичный эталон
3. Эталон сравнения
4. Рабочий эталон
Задание 32 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Эталонные измерения, измерения физических констант, специальные измерения
2. Контрольно-поверочные измерения
3. Измерения максимально возможной точности
4. Прямое измерение
Задание 33 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Методики выполнения измерений перед их вводом в действие должны быть …
Ответ: 1. Аттестованы
2. Аккредитованы
3. Рецензированы
4. Утверждены разработчиком
Задание 34 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Процесс получения и обработки информации об объекте с целью определения его годности
Ответ: 1. Измерение
2. Методика измерения
3. Контроль
4. Погрешность измерения
Задание 35 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Средства измерений величин, которые используются для вычисления поправок к результатам измерений
Ответ: 1. Измерительные установки
2. Измерительные преобразователи
3. Измерительные приборы
4. Вспомогательные средства измерений
Задание 36 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: На стадии обращения решается задача …
Ответ: 1. зависимости качества продукции от грамотного использования ее потребителем
2. сохранения качества продукции при транспортировании, хранении, подготовке к продаже, реализации
3. необходимости о предупреждении вредного воздействия использованной продукции на окружающую среду
4. обеспечения уровня качества, заложенного в проекте
Задание 37 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Знак соответствия продукции требованиям технических регламентов, применяемый для информации потребителя
Ответ: 1. Знак обращения на рынке
2. Декларирование соответствия
3. Добровольная сертификация
4. Обязательная сертификация
Задание 38 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации
Ответ: 1. Сертификация
2. Система сертификации
3. Подтверждение соответствия
4. Орган по сертификации
Задание 39 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: В функции органа по сертификации не входит:
Ответ: 1. прекращение действия выданного им сертификата соответствия
2. информирование соответствующих органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее
3. составление списка продукции подлежащей обязательной сертификации
4. ведение реестра выданных им сертификатов соответствия
Задание 40 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» в цели сертификации не входит
Ответ: 1. удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров
2. обеспечение безопасности продукции, работ и услуг
3. содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг на российском и международном рынках
4. создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли
Задание 41 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Знаки соответствия в системе ГОСТ Р требованиям государственных стандартов
Ответ:
1 2 3 4
Нормоконтроль технической документации.
Управление качеством.
Конкурентоспособность предприятия
оценивание подготовленных рефератов и докладов;
анализ выполнения индивидуальных заданий;
тестирование;
устный опрос.
http://www.iprbookshop.ru/8207.html
http://www.iprbookshop.ru/46281.html
http://www.iprbookshop.ru/55012.html
https://e.lanbook.com/book/111889
https://ntb.donstu.ru/system/files/la_prakt2_ppl24112014.pdf -
https://ntb.donstu.ru/system/files/la_prakt2_ppl24112014.pdf
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по учебной дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»
Специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
22.02.06 «Сварочное производство»
Очной и заочной форм обучения
Таганрог
20___г.
Лист согласования
Практические занятия учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
22.02.06 Сварочное производство
Разработчик:
Преподаватель _____________ Т.И. Савосина
«___»_____________20__г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой (предметной) комиссии «Технология машиностроения»
Протокол № ___ от «___» ________ 20__ г
Председатель цикловой методической комиссии _____________ Е.Р. Крамаренко
«___»_____________20__г.
Рецензенты: главный инженер АО «Красный гидропресс»
Пустовалов И.В.
главный инженер ООО «НАТЭК-Нефтехиммаш»
Лаптев В.В.
Согласовано:
Заведующий УМО ___________
«___»___________20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по программе подготовки специалистов среднего звена дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 22.02.06 Сварочное производство. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала обучающимися широкое применение находит метод лабораторных и практических занятий. Практические занятия - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал. Проведение лабораторных и практических занятий с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной или практической работы;
2) определение порядка лабораторной или практической работы или отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение лабораторной или практической работы обучающимися и контроль преподавателя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
4) подведение итогов лабораторной (практической) работы и формулирование основных выводов.
Изложенное показывает, что лабораторные и практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике.
Они пробуждают у обучающихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторные и практические занятия способствуют ознакомлению обучающихся с научными основами современного производства, выработке навыков обращения со справочной литературой, создавая предпосылки для технического обучения. Одной из целей технического образования является развитие у обучающихся преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где обучающиеся включаются в творческую деятельность. Лабораторные и практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой.
Изучение ОП.05. Метрология, стандартизация и сертификация направлено на формирование компетенций:
Общих (ОК), т. е. техник по специальности 22.02.06 Сварочное производство, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Профессиональных (ПК), т. е. техник по специальности 22.02.06 Сварочное производство
машиностроения должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Анализировать процесс и результаты деятельности подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
Правила выполнения лабораторных и практических работ
1. Обучающийся должен прийти на лабораторное (практическое) занятие подготовленным к выполнению предполагаемой работы.
2. Каждый обучающийся после проведения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.
3. Отчет о проделанной работе следует выполнять на листах формата А4 с одной стороны листа. Содержание отчета указано в описании лабораторной или практической работы.
4. Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, и.т.д.) карандашом с
5. В заголовках граф таблиц обязательно приводить буквенные обозначения в соответствии с ЕСКД.
6. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.
7. Исправления проводить на обратной стороне листа. При мелких исправлениях неправильное слово (буква, число и т.п.) аккуратно зачеркивается и над ним пишут правильное пропущенное слово (букву, число и т.п.).
8. Вспомогательные расчеты можно выполнять на отдельных листах, а при необходимости на листах отчета.
9. Если обучающийся не выполнит лабораторную или практическую работу или часть работы, то он выполнит ее во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
10. Оценку по лабораторной (практической) работе обучающийся получает с учетом срока выполнения работы.
Зачет по лабораторной или практической работам обучающийся получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ после сдачи отчётов по работам при удовлетворительных оценках за ответы на контрольные вопросы во время лабораторной (практической) работы или при получении зачёта.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Практическое занятие № 1
Составление спецификации на сборочную единицу.
2. Практическое занятие № 2
Проведение нормоконтроля технической документации.
3. Практическое занятие № 3
Составление структуры оформления текстовой части конструкторской документации.
4. Практическое занятие № 4
Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.
5. Практическое занятие № 5
Изучение концевых мер длины.
6. Практическое занятие № 6
Измерение линейных размеров.
7. Практическое занятие № 7
Измерение угловых размеров.
8. Практическое занятие № 8
Оценка погрешности показаний микрометров.
9. Практическое занятие № 9
Измерение размеров и отклонений формы цилиндрической поверхности.
10. Практическое занятие № 10
Измерение параметров шероховатости.
11. Практическое занятие № 11
Автоматизация процессов измерений.
12.Практическое занятие № 12
Составление документов сертификации.
Практическое занятие №1
Тема: Составление спецификации на сборочную единицу согласно
ГОСТ 2.108-68
Цель работы: Ознакомиться с формой и порядком заполнения спецификаций изделий.
Порядок выполнения работы:
1 Написать теоретическое обоснование работы.
1.1 Основные правила выполнения сборочного чертежа.
1.2 Разделы спецификации.
1.3 Правила заполнение граф спецификации.
2 Составить спецификацию на отдельных листах по формам 1 и 1а.
3 Выводы по работе.
4 Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Как оформляется спецификация?
2. Что необходимо вносить в спецификацию?
3. Из каких разделов она состоит?
4. Каким образом заполняют графы спецификации?
5. На конкретном примере показать порядок заполнения спецификации на сборочную единицу.
Практическое занятие № 2
Тема: Проведение нормоконтроля технической документации
Цель работы: Приобрести навыки в проведении нормоконтроля технической документации. Ознакомиться с входным нормоконтролем технической документации. Ознакомиться с правами и обязанностями нормоконтролера.
Порядок выполнения работы:
1 Написать теоретическое обоснование работы.
1.1 Обоснованность и целесообразность осуществления входного нормоконтроля.
1.2 Цели и задачи нормоконтроля.
1.3 Порядок проведения нормоконтроля.
1.4 Права и обязанности нормоконтролера.
1.5 Входной нормоконтроль технической документации.
2 Провести нормоконтроль предложенного документа и записать в таблицу код нарушения по классификатору.
3 Сделать выводы по работе.
4 Защитить работу согласно контрольным вопросам.
Контрольные вопросы
1 На что направлено проведение нормоконтроля?
2 Что проверяется при проведении нормоконтроля чертежей деталей?
3 В чем целесообразность осуществления входного нормоконтроля?
4 Права и обязанности нормоконтролера?
Практическое занятие № 3
Тема: Составить структуру оформления текстовой части конструкторской документации.
Цель работы: Изучить единые правила построения, изложения и оформления конструкторского документа ТУ на изделия, материалы, вещества и другую продукцию согласно ГОСТ 2.114-70.
Порядок выполнения работы
1 Написать теоретическое обоснование роботы.
1.1 Отметить основные положения ТУ.
1.2 Разделы ТУ и их содержание.
2 Составить структуру оформления ТУ на изделие.
3 Выводы по работе.
4 Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1 Каков порядок оформления ТУ?
2 Что входит в раздел «Технические требования»?
3 Что заключает в себе раздел «Правила приемки»?
4 Какие записи производят в разделе «Методы контроля»?
5 «Транспортирование и хранение». «Эксплуатация» указать содержание разделов.
6 Какие гарантии поставщика могут записываться в последнем разделе?
Практическое занятие № 4
Тема: Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.
Цель работы: Научиться определять предельные отклонение по таблице, рассчитывать предельные размеры отверстия и вала, изображать в масштабе поля допусков отверстия и вала.
Порядок выполнения работы:
1 Написать теоретическое обоснование работы.
1.1 Поверхности и размеры
1.2 Понятие о допуске размера, квалитете.
1.3 Посадки
2 Определить предельные отклонения по таблицам ГОСТ 25347-82
3 Рассчитать предельные размеры отверстия и вала.
4 Рассчитать наибольшие и наименьшие зазоры (натяги).
5 Изобразить в масштабе поля допусков отверстия и вала и определить вид посадки (зазор, натяг, переходная).
6 Выводы по работе.
7 Защитить работу по предложенным контрольным вопросам.
Контрольные вопросы
1 Что вы знаете о поверхностях?
2 Какими бывают размеры?
3 Что такое отклонение, и какие отклонения вам известны?
4 Что называют квалитетом?
5 Что называют посадкой?
6 Разновидность посадок.
7 Что значит, посадка в системе отверстия (вала)?
Практическое занятие № 5
Тема: Изучение концевых мер длины
Цель работы: Освоение техники составления блоков из наименьшего числа еди-ничных плиток, отработка навыков притирки плиток на молекулярный контакт, про-верка точности показаний микрометра на собранном блоке и на отдельных мерах.
Порядок выполнения:
1. Написать теоретическое обоснование работы:
1.1 Определение и назначение плоскопараллельных концевых мер длины (ПКМД).
1.2 Наборы ПКМД.
1.3 Притираемость ПКМД.
2. Составить блок концевых мер заданного размера с притиркой плиток на молекулярный контакт.
2.1 Проверить точность показаний микрометра.
2.2 Измерить блок концевых мер штангенциркулем.
2.3 Дать заключение о годности инструментов.
3 Выводы по работе.
4 Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Назначение ПКМД.
2. Какой размер ПКМД является номинальным?
3. Из скольки плиток можно набирать размер?
4. Классы точности ПМКД.
5. Особые свойства ПМКД.
6. Как проверить точность показаний мерительного инструмента?
Практическое занятие № 6
Тема: Измерение линейных размеров
Цель работы: Изучить устройство штангенциркуля и приобрести навы-ки измерения им размеров деталей.
Порядок выполнения работы
1. Теоретическое обоснование работы.
1.1 Назначение штангенциркуля.
1.2 Разновидности штангенциркулей.
2 Вычертить данный учащемуся штангенциркуль, обозначить его ос-новные части и дать перечень.
2.1 Начертить эскиз предложенной детали.
2.2 Произвести контроль размеров детали, проверив годность ее действи¬тельных размеров.
3 Выводы по работе.
4 Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Назовите состав и назначение частей штангенциркуля.
2. Разновидности штангенцируклей.
3. Как проводятся измерения отверстий и других элементов детали?
4. Как проверяется годность действительных размеров?
Практическое занятие № 7
Тема: Измерение угловых размеров
Цель работы: Изучить устройство нониусного угломера и приобрести навыки измерения им углов детали.
Порядок выполнения работы:
1. Теоретическое обоснование работы.
1.1 Назначение нониусного угломера.
1.2 Правила измерения углов нониусным угломером.
2. Вычертить данный нониусный угломер, обозначить его основные части и дать перечень.
3. Вычертить эскиз предложенной детали, измерить ее углы с точностью, соответствующей точности нониусного угломера.
4. Выводы по работе.
5. Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Назовите состав и назначение частей нониусного угломера
2. Как производится измерение углов нониусным угломером?
3. Какие способы узмерения углов применяются в машиностроении?
Практическое занятие № 8
Тема: Микрометрический инструмент. Гладкие калибры.
Цель работы: Приобрести практические навыки измерения размеров деталей при помощи микрометра. Научиться определять с помощью предельных гладких калибров годность деталей.
Порядок выполнения работы:
1 Теоретическое обоснование работы
1.1 Назначение микрометра. Область применения.
1.2 Разновидности микрометров.
1.3 Гладкие калибры. Калибр-скоба. Калибр-пробка.
2 Измерения микрометром.
2.1 Вычертить данный учащемуся микрометр, обозначить его основные части и дать их перечень.
2.2 Произвести измерения предложенной детали микрометром.
3 Работа с предельными гладкими калибрами.
3.1 Вычертить калибр-пробку (калибр-скобу).
3.2 Произвести определение годности предложенной детали.
4 Выводы по работе.
5 Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Назовите из каких частей состоит микрометр.
2. Каковы функции перечисленных частей микрометра?
3. Каковы основные правила измерения микрометром?
4. Что называется калибрами?
Практическое занятие № 9
Тема: Измерение размеров и отклонений формы цилиндрической поверхности.
Цель работы:
1. Знакомство с видами допусков формы и расположения поверхностей.
2. Основные приемы измерения отклонений формы.
3. Знакомство с методами контроля отдельных видов допусков.
4. Знакомство с понятием годности.
Порядок выполнения работы:
1 Теоретическое обоснование работы
1.1 Виды отклонений поверхностей, их графическое обозначение
1.2 Приемы измерения отклонений
1.3 Виды допусков. Годность.
2. Провести измерения размеров и отклонений формы детали.
3. Зарисовать модель части редуктора.
4. Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Что такое допуск размера?
2. Перечислите виды отклонений.
3. Назовите виды контроля поверхностей.
4. Причины брака.
5. Возможность и методы устранения брака.
Практическое занятие № 10
Тема: Измерение параметров шероховатости.
Цель работы: Освоение техники определения шероховатости поверхности путем сравнения с образцами шероховатости. Обозначение шероховатости на чертеже.
Порядок выполнения работы:
1 Написать теоретическое обоснование работы.
1.1 Определение шероховатости.
1.2 Обозначение шероховатости на рабочем чертеже.
2. Выполнить чертеж предложенной детали.
3. Путем сравнения с образцами шероховатости определить шерохова-
тость поверхностей данной детали.
4. Обозначить на чертеже шероховатость поверхностей.
5. Сделать выводы по работе.
4 Защитить работу согласно контрольным вопросам.
Контрольные вопросы
1 Параметры оценки шероховатости поверхности.
2 Как изображаются значки обозначения шероховатости?
3 Если шероховатость большинства поверхностей детали одинакова, как обозначить это на чертеже?
4 Какие параметры шероховатости (Ra) имеют следующие виды обра-ботки: черновое строгание; чистовое развертывание; тонкое фрезерование; чистовое шлифование?
Практическое занятие № 11
Тема: Автоматизация процессов измерения и контроля
Цель работы: Ознакомиться с назначением автоматизации контроля в машиностроении.
Порядок выполнения работы:
1. Написать теоретическое обоснование работы.
1.1 Что относится к средствам автоматизации измерения и контроля?
2. Схема и принцип действия прибора для измерения в процессе обработки.
3. Технические средства, входящие в состав САК (систему автоматизированного контроля).
4. Схема контрольного автомата мод. 1282 обслуживаемого промышленным роботом.
5. Выводы по работе.
6. Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Назовите средства автоматизации и механизации контроля.
2. Что представляет собой первичный измерительный преобразователь?
3. Что дает применение активных измерительных устройств?
4. Что называется устройствами активного контроля?
5. Назначение контрольных автоматов.
6. Функции САК.
7. Принцип действия контрольного автомата мод. 1282.
Практическое занятие № 12
Тема: Составление документации сертификации
Цель работы: Приобрести практические навыки при составлении документов сертификации.
Порядок выполнения работы.
1 Теоретическое обоснование работы.
1.1 Определение и цели сертификации
1.2 Обязательная сертификация.
1.3 Добровольная сертификация.
2 Выбрать изделие для сертификации. Описать, для чего предназначено изделие. Указать его основные характеристики и параметры.
3 Составить и заполнить бланки документов сертификации на выбранное изделие
4 Выводы по работе.
5 Защитить работу согласно контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1 Что такое сертификация продукции.
2 Цель проведения сертификации.
3 Добровольная сертификация.
4 Обязательная сертификация.
5 Назвать документы сертификации и их назначение.