2023-2024_090207_51-16-1-9-23ИС_plx_Информационное право Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Право и организация социального обеспечения"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационное право / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-1-9-23ИС.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
34
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
специалист по информационным системам
34
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
17
17
17
17
Практические
17
17
17
17
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Итого
34
34
34
34
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Онищук Михаил Михайлович
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Директор ООО "КадСис"
_______________________
Д.В. Шкурин
 
Зам. начальника ОИТ АО "Красный гидропресс"
_______________________
С.С. Пирожков
 
Информационное право / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 05.07.2023 г.  № 6   

Срок действия программы: 2022-2025 уч.г.

Председатель ЦМК "Право и организация социального обеспечения"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Право и организация социального обеспечения"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Козлова Наталья Николаевна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Право и организация социального обеспечения"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Информационное право / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Козлова Наталья Николаевна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
«Информационное право/Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»  имеет целью изучение основных правовых институтов, действующего законодательства, регулирующего общественные отношения  в сфере создания,  хранения  и распространения  информации, и практики его применения. В процессе изучения учебной дисциплины «Информационное  право» студенты должны научиться квалифицировано применять нормативные правовые акты в данной сфере, реализовывать нормы материального и процессуального права профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.2.2
Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
1) основные права и свободы, условия их ограничения;
3.1.2
2) правовые режимы информации;
3.1.3
3) порядок защиты основных прав и свобод.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
1) анализировать источники информационного права и использовать их для решения индивидуально-конкретных дел;
3.2.2
2) применять в практической деятельности положения различных отраслей российского права применительно к обороту информации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
1) применения положений различных отраслей права применительно к обороту информации;
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
3.3.2
2) анализа источников информационного права и их использования для решения определённых задач.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Общая часть

 
1.1
Понятие и виды государственных и муниципальных информационных систем, цели их создания, роль в государственной деятельности и влияние на правоотношения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
6
0
 
1.2
Формирование и развитие информационного общества в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
6
0
 
1.3
Предмет и методы информационного права и его место в системе российского права /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
6
0
 
1.4
Информационное право, как самостоятельная отрасль российского права. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
1.5
Информационные правоотношения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
1.6
Нормы информационного права. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
6
0
 
1.7
Информационное законодательство /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
1.8
Международные договоры в системе источников информационного права.

Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953), Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (1991), Конституция РФ об основных информационных правах и свободах. Основания ограничения основных прав и свобод. Конституционные гарантии реализации права на доступ к информации.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
6
0
 
 
Раздел 2. Особенная часть

 
2.1
Правовые режимы информации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

3
6
0
 
2.2
Государственная тайна /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
2.3
ФЗ РФ «О государственной тайне». /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
2.4
Коммерческая тайна /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
2.5
Банковская тайна. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
2.6
Угрозы интересам общества в информационной сфере. Угрозы интересам государства в информационной сфере. Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в информационной сфере. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
6
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень  вопросов к зачету по дисциплине «Информационное право/Социальная адаптация и основы социально-
 
стр. 6
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
правовых знаний»

1. Понятие и общая характеристика информации.

2. Понятие информационного права и его предмет.

3. Методы правового регулирования, понятие, общая характеристика.

4. Принципы информационного права, понятие и характеристика.

5. Место информационного права в правовой системе российского права.

6. Понятие информационного законодательства и его система.

7. Структура и характеристика информационного законодательства.

8. Действие норм информационного права в пространстве, во времени и по кругу лиц.

9. Понятие и виды информационных правоотношений.

10. Субъекты информационных правоотношений.

11. Объекты информационных правоотношений.

12. Содержание информационных правоотношений.

13. Понятие правового режима информации и его разновидности.

14. Режим свободного доступа. Понятие и общая характеристика.

15. Режим исключительных прав.

16. Режим общественного достояния.

17. Режим массовой информации.

18. Режим ограниченного доступа. Понятие и общая характеристика.

19. Режим конфиденциальной информации. Понятие и общая характеристика.

20. Понятие и характеристика государственной тайны.

21. Понятие и характеристика коммерческой тайны.

22. Понятие и общая характеристика служебной тайны.

23. Понятие и характеристика банковской тайны.

24. Понятие и характеристика персональных данных.

25. Режим документированной информации. Понятие, общая характеристика.

26. Использование электронной цифровой подписи в электронных документах.

27. Понятие информационной безопасности.

28. Основные задачи по обеспечению информационной безопасности.

29. Методы обеспечения информационной безопасности.

30. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере экономики.

31. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере внутренней политики.

32. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере внешней политики.

33. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем.

34. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности России.

35. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ.

36. Юридическая ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере. Понятие и общая характеристика.

37. Дисциплинарная ответственность за правонарушения в информационной сфере.

38. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере.

39. Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере.

40. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере.

 
5.2. Темы письменных работ
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант 1. 1. Понятие, признаки и структура  информации. 2. Ответственность за компьютерные преступления. Вариант 2. 1. Понятие информационного права. Предмет и метод информационного права. 2. Сущность конституционного права на информацию и его гарантии. Вариант 3. 1. Основные теории информационного общества. 2. Понятие информационной безопасности и ее основные угрозы. Вариант 4. 1. Система источников информационного права. 2. Понятие и особенности использования в РФ электронно-цифровой подписи. Вариант 5. 1. Информационное законодательство. 2. Авторские договоры
 
стр. 7
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
Вариант 6. 1. Принципы информационного права. 2. Коммерческая тайна Вариант 7. 1. Информационно-правовые нормы: общая характеристика 2. Государственная тайна. Вариант 8. 1. Содержание информационных правоотношений. 2. Основные виды информационных прав и свобод. Вариант 9. 1. Информационно-правовые нормы: понятие, классификация. 2. Информационные правонарушения. Вариант 10. 1. Информационно-правовые конфликты: понятие, характеристика. 2. Теория информационного управления.
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов (оценочных средств) по дисциплине прилагается.
 
1. Вопросы для проведения устного опроса. 2. Тестовые заданий. 3. Темы докладов/эссе. 4. Темы для дискуссии. 5. Комплект задач. 6. Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Ловцов Д. А.
Информационное право: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/5786.html

Москва: Российский государственный университет правосудия, 2011
ЭБС
 
Л1.2
Ефимова Л. Л.
Информационное право: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/10679.html

Москва: Евразийский открытый институт, 2011
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Чаннов С. Е.
Информационное право: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/1482.html

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2007
ЭБС
 
Л2.2
Килясханов И. Ш., Саранчук Ю. М.
Информационное право в терминах и понятиях: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/15366.html

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
, ЭБС "Научно-техническая библиотека ДГТУ" [https://ntb.donstu.ru]
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Консультант Плюс - Общероссийская сеть распространения правовой информации [http://www.consultant.ru]
6.3.2.2
Росметод [http://rosmetod/ru]
6.3.2.3
Юридическая Россия: федеральный правовой портал [www.law.edu.ru]
 
стр. 8
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
В целях освоения учебной программы дисциплины имеется материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов работ обучающихся, соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам, а именно:
7.2
- учебные аудитории, оборудованные столами, стульями, доской, местом преподавателя, персональным компьютером, проектором;
7.3
- помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с подключением сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду университета, к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В значительной степени добиться упорядочения знаний по дисциплине «Информационное право/ Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» позволит последовательное изучение рекомендуемых нормативных и специальных источников. Трудности при изучении дисциплины также могут возникнуть в связи со значительным количеством нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения.

Для того чтобы сориентироваться в массиве нормативных правовых актов, официальных актах высших судебных органов, документах судебной практики следует обратиться к перечню рекомендуемой литературы.

Поэтому в процессе самостоятельной работы, при подготовке к аудиторным занятиям, к экзамену, а также при написании эссе, подготовке научных докладов необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. Целесообразно использовать возможности СПС «Гарант», «Консультант Плюс».

Лекция – это форма учебной деятельности, при которой специально организуемый и управляемый процесс обучения направляется на повышение активности познавательных интересов студентов, развитие обучающихся.

При преподавании дисциплины «Информационное право» используются следующие типы лекционных занятий:

лекции - дискуссии (проводятся в диалоговой форме, дают возможность развивать профессиональные компетенции путем проведения совместного анализа – преподаватель, студент - пробелов и противоречий актов российского законодательства, сложившейся судебной практики; поиска путей их разрешения);

лекции – визуализации (используются мультимедийные средства как дополнительные носители правовой информации; данный вид аудиторных занятий предполагает также привлечение студентов к созданию визуальных материалов, что позволяет формировать соответствующие навыки и умения, воспитывает личностное отношение к содержанию обучения).

При подготовке к лекционным занятиям рекомендуется, прежде всего, познакомиться с рабочей программой учебной дисциплины, изучить нормативно-правовые источники. В ходе лекции целесообразно конспектировать определения новых правовых категорий, обращать внимание на поставленные преподавателем проблемы, выводы, различные научные подходы. Желательно в рабочих тетрадях оставлять поля для последующей самостоятельной работы.

Практические занятия нацелены на формирование и развитие профессиональных компетенций студентов в рамках изучения дисциплины. По дисциплине «Информационное право» используются следующие формы оценки компетенций:

1. Устный опрос

2. Тестирование

3. Доклад

4. Дискуссия

Устный опрос представляет собой средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.,  позволяет не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Тестирование представляет собой систему стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Для решения тестовых заданий необходимо предварительно изучить нормативную и специальную литературу по рассматриваемой теме. Для успешного прохождения тестовых заданий необходимо внимательно прочитать каждый вопрос и проанализировать предлагаемые ответы. Правильно выполнить задание можно не только при условии знания конкретного материала, но и благодаря способности рассуждать, отвергать неверные варианты ответа. При выполнении заданий студентам необходимо отметить правильный(ные) ответ (ответы).

Эссе/доклад - средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Дискуссия - средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.

Проведению дискуссии предшествует большая самостоятельная работа студентов, выражающаяся в изучении нормативной и специальной литературы, знакомстве с материалами судебной практики. Подготовительная работа позволяет выработать у студентов навыки оценки правовой информации через призму конституционных ценностей и положений.

На втором этапе – аудиторном занятии – идет публичное обсуждение дискуссионных вопросов. Тематическая дискуссия как интерактивная форма обучения предполагает проведение научных дебатов. Хорошо проведенная тематическая дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность.

Проводимые тематические дискуссии воспитывают навыки публичного выступления, развиваются способности логически 

 
стр. 9
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
верно, аргументированно и ясно строить свою речь, публично представлять собственные и научные результаты.

В рамках изучения дисциплины «Информационное право» предусматривается так же решение практикоориентированных задач.

Процесс подготовки к выполнению практикоориентированных задач можно условно разделить на следующие этапы:

а) изучение содержания задачи (нельзя решить задачу, не уяснив ее содержание – это даст возможность правильно квалифицировать вид правоотношений в области информационного права и информационной безопасности);

б) подбор нормативных источников, относящихся к содержанию полученного задания;

в) изучение основной и дополнительной литературы (например, комментариев Федеральных законов);

г) изучение материалов судебной практики;

е) аналитический разбор ситуативной задачи через призму действующего законодательства и сложившейся судебной практики;

ж) определение собственной позиции, формулировка аргументов;

з) оформление ответа;

и) представление ответа на ситуативную задачу.