МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
рабочая программа дисциплины (модуля)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
История
150216_155-14-1-9-23.plx
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Бычкова Мария Владимировна
Гл.инженер АО "Красный гидропресс"
Гл.инженер ООО "НАТЭК-Нефтехиммаш"
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 14.06.2022 г. № 444)
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2028 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бычкова Мария Владимировна
Новоселова Татьяна Васильевна
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «История» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бычкова Мария Владимировна
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
-уметь критически анализировать для решения познавательной
задачи аутентичные исторические источники разных типов
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
выявлять общее и различия; привлекать контекстную
информацию при работе с историческими источниками;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные
связи исторических событий, явлений, процессов с
древнейших времен до настоящего времени;
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
исторические события, явления, процессы с древнейших
времен до настоящего времени
- развивать креативное мышление при решении
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками
- выявлять причинно-следственные связи и
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
уметь критически анализировать для решения познавательной
задачи аутентичные исторические источники разных типов
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
выявлять общее и различия; привлекать контекстную
информацию при работе с историческими источниками;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные
связи исторических событий, явлений, процессов с
древнейших времен до настоящего времени;
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
исторические события, явления, процессы с древнейших
времен до настоящего времени
- готовность к труду, осознание ценности
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой
Российской революции (1914–1922)
Россия и мир в
годы Первой
мировой войны /Лек/
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
Основные этапы и
хронология
революционных
событий 1917 г.
Первые
революционные
преобразования
большевиков /Лек/
Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками /Пр/
Гражданская
война и ее
последствия.
Культура
Советской России
в период
Гражданской
войны /Лек/
Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и социокультурная
жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими источниками:
агитационные плакаты, исторические революционные и военные песни, отражающие события
Гражданской войны /Пр/
Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы
СССР в 20-е годы.
Новая
экономическая
политика /Лек/
Противоречия политики НЭПа.
Однопартийная политическая система и «срастание» партийных и советских органов власти /Пр/
Советский Союз в
конце 1920-х–
1930-е гг /Лек/
Итоги и цена советской модернизации. Организация дискуссии по методу «метаплана» /Пр/
Культурное
пространство
советского
общества в 1920–
1930-е гг /Лек/
Культурная революция и «угар НЭПа». Работа с историческими источниками: агитационные
плакаты, анализ произведений художественной литературы (Зощенко М.М., Островский Н.А.,
Булгаков М.А. и др.), исторических песен об «успехах народного хозяйства» /Пр/
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
Революционные
события 1918 –
Основное содержание 6 ОК 02
ОК 04
ОК 05
Мир в 1918-1939 гг.: от войны к миру. Распад империй и образование новых национальных
государств в Европе. Планы послевоенного устройства мира. 14 пунктов В. Вильсона. 4
19
начала 1920-х гг.
ВерсальскоВашингтонская
система. Мир в
1920-е – 1930-е
гг. Нарастание
агрессии в мире в
1930-х гг. /Лек/
Распространение фашизма в Европе, Антикоминтерновский пакт и нарастание
международной напряженности в 30-е гг. Работа с историческими источниками /Пр/
Внешняя
политика СССР в
1920–1930-е
годы. СССР
накануне Великой
Отечественной
войны /Лек/
Противоречия внешней политики СССР: деятельность НКИД и Коминтерна. Результативность
внешней политики СССР межвоенного периода. Работа с историческими источниками и
исторической картой /Пр/
Раздел 3. Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая
Отечественная война. 1941–1945 годы
Начало Второй
мировой войны.
Начальный
период Великой
Отечественной
войны (июнь 1941
– осень 1942) /Лек/
Причины и начало Второй мировой войны. Работа с исторической картой и историческими
источниками.
/Пр/
Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Работа с исторической картой
и историческими источниками /Пр/
Коренной
перелом в ходе
войны (осень
1942 – 1943 г.) /Лек/
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
Человек и
культура в годы
Великой
Отечественной
войны /Лек/
Работа с историческими источниками: анализ исторических плакатов, военных песен,
творчества Твардовского А.Т., Эринбурга И.Г., Бека А.А., Симонова К.М. /Пр/
Победа СССР в
Великой
Отечественной
войне.
Завершение
Второй мировой
войны /Лек/
Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии.
Работа с исторической картой. Уроки войны. Дискуссия по методу дебатов /Пр/
Раздел 4. . СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир
Мир и
международные
отношения в годы
холодной войны
(вторая половина
половине ХХ века) /Лек/
Послевоенное изменение политических границ в Европе. Изменение этнического состава
стран Восточной Европы как следствие геноцидов и принудительных переселений. Работа с
картой. /Пр/
Причины и этапы «холодной войны». Работа с исторической картой. Политика «разрядки»:
успехи и проблемы /Пр/
СССР в 1945–1953
гг /Лек/
СССР в середине
1950-х – первой
половине 1960-х
гг /Лек/
Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». Научно-техническая
революция в СССР. Дискуссия по методу «метаплана» /Пр/
Советское
общество в
середине 1960-х
– начале 1980-х
гг /Лек/
Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Внешняя
политика СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Работа с историческими источниками /Пр/
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
Политика
«перестройки».
Распад СССР
(1985–1991 гг.) /Лек/
Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Внешняя политика СССР в
1985–1991 гг. Дебаты «за» и «против» /Пр/
Раздел 5. Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации
Становление
новой России
(1992–1999 гг.) /Лек/
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Занятие с использованием музейнопедагогических технологий /Пр/
Современный
мир. Глобальные
проблемы
человечества /Лек/
«Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах.
Работа с историческими источниками.
Человек в стремительно меняющемся мире: культура и научно-технический прогресс.
Дискуссия по методу «метаплана» /Пр/
Россия в XXI веке:
вызовы времени и
задачи
модернизации /Лек/
Развитие политической системы России в начале XXI в. Внешняя политика РФ в конце XX –
начале XXI в. Работа с историческими источниками.
Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в современном мире. Работа с
историческими источниками /Лек/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)