2023-2024_150208_51-14-2-9-23_plx_История
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
История
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
150208_51-14-2-9-23.plx

Технология машиностроения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
15
аудиторные занятия
48
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
техник
65
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
48
48
48
48
Консультации
2
2
2
2
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
15
15
15
15
Итого
65
65
65
65
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Бычкова Мария Владимировна
_______________________
 
Препод.
Шевченко Юрий Иванович
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Главный инженер ООО "НАТЭК-Нефтехиммаш"
_______________________
В.В.Лаптев
 
Гл.инженер АО "КРасный гидропресс"
_______________________
И.В.Пустовалов
 
История
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 350)
 
Технология машиностроения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 31.08.2022 г.  № 1   

Срок действия программы: 2021-2026 уч.г.

Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Бычкова Мария Владимировна
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
 
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «История» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Бычкова Мария Владимировна
 
стр. 4
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
1.1. Область применения программы
1.2
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности СПО 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
1.3
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий  гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена
1.4
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1.5
1.6
Цель:
1.7
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
География
2.1.2
История
2.1.3
История родного края
2.1.4
Литература
2.1.5
Обществознание (включая экономику и право)
2.1.6
История
2.1.7
История родного края
2.1.8
Литература
2.1.9
Обществознание (включая экономику и право)
2.1.10
Иностранный язык
2.1.11
Основы философии
2.1.12
Иностранный язык
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы философии
2.2.2
Основы философии
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 1.: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 3.: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 4.: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 5.: Использовать информационно- коммуникационные технологии  в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 6.: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями
 
Знать:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 7.: Брать на себя ответственность за работу членов команды  (подчиненных), за результат выполнения заданий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 8.: Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно  планировать повышение квалификации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 9.: Ориентироваться в условиях частой смены технологий  в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 1.4.: Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 1.5.: Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 2.2.: Участвовать в руководстве работой структурного подразделения
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков  (XX   и  XXI вв.);
3.1.2
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце  XX   - начале   XXI века.
3.1.3
- основные процессы (интеграционные, политкультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира.
3.1.4
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
3.1.5
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
3.1.6
национальных и государственных традиций;
3.1.7
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных
3.1.8
актов мирового и регионального значения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
3.2.2
  - ориентироваться в современной экономической, политической  и культурной ситуации в России и в мире;
3.2.3
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
стр. 6
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
Раздел 1. Переодизация новейшей истории (1945-2019). Основные тенденции международных отношений в 2 половине XX века

 
1.1
Переодизация новейшей истории.Основные особенности новейшего времени. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
1.2
Послевоенное устройство мира. Раздел территории. Рост Влияния СССР в мире /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
1.3
Сущность холодной войны, ее проявления в политической, экономической и культурно-идеологической сфере /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
1.4
Используя средства Интернет сделать хронологическую подборку плакатов социальной нравственности за 1977-1980 годы. /Ср/

6
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
1.5
Основные конфликты периода холодной войны /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
 
Раздел 2. СССР в 1945-1991 гг, Россия и страны СНГ в 1992-2016 гг

 
2.1
Итоги 2-й мировойны войны для СССР. Территориальное расширение СССР. Восстановление народного хозяйства СССР. Экономические проблемые социаоизма в СССР  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.2
Борьба за власть в окружении Сталина. Дело врачей. Смерть Сталина /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
стр. 7
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
2.3
Экономическая политика в период "оттепели". Достижения научно-технического прогресса /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.4
Продолжение процессов десталинизации. Новые тенденции в духовной жизни общества. Границы либерализации политического режима. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.5
Приход к власти Л.И.Брежнева. Экономическая реформа Н.А.Косыгина. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.6
Концепция развитого социализма. Конституция 1977. Диссидентское движение. Деятельность А.Н.Сахарова., А.И.Солженицина  /Конс/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.7
Кризис власти в начале 1980-х гг. Период правления Ю.В.Андропова., К.У.Черненко. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.8
Предпосылки перестройки. Приход М.С.Горбачева к власти. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.9
Становление многопартийности. Приход к власти Б.Н.Ельцина /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.10
Обострение национальных конфликтов в СССР. Политика гласности. Кооперативное движение. Изминение политической системы  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
стр. 8
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
2.11
Распад СССР и создание СНГ  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.12
Формирование структур российской власти. Введение поста президента РФ. Роль российской власти в событиях 1991 года /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.13
Конфликты на Северном Кавказе. Боевые действия в Чечне 1994-1996 гг /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.14
Презедентские выборы 2000г. Политические преобразования В.В.Путина /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.15
Россия в системе международных отношений современного мира  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.16
Основные направления внешней политики современной России /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.17
Страны СНГ в 1992-2019 годы /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.18
Российско-грузинский конфликт 2008 года. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
стр. 9
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
2.19
Изучение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг. /Ср/

4
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
2.20
СССР и РФ в 1989-1991 гг., экономический, внешнеполитический, культурный, геополитический анализ произошедшего периода /Ср/

5
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
 
Раздел 3. Страны Западной и центральной Европы на рубеже XX-XXIвв.

 
3.1
Положение стран Европы после 2-й мировой войны. Восстановление экономики и инфраструктуры. Формирование общеевропейских структур (ЕЭС, Европарламент и.т.д) /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
3.2
Великобритания. Социальные реформы лейбористов. М.Тэтчер /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
3.3
Политическая структура Франции, Германии, Италии после 1945 года. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.2.
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
в приложении
 
5.2. Темы письменных работ
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.

Особенности идеологии, национальной и социально- экономической политики.

2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, странами

НАТО и ОВД, США, странами «третьего мира».

4. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

5. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как

правопреемница СССР.

6. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в

1990-е гг.

7. Российская Федерация в планах международных организаций: военнополитическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении

России.

8. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией,

Южной Осетией.

9. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание,

 
стр. 10
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

10. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и

отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.

11. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование

«массовой культуры».

12. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода

совести» в России.

13. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном

этапе.

14. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.

15.Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод

человека – основа развития культуры в РФ.

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Артемов,В.В.
История: учебник для сред. проф.образования;в 2 ч.Ч.2

М.:Академия, 2018
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Артемов,В.В.
История (для всех специальностей СПО): учебник для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
7.2
Аудитория истории. Центр военно – патриотического воспитания.  г. Таганрог, ул. Петровская, 109-а, Учебный, лабораторно - производственный корпус, 1 этаж, ауд.108
7.3
Столы аудиторные, стулья аудиторные, доска аудиторная, компьютер, мультимедийный комплекс, экран, проектор, экспонаты, карты.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В приложении