2023-2024_400204_51-14-1-9-23_plx_Основы бережливого производства_ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер)
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Право и организация социального обеспечения"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы бережливого производства
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
400204_51-14-1-9-23.plx

Юриспруденция

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
6
аудиторные занятия
32
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
юрист
38
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
6
6
6
6
Итого
38
38
38
38
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Пищикова Лариса Валериевна
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Руководитель клиентской службы СФР по Неклиновскому району
_______________________
Харченко Наталья Анатольевна
 
Директор МБУ ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Таганроге 
_______________________
Иванченко Инна Викторовна
 
Основы бережливого производства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция (юрист) (приказ Минобрнауки России от 18.05.2022 г. № 341)
 
Юриспруденция
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 21.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от __  _________ 2023 г.  № __   

Срок действия программы:  уч.г.

Председатель ЦМК "Право и организация социального обеспечения"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Право и организация социального обеспечения"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Козлова Наталья Николаевна
__________________
Козлова Наталья Николаевна
 
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Право и организация социального обеспечения"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы бережливого производства» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Козлова Наталья Николаевна
 
стр. 4
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель изучения дисциплины «Основы бережливого производства» - развитие компетенции и формирование практических навыков в разнообразных сферах деятельности на основе философии, принципов и инструментов бережливого производства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина "Основы бережливого производства" входит в цикл – общий гуманитарный и социально- экономический цикл
2.1.2
Административное право
2.1.3
Гражданское право
2.1.4
Теория государства и права
2.1.5
Обществознание
2.1.6
Право
2.1.7
Административное право
2.1.8
Гражданское право
2.1.9
Теория государства и права
2.1.10
Обществознание
2.1.11
Право
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Административное право
2.2.2
Конституционное право России
2.2.3
Документационное обеспечение управления
2.2.4
Трудовое право
2.2.5
Административное право
2.2.6
Конституционное право России
2.2.7
Документационное обеспечение управления
2.2.8
Трудовое право
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-единую терминологию в области бережливого производства;
3.1.2
-теоретические основы бережливого производства6 цели задачи, основные принципы и философию;
3.1.3
-особенности осуществления управления совершенствованием организации;
3.1.4
-методы разработки программы совершенствования производства;
3.1.5
-особенности инструментов (компонентов) бережливого производства при разных вариантах организации системы.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-строить карты потоков создания ценностей;
3.2.2
-применять методы решения производственных проблем организации;
3.2.3
-разрабатывать нормативные документы программ бережливого производства;
3.2.4
-оптимизировать бизнес-процессы организации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- знаниями в области процессного управления, используя современные информационные технологии;
3.3.2
- способами сокращения потерь от внедрения технологии бережливого производства;
3.3.3
- инструментами и методами внедрения технологий бережливого производств.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Основы внедрения Бережливого производства

 
1.1
История возникновения бережливого производства: цели, задачи учебной дисциплины.   /Лек/

2
3
0
 
стр. 5
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
 
1.2
Основные принципы философии Кайдзен. Концепция Бережливого производства: философия, ценности, принципы, инструменты  /Лек/

2
3
0
 
1.3
Работа с конспектом, с основными информационными источниками.  /Ср/

2
3
0
 
1.4
Практическая работа № 1. Оценка потерь в бережливом производстве.  /Пр/

2
3
0
 
 
Раздел 2. Инструменты Бережливого производства

 
2.1
Система "Пять S". Подход TPM (Total Productive Maintenance): понятие, сущность, этапы внедрения. Система SMED: понятие, сущность, этапы внедрения. /Лек/

2
3
0
 
2.2
Практическая работа № 2. Оценка внедрения системы "Пять S".  /Пр/

2
3
0
 
2.3
Технология Андон, Poka Yoke (защита от ошибок). Технология Дзидока.  /Лек/

2
3
0
 
2.4
Технология Канбан: понятие, сущность, основные этапы внедрения.  /Лек/

2
3
0
 
2.5
Технология Немаваси. Система цурубе. Методы визуализации. Система "Точно вовремя".  /Лек/

2
3
0
 
2.6
Технология Хейдзунка. Система Хосин канри. технология Хансей.  /Лек/

2
3
0
 
2.7
Работа с конспектом, с основными информационными источниками. /Ср/

2
3
0
 
2.8
Практическая работа № 3. Оценка внедрения системы "Пять S" и визуализация. /Пр/

2
3
0
 
2.9
Практическая работа № 4. Инструменты бережливого производства.  /Пр/

2
3
0
 
2.10
Практическая работа № 5. Основы внедрения бережливого производства.  /Пр/

2
3
0
 
2.11
Практическая работа № 6. Инструменты бережливого производства.  /Пр/

2
3
0
 
2.12
Практическая работа № 7. Сравнение традиционного и бережвого производства.  /Пр/

2
3
0
 
 
Раздел 3. Алгоритмы внедрения Бережливого производства

 
3.1
Основные этапы внедрения бережливого производства Дж. Вумека  /Лек/

1
3
0
 
3.2
Основные этапы внедрения бережливого производства Ден. Хоббса  /Лек/

1
3
0
 
3.3
Практическая работа № 8. Комплексная оценка применения инструментов бережливого производства на предприятиии.  /Пр/

2
3
0
 
3.4
Работа с конспектом, с основными информационными источниками. Подготовка к контрольной работе. /Ср/

2
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
стр. 6
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные принципы философии Кайдзен. Концепция бережливого производства.

2. Значение циклов PDCA\SDCA.

3. Нормативное регулирование бережливого производства в России. ГОСТ 56020 Бережливое производство.

4. Особенности применения БП в различных сферах деятельности, опыте зарубежных и отечественных предприятий, организаций, учреждений по внедрению технологии БП.

5. Понятие «процесс» и его составляющими (потери, значимая работа, незначимая работа).

6. Картирование потоков создания ценности, этапы картирования.

7. 7 видов потерь, способы их распознавания и устранения

8. Назначение диаграммы Парето, суть инструмента, цель, принцип Парето.

9. Этапы построения диаграммы Парето.

10. Понятие «Диаграмма Исикавы», ее элементы, практическое применение.

11. Алгоритм построения диаграммы Исикавы.

12. Метод «5 почему?», общее понятие, взаимосвязь с диаграммами Парето и Исикавы.

13. Практическое применение метода «5 почему?».

14. Сущность метода 5С как инструмента бережливого производства.

15. Этапы реализации метода 5С.

16. Определение понятиям «стандарт», «стандартизированная работа», «стандартизация», связь стандартизации с другими элементами БП.

17. Виды стандартов в организации, на предприятии и их назначение.

18. Понятия «проблема», «процесс», «проект».

19. Назначение дорожной карты, тактического плана реализации проекта и карточки проекта для разработки и реализации проекта в бережливом производстве.

20. Понятие метода «Встроенное качество», назначение, принципы.

21. Инструменты встроенного качества.

 
5.2. Темы письменных работ
1. Бережливое производство как способ повышения эффективности деятельности.

2. История возникновения Lean Production и его развитие.

3. Ключевые факторы успеха для внедрения бережливого производства.

4. Отличия «вытягивающего» от «выталкивающего» производства.

5. Формирование «команды процесса». Организация взаимодействия в цепочке процесса.

6. Опыт отечественных и зарубежных предприятий по внедрению бережливого производства.

7. Выявление и ликвидация потерь, скрытых в производственных процессах, преобразования по Lean.

8. Инструменты бережливого производства.

9. Система SWED – быстрая переналадка оборудования.

10. Система TPM (Total Productive Maintenance) – всеобщий уход за оборудованием.

11. Система логистики JIT (Just-In-Time — точно вовремя)/

12. Визуализация как инструмент бережливого производства

13. Встроенное в поток качество.

14. Развитие производственной системы.

15. Управление совершенствованием компании: современные подходы.

16. Особенности работы с персоналом в ходе освоения бережливого производства.

17. Особенности организации работы офисных подразделений в процессе внедрения бережливого производства.

18. Особенности построения системы бережливого управленческого учета.

19. Алгоритм Тайити Оно. Алгоритм Джеймса Вумека. Алгоритм Майкла Вейдера. Алгоритм Джефри Лайкера. Алгоритм Сигэо Синга. Алгоритм Денниса Хоббса.

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Контрольная работа
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
http://e.lanbook.com - ЭБС «Лань»
6.3.2.2
http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»
6.3.2.3
www.znanium.com - ЭБС «ZNANIUM.COM»
6.3.2.4
http://ntb.donstu.ru/ - Электронно-библиотечная система НТБ ДГТУ
6.3.2.5
http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
стр. 7
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
доска, стулья, столы
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагается в электронном виде.