2023-2024_150216_155-14-1-9-23_plx_Система автоматизированного проектирования технологических процессов механосборочного производства
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МЕХАНОСБОРОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Система автоматизированного проектирования технологических процессов механосборочного производства
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
150216_155-14-1-9-23.plx

15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
часов на контроль
6
самостоятельная работа
2
аудиторные занятия
80
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
техник-технолог
90
в том числе:
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
12 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
48
48
48
48
Практические
32
32
32
32
Консультации
2
2
2
2
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
82
82
82
82
Сам. работа
2
2
2
2
Часы на контроль
6
6
6
6
Итого
90
90
90
90
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
стр. 3
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Чернега Юрий Геннадьевич
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Главный инженер АО "Красный гидропресс"
_______________________
Пустовалов И.В.
 
Главный инженер ООО "НАТЭК-Нефтехиммаш"
_______________________
Лаптев В.В.
 
Система автоматизированного проектирования технологических процессов механосборочного производства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 14.06.2022 г. № 444)
 
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 29.06.2023 г.  № 11   

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Председатель

__  _________  2023 г. № ___

Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
 
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
стр. 4
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Система автоматизированного проектирования технологических процессов механосборочного производства» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

 
стр. 5
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1.2
читать чертежи;
1.3
анализировать конструктивно-технологические свойства детали, исходя из ее служебного назначения;
1.4
определять тип производства;
1.5
проводить технологический контроль конструкторской документации с выработкой рекомендаций по повышению технологичности детали;
1.6
определять виды и способы получения заготовок;
1.7
рассчитывать и проверять величину припусков и размеров заготовок;
1.8
рассчитывать коэффициент использования материала;
1.9
анализировать и выбирать схемы базирования;
1.10
выбирать способы обработки поверхностей и назначать технологические базы;
1.11
составлять технологический маршрут изготовления детали;
1.12
проектировать технологические операции;
1.13
разрабатывать технологический процесс изготовления детали;
1.14
выбирать технологическое оборудование и технологическую оснастку: приспособления, режущий, мерительный и вспомогательный инструмент;
1.15
рассчитывать режимы резания по нормативам;
1.16
рассчитывать штучное время;
1.17
оформлять технологическую документацию;
1.18
писать управляющие программы для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;
1.19
использовать пакеты прикладных программ для разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов;
1.20
рационально использовать автоматизированное оборудование в каждом конкретном, отдельно взятом производстве;
1.21
создавать и редактировать на основе общего описания информационные базы, входные и выходные формы, а также элементы интерфейса;
1.22
1.23
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
1.24
служебное назначение и конструктивно-технологические признаки детали;
1.25
показатели качества деталей машин;
1.26
правила отработки конструкции детали на технологичность;
1.27
физико-механические свойства конструкционных и инструментальных материалов;
1.28
методику проектирования технологического процесса изготовления детали;
1.29
типовые технологические процессы изготовления деталей машин;
1.30
виды деталей и их поверхности;
1.31
классификацию баз;
1.32
виды заготовок и схемы их базирования;
1.33
условия выбора заготовок и способы их получения;
1.34
способы и погрешности базирования заготовок;
1.35
правила выбора технологических баз;
1.36
виды обработки резания;
1.37
виды режущих инструментов;
1.38
элементы технологической операции;
1.39
технологические возможности металлорежущих станков;
1.40
назначение станочных приспособлений;
1.41
методику расчета режима резания;
1.42
структуру штучного времени;
1.43
назначение и виды технологических документов;
1.44
требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации;
1.45
методику разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей на автоматизированном оборудовании;
1.46
состав, функции и возможности использования информационных технологий в машиностроении;
1.47
особенности работы автоматизированного оборудования и возможности применения его в составе РТК;
1.48
основные принципы моделирования баз данных и элементы их управления
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
МДК.03
 
стр. 6
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Допуски и технические измерения
2.1.2
Общие основы программирования
2.1.3
Информатика
2.1.4
Технология машиностроения
2.1.5
Информатика
2.1.6
Оформление технологической документации по процессам изготовления деталей машин
2.1.7
Допуски и технические измерения
2.1.8
Общие основы программирования
2.1.9
Информатика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Оформление технологической документации по процессам изготовления деталей машин
2.2.2
Компьютерная графика
2.2.3
Разработка и реализация технологических процессов в механосборочном производстве
2.2.4
Демонстрационный экзамен
2.2.5
Защита дипломного проекта
2.2.6
Оформление технологической документации по процессам изготовления деталей машин
2.2.7
Компьютерная графика
2.2.8
Разработка и реализация технологических процессов в механосборочном производстве
2.2.9
Демонстрационный экзамен
2.2.10
Защита дипломного проекта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
служебное назначение и конструктивно-технологические признаки детали;
3.1.2
показатели качества деталей машин;
3.1.3
правила отработки конструкции детали на технологичность;
3.1.4
физико-механические свойства конструкционных и инструментальных материалов;
3.1.5
методику проектирования технологического процесса изготовления детали;
3.1.6
типовые технологические процессы изготовления деталей машин;
3.1.7
виды деталей и их поверхности;
3.1.8
классификацию баз;
3.1.9
виды заготовок и схемы их базирования;
3.1.10
условия выбора заготовок и способы их получения;
3.1.11
способы и погрешности базирования заготовок;
3.1.12
правила выбора технологических баз;
3.1.13
виды обработки резания;
3.1.14
виды режущих инструментов;
3.1.15
элементы технологической операции;
3.1.16
технологические возможности металлорежущих станков;
3.1.17
назначение станочных приспособлений;
3.1.18
методику расчета режима резания;
3.1.19
структуру штучного времени;
3.1.20
назначение и виды технологических документов;
3.1.21
требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации;
3.1.22
методику разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей на автоматизированном оборудовании;
3.1.23
состав, функции и возможности использования информационных технологий в машиностроении;
3.1.24
особенности работы автоматизированного оборудования и возможности применения его в составе РТК;
3.1.25
основные принципы моделирования баз данных и элементы их управления
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
читать чертежи;
3.2.2
анализировать конструктивно-технологические свойства детали, исходя из ее служебного назначения;
3.2.3
определять тип производства;
3.2.4
проводить технологический контроль конструкторской документации с выработкой рекомендаций по повышению технологичности детали;
 
стр. 7
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
3.2.5
определять виды и способы получения заготовок;
3.2.6
рассчитывать и проверять величину припусков и размеров заготовок;
3.2.7
рассчитывать коэффициент использования материала;
3.2.8
анализировать и выбирать схемы базирования;
3.2.9
выбирать способы обработки поверхностей и назначать технологические базы;
3.2.10
составлять технологический маршрут изготовления детали;
3.2.11
проектировать технологические операции;
3.2.12
разрабатывать технологический процесс изготовления детали;
3.2.13
выбирать технологическое оборудование и технологическую оснастку: приспособления, режущий, мерительный и вспомогательный инструмент;
3.2.14
рассчитывать режимы резания по нормативам;
3.2.15
рассчитывать штучное время;
3.2.16
оформлять технологическую документацию;
3.2.17
писать управляющие программы для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;
3.2.18
использовать пакеты прикладных программ для разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов;
3.2.19
рационально использовать автоматизированное оборудование в каждом конкретном, отдельно взятом производстве;
3.2.20
создавать и редактировать на основе общего описания информационные базы, входные и выходные формы, а также элементы интерфейса;
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Описание САПР

 
1.1
Цели и задачи дисциплины. Классификация автоматизированных систем проектирования по различным признакам /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
5
0
 
1.2
Проектирование как объект автоматизации. Принципы автоматизации.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
5
0
 
1.3
Место САПР ТП в автоматизированной системе технологической подготовки производ-ства. Интеграция ряда систем: АСНИ, САПР, АСТПП, АСУП /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

6
5
0
 
1.4
Основные направления автоматизации проектирования ТП. Области применения. Пре-имущества и недостатки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

4
5
0
 
1.5
Разновидности проектных задач. Примеры задач оптимизации. Методы реализации задач /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

6
5
0
 
 
Раздел 2. Основные функции и задачи САПР

 
2.1
Описание обеспечивающих подсистем САПР /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

6
5
0
 
2.2
Состав работ и вид документации на стадиях создания САПР ТП /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

4
5
0
 
 
Раздел 3. Использование САПР в современном производстве

 
3.1
Особенности технологического проектирования в различных условиях /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

6
5
0
 
3.2
Создание модели  и чертежа детали тела вращения  /Пр/
Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
3.3
Создание модели и чертежа корпусной детали  /Пр/
Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
3.4
Создание модели  и чертежа детали типа   /Пр/
Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
стр. 8
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
3.5
Создание модели  и чертежа детали типа фланцев  /Пр/
Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
3.6
Автоматизация расчета режимов резания, параметрическая оптимизация /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

4
5
0
 
3.7
Автоматизация технического нормирования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

4
5
0
 
3.8
Системы автоматизированного программирования для получения программ управления станками с ЧПУ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

4
5
0
 
3.9
Схема технологической наладки  для токарной операции   /Пр/
Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
3.10
Схема технологической наладки  для сверлильной операции  /Пр/
Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
3.11
Схема технологической наладки  для фрезерной операции  /Пр/
Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
3.12
Разработка УП для токарных станков  /Пр/
Л1.3Л3.1 Л3.3

2
5
0
 
3.13
Разработка УП для фрезерных станков  /Пр/
Л1.3Л3.1 Л3.4

2
5
0
 
3.14
Консультации по практическим работам /Конс/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.2

2
5
0
 
3.15
Изучение тем, не выносимых на лекции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.2

2
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. САПР как объект проектирования. Принципы создания САПР.

2. Классификация автоматизированных систем проектирования по различным признакам.

3. Проектирование как объект автоматизации.

4. Процедуры в составе процесса проектирования: анализ и синтез объекта.

5. Интеграция ряда систем: Автоматизированная система научных исследований.

6. Интеграция ряда систем: Система автоматизированного проектирования.

7. Интеграция ряда систем: Автоматизированная система технологической подготовки производства.

8. Интеграция ряда систем: Автоматизированная система управления предприятием.

9. Разновидности проектных задач. Примеры задач оптимизации. Методы реализации задач.

10. Задачи автоматизации технологической подготовки производства. Место САПР в системе технологической подготовки производства.

11. Описание проектирующих и обеспечивающих подсистем САПР.

12. Техническое обеспечение САПР: определение, классификация, требования.

13. Информационное обеспечение САПР: описание, классификация, требования.

14. Лингвистическое обеспечение САПР: описание, классификация, требования.

15. Математическое обеспечение САПР: описание, классификация, требования.

16. Программное обеспечение САПР: описание, классификация, требования.

17. Организационное и методическое обеспечения САПР: описание, классификация, требования.

18. Реализация задачи создания САПР в несколько стадий. Состав работ и вид документации на стадиях создания САПР.

19. Понятие о системном проектировании ТП. Стратегии проектирования технологических процессов.

20. Состав и назначение САПР технологической подготовки производства.

21. Структура САПР технологических процессов механической обработки.

22. Типовые решения в САПР ТП Понятие о типовых решениях. Виды типовых решений.

23. Методы автоматизированного проектирования технологических процессов. Метод анализа.

24. Методы автоматизированного проектирования технологических процессов. Метод синтеза.

25. Системы автоматизированного программирования для получения программ управления станками с ЧПУ.

26. Особенности автоматизации ТПП в условиях единичного и мелкосерийного производств.

27. Особенности автоматизации ТПП в условиях среднесерийного производства.

28. Особенности автоматизации ТПП в условиях крупносерийного и массового производств.

29. Особенности автоматизации ТПП в условиях гибких производственных систем (ГПС).

30. Оптимизация технологических процессов. Выбор критериев оптимальности.

31. Оптимизация технологических процессов. Выбор технических ограничений.

32. Оптимизация технологических процессов. Виды оптимизации технологических процессов. Структурная оптимизация.

33. Оптимизация технологических процессов. Виды оптимизации технологических процессов. Параметрическая 

 
стр. 9
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
оптимизация.

34. Понятие о жизненном цикле изделия. Автоматизация процессов жизненного цикла изделия.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрены
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
ФОС находится в приложении
 
Оценка контрольных работ, выполнение индивидуальных заданий, устный опрос, тестирование, практические занятия, зачет
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Тишина,А.В.
Основы САПР: учеб. пособие

https://ntb.donstu.ru

Ростов н /Д.:ИЦ ДГТУ, 2012
ЭБС
 
Л1.2
Сурина Н. В.
САПР технологических процессов: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/64196.html

Москва: Издательский Дом МИСиС, 2016
ЭБС
 
Л1.3
Ермолаев,В.В.
Программирование для автоматизированного оборудования: учебник для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Корнеев В. Р., Жарков Н. В., Минеев М. А., Финков М. В.
Компас-3D на примерах: Для студентов, инженеров и не только... Экспресс-курс

http://www.iprbookshop.ru/60647.html

Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2017
ЭБС
 
Л2.2
Звонов А. О., Янишевская А. Г.
Системы автоматизации проектирования в машиностроении: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/78469.html

Омск: Омский государственный технический университет, 2017
ЭБС
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
О.С.
Методические указания для изучения междисциплинарного курса МДК.01.02 системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении: методические указания

https://ntb.donstu.ru/content/metodicheskie-ukazaniya-dlya-izucheniya-mezhdisciplinarnogo-kursa-mdk0102-sistemy-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-i-programmirovaniya-v-mashinostroenii

, 2018
ЭБС
 
Л3.2
ДГТУ, Каф. "ТМ"; сост.: М.Е. Попов, А.М. Попов
САПР КОМПАС-3D: метод. указания к лабораторным работам по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов»

https://ntb.donstu.ru/content/sapr-kompas-3d-metod-ukazaniya-k-laboratornym-rabotam-po-discipline-sistemy-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-tehnologicheskih-processov

Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2018
2
 
стр. 10
УП: 150216_155-14-1-9-23.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.3
Терентьев А. А., Сердюк А. И., Поляков А. Н., Шамаев С. Ю.
Основы программирования токарной обработки деталей на станках с ЧПУ в системе «Sinumerik»: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/33645.html

Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014
ЭБС
 
Л3.4
Поляков А. Н., Гончаров А. Н., Сердюк А. И., Припадчев А. Д.
Основы программирования фрезерной обработки деталей на станках с ЧПУ в системе «Sinumerik»: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/33646.html

Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014
ЭБС
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
комплект программного обеспечения КОМПАС-3D
6.3.2.2
комплект программного обеспечения T-FLEX CAD
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
7.2
Оборудование учебного кабинета:
7.3
- посадочные места по количеству обучающихся;
7.4
- рабочее место преподавателя.
7.5
Технические средства обучения:
7.6
- ЭВМ по количеству обучающихся;
7.7
-
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.16 Технология машиностроения

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлениям подготовки 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному модулю и входит в профессиональный цикл.