МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Прикладная информатика"
рабочая программа дисциплины (модуля)
СОАДМИНИСТРИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ И СЕРВЕРОВ
Управление и автоматизация баз данных
090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
специалист по информационным системам
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Рабочая программа составлена:
Зам. нач.ОИТ АО"Красный гидропресс"
Управление и автоматизация баз данных
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 20.05.2024 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч.г.
Председатель ЦМК "Прикладная информатика"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Андриян Оксана Вячеславовна
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Управление и автоматизация баз данных» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Информационная безопасность
Основы проектирования баз данных
Проектирование и дизайн информационных систем
Технология разработки программного обеспечения
Архитектура аппаратных средств
Дискретная математика с элементами математической логики
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
Информационные технологии / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Моделирование и анализ программного обеспечения
Основы алгоритмизации и программирования
Основы бухгалтерского учета
Производственная практика
Теория вероятностей и математическая статистика
Технические средства информатизации
Экологические основы природопользования
Интеллектуальные системы и технологии
Операционные системы и среды
Русский язык и культура речи
Устройство и функционирование информационной системы
Элементы высшей математики
Основы безопасности жизнедеятельности
Информационная безопасность
Основы проектирования баз данных
Проектирование и дизайн информационных систем
Технология разработки программного обеспечения
Архитектура аппаратных средств
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Дискретная математика с элементами математической логики
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
Информационные технологии / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Моделирование и анализ программного обеспечения
Основы алгоритмизации и программирования
Основы бухгалтерского учета
Производственная практика
Теория вероятностей и математическая статистика
Технические средства информатизации
Экологические основы природопользования
Интеллектуальные системы и технологии
Операционные системы и среды
Русский язык и культура речи
Устройство и функционирование информационной системы
Элементы высшей математики
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Производственная практика
Производственная практика
Сертификация информационных систем
Тестирование информационных систем
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Производственная практика
Сертификация информационных систем
Тестирование информационных систем
Защита выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК 7.3.: Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.
ПК 7.2.: Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.
ПК 7.1.: Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
- содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
- особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений
- сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
- роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения
- современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
- основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты
- Модели данных, иерархическую, сетевую и реляционную модели данных, их типы, основные операции и ограничения. Уровни качества программной продукции
- Тенденции развития банков данных. Технология установки и настройки сервера баз данных. Требования к безопасности сервера базы данных
- Представление структур данных. Технология установки и настройки сервера баз данных. Требования к безопасности сервера базы данных
- Модели данных и их типы. Основные операции и ограничения. Уровни качества программной продукции
- Технология установки и настройки сервера баз данных. Требования к безопасности сервера базы данных. Государственные стандарты и требования к обслуживанию баз данных
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
- определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
- организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
- описывать значимость своей специальности
- соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности
- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования
- Добавлять, обновлять и удалять данные. Выполнять запросы на выборку и обработку данных на языке SQL
- Осуществлять основные функции по администрированию баз данных. Проектировать и создавать базы данных
- Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов в рамках поставленной задачи
- Развертывать, обслуживать и поддерживать работу современных баз данных и серверов
Разрабатывать политику безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных. Владеть технологиями проведения сертификации программного средства
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Технологии администрирования серверов и баз данных
Обязанности администратора баз данных. Основные утилиты администратора баз данных. Режимы запуска и останова базы данных. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Обязанности администратора баз данных. Основные утилиты администратора баз данных. Режимы запуска и останова базы данных. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Пользователи и схемы базы данных. Привилегии, назначение привилегий. Управление пользователями баз данных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Табличные пространства и файлы данных. Модели и типы данных. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Схемы и объекты схемы данных. Блоки данных, экстенты сегменты. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Структуры памяти. Однопроцессорные и многопроцессорные базы данных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Транзакции, блокировки и согласованность данных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Журнал базы данных: структура и назначение файлов журнала, управление переключениями и контрольными точками /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Словарь данных: назначение, структура, префиксы
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Практическая работа «Построение схемы базы данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Практическая работа «Построение схемы базы данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Практическая работа «Составление словаря данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Самостоятельная работа по проработке лекций и подготовке отчетов по практическим занятиям /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Раздел 2. Серверы баз данных
Понятие сервера. Классификация серверов. Принципы разделения между клиентскими и серверными частями. Типовое разделение функций /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Протоколы удаленного вызова процедур. Требования к аппаратным возможностям и базовому программному обеспечению клиентов и серверов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Хранимые процедуры и триггеры /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Характеристики серверов баз данных. Механизмы доступа к базам данных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Банк данных: состав, схема /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Практическая работа «Разработка технических требований к серверу баз данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Практическая работа «Разработка требований к корпоративной сети» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Конфигурирование сети» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Практическая работа «Сравнение технических характеристик серверов» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Практическая работа «Формирование аппаратных требований и схемы банка данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Раздел 3. Администрирование баз данных и серверов
Технология установки и настройка сервера MySQL в операционной системе Windows. Клиентские настойки, протоколирование, безопасность. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Технология установки и настройка сервера MySQL в операционных системах Linux. 3. Удаленное администрирование /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Аудит базы данных. Аудиторский журнал. Установка опций, включение и отключение аудита. Очистка и уменьшение размеров журнала /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Технологии создания базы данных с применением языка SQL. Добавление, удаление данных и таблиц. Динамический SQL и его операторы. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Особенности обработки данных в объектно-ориентированных базах данных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Инструменты мониторинга нагрузки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Установка и настройка сервера MySQL» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Установка и настройка сервера MySQL» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Установка и настройка сервера под UNIX» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Выполнение запросов к базе данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Выполнение изменений в базе данных, создание триггеров» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Выполнение изменений в базе данных, создание триггеров» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Создание запросов и процедур на изменение структуры базы данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Работа с журналом аудита базы данных» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Лабораторная работа «Мониторинг нагрузки сервера» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
Самостоятельная работа по проработке лекций и подготовке отчетов по практическим занятиям /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Прилагается в электронном виде
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Базы данных: Электрон.текстовые данные (электронный ресурс)
http://www.iprbookshop.ru/52139.html
Базы данных: Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторной и контрольной работы
http://www.iprbookshop.ru/47276.html
Саратов: Вузовское образование, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Г.Б. Анисимова, Е.Е. Позднышева
Методы и средства проектирования информационных систем и технологий. Структурный подход: методические указания: методические указания
https://ntb.donstu.ru/content/metody-i-sredstva-proektirovaniya-informacionnyh-sistem-i-tehnologiy-strukturnyy-podhod-metodicheskie-ukazaniya
Распределенные базы данных: Лабораторный практикум
http://www.iprbookshop.ru/63129.html
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
Ахметова О. С., Дуйсебаева А. Б., Бертаева К. С.
Базы данных: Учебно-методический комплекс
http://www.iprbookshop.ru/67016.html
Алматы: Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2012
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Лаборатория «Операционных систем и сред. Программирования и баз данных» оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием:
Автоматизированные рабочие места обучающихся;
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
Программное обеспечение общего и профессионального назначения:
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Microsoft Office Pro 2016
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагаются в электроннном виде