МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
рабочая программа дисциплины (модуля)
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
География
400204_51-14-1-9-23.plx
Юриспруденция
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Руководитель клиентской службы СФР
директор МБУ ЦСЩ граждан пожилого
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности <КОД СПЕЦИАЛЬНОСТИ> <ИМЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ> (приказ Минобрнауки России от 18.05.2022 г. № 341)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 21.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2027 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бычкова Мария Владимировна
Козлова Наталья Николаевна
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «География» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бычкова Мария Владимировна
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образователь-ной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Безопасность жизнедеятельности
Экологические основы природопользования
Безопасность жизнедеятельность
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельность
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способ-ность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обу-чению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с обще-человеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и спо-собность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобре-тение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудниче-стве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить ар-гументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной дея-тельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к са-мостоятельному поиску методов решения практических задач, применению раз-личных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различ-ных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора осно-ваний и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умоза-ключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в ре-шении важнейших проблем человечества;
− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географи-ческих знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хо-зяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объ-ектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и ан-тропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления зако-номерностей и тенденций, получения нового географического знания о природ-ных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной ин-формации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня без-опасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодей-ствия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах эко-логических проблем.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Источники географической информации
Введение. География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географи-ческой информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. /Лек/
Содержание учебного материала
Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.
/Лек/
Практическая работа – Анализ гео-графических карт /Пр/
Раздел 2. Раздел 2.
Политическая карта мира.
Группировка стран по площади территории, по числен-ности населения. Примеры стран. /Лек/
Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. /Лек/
Практическая работа – Определение демографиче-ской ситуации /Пр/
Раздел 3. Раздел 3
География населения
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
Воспроизводство и миграции населения, их типы и ви-ды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образова-ния). /Лек/
Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населе-ния. /Лек/
Оценка особенностей уровня и качества жизни населе-ния в разных странах и регионах мира. /Пр/
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населе-ния в крупных странах и регионах мира. /Лек/
Раздел 4. Раздел 4
География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. /Лек/
виды. Ресур-сообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал раз-ных территорий. Территориальные сочетания природ-ных ресурсов. /Лек/
География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования /Пр/
Определение наиболее типичных экологических про-блем для каждой группы природных ресурсов и их со-четаний, а также возможных путей их решения.
/Лек/
Определение наиболее типичных экологических про-блем для каждой группы природных ресурсов и их со-четаний, а также возможных путей их решения.
/Пр/
Раздел 5. Раздел 5
География мирового хозяйства
НТР-этапы формирования. Мировое хозяйство в период НТР. Влияние НТР на отраслевую структуру и размеще-ние производства. /Лек/
Международная специализация и кооперирование – ин-теграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснацио-нальные корпорации. От¬расли международной специа-лизации стран и регионов мира; определяю¬щие их фак-торы. /Лек/
Крупнейшие международные отраслевые и региональ-ные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли /Лек/
Содержание учебного материала Международная спе-циализация; мировой рынок. /Лек/
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира /Пр/
Раздел 6.
Регионы и страны мира
Различия стран современного мира. Экономически раз-витые и развиваю-щиеся страны. /Лек/
Практическая работа - Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики /Пр/
Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. /Лек/
Геополитическое положение России. Зачетное занятие /Пр/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Прилагается в электронном виде
5.2. Темы письменных работ
Прилагается в электронном виде
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Прилагается в электронном виде
Прилагается в электронном виде
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
География: учебник для студ. СПО
6.1.2. Дополнительная литература
География. 10 и 11 классы: Учеб. пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
География России, https://biblio-online.ru/viewer/geografiya-rossii-433571#page/1
Геогра-фия народов и рели-гий, https://biblio-online.ru/viewer/geografiya-narodov-i-religiy-430856#page/1
Экономическая география. Учебник и практикум для СПО, https://biblio-online.ru/viewer/ekonomicheskaya-geografiya-426500#page/1
Эконо-миче-ская и соци-альная геогра-фия ми-ра, https://biblio-online.ru/viewer/ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-mira-v-2-ch-chast-1-425225#page/1
Геогра-фия ту-ризма. Западная и Се-верная Европа. Япония, https://biblio-online.ru/viewer/geografiya-turizma-zapadnaya-i-severnaya-evropa-yaponiya-429953#page/1
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
https://rgo.ru/ ВСЕРОССИЙСКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
https://biblio-online.ru/viewer/geografiya-rossii-433571#page/1
https://biblio-online.ru/viewer/geografiya-narodov-i-religiy-430856#page/1
https://biblio-online.ru/viewer/ekonomicheskaya-geografiya-426500#page/1
https://biblio-online.ru/viewer/ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-mira-v-2-ch-chast-1-425225#page/1
https://biblio-online.ru/viewer/geografiya-turizma-zapadnaya-i-severnaya-evropa-yaponiya-429953#page/1
УП: 400204_51-14-1-9-23.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Комплект учебно-наглядных пособий:
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)