МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
490201_52-14-2-9-23.plx
Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
директор МБУ СШ N3 в г. Таганроге
директор МОБУ СОШ N 24 в г. Таганроге
Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 976)
Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 29.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних
и внутренних угроз; готовность к служению Отечеству, его защите; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения; развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних гроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека; развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки; освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»,
цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность».
Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения
личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении
профессий СПО и специальностей СПО. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные
источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных
факторов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов, как составляющие здорового образа жизни. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби. Понятие, слова «хобби» и их многообразие. Популярные увлечения молодежи, которые могут принести пользу или вред личности или обществу. Экстримальные хобби, которые могут стать опасными для жизни. Досуговое увлечение (хобби) человека, со временем, может стать основным видом его деятельности или их профессии. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 3. Государственная система обеспечения безопасности населения
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По причинам возникновения и характеру источника чрезвычайных ситуаций. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, наиболее вероятных для города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). История создания РСЧС, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Работа над материалом учебника, конспектом лекций. Подготовка рефератов, газет по теме: «ЧС природного и техногенного характера». Мониторинг окружающей среды и его виды. /Ср/
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно- прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Военно-профессиональная деятельность. Порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям, особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Элементы начальной военной подготовки. Элементы начальной военной подготовки: назначение Строевого Устава ВС РФ, назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова, меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. /Ср/
Раздел 5. Основы медицинских знаний
Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прикреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ
ФОС прикреплен в приложении
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
ФОС прикреплен в приложении
ФОС прикреплен в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшова В. М., Тернер А. Я.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
Айзман Р. И., Айзман Л. К., Балиоз Н. В., Белоглазова С. В., Волобуева Н. А., Добарина И. А., Жигарев О. Л., Ивочкин А. М., Косованова Л. В., Кривощеков С. Г., Мельникова М. М., Мозолевская Н. В., Омельченко И. В., Гиренко Л. А., Слинькова И. П., Ширшова В. М., Шуленина Н. С., Абаскалова Н. П., Айзман Р. И., Кривощеков С. Г., Омельченко И. В.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/65283.html
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/74270.html
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Лопанов А. Н., Фанина Е. А., Гузеева О. Н.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/66669.html
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015
Кунакбаев А. С., Кауашев С. К., Тунгушбаева З. Б., Шыныбекова Ш. С., Кауашев С. К.
Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовые задания
http://www.iprbookshop.ru/67004.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Научно-техническая библиотека Донского государственного технического, https://ntb.donstu.ru
Википедия, свободная интернет-энциклопедия, https://ru.wikipedia.org/
Сайт МЧС России, http://www.mchs.gov.ru
Сайт Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), http://mil.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Реализация учебного предмета требует наличие учебного кабинета: основ безопасности жизнедеятельности; спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (электронный). Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству студентов, учебная мебель, доска; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и схем. Технические средства обучения: мультимедийный комплекс, экран, проектор, электронный тир;индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи; тренажер-манекен взрослого пострадавшего «Александр».
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методичесие указания в приложении