ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
__ _________ ____г. № ___
ции
Введение. 1. Предмет и задачи физиологии. Классификация физиологических дисциплин. Связь физиологии с другими науками.
2. Методы физиологических исследований.
3. Краткий исторический очерк развития физиологии. Развитие физиологии в России.
4. Значение физиологии для формирования научного мировоззрения.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Общая физиология возбуждения. 1. Раздражители и раздражимость. Возбудимость и возбуждение.
2. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях.
3. Мембранный потенциал. Законы раздражения. Реобаза и хронаксия. Изменения возбудимости ткани при возбуждении. Парабиоз.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Нервная система. 1. Общая характеристика нервной системы. Строение нервной ткани.
Рефлекторная деятельность центральной нервной системы. Виды рефлексов.
Нервные центры их свойства. Торможение в центральной нервной системе. Координирующая роль ЦНС, пластичность нервной системы.
2. Спинной мозг.
3. Головной мозг - функции ствола и коры больших полушарий. Вегетативная нервная система.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Работа с дополнительными источниками по подготовке докладов: Физиологически активные пептиды мозга. Психология и физиология сна.
Физиологические и клинико-психологические аспекты боли.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Двигательный анализатор.
Восприятие времени. Вестибулярный анализатор. Кожный анализатор. Обонятельный и вкусовой анализаторы. Понятие об интерорецепторах.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Изучение рефлекторных реакций зрачка и остроты зрения; определение остроты слуха.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Выполнение рисунков различных форм рецепторов кожи.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Высшая нервная деятельность. 1. И.М.Сеченов и И.П.Павлов - создатели учения о высшей нервной деятельности. Понятие о врожденных формах поведения.
2. Условный рефлекс. Память. Торможение условных рефлексов. Аналитическая и синтетическая деятельность коры б/полушарий головного мозга.
3. Сон. Сигнальные системы действительности.
4. Динамический стереотип. Типы высшей нервной деятельности.
5. Особенности ВНД у детей и подростков.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Высшая нервная деятельность. Определение объема и вида памяти.
Определение типа ВНД по характерным свойствам нервной системы.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Физиология
двигательного аппарата.
1. Роль движений. Строение двигательного аппарата.
2. Строение, функции и свойства скелетной мышцы.
3. Нервное волокно. Иннервация скелетных мышц. Нервно-мышечная передача. Механизм и
режимы мышечного сокращения. Сила мышц. Механическая работа мышц. Утомление мышц и их причины. Мышечный тонус. Рефлексы положения тела.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке, двенадцатиперстной кишке. Пищеварение в тонких и толстых кишках.
3. Всасывание питательных веществ. Влияние мышечной работы на процессы пищеварения. Печень, ее значение и функции.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Сообщения о болезнях печени и о вредных привычках, нарушающих ее работу.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Физиология и
биохимия крови. 1. Понятие о внешней и внутренней среде организма.
2. Понятие о крови. Форменные элементы крови и их функции. Количество, состав. Плазма крови. Органы кроветворения. Лимфа. Изменения в крови при разных видах деятельности.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Физиология и
биохимия крови. Изучение элементов крови по рисункам и микропрепаратам.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Кровообращение. 1. Понятие о системе кровообращения и ее функциях.
2. Размеры и физиологические свойства сердца. Фазы работы сердца. Механические, звуковые, электрические явления при работе сердца. Систолический и минутный объемы сердца. Факторы, обеспечивающие непрерывное движение крови в кровеносных сосудах. Скорость движения крови. Артериальное давление крови. Частота сердечных сокращений. Пульс. Движение крови по венам и капиллярам. Регуляция кровообращения. Кровообращение при мышечной работе.
3. Особенности кровообращения у детей и подростков.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Кровообращение. Определение частоты пульса, артериального давления при помощи тонометра. Расчет по формулам
ударного и минутного объема крови
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Перенос газов кровью. Обмен газами между кровью и тканями. Регуляция дыхания. Произвольное управление дыханием. Дыхание при мышечной деятельности. Дыхание при пониженном
атмосферном давлении. Физиология вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких.
2. Особенности дыхания детей и подростков. Типы дыхания.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Обмен веществ и энергии. 1. Понятие об обмене веществ. Обмен белков и его регуляция. Обмен углеводов и его регуляция. Обмен жиров и его регуляция. Водно-солевой обмен и его регуляция.
2. Особенности обменных процессов у детей и подростков.
3. Витамины. Авитаминозы.
4. Обмен энергии. Расход энергии при мышечной работе.
5. Физиологические основы питания.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Обмен веществ и энергии. Составление меню школьника среднего звена на один день по таблицам.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Терморегуляция 1. Понятие о пойкилотермии, гомойотермии и терморегуляции. Значение терморегуляции. Температура тела человека. Пути поддержания постоянной температуры тела. Регуляция теплообмена.
Терморегуляция при мышечной работе.
2. Особенности терморегуляции у детей. Физиологические механизмы закаливания.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Работа с дополнительными источниками по подготовке сообщения о мерах первой помощи при солнечном и тепловом ударе.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
«Продольный разрез почки».
Работа с дополнительными источниками по подготовке сообщения об энурезе (ночном недержании).
/Ср/
Э1 Э2 Э3
2. Регуляции работы желез. Гипофиз. Щитовидная железа. Надпочечники. Роль гормонов при мышечной работе. Реакция напряжения - стресс.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Работа с дополнительными источниками по подготовке сообщения онарушениях, связанных с избытком или недостатком гормонов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
физиологии спорта.
мышечной работы.
Предмет физиологии физических упражнений. Динамическая работа. Статическая работа. /Лек/
Э1 Э2 Э3
Работа с интернет-ресурсами по подготовке схемы мышечного сокращения и расслабления.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
2. Классификация циклических упражнений.
3. Классификация ациклических упражнений.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
деятельности. 1. Предстартовое и стартовое состояние.
2. Разминка. Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание".
3. Состояние устойчивой работоспособности (устойчивое состояние).
4. Утомление. Восстановительный или после рабочий период. Средства, ускоряющие процессы восстановления.
5. Невроз.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
2. Специфичность тренировочных эффектов. Обратимость тренировочных эффектов.
3. Тренируемость. Принципиальные отличия спорта высших достижений и физической культуры
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Отдельные виды легкой атлетики.
3. Велосипедный спорт.
4. Гребля.
5. Плавание.
6. Спортивные игры.
7. Тяжелая атлетика.
8. Борьба и искусственное снижение веса. /Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Физиологические основы скоростно-силовых качеств (мощности).
3. Физиологические основы выносливости.
4. Физиологические основы спортивной техники.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Определение уровня выносливости с помощью нагрузочных тестов.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Спортивная
работоспособность в особых условиях внешней среды. 1. Физические и физиологические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха. Тепловая адаптация (акклиматизация). Питьевой режим.
2. Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода).
3. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления в горных условиях. Горная акклиматизация (адаптация к высоте).
4. Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря.
5. Смена поясно-климатических условий.
6. Спортивная деятельность в условиях водной среды (при плавании). Механические факторы. 7. Максимальное потребление кислорода. Кислород транспортная система.
7. Локальные (мышечные) факторы при плавании. Терморегуляция.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Роль генетических и средовых факторов в развитии двигательных качеств. /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Некоторые отклонения в состоянии организма. Сон. Гиперсомния. 2. Боль. Боли в мышцах. Судороги мышц.
3. Болевой печеночный синдром.
4. Бронхоспазм.
5. Нормализация массы тела.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
2. Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин.
3. Аэробная работоспособность (выносливость) женщин. Менструальный цикл и физическая работоспособность.
Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста.
4. Индивидуальное развитие и возрастная периодизация. Возрастные особенности физиологических функций и систем.
5. Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств.
6. Физиологическая характеристика юных спортсменов.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Общая характеристика метаболизма. 1. Химический состав организма.
2. Общая характеристика обмена веществ и энергии.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Метаболизм отдельных групп веществ. 1. Белки. Биологическая роль белков. Строение молекулы белка. Классификация белков. Физико- химические свойства белков. Катаболизм белков.
2. Ферменты. Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Специфичность. Классификация и номенклатура ферментов.
3. Углеводы. Общая характеристика и классификация углеводов. Функции углеводов в организме.
Строение и биологическая роль глюкозы и гликогена. Синтез и распад гликогена. Пути катаболизма углеводов.
4. Жиры. Химическое строение и биологическая роль жиров и липоидов. Переваривание и всасывание жиров. Катаболизм жиров. Синтез жиров. Строение мононуклеотидов. Строение нуклеиновых кислот. Переваривание нуклеиновых кислот. Катаболизм. Синтез нуклеотидов. Синтез нуклеиновых кислот.
5. Содержание воды в организме. Физико-химические свойства воды. Биологическая роль воды. Поступление и выделение воды. Регуляция водного баланса и его нарушения. Содержание минеральных веществ и их роль.
6. Общая характеристика витаминов.
7. Общая характеристика гормонов. Биохимия крови.
8. Химический состав и физико-химические свойства мочи.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Метаболизм отдельных групп веществ. Содержание витаминов в пищевых продуктах и их суточная потребность для организма. Расчет энергетического эффекта полного распада некоторых веществ.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Химическая природа гормонов. Витаминоподобное вещество (холин). Роль железа, меди и цинка в биологических процессах. Молибден, ванадий и никель как кофакторы ферментов. Кремний как микроэлемент. Белки мышечной ткани. Пептиды нервной ткани. Гемофилия. Фибринолиз.
Подагра. Кровь. Состав, функции отдельных компонентов.
Холестерины. Атеросклероз. Роль печени в обмене витаминов. Заболевания печени (цирроз).
Пеллагра. Вода как компонент живой материи. Антиоксиданты. Биохимические основы фармакологии и химиотерапии. Нарушения обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Физиологически активные пептиды мозга.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
деятельности. 1. Биохимия мышечной деятельности. Общая характеристика мышц. Строение мышечных клеток. Строение миофибрилл. Сокращение и расслабление мышцы. Количественные критерии путей ресинтеза АТФ, Аэробный путь ресинтеза АТФ. Анаэробные пути ресинтеза АТФ, Соотношения между различными путями ресинтеза АТФ при мышечной работе. Зоны относительной мощности мышечной работы. Биохимические сдвиги при мышечной работе. Основные механизмы нервно- гуморальной регуляции мышечной деятельности. Биохимические изменения в скелетных мышцах.
2. Биохимические сдвиги в головном мозге и миокарде.
3. Биохимические изменения в печени.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
деятельности. 4. Биохимические сдвиги в крови.
5. Биохимические сдвиги в моче.
6. Биохимические механизмы утомления. Охранительное или запредельное торможение. Нарушение функций вегетативных и регуляторных систем. Исчерпание энергетических резервов. Роль лактата в утомлении. Повреждение биологических мембран свободнорадикальным окислением.
7. Биохимические закономерности восстановления после мышечной работы. Срочное восстановление. Отставленное восстановление. Методы ускорения восстановления.
8. Биохимические закономерности адаптации к мышечной работе. Срочная (экстренная) адаптация. Долговременная (хроническая) адаптация.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
деятельности. 9. Тренировочный эффект. Биологические принципы спортивной тренировки.
10. Биохимические основы работоспособности. Компоненты спортивной работоспособности. Алактатная работоспособность. Лактатная работоспособность. Аэробная работоспособность. Специфичность спортивной работоспособности. Возрастные особенности работоспособности. Биохимия и педагогические методы развития компонентов работоспособности. Биохимические способы повышения спортивной работоспособности. Общая характеристика фармакологических средств повышения работоспособности. Биохимическая характеристика отдельных классов фармакологических средств.
11. Допинги. Основы биохимии питания. Рациональное питание.
12. Биохимический контроль в спорте.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности
организма человека. Понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической
адаптации человека. Системные принципы регуляции физиологических
функций.
2. Основные функции ЦНС. Функции спинного мозга. Вегетативная нервная
система. Функции коры больших полушарий. Регулирующие функции нервной
и эндокринной систем. Роль центральной нервной системы в регуляции
движений.
3. Условия образования и разновидности условных рефлексов. Внешнее и
внутреннее торможение условных рефлексов. Динамический стереотип. Типы
ВНД, первая и вторая сигнальные системы.
4. Функциональная организация скелетных мышц. Механизмы сокращения и
расслабления мышечного волокна. Одиночное и тетаническое сокращение.
Электромиограмма. Морфофункциональные основы мышечной силы. Режим
работы мышц. Энергетика мышечного сокращения. Физиологические основы
тренировки силы, быстроты, выносливости. Механизмы энергетического
обеспечения различных видов мышечной деятельности. Биохимические
основы развития физических качеств.
5. Основные принципы организации движения. Роль различных отделов ЦНС в
регуляции позно-тонических реакций. Роль различных отделов ЦНС в
регуляции движений. Нисходящие моторные системы. Классификация и
механизмы возбуждения рецепторов. Свойство рецепторов. Кодирование
информации. Слуховая, зрительная, вестибулярная, двигательная сенсорная
система. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния.
6. Состав, объѐм и функции крови. Форменные элементы. Физико-химические
свойства плазмы крови. Свѐртывание и переливание крови. Регуляция систем
крови. Изменения в крови при двигательной деятельности. Сердце и его
физиологические свойства. Движение крови по сосудам (гемодинамика).
Регуляция сердечно-сосудистой системы. Взаимосвязи физических нагрузок и
функциональных возможностей организма.
7. Внешнее дыхание. Обмен газов в лѐгких и перенос их кровью. Регуляция
дыхания. Дыхание при физической работе.
8. Общая характеристика пищеварительных процессов. Пищеварение в различных
отделах желудочно-кишечного тракта. Всасывание продуктов переваривания
пищи. Биохимические основы питания.
9. Обмен белков, углеводов, липидов. Обмен воды и минеральных солей. Обмен
энергии. Регуляция обмена веществ и энергии. Общие закономерности и
особенности обмена веществ при занятиях физической культурой.
10. Температура тела человека и изотермия. Механизмы теплообразования и
теплоотдачи. Регуляция теплообмена.
11. Общая характеристика эндокринной системы. Функции желез внутренней
секреции. Изменения эндокринных функций при различных состояниях.
закономерности двигательной активности и процессов восстановления.
Физиологические основы спортивного отбора и ориентации. Возрастные
особенности биохимического состояния организма. Роль биохимии в
определении нагрузок при занятиях физической культурой.
13. Измерение и оценивание физиологических показателей организма человека.
Оценивание функционального состояния человека и его работоспособности с
помощью лабораторных методов. Факторы внешней среды с точки зрения
влияния на функционирование и развитие организма человека в детском,
подростковом и юношеском возрасте.
1. Организм и его основные физиологические функции.
2. Центральная нервная система
3. Высшая нервная деятельность.
4. Нервно-мыщечный аппарат.
5. Произвольные движения
6. Локомоторные движения
7. Кровь.
8. Кровообращение.
9. Дыхание.
10. Пищеварение.
11. Обмен веществ и энергии.
12. Выделительные функции.
13. Тепловой обмен.
14. Внутренняя секреция.
15. Основы возрастной и спортивной физиологии. Измерение и оценка.
Вопросы тестов
Самостоятельная работа
Вопросы к промежуточной аттестации
http://ntb.donstu.ru/ znanium.com
http://www.iprbookshop.ru/65593.html
http://www.iprbookshop.ru/72795.html
http://www.iprbookshop.ru/74291.html
http://www.iprbookshop.ru/74306.html
http://www.iprbookshop.ru/74956.html
http://www.iprbookshop.ru/78767.html
http://www.iprbookshop.ru/80294.html
https://e.lanbook.com/book/99209
http://www.iprbookshop.ru/68226.html
http://www.iprbookshop.ru/68227.html
http://www.iprbookshop.ru/13096.html
http://www.iprbookshop.ru/30085.html
http://www.iprbookshop.ru/34717.html
http://www.iprbookshop.ru/40730.html
http://www.iprbookshop.ru/40811.html
http://www.iprbookshop.ru/43922.html
http://www.iprbookshop.ru/44022.html
http://www.iprbookshop.ru/44870.html
http://www.iprbookshop.ru/49942.html
http://www.iprbookshop.ru/52587.html
http://www.iprbookshop.ru/55577.html
http://www.iprbookshop.ru/57763.html
http://www.iprbookshop.ru/61284.html
http://www.iprbookshop.ru/64543.html
http://www.iprbookshop.ru/64977.html
http://www.iprbookshop.ru/64985.html
http://www.iprbookshop.ru/65272.html
http://www.iprbookshop.ru/66385.html
http://www.iprbookshop.ru/68228.html
http://www.iprbookshop.ru/72485.html
http://www.iprbookshop.ru/72524.html
http://www.iprbookshop.ru/72531.html
http://www.iprbookshop.ru/76528.html
http://www.iprbookshop.ru/79265.html
http://www.iprbookshop.ru/79486.html
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51937
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60047
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=67477
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71721
http://www.iprbookshop.ru/23764.html
http://www.iprbookshop.ru/64980.html
При подготовке к практикуму обучающийся должен воспользоваться методическими указаниями, выданными преподавателями ЦМК.
Для закрепления лекционного материала и подготовки к практикуму обучающийся должен регулярно самостоятельно работать над учебным материалом (в рамках бюджета времени на самостоятельную работу). Преподаватель должен инфомационно-методически обеспечить самостоятельную работу обучающегося, и в ходе аудиторных лекционных, практических занятий и лабораторных работ, расставлять акценты, направлять и контролировать самостоятельную работу обучающегося.
Для контроля текущей успеваемости обучающегося дневной формы обучения согласно календарному плану обучения проходит 2 этапа рейтингового контроля, которые оцениваются в баллах (максимум 50 баллов).
Информационно-методическое обеспечение представленно в тематическом плане дисциплины. Все эти материалы доступны обучающимся имеются в необходимом количестве. Доступ к учебно-методическим материалам возможен с использованием сети INTERNET. Электронные информационные ресурсы представлены на сайте университета http://edu-tpi.donstu.ru. Имеется доступ к электронной библиотечной среде (www.ntb.donstu.ru).
Контроль реализации компетенций, закрепленных за дисциплиной в соответствии с ФГОС СПО осуществляется в соответствии с фондами оценочных средств (ФОС), дополняющими рабочую программу дисциплины.