2023-2024_490201_52-14-2-9-23_plx_Литература
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литература
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
490201_52-14-2-9-23.plx

Физическая культура

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
57
аудиторные занятия
118
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
Педагог по физической культуре и спорту
175
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17
22
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
32
32
66
66
Практические
18
18
34
34
52
52
Итого ауд.
52
52
66
66
118
118
Кoнтактная рабoта
52
52
66
66
118
118
Сам. работа
24
24
33
33
57
57
Итого
76
76
99
99
175
175
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
О.В.Тищенко
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Директор МБУ СШ №3
_______________________
С.Н.Саламатин
 
Директор МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога
_______________________
О.А.Карлина
 
Литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 976)
 
Физическая культура

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 30.08.2021 г.  № 1   

Срок действия программы: 2021-2026 уч.г.

Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Бычкова Мария Владимировна
__________________
Воловская Татьяна Викторовна
 
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Литература» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Бычкова Мария Владимировна
 
стр. 4
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
1.2
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
1.3
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
1.4
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
1.5
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
1.6
- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
2.1.3
Русский язык
2.1.4
История
2.1.5
Русский язык
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Иностранный язык
2.2.2
История
2.2.3
2.2.4
Русский язык
2.2.5
История
2.2.6
Основы философии
2.2.7
Иностранный язык
2.2.8
История
2.2.9
Русский язык
2.2.10
Основы философии
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные этапы развития русской литературы
3.1.2
- особенности развития литературы периода 19-20 веков, современной литературы, связь литературных процессов с историческими
3.1.3
- литературные методы и  направления
3.1.4
- основные этапы творчества писателей периода 19-20 вв.
3.1.5
- представления о системе стилей языка художественной литературы
3.1.6
- содержаниt произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
3.2.2
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
3.2.3
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
3.2.4
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
3.2.5
- различные виды анализа литературных произведений;
 
стр. 5
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
3.2.6
- умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3.3.2
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
3.3.3
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
3.3.4
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры
3.3.5
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

 
1.1
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.Русская литература первой половины XIX века. /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.2
Творчество А.С. Пушкина. /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.3
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.4
Творчество М.Ю. Лермонтова. /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.5
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.6
Творчество Н.В.Гоголя. /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.7
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.8
Русская литература второй  половины  XIX века. /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.9
Творчество А.Н.Островского /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.10
/Пр/

2
1
0
 
1.11
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.12
Творчество И.А.Гончарова /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.13
/Пр/

2
1
0
 
1.14
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

3
1
0
 
1.15
Творчество И.С.Тургенева /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.16
/Пр/

2
1
0
 
1.17
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

3
1
0
 
1.18
Творчество Н.Г.Чернышевского /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.19
Творчество Ф.И.Тютчева /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.20
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.21
Творчество А.А.Фета /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.22
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.23
Творчество А.К.Толстого /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.24
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.25
Творчество Н.А.Некрасова /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.26
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.27
Творчество Н.С.Лескова /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.28
/Ср/

1
1
0
 
1.29
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.30
/Пр/

2
1
0
 
1.31
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

1
1
0
 
1.32
Творчество Ф.М.Достоевского. /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.33
/Пр/

2
1
0
 
стр. 6
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
1.34
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.35
Творчество Л.Н.Толстого /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.36
/Пр/

6
1
0
 
1.37
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

3
1
0
 
1.38
Творчество А.П.Чехова /Лек/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
1.39
/Пр/

2
1
0
 
1.40
/Ср/
Л1.3 Л1.1Л2.1

2
1
0
 
 
Раздел 2. ЛИТЕРАТУРА XX  ВЕКА

 
2.1
Русская литература на рубеже веков. /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.2
Творчество И.А.Бунина /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.3
/Пр/

2
2
0
 
2.4
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.5
Творчество А.И.Куприна /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.6
/Пр/

2
2
0
 
2.7
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.8
Поэзия начала XX века.  "Серебряный век русской поэзии". Символизм /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.9
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.10
Творчество М.Горького. /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.11
/Пр/

1
2
0
 
2.12
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.13
Творчество А.Блока /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.14
/Пр/

2
2
0
 
2.15
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.16
Творчество В.Маяковского /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.17
/Пр/

2
2
0
 
2.18
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.19
Творчество С.Есенина /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.20
/Пр/

2
2
0
 
2.21
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.22
Творчество М.Цветаевой /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.23
/Пр/

2
2
0
 
2.24
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.25
Творчество О.Мандельштама /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.26
/Пр/

1
2
0
 
2.27
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.28
Творчество А.Платонова /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.29
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.30
Творчество И.Э.Бабеля /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
стр. 7
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
2.31
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.32
Творчество М.А.Булгакова /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.33
/Пр/

4
2
0
 
2.34
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

4
2
0
 
2.35
Творчество М.А.Шолохова /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.36
/Пр/

2
2
0
 
2.37
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.38
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.39
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.40
Творчество А. Ахматовой /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.41
/Пр/

2
2
0
 
2.42
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.43
Творчество Б.Л.Пастернака /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.44
/Пр/

2
2
0
 
2.45
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.46
Творчество А.Т.Твардовского. /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.47
/Пр/

2
2
0
 
2.48
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.49
Литература 50-80-х г.г. (обзор) /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.50
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.51
Творчество А.И.Солженицына /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.52
/Пр/

2
2
0
 
2.53
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.54
Творчество В.Т.Шаламова /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.55
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.56
Творчество В.Шукшина /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.57
/Пр/

1
2
0
 
2.58
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.59
Творчество М.Рубцова /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.60
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.61
Творчество Р.Гамзатова /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.62
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.63
Творчество А.В.Вампилова /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.64
/Пр/

1
2
0
 
стр. 8
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
2.65
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.66
Русская литература последних лет (обзор). /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

2
2
0
 
2.67
/Пр/

2
2
0
 
2.68
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.69
Зарубежная литература (обзор). /Лек/
Л1.3 Л1.2Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
2.70
/Пр/

2
2
0
 
2.71
/Ср/
Л1.3 Л1.2Л2.2 Л2.1Л3.1

1
2
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для текущего контроля по учебной дисциплине

Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

1.1 Введение.

1. Исторический процесс в России в нач. 19 века.

2. Особенности западноевропейской литературы начала 19 века.

3.  Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

4.  Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

Тема 1.2 Русская литература первой половины XIX века.

1. Обзор культуры. Литературная борьба.

2. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

Тема 1.3 Творчество А.С. Пушкина.

    1. Жизненный и творческий путь.

   2. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина (гражданские мотивы, тема поэта и поэзии, любовная лирика).

3. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.

Тема 1.4 Творчество М.Ю. Лермонтова

   1. Сведения из биографии. Этапы творчества.

    2. Основные мотивы лирики. Мотивы одиночества.

Тема 1.5 Творчество Н.В.Гоголя.

   1. Жизнь и творчество Гоголя.

   2. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.

   3. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

              Тема 1.6 Русская литература второй  половины  XIX века.

   1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

   2. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

   3. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

Тема 1.7 Творчество А.Н.Островского.

    1. Жизненный и творческий путь.

    2. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

    3. Система образов в драме «Гроза».

4. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Тема 1.8 Творчество И.А.Гончарова.  

    1. Жизнь и творчество И.А.Гончарова

     2. Роман «Обломов». Тема, идея.

    3. Образ Ильи Обломова в романе.

Тема 1.9 Творчество И.С.Тургенева.

             1.  Жизнь и творчество И.С.Тургенева

             2. Роман «Отцы и дети». Тема, идея.

             3. Система образов в романе «Отцы и дети».

             4. Образ Евгения Базарова. Понятие нигилизма.

  Тема 1.10 Творчество Н.Г.Чернышевского.

             1. Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского.

             2. Роман «Что делать?». Тема, идея.

Тема 1.11 Творчество Ф.И.Тютчева.

       1. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева.

       2. Тематика стихотворений Ф.И.Тютчева

Тема 1.12 Творчество А.А.Фета

      1. Жизнь и творчество А.А.Фета.

 
стр. 9
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
       2. Тематика стихотворений А.А.Фета.

Тема 1.13 Творчество   А.К.Толстого.

       1. Художественное своеобразие стихотворений.

Тема 1.14 Творчество  Н.А.Некрасова.

       1. Жизнь и творчество Н.А.Некрасова.

       2. Тематика стихотворений.

       3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Тематика. Художественное своеобразие.

Тема 1.15 Творчество   Н.С.Лескова.

      1. Жизнь и творчество Н.С.Лескова

      2. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).

Тема 1.16 Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

     1. Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина.

     2. «История одного города». Художественное своеобразие.

Тема 1.17 Творчество Ф.М.Достоевского.

    1. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.

    2. Роман «Преступление и наказание». Тема, идея произведения.

    3. Образ Родиона Раскольникова.

Тема 1.18 Творчество Л.Н.Толстого.

   1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

     2. Жанр романа-эпопеи. Особенности жанра.

     3. Тематика и проблематика романа-эпопеи  «Война и мир». История создания произведения.

     4. Система образов в романе «Война и мир».

     5. Образы полководцев (Кутузов а Наполеон).

     6. Женские образы в романе (на примере Наташи Ростовой и Элен).

     7 Образ Андрея Болконского.

     8. Образ Пьера Безухова.

Тема 1.19 Творчество А.П.Чехова

     1. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Таганрогский период.

      2. Пьеса «Вишневый сад». Тема. Идея.

     3. Система образов в пьесе «Вишневый сад».

Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Тема  2.1  Русская литература на рубеже веков.

     1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

    2. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Тема 2.2 Творчество И.А.Бунина

     1. Жизнь и творчество И.А.Бунина.

     2.Рассказ «Антоновские яблоки». Тема. Идея.

     3.Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Тема. Идея.

    4. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.

Тема 2.3 Творчество А.И.Куприна

      1.Жизнь и творчество А.И.Куприна.

     2. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах А.И.Куприна. Осуждение пороков современного общества.(На примере повести «Олеся»).

      3. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

Тема 2.4 Поэзия начала XX века.

       1.Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.

       2. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

       3.  Жизнь и творчество В.Я.Брюсова

       4. Жизнь и творчество К.Бальмонта

       5. Жизнь и творчество О.Мандельштама

       6. Жизнь и творчество М. Цветаевой

       7.Жизнь и творчество Н.Гумилева

Тема 2.5 Символизм.

     1. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.

Тема 2.6 Творчество М.Горького.

       1. Жизнь и творчество М.Горького

       2. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.

Тема 2.7 Творчество А.Блока.

       1. Жизнь и творчество А.Блока.

        2. Тематика стихотворений Блока.

 
стр. 10
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
       3. Поэма «Двенадцать» - Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои.

Тема 2.8 Литература 20-х г.г. XX века.

      1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы

      2. Крестьянская поэзия 20-х годов.

      3. Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.)

       4. Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

Тема 2.9 Творчество В.Маяковского

       1. Жизнь  и творчество В.Маяковского.

      2. Тематика стихотворений. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.

Тема  2.10 Творчество С.Есенина

      1. Жизнь и творчество С.Есенина.

       2. Тематика стихотворений. Образ России в творчестве Есенина.

Тема 2.11 Литература 30-40-х г.г.

      1. Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы.

Тема 2.12 Творчество М.Цветаевой

     1.Жизнь и творчество М.Цветаевой.

      2. Тематика стихотворений.

Тема 2.13 Творчество О.Мандельштама

     1. Жизнь и творчество О. Мандельштама.

     2. Тематика стихотворений.

Тема 2.14 Творчество А.Платонова.

      1. Жизнь и творчество А. Платонова.

      2. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. (На примере повести «Котлован» или  рассказа «В прекрасном и яростном мире»).

Тема 2.15  Творчество И.Э.Бабеля.

       1. Жизнь и творчество И.Бабеля.

       2. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

      3. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.(На примере рассказов «Мой первый гусь», «Соль»).

Тема 2.16 Творчество М.А.Булгакова

      1. Жизнь и творчество М.А.Булгакова.

      2.   Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов.

Тема 2.17 Творчество М.А.Шолохова.

       1. Жизнь и творчество М.А.Шолохова.

      2. Роман «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.

Тема 2.18  Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

     1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков ( на примере стихотворений О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).

      2. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

    3. Повести, романы и пьесы о войне (на примере произведений  Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др).

    4. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

Тема 2.19  Творчество А. Ахматовой.

      1. Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой.

      2. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога.

      3. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой.

      4. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

Тема 2.20  Творчество Б.Л.Пастернака.

      1.Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.

      2. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака.

Тема 2.21 Творчество А.Т.Твардовского.

      1.  Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского.

    2. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Тема 2.22  Литература 50-80-х г.г.

        1. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

 
стр. 11
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
Тема 2.23  Поэзия, проза и драматургия  60-х г.г.

      1. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др.

         2. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

         3. «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

           4. «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

            5. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

Тема 2.24 Творчество А.И.Солженицына

         1. Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына.

       2. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.

Тема 2.25  Творчество В.Т.Шаламова.

         1.Жизненный и творческий путь В.Т.Шаламова.

       2. «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

Тема 2.26 Творчество В.Шукшина.

       1.   Жизненный и творческий путь В.Шукшина.

      2. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека (На примере одного из рассказов:  «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием»).

Тема 2.27 Творчество Н.Рубцова.

       1.  Жизненный и творческий путь Н.Рубцова.

      2. Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Тема 2.28 Творчество Р.Гамзатова.

       1. Жизненный и творческий путь Р.Гамзатова.

      2. Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

Тема 2.29 Творчество А.В.Вампилова

1. Жизненный и творческий путь А.В.Вампилова.

2. Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии А.В.Вампилова.

Тема 2.30  Русская литература последних лет (обзор).

             1. Споры о путях развития культуры.

             2. Основные жанры современной литературы.

             3. Позиция современных журналов.

Тема 2.31 Зарубежная литература (обзор).

              1. Основные направления  современной зарубежной литературы разных периодов.( на примере произведений И.-В.Гете «Фауст», Э. Хемингуэй «Старик и море», Э.- М. Ремарк «Три товарища», Г. Маркес «Сто лет одиночества», П. Коэльо «Алхимик».

Первичный (входящий) контроль

Тестовая работа

Вариант 1.

1. Поэт, явившийся создателем русского литературного языка.

     а) А.С.Пушкин

     б) М.Ю.Лермонтов

     в)Н.А.Некрасов

2. Автор стихотворения «Парус» («Белеет парус одинокий...»)

     а)А.С.Пушкин

     б) М.Ю.Лермонтов

     в) Н.А.Некрасов

3. Художественный метод, основными признаками которого являются гражданская тематика, строгое соблюдение норм и правил, создание идеальных образов и героев.

а) классицизм

      б) романтизм

      в) реализм

4. Жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

       а) роман

       б) повесть

       в) поэма

5. Основное художественное средство при написании басни – это  

       а) аллегория

       б) гипербола

 
стр. 12
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
       в) литота

6. Эпос, лирика, драма – это

       а) литературные жанры

       б) виды литературы

       в) роды литературы

7.  Г.Р.Державин  - это

      а) поэт

      б) драматург

      в) писатель

8. Владимир Ленский – герой какого произведения?

     а) «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

     б) «Ревизор» Н.В.Гоголя

     в) «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

9. Автором комедии «Горе от ума» является

    а) А.С.Грибоедов

    б) А.С.Пушкин

    в) А.Н.Островский

10. М.В.Ломоносов -  поэт

    а) 18 века

    б) 19 века

    в) 20 века

Вариант 2.

1. Поэт, основным жанром творчества которого является басня

А) А.С.Пушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) И.А.Крылов

2. Автор поэмы «Мертвые души»

А) М.Ю.Лермонтов

Б) Н.В.Гоголь

В) Г.Р.Державин

3. Жанр произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

А) Роман

Б) Поэма

В) Повесть

4. Художественный метод, основным признаком которого является изображение лирического героя, которому свойственно чувство одиночества, и гибель героя в конце произведения.

А) Классицизм

Б) Романтизм

В)Реализм

5. Вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту – это

А)Метафора

Б) Эпитет

В) Сравнение

6. Жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений – это

А) Рассказ

Б) Повесть

В) Роман

7. Автор поэмы «Мцыри»

А) А.С.Грибоедов

Б) М.Ю.Лермонтов

В)Н.А.Некрасов

8. Героем какого произведения является Печорин?

А) «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Б) «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

В) «Горе от ума» А.С.Грибоедова

9. Творчество А.С.Пушкина относится к

А) литературе 18 века

Б) литературе 19 века

В) литературе 20 века

10. К трехсложному размеру стиха относится

А) ямб

Б) хорей

В) анапест

Вариант 3.

1. Поэт 1 половины 19 века, творчество которого относится к художественному методу -  романтизму  

А) А.С.Грибоедов

 
стр. 13
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
Б)С.А.Есенин

В)М.Ю.Лермонтов

2. Произведением Н.В.Гоголя является повесть

А) «Капитанская дочка»

Б) «Шинель»

В) «Герой нашего времени»

3. А.П.Чехов родился в семье

А) купца

Б) служащего греческой торговой конторы

В) священнослужителя

4. Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

А) Ленский

Б) Чацкий

В) Печорин

5. Жанр произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - это

А) Сказка

Б) Поэма

В) Роман в стихах

6. Жанр прозаической  литературы, малая форма повествования, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это

А) Рассказ

Б) Стихотворение

В) Роман

      7. К двухсложному размеру стиха относится

          А) Хорей

          Б) Дактиль

          В) Амфибрахий

    8. Комедия – это жанр какого рода литературы?

         А) Эпоса

         Б) Лирики

         В) Драмы

   9.  К какому стихотворению относятся следующие строки: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана?..»

        А) М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

        Б) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

        В) М.Ю.Лермонтов «Бородино»

  10. Кто из указанных ниже литераторов был литературным критиком?

         А) Г.Р.Державин

         Б) В.Г.Белинский

         В) А.С.Грибоедов

Вариант 4.

1. Художественный метод, который предполагает правдивое изображение действительности, типичных характеров в типичных обстоятельствах – это

А) классицизм

Б) романтизм

В) реализм

2. Кто является автором стихотворения «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)?

А) А.С.Пушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) Н.А.Некрасов

3. Кому посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сметь поэта» («Убит поэт, невольник чести»)?

А) А.С.Грибоедову

Б) Г.Р.Державину

В) А.С.Пушкину

4. К какому роду литературы относится жанр поэмы?

А) эпос

Б) лирика

В)драма

5. Автором повести «Капитанская дочка» является

А) Н.В.Гоголь

Б) М.Ю.Лермонтов

В) А.С.Пушкин

6. Какое литературное произведение начинается словами «Мой дядя, самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог»?

А) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Б) М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

В) А.С.Грибоедов «Горе от ума»

7. Жанр литературы, к которому относится произведение А.С.Грибоедова «Горе от ума» - это

 
стр. 14
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
А) драма

Б) трагедия

В) комедия

8. Определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета – это

А) эпитет

Б) сравнение

В) метафора

9. Поэт 18 века, писавший «высоким штилем»

А) А.С.Пушкин

Б) Д.И.Фонвизин

В) Г.Р.Державин

10. Какой из перечисленных ниже жанров не является драматургическим?

А) комедия

Б) поэма

В) трагедия

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

Часть 1.  Теория литературы

Дать ответы на вопросы.

1.1 Назовите жанры драматургии.

1.2 Художественный метод, герой которого зачастую одинок, несчастен, романтичен, далёк от реальной жизни.

1.3 Художественное средство выразительности, основанное на сходстве предметов.

Часть 2. Практические задания

Выбрать правильный вариант ответа

2.1 Определить размер стиха.

      Неохотно и несмело

      Солнце смотрит на поля

      Чу, за тучей прогремело,

      Принахмурилась земля.

                                    Ф.И.Тютчев

а) ямб

б) хорей

в) амфибрахий

2.2 Определить, к какому средству выразительности относится выделенное слово.

      Люблю я приют ваш печальный,

      И вечер деревни глухой,

      И за лесом благовест дальний,

      И кровлю, и крест золотой.

                                                  А.А.Фет

а) метафора

б) метонимия

в) эпитет

2.3 Определить тему стихотворения.

      Эти бедные селенья,

      Эта скудная природа-

      Край родной долготерпенья,

      Край ты русского народа!

      Не поймёт и не заметит

      Гордый взор иноплеменный,

      Что´ сквозит и тайно светит

   В наготе твоей смиренной.

   Удручённый ношей крестной,

   Всю тебя, земля родная,

   В рабском виде Царь Небесный

   Исходил, благословляя.

                                          Ф.И.Тютчев

а) тема русского народа

б) тема русской земли

в) религиозная тема (о Царе Небесном)

Часть 3. Драматургия 19-20 в.в.

Дать ответы на вопросы.

3.1. Назовите представителей «тёмного царства» в драме А.Н.Островского «Гроза»

 
стр. 15
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
3.2 Назовите представителей молодого поколения в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»   

Часть 4.  Проза 2 половины 19 века – начала 20 века

Дать краткую характеристику  художественному образу (на выбор студента).

И.И.Обломов (из романа И.Гончарова «Обломов»)

Р.Раскольников (из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»)

Кутузова (из романа Л.Толстого «Война и мир»)

Вариант 2

Часть 1.  Теория литературы

Дать ответы на вопросы.

1.1 Жанр литературы (прозы), отличающийся многочисленностью действующих лиц, охватывающий продолжительный период времени и несколько эпох, охватывающий большие географические пространства.  

1.2 Художественный метод, герой которого зачастую одинок, несчастен, романтичен, далёк от реальной жизни.

1.3 Художественное средство выразительности, дающее характеристику предмету или указывающее на какое-либо его качество или признак.

Часть 2. Практические задания

Выбрать правильный вариант ответа

2.1 Определить размер стиха.

      Люблю я приют ваш печальный,

      И вечер деревни глухой,

      И за лесом благовест дальний,

      И кровлю, и крест золотой.

                                                  А.А.Фет

а) дактиль

б) анапест

в) амфибрахий

2.2 Определить, к какому средству выразительности относится выделенное слово.

      Неохотно и несмело

      Солнце смотрит на поля

      Чу, за тучей прогремело,

      Принахмурилась земля.

                                    Ф.И.Тютчев

а) метафора

б) олицетворение

в) эпитет

2.3 Определить тему стихотворения.

      Печальная берёза

      У моего окна,

      И прихотью мороза

      Разубрана она.

    Как гроздья винограда,

    Ветвей концы висят, -

    И радостен для взгляда

    Весь траурный наряд.

    Люблю игру денницы

    Я замечать на ней,

    И жаль мне, если птицы

    Стряхнут красу ветвей.

                                      А.А.Фет  

а) тема любви

б) тема природы

в) философская тема

Часть 3. Драматургия 19-20 в.в.

Дать ответы на вопросы.

3.1 Назовите представителей прогрессивных сил в драме А.Н.Островского «Гроза»

3.2 Назовите представителей дворянства в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»   

Часть 4.  Проза 2 половины 19 века – начала 20 века

Дать краткую характеристику  художественному образу (на выбор студента).

Ионыч (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»)

Соня Мармеладова (из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»)

Элен Курагина (из романа Л.Толстого «Война и мир»)

Вариант 3

 
стр. 16
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 

Часть 1.  Теория литературы

Дать ответы на вопросы.

1.1 Художественный метод, в основе которого лежит реалистическое изображение событий и обстановки.

1.2 Художественное средство выразительности, основанное на иносказании.

1.3 Назовите основные черты трагедии.

Часть 2. Практические задания

Выбрать правильный вариант ответа

2.1 Определить размер стиха.

      Чудная картина,

      Как ты мне родна:

      Белая равнина,

      Полная луна.

                           А.А.Фет

а) дактиль

б) хорей

в) ямб

2.2 Определить, к какому средству выразительности относится выделенное слово.

      Есть в осени первоначальной

      Короткая, но дивная пора –

      Весь день стоит как бы хрустальный,

      И лучезарны вечера…

                                    Ф.И.Тютчев   

а) метафора

б) олицетворение

в) эпитет

2.3 Определить тему стихотворения.

     Люблю глаза твои, мой друг,

     С игрой их пламенно-чудесной,

     Когда их приподымешь вдруг

     И, словно молнией небесной,

     Окинешь бегло целый круг…

     Но есть сильней очарованья:

     Глаза, потупленные ниц

   В минуты страстного лобзанья,

   И сквозь опущенных ресниц

   Угрюмый, тусклый огнь желанья.

                                             Ф.И.Тютчев

а) тема любви

б) тема природы

в) философская тема

Часть 3. Драматургия 19-20 в.в.

Дать ответы на вопросы.

3.1 Назовите представителей «тёмного царства» в драме А.Н.Островского «Гроза».

3.2 Что выступает в образе России в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?   

Часть 4.  Проза 2 половины 19 века – начала 20 века

Дать краткую характеристику  художественному образу (на выбор студента).

Е.Базаров (из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Р.Раскольников (из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»)

Наташа Ростова (из романа Л.Толстого «Война и мир»)

Вариант 4

Часть 1.  Теория литературы

Дать ответы на вопросы.

1.1 Художественное средство выразительности, в основе которого лежит наделение неживого предмета признаками или действиями, характерными для человека.

1.2 Художественный метод, в основе которого лежит использование символов в изображении объекта повествования.

1.3 Назовите основные черты комедии.

Часть 2. Практические задания

Выбрать правильный вариант ответа

2.1 Определить размер стиха.

      … Люблю игру денницы

 
стр. 17
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
           И замечать на ней,

           И жаль мне если птицы

           Стряхнут красу ветвей.

                                            А.А.Фет

а) дактиль

б) хорей

в) ямб

2.2 Определить, к какому средству выразительности относится выделенное словосочетание.

      Как гроздья винограда,

      Ветвей концы висят, -

      И радостен для взгляда

      Весь траурный наряд.     

                                    А.А.Фет   

а) метафора

б) сравнение

в) олицетворение

2.3 Определить тему стихотворения.

     Ещё томлюсь тоской желаний,

     Ещё стремлюсь к тебе душой –

     И в сумраке воспоминаний

     Ещё ловлю я образ твой…

     Твой милый образ, незабвенный,

    Он предо мной везде, всегда,

    Недостижимый, неизменный, -

    Как ночью на небе звезда…

                                             Ф.И.Тютчев

а) философская тема

б) тема природы

в) тема любви

Часть 3. Драматургия 19-20 в.в.

Дать ответы на вопросы.

3.1 Назовите представителей прогрессивных сил в драме А.Н.Островского «Гроза».

3.2 Что символизирует образ Фирса  в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?   

Часть 4.  Проза 2 половины 19 века – начала 20 века

Дать краткую характеристику  художественному образу (на выбор студента).

П.П.Кирсанова (из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Ионыч (из рассказа А.П.Чехова «Ионыч»)

Пьер Безухов (из романа Л.Толстого «Война и мир»)

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов, докладов.

1. Россия на рубеже 18-19 веков: культура, искусство, литература.

2. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: жанр, тема, идея.

3. Пушкин – драматург. «Маленькие трагедии» - художественное своеобразие.

4. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: жанр, тема, идея.

5. Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: жанр, тема, идея.

6. Россия 1 половины 19 века: культура, искусство, литература.

7. А.Н.Островский. Художественное своеобразие пьес («Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Лес рубят – щепки летят» и др. на выбор).

8. А.И.Гончаров. Художественное своеобразие романа «Обрыв» или «Обыкновенная история» (на выбор).

9. Россия 2 половины 19 века: культура, искусство, литература.

10. И.С.Тургенев. Художественное своеобразие романа «Дворянское гнездо», «Рудин» (на выбор).

11. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки. Художественное своеобразие.

12. Ф.М.Достоевский. Художественное своеобразие романа «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы» (на выбор).

13. Л.Н.Толстой. Художественное своеобразие романа «Воскресение».

14. А.П.Чехов. Рассказы. Художественное своеобразие (на примере 1-2).

15. Россия начала 20 века: культура, искусство, литература.

 
стр. 18
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
16 .И.А.Бунин. Рассказы. Художественное своеобразие (на примере 1-2).

17. А.И.Куприн. Повести. Художественное своеобразие  (на примере повести «Поединок» или «Молох»).

18. Поэты «серебряного века». Н. Гумилев. Творчество.

19 . Поэты «серебряного века». В.Брюсов. Творчество.

20 .Поэты «серебряного века». О.Мандельштам. Творчество.

21. М.Горький. Романтизм Горького (на примере произведения «Старуха Изергиль»).

22. М.Горький – прозаик. Художественное своеобразие романов (на примере произведений «Жизнь Клима Самгина», «Мать»).

23. Символизм в творчестве Блока ( на примере 3-4 стихотворений).

24. А.Блок. Поэма «Двенадцать». Художественное своеобразие.

25 .Сатира 20-х годов 20 века. М.Зощенко. Творчество.

26. Сатира 20-х годов 20 века. И.Ильф и Е.Петров. Творчество.

27. Сатира 20-х годов 20 века. Творчество А.Аверченко.

28. Жанр романа-антиутопии. Творчество Е.Замятина. Художественное своеобразие ( на примере повести «Мы»).

29. С.Есенин. Образ России в творчестве поэта.

30. В.Маяковский. Поэмы. Художественное своеобразие (на примере1-2 поэм).

31. Россия 30-х годов 20 века: культура, искусство, литература.

32. И.Бабель. Изображение событий гражданской войны ( на примере рассказа «Конармия»).

33. М.Булгаков. Сатира в творчестве писателя (на примере повести «Собачье сердце», рассказа «Роковые яйца» и др.)

34. М.Шолохов. Тема войны в творчестве писателя (на примере рассказа «Судьба человека»).

35. М.Шолохов. Произведения для детей (на примере рассказа «Нахаленок»).

36. Литература периода ВОв. Творчество Ю.Друниной.

37. Литература периода ВОв. Творчество О.Берггольц.

38. Литература периода ВОв. Творчество К.Симонова.

39. Литература периода ВОв. Творчество А.Суркова.

40. Литература периода ВОв. Творчество М.Исаковского.

41. Литература периода ВОв. Творчество М.Джалиля.

42. Литература послевоенных лет о войне. Творчество В.Быкова.

43. Литература послевоенных лет о войне. Творчество Б.Васильева.

44. Литература послевоенных лет о войне. Творчество Ю.Бондарева.

45. Литература послевоенных лет о войне. Творчество В.Некрасова.

46. Россия 50-60 –х г.г. 20 века: культура, искусство, литература.

47. Творчество Б.Ахмадулиной.

48. Творчество Н.Рубцова.

49. Творчество И.Бродского.

50. «Деревенская проза» (на примере произведений Б.Можаева, М.Алексеева, В.Шукшина, Ф.Абрамова).

51. Россия 70-80-х г.г. 20 века: культура, искусство, литература.

52. «Городская проза» (на примере произведений В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова,  В.Дудинцева).

53. Россия конца 20-начала 21 в.в.: культура, искусство, литература.

54. Особенности современной литературы.

55. Зарубежная литература 20 и 21 вв.

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Прилагается в электроннм виде
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Обернихина Г.А.
Литература:в 2ч. Ч.1: учебник для студ СПО

Академия, 2018
25
 
Л1.2
Обернихина Г.А.
Литература :в 2ч. Ч.2: учебник для студ. СПО

Академия, 2018
25
 
Л1.3
Обернихина,Г.А. и др.
Литература: учебник для сред. проф. образования:в 2ч. Ч.1

М.:Академия, 2018
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Гусева О. Н.
Литература в таблицах и схемах: Для школьников и абитуриентов

http://www.iprbookshop.ru/38561.html

Санкт-Петербург: Виктория плюс, 2015
ЭБС
 
стр. 19
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.2
Литвинов,В.М.
Литература и современность: сборник

М.:Худож.лит., 1973
ЭБС
 
Л2.3
Топер,П.
Современная литература за рубежом: сборник

М.:Сов. писатель, 1971
ЭБС
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
Горбачев А. Ю.
Русская литература ХХ – начала ХХI века. Избранные имена и страницы: Учебно-методическое пособие

http://www.iprbookshop.ru/28205.html

Минск: ТетраСистемс, 2011
ЭБС
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
1.Аудитория русского языка и литературы
7.2
2.Рабочие места обучающихся – 18 шт.
7.3
3.Рабочее место преподавателя – 1 шт.
7.4
4.Персональный компьютер – ОС: Windows;
7.5
ПО: Microsoft Office 2013, Подписка Office 365 (облачнее продукты OneDrive , Exchange Online SharePoint Online Lync Online)
7.6
5.Стенды
7.7
6.Плакаты
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
прилагаются в электронном виде