МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
рабочая программа дисциплины (модуля)
490201_52-14-2-9-23.plx
Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Чернова Наталья Григорьевна
Директор МОБУ СОШ №24 г. Таганрога Директор МОБУ СОШ №24 г. Таганрога
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 976)
Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бычкова Мария Владимировна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бычкова Мария Владимировна
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена:
учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл среднего профессионального образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Обществознание (включая экономику и право)
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6: Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10: Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ОК 11: Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ПК 2.2: Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 3.3: Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4: Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5: Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира.
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской позиции и профессиональных
- определить соотношение для жизни человека свободы и
ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Предмет
философии и ее история
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Предмет и определение философии, ее смысл, функции и роль в обществе.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
«Предмет и определение философии» Составление таблицы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
- Становление философии в Древней Греции. Возникновение Античной философии и основные этапы ее развития. Философия Сократа (этический рационализм, учение о нравственности)
- Философские школы Античности.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Философия древнего Китая и Индии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Основные философские школы древней Греции и Рима /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Особенности Античной философии. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
Немецкая классическая философия в работах И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля. Ф.Ницше /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Особенности русской философии. Русская идея.
Философские взгляды Бердяева, Ф.М. Достоевского, Чаадаева, Л.Н.Толстого
Славянофилы. Западники.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Философские взгляды Бердяева, Ф.М. Достоевского, Чаадаева, Л.Н.Толстого /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Булгаков, Ильин, Карсавин, Флоренский /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Славянофилы. Западники /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Основные черты Русской философии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Человек – сознание – познание.
Человек как главная философская проблема
/Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
- Социальная структура общества. Типы общества.
- Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
- Духовная сфера общества. Сущность культуры, типология культур, основные институты культуры.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Представители культурологической и философской мысли о сущности и функциях культуры. /Лек/
Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ПК 2.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 3.5
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
Структура философского творчества. Типы философствования. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
/Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ПК 2.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 3.5
Человек в мире культуры. Философия и искусство. Философичное произведение искусства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
самостоятельная работа /Ср/
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Философские концепции общественного развития /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э6 Э7
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э6
ОК 1 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ПК 3.5
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для итогового контроля по учебной дисциплине
I вариант
1. Первоначальное понимание термина «философия»:
а) любовь к истине;
б) любовь к мудрости;
в) любовь к жизни
г) любовь к познанию
2. Первичность материи и вторичность сознания утверждает
а) материализм
б) дуализм
в) монизм
г) идеализм
3. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - утверждал:
а) Гераклит
б) Платон
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
в) Сократ
г) Аристотель
4. Характерной особенностью философского мировоззрения средневековья являются
а) антропоцентризм;
б) эмпиризм;
в) теоцентризм;
г) рационализм;
д) космоцентризм.
5. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для
а) Фомы Аквинского
б) Демокрита
в) Гуго Сен-Викторского
г) Тертуллиана
6. Автором теории «Москва – третий Рим» принято считать
а) Владимира Мономаха
б) Нила Соровского
б) Филофея
г) Зосиму
7. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
а) Рационализм
б) Сенсуализм
в) Скептицизм
г) Агностицизм
8. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?
а) разум – это сила
б) индукция основа всего
в) познание исходит из ощущений
г) если я мыслю, следовательно, я существую
9. Основные понятия и законы диалектики сформулировал
а) И. Кант
б) Л. Фейербах
в) Г.Гегель
г) Ф. Шеллинг
10. Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения
а) П.И. Пестель
б) В.И. Ленин
в) А.И. Герцен
г) П.Я. Чаадаев
11. К представителям «философии жизни» относится
а) Ф. Ницше
б) И. Фихте
в) К. Поппер
г) Дж. Локк
12. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других
а) индивидуальность
б) персона
в) человек
г) личность
13. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:
а) мозга
б) сознания
в) бессознательного
г) живого существа
14.Гносеология рассматривает
а) Границы и возможности человеческого познания
б) Человеческое бытие
в) Нравственные ориентиры человеческой жизни
г) Эстетические ценности
15.Уровни научного познания (укажите все варианты):
а) эмпирический;
б) религиозный;
в) теоретический;
г) мифологический;
16.Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность
а) Мультиплет
б) Агрегор
в) Гипотеза
г) Истина
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
17.Понятие общественно-экономической формации принадлежит
а) Позитивизму
б) Марксизму
в) Фрейдизму
г) Экзистенциализму
18.Постепенные изменения в обществе и природе
а) Революция
б) Стагнация
в) Инфляция
г) Эволюция
19. Антропоцентризм - …
20. Глобальные проблемы - ….
II вариант
1. Направление философии, которое основой мира считает материальное начало, это:
а) идеализм;
б) дуализм;
в) материализм
г) скептицизм
2. Выделите исторические типы мировоззрения:
а) религиозное
б) экзистенциальное
в) атеистическое
г) мифологическое
3. Фалес утверждал, что все сущее возникло из:
а) огня
б) воды
в) воздуха
г) нет верного ответа
4. Ярким представителем древнегреческого цинизма принято считать
а) Гераклита
б) Сократа
в) Диогена
г) Сенеку
5. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
а) Бога
б) Человека
в) Природы
г) Космоса
6. Прозвище «Философия – служанка богословия» принадлежит
а) средневековью
б) Возрождению
в) новому времени
г) Просвещению
7. Основное утверждение рационализма заключается в том, что
а) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
б) главенствующую роль в науке играет эксперимент
в) познание мира возможно благодаря божественному откровению
г) суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
8. Основной идеей западничества является
а) сила власти – царю, сила мнения – народу
б) Россия должна развиваться по европейскому пути
в) прогресс общества связан с развитием монархической власти
г) православие, самодержавие, народность
9. Представителями «русского космизма» являются:
а) Н. Бердяев, В. Соловьев
б) Ф. Достоевский, Л. Толстой
в) А. Лосев, М. Бахтин
г) К. Циолковский, В. Вернадский
10. Для философии Нового времени характерны следующие черты:
а) эмпиризм
б) антропоцентризм
в) рационализм
г) соборность
11.Разработанный З. Фрейдом метод
а) психоанализ
б) метод ассоциаций
в) гипноз
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
г) интроспекция
12. « Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»
а) индивид
б) самость
в) индивидуальность
г) личность
13. Раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека - это:
а) онтология;
б) гносеология;
в) антропология.
14.Чувственное познание отличается от рационального тем, что
а) первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами
б) первое эмоционально, второе – нейтрально
в) первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума
г) первое более адекватно, чем второе
15.К биологическим предпосылкам возникновения сознания не относится
а) телесная организация (прямохождение)
б) головной мозг, развитая нервная система
в) речь
г) стадная форма жизни обезьян
16. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени
а) революция
б) реформа
в) движение
г) эволюция
17.Какие функции выполняет искусство в обществе?
а) позволяет регламентировать поведение людей в обществе;
б) способствует творческому развитию личности;
в) способно утешать и давать наслаждение человеку, восстанавливать гармонию его внутреннего мира;
г) дает научно обоснованное знание о действительности.
18.Религия – это:
а) мировоззрение человека, основанное на фантастических образах
б) мировоззрение человека, основанное на вере в существование Бога
в) мировоззрение, основанное на рациональных аргументах
19. Философия - ….
20. Культура - ….
III вариант
1. Выделите из перечисленных античных философов:
а) Платон, Аристотель, Гераклит, Сократ, Эпикур;
б) Ф. Аквинский, А. Блаженный;
в) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Беркли.
2. Закончите определение: «Мировоззрение – это…».
а) совокупность объективных знаний о действительности, отражающих существенные свойства предметов и явлений, а также внутренние закономерности их развития;
б) система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе;
в) система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются социальные проблемы и конфликты, конструируются и обосновываются цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений».
3. Основой мира является сознание, считают
а) материалисты
б) скептики
в) агностики
г) идеалисты
4. Особенностью средневекового стиля мышления является…
А. антропоцентризм
Б. деизм
В. теоцентризм
Г. космизм
5. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
а) Человек
б) Бог
в) Природа
г) Космос
6. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
а) Ф. Бэкон
б) Т. Гоббс
в) Р. Декарт
г) Г. Лейбниц
7. Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?
а) И. Кант
б) Л. Фейербах
в) Ф. Ницше
г) Ф. Шеллинг
8.Наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития отстаивали
а) западники
б) космисты
в) славянофилы
г) народники
9.В структуре личности З.Фрейд выделяет
а) Оно, Сверх- Я, Я
б) Оно, До-Я, Пра-Я
в) Оно, Сознательное Я
10. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает
а) индивидуализм
б) коллективизм
в) субъективизм
г) агностицизм
11.Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
12.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна;
13. В данном перечне укажите формы чувственного познания:
а) ощущение, восприятие, представление;
б) понятие, суждение, умозаключение;
в) отображение, представление, понятие.
14.Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций
а) Г.В.Ф. Гегель
б) О. Конт
в) К. Маркс
г) А. Тойнби
15.Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному
а) прогресс
б) регресс
в) революция
г) стагнация
16.Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур
а) цивилизационному
б) формационному
в) культурологическому
г) марксистскому
17.Синонимом культуры считал цивилизацию
а) К.Маркс
б) Тойнби
в) Шпенглер
г) Л. Морган
18.Многолинейную концепцию развития истории отстаивали
а) Гегель
б) древние цивилизации
в) К. Ясперс
г) К.Маркс
19. Мировоззрение – это ….
20. Теоцентризм - ….
IV вариант
1. К основным функциям философии относятся (выделите правильные варианты ответа): а) адаптационная;
б) управленческая;
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
в) мировоззренческая.
2. То, что все в мире состоит из противоположностей, что все течет, изменяется, утверждал
а) Парменид
б) Гераклит
в) Сократ
г) Платон
3. Высказывание «Я знаю, что ничего не знаю» принадлежит:
а) Аристотелю
б) Диогену
в) Сократу
г) Пиррону
4. Философская идея о присутствии Бога в самой природе — это:
а) пантеизм;
б) космоцентризм;
в) схоластика;
Г. интуитивизм;
5. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
А. антропоцентризм
Б. природоцентризм
В. теоцентризм
Г. космоцентризм
6. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал:
а) Р. Декарт
б) Фома Аквинский
в) Вольтер
г) Ф. Бэкон
7. Ярым сторонником свободы слова и мнения был один из крупнейших философов-просветителей XVIII века
а) Жан Жак Руссо
б) Вольтер
в) Дени Дидро
г) Иммануил Кант
8. Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал
а) Владимир Мономах
б) Филофей
в) Дионисий
г) Сергий Радонежский
9. Система взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм характерна для
а) западников
б) космистов
в) славянофилов
г) народников
10. Представители русского космизма:
а) Федоров
б) Герцен
в) Достоевский
г) Вернадский
11.Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для
а) коллективизма
б) анархизма
в) индивидуализма
г) либерализма
12. Единичный представитель человеческого рода:
а) человек
б) индивид
в) личность
г) индивидуальность
13.Критерий истины в марксистской философии
а) практика
б) наука
в) действительность
г) вера
14.Исходная, простейшая форма чувственного познания
а) восприятие
б) измерение
в) ощущение
г) представление
15.К социальным предпосылкам возникновения сознания относится
а) телесная организация (прямохождение)
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
б) головной мозг, развитая нервная система
в) речь
г) стадная форма жизни обезьян
16. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:
а) формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения
б) развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом
в) мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ
г) история имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу»
17. Согласно Шпенглеру, цивилизация -- это
а) завершающая стадия в развитии культуры
б) эпоха «цветения», наивысшего расцвета культуры
в) период возникновения, зарождения культуры
г) синоним духовной культуры
18. Линейную концепцию развития истории отстаивали
а) Гегель
б) древние цивилизации
в) К. Ясперс
г) К. Маркс
19. Религия - …
20. Антропоцентризм - ….
Вопросы для проведения зачёта по учебной дисциплине
1. Основные понятия и предмет философии
2. Философия Древнего и Китая и Древней Индии
3. Философские школы Древней Греции
4. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
5. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
6. Немецкая классическая философия.
7. Философия позитивизма и эволюционизма.
8. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.
9. Особенности русской философии. Русская идея.
10. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).
11. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др.
12. Строение философии и ее основные направления
13. Учение о бытии и теория познания.
14. Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
15. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
16. Структура философского творчества.
17. Философия и мировоззрение.
18. Философия и смысл жизни
19. Философия как учение о целостной личности.
20. Роль философии в современном мире.
21. Будущее философии.
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов для проведения промежуточной аттестации
Вариант 1
Становление философии из мифологии.
Вариант 2
Предпосылки философии в Древнем мире.
Вариант 3.
Философия Древнего и Китая и Древней Индии
Вариант 4.
Философские школы Древней Греции
Вариант 5.
Философия Древнего Рима
Вариант 6.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Вариант 7.
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
Вариант 8.
Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Вариант 9.
Немецкая классическая философия.
Вариант 10.
Философия позитивизма и эволюционизма.
Вариант 11.
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
Вариант 12.
Особенности русской философии. Русская идея.
Вариант 13.
Методы философии. Строение философии и ее основные направления
Вариант 14.
Основные картины мира – философская, религиозная, научная.
Вариант 15.
Методы философии. Строение философии и ее основные направления
Вариант 16.
Этика и социальная философия
Вариант 17.
Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
Вариант 18.
Философия как учение о целостной личности.
Вариант 19.
Роль философии в современном мире.
Вариант 20.
Будущее философии
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Руководство для преподавателей по организации и планированию различных видов занятий и самостоятельной работы обучающихся Донского государственного технического университета : методические указания
https://ntb.donstu.ru/content/rukovodstvo-dlya-prepodavateley-po-organizacii-i-planirovaniyu
Ростов-на-Дону,ДГТУ, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
под ред.Кохановского,В.П.
Философия: учеб. пособие
https://ntb.donstu.ru/content/filosofiya-0
ЭБС, Ростов н/Д.: РГСУ, 2015
Философия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/3136.html
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011
Мельникова Н. А., Мальшина Н. А., Алексеев В. О.
Философия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/6273.html
ЭБС, Саратов: Научная книга, 2012
Яскевич Я. С., Степин В. С., Юдин Б. Г., Данилов А. Н., Яскевич Я. С.
Философия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/20296.html
ЭБС, Минск: Вышэйшая школа, 2012
6.1.3. Методические разработки
УП: 490201_52-14-2-9-23.plx
Лазарева О. В., Устименко Д. Л.
Философия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/61306.html
ЭБС, Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики, 2012
Бряник Н. В., Томюк О. Н., Стародубцева Е. П., Ламберов Л. Д., Бряник Н. В., Томюк О. Н.
История и философия науки: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/66157.html
ЭБС, Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
НТБ ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
Консультант-плюс”, http://www.consultant.ru
“Гарант”, http://www.garant.ru
Новая философская энциклопедия, https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
FILOSOFF, http://philosoff.ru
Философский штурм, http://iph.ras.ru/elib.htm
Е.Н.Пронина Философия , http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook884/01/part-004.htm
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
http://iph.ras.ru/elib.htm
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook884/01/part-004.htm
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Аудитория обществознания. Основ
философии. г. Таганрог, ул.
Петровская, 109-а, Учебный,
лабораторно - производственный
Столы аудиторные, стулья аудиторные, доска аудиторная, плакаты
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
методические указания прилагаются в электронном виде