МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Физическая культура"
рабочая программа дисциплины (модуля)
БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЕТОДИКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Подвижные игры
490201_52-14-2-11-23.plx
Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Педагог по физической культуре и спорту
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
Рабочая программа составлена:
директор МБУ СШ N3 в г. Таганроге
директор МОБУ СОШ N 24 в г. Таганроге
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 976)
Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный профиль
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 29.09.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Физическая культура"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Воловская Татьяна Викторовна
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Подвижные игры» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Воловская Татьяна Викторовна
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория и история физической культуры и спорта
Безопасность жизнедеятельности
Теория и история физической культуры и спорта
Безопасность жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Теория и история физической культуры и спорта
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов
Физиология с основами биохимии
Организация физкультурно - спортивной работы
Основы врачебного контроля
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (по профилю специальности)
Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту
Лечебная физическая культура и массаж
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Производственная практика (по профилю специальности)
Защита выпускной квалификационной работы
Менеджмент физической культуры и спорта
Подготовка выпускной квалификационной работы
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Экономика образовательного учреждения
Теория и история физической культуры и спорта
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов
Физиология с основами биохимии
Организация физкультурно - спортивной работы
Основы врачебного контроля
Производственная практика (по профилю специальности)
Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту
Лечебная физическая культура и массаж
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Защита выпускной квалификационной работы
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
Подготовка выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6: Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10: Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
ПК 2.1: Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2: Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3: Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4: Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5: Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6: Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- требования к планированию и проведению физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами занимающихся;
- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы физкультурно- спортивных мероприятий и занятий;
- основы оздоровительной тренировки в изученных видах физкультурно-спортивной деятельности;
- историю, этапы развития и терминологию базовых и новых видов спорта и физкультурно-спортивной деятельности;
- технику профессионально значимых двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
- методику проведения занятий на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
- методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств в изученных видах физкультурно-спортивной деятельности;
- технику безопасности, способы и приемы предупреждения травматизма при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности;
- основы судейства по базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности;
- виды физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации;
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
- технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю;
- основы педагогического контроля и организацию врачебного контроля при проведении физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с занимающимися различных возрастных групп;
- виды документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно- спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом, требования к ее ведению и оформлению;
- значение лечебной физической культуры в лечении заболеваний и травм, механизмы лечебного воздействия физических упражнений;
- средства, формы и методы занятий лечебной физической культурой, классификацию физических упражнений в лечебной физической культуре;
- дозирование и критерии величины физической нагрузки в лечебной физической культуре;
- показания и противопоказания при назначении массажа и лечебной физической культуры;
- основы методики лечебной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
- методические особенности проведения занятий по лечебной физической культуре и массажу;
- понятие о массаже, физиологические механизмы влияния массажа на организм;
- основные виды и приемы массажа.
- использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, строить их с учетом возраста, пола, морфо- функциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и технической подготовленности;
- комплектовать состав группы, секции, клубного или другого объединения занимающихся;
- планировать, проводить и анализировать физкультурно-спортивные занятия и мероприятия на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности (не менее 12 видов);
- подбирать оборудование и инвентарь для занятий с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;
- организовывать, проводить соревнования различного уровня и осуществлять судейство;
- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
- осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно- спортивных мероприятий и занятий;
- на основе медицинских заключений и под руководством врача разрабатывать комплексы и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культурой;
- использовать основные приемы массажа и самомассажа;
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и со- ответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
- анализа планов и процесса проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно- массовых занятий с различными возрастными группами, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения;
- наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно- спортивных мероприятий и занятий и эффективную работу мест занятий физической культурой и спортом и спортивных сооружений;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
Предмет и задачи курса.
Предмет и задачи курса. Место и значение подвижных игр в системе физической культуры. Краткие исторические сведения.
Основные понятия о подвижных играх. Классификация
подвижных игр. Меры безопасности при занятиях подвижными и спортивными играми. Требования к местам занятий, к
организации и проведению занятий.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6
Основы методики обучения подвижным играм. Педагогическая характеристика подвижных игр.
Последовательность и этапы обучения. Основные средства, методы. Ознакомление с учебным материалом по подвижным играм в программах для общеобразовательной школы.
Структура урока подвижных игр. Задачи и содержание частей урока.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6
Методика проведения подвижных игр в занятиях физической культурой.
Подбор игр в зависимости от особенностей вида спорта,
педагогических задач, контингента и условий проведения. Игры для воспитания различных физических качеств.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6
Игры, способствующие овладения правильной техникой и тактикой изучаемых видов спорта (баскетбол, волейбол,
футбол).
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6
Составление документов планирования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6
- самостоятельное изучение правил построения занятия по физической культуре с применением подвижных игр и составления комплексов упражнений.
- написание карточек подвижных игр для учащихся разных возрастных групп.
- самостоятельное изучение правил построения учебно-тренировочного занятия и составления комплексов упражнений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Общая характеристика деятельности в подвижных играх.
Подвижные игры во внеурочных формах работы, игры на переменах, игры-аттракционы. Игры в детских оздоровительных лагерях.
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов по дисциплине представлен в приложении к РПД
Вопросы к текущему контролю
Вопросы тестов
Самостоятельная работа
Вопросы к промежуточной аттестации
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория и история физической культуры: Учеб. пособие
http://biblioclub.ru
М.:Берлин:Директ Медиа, 2014
Каткова А. М., Храмцова А. И.
Физическая культура и спорт: Учебное наглядное пособие
http://www.iprbookshop.ru/79030.html
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Спортивные игры на уроках физкультуры: учеб.пособие
ЭБС, Ростов н/Д.:Феникс, 2015
Ширшова Е. О., Волков А. В.
Спортивные игры: Учебно-практическое пособие
http://www.iprbookshop.ru/23931.html
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2010
Спортивные и подвижные игры: Учебно-методическое пособие
http://www.iprbookshop.ru/61049.html
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016
6.1.3. Методические разработки
Физическая культура, спорт и туризм: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием молодых ученых (г. Ростов-на-Дону, 17 мая 2017 г.): материалы Всероссийской научно-практической конференции
https://ntb.donstu.ru/content/fizicheskaya-kultura-sport-i-turizm-materialy-vserossiyskoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-s-mezhdunarodnym-uchastiem-molodyh-uchenyh-g-rostov-na-donu-17-maya-2017-g
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ, https://ntb.donstu.ru/
2. ЭБС «Руконт», http://www.rucont.ru/
3. ЭБС «Юрайт», http://www.biblio-online.ru/
УП: 490201_52-14-2-11-23.plx
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Для реализации программы учебной модуля предусмотрено наличие следующих специальных помещений:
Кабинет теории и методики избранного вида спорта
количество посадочных мест – 28 шт., доска меловая – 1 шт., стол для преподавателя – 1 шт., стул для преподавателя – 1 шт.; учебно-методические пособия, дидактические и презентационные материалы, плакаты
Универсальный спортивный зал
Гимнастические мячи, волейбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, тренажеры, аудио-магнитофон SONY, мячи гимнастические, скакалки, обручи, гантели, теннисные ракетки, теннисные столы, гимнастические коврики
Гимнастические мячи, волейбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, аудио-магнитофон SONY, мячи гимнастические, скакалки, обручи, гантели, гимнастические коврики
Тренажеры, гимнастические мячи, волейбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, тренажеры, аудио-магнитофон SONY, мячи гимнастические, скакалки, обручи, гантели, гимнастические коврики
Гимнастические мячи, волейбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, аудио-магнитофон SONY, мячи гимнастические, скакалки, обручи, гантели, гимнастические коврики
Кабинет методического обеспечения организации физкультурно-спортивной деятельности
количество посадочных мест – 28 шт., доска меловая – 1 шт., стол для преподавателя – 1 шт., стул для преподавателя – 1 шт.; учебно-методические пособия, дидактические и презентационные материалы, плакаты
Кабинет лечебной физической культуры и массажа
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Освоение ПМ.02 Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения производится в соответствии с учебным планом по специальности 49.02.01 Физическая культура и календарным графиком. Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий.
График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК.02.01 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки, МДК.02.02 Организация физкультурно-спортивной работы, МДК.02.03 Лечебная физическая культура и массаж, включающих в себя как теоретические, так и практические занятия.
Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин: Анатомия, Физиология с основами биохимии, Гигиенические основы физической культуры и спорта, Основы врачебного контроля, Введение в специальность, Педагогика, Психология, Теория и история физической культуры и спорта, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Основы биомеханики, Безопасность жизнедеятельности.
Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).
В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).
С целью методического обеспечения прохождения учебной и производственной практики, выполнения курсового проекта/курсовой работы разрабатываются методические рекомендации для студентов.
При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.