2023-2024_400201_-51-14-2-11-23_plx_Информационное право
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Право и организация социального обеспечения"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационное право
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
400201_-51-14-2-11-23.plx

Право и организация социального обеспечения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический 

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
25
аудиторные занятия
70
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
юрист
99
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
23
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
46
46
46
46
Практические
24
24
24
24
Консультации
4
4
4
4
Итого ауд.
70
70
70
70
Кoнтактная рабoта
74
74
74
74
Сам. работа
25
25
25
25
Итого
99
99
99
99
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Онищук Михаил Михайлович
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
зам. директора филиала 19 ГУ - РРО ФСС РФ
_______________________
Граур Юрий Васильевич
 
Руководитель клиентской службы на правах отдела в Неклиновском районе ОПФР по РО
_______________________
Харченко Наталья Анатольевна
 
Информационное право
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)
 
Право и организация социального обеспечения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 30.08.2022 г.  № 1   

Срок действия программы: 2022-2025 уч.г.

Председатель ЦМК "Право и организация социального обеспечения"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Право и организация социального обеспечения"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Козлова Наталья Николаевна
__________________
Козлова Наталья Николаевна
 
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Право и организация социального обеспечения"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Информационное право» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Козлова Наталья Николаевна
 
стр. 4
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
«Информационное право»  имеет целью изучение основных правовых институтов, действующего законодательства, регулирующего общественные отношения  в сфере создания,  хранения  и распространения  информации, и практики его применения. В процессе изучения учебной дисциплины «Информационное  право» студенты должны научиться квалифицировано применять нормативные правовые акты в данной сфере, реализовывать нормы материального и процессуального права профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Административное право
2.1.2
Конституционное право
2.1.3
Теория государства и права
2.1.4
Административное право
2.1.5
Конституционное право
2.1.6
Теория государства и права
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.2.3
Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)
2.2.4
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.2.5
Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК 2.2: Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 2.1: Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 12: Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 11: Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
 
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
1) основные права и свободы, условия их ограничения;
3.1.2
2) правовые режимы информации;
3.1.3
3) порядок защиты основных прав и свобод.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
1) анализировать источники информационного права и использовать их для решения индивидуально-конкретных дел;
3.2.2
2) применять в практической деятельности положения различных отраслей российского права применительно к обороту информации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
1) применения положений различных отраслей права применительно к обороту информации;
3.3.2
2) анализа источников информационного права и их использования для решения определённых задач.
 
 
стр. 6
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Общая часть

 
1.1
Информация и информационные отношения  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.2
Понятие и виды государственных и муниципальных информационных систем, цели их создания, роль в государственной деятельности и влияние на правоотношения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.3
Информационная функция государства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.4
Информационное общество /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.5
Формирование и развитие информационного общества в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.6
Изучение Окинавской хартии (2000) об основных направлениях построения глобального информационного общества. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

3
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.7
Предмет и методы информационного права и его место в системе российского права /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.8
Информационное право, как самостоятельная отрасль российского права. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.9
Изучить главу (параграф) по теме занятия в одном из учебников (пособий), рекомендованных в качестве основной литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

3
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.10
Информационные правоотношения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.11
Нормы информационного права. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.12
Изучить главу (параграф) по теме занятия в одном из учебников (пособий), рекомендованных в качестве основной литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

3
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.13
Информационное законодательство /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
1.14
Международные договоры в системе источников информационного права.

Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953), Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (1991), Конституция РФ об основных информационных правах и свободах. Основания ограничения основных прав и свобод. Конституционные гарантии реализации права на доступ к информации.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
стр. 7
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
1.15
Изучить главу (параграф) по теме занятия в одном из учебников (пособий), рекомендованных в качестве основной литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
 
Раздел 2. Особенная часть

 
2.1
Правовые режимы информации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.2
Правовые режимы информации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.3
Государственная тайна /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.4
ФЗ РФ «О государственной тайне». /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.5
Коммерческая тайна /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.6
Банковская тайна. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.7
Профессиональная тайна /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.8
Служебная тайна. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.9
Правовой статус производителя, обладателя и потребителя информации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.10
Изучить главу (параграф) по теме занятия в одном из учебников (пособий), рекомендованных в качестве основной литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.11
Ответственность за правонарушения в информационной сфере. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.12
Проблемы привлечения к ответственности за хакерство, радиопиратство и фрикерство. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.13
Правовые основы информационной безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.14
Угрозы интересам общества в информационной сфере. Угрозы интересам государства в информационной сфере. Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в информационной сфере. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.15
Изучить главу (параграф) по теме занятия в одном из учебников (пособий), рекомендованных в качестве основной литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
2.16
Консультация  /Конс/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ОК 1 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 2.2
2
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 8
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
Перечень  вопросов к зачету по дисциплине «Информационное право»

1. Понятие и общая характеристика информации.

2. Понятие информационного права и его предмет.

3. Методы правового регулирования, понятие, общая характеристика.

4. Принципы информационного права, понятие и характеристика.

5. Место информационного права в правовой системе российского права.

6. Понятие информационного законодательства и его система.

7. Структура и характеристика информационного законодательства.

8. Действие норм информационного права в пространстве, во времени и по кругу лиц.

9. Понятие и виды информационных правоотношений.

10. Субъекты информационных правоотношений.

11. Объекты информационных правоотношений.

12. Содержание информационных правоотношений.

13. Понятие правового режима информации и его разновидности.

14. Режим свободного доступа. Понятие и общая характеристика.

15. Режим исключительных прав.

16. Режим общественного достояния.

17. Режим массовой информации.

18. Режим ограниченного доступа. Понятие и общая характеристика.

19. Режим конфиденциальной информации. Понятие и общая характеристика.

20. Понятие и характеристика государственной тайны.

21. Понятие и характеристика коммерческой тайны.

22. Понятие и общая характеристика служебной тайны.

23. Понятие и характеристика банковской тайны.

24. Понятие и характеристика персональных данных.

25. Режим документированной информации. Понятие, общая характеристика.

26. Использование электронной цифровой подписи в электронных документах.

27. Понятие информационной безопасности.

28. Основные задачи по обеспечению информационной безопасности.

29. Методы обеспечения информационной безопасности.

30. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере экономики.

31. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере внутренней политики.

32. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере внешней политики.

33. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем.

34. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности России.

35. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ.

36. Юридическая ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере. Понятие и общая характеристика.

37. Дисциплинарная ответственность за правонарушения в информационной сфере.

38. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере.

39. Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере.

40. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере.

 
5.2. Темы письменных работ
Перечень тем для написания доклада.

1.Модель информационной сферы: понятие и элементы

2. Право на поиск, получение и использование информации

3. Документированная информация как объект информационных правоотношений

4. Электронная цифровая подпись как институт информационного права

5. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации

6. Правовой статус производителя, обладателя и потребителя информации

7. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения

8. Государственная автоматизированная информационная система РФ «Выборы»

9. Национальные интересы России в информационной сфере

10. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках

11. Правовая защита информации от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия

12. Интернет и право

13. Особенности реализации информационных правоотношений в Интернете

14. Правовое обеспечение информационной безопасности в сфере Интернета

15. Правовое регулирование отношений в Интернете. Государственная политика в области Интернета

16. Институт интеллектуальной собственности

17. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права

18. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного прав.

19. Особенности информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации

20. Роль государства в деятельности СМИ. Государственная поддержка СМИ

 
стр. 9
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
21. Опубликование в СМИ нормативных правовых актов

22. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации

23. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации

24. Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов

25. Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны

26. Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны

27. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и распространении персональных данных

28. Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность частной жизни

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Комплект оценочных материалов (оценочных средств) по дисциплине прилагается.
 
1. Вопросы для проведения устного опроса. 2. Тестовые заданий. 3. Темы докладов/эссе. 4. Темы для дискуссии. 5. Комплект задач. 6. Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Ловцов Д. А.
Информационное право: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/5786.html

Москва: Российский государственный университет правосудия, 2011
ЭБС
 
Л1.2
Ефимова Л. Л.
Информационное право: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/10679.html

Москва: Евразийский открытый институт, 2011
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Чаннов С. Е.
Информационное право: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/1482.html

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2007
ЭБС
 
Л2.2
Килясханов И. Ш., Саранчук Ю. М.
Информационное право в терминах и понятиях: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/15366.html

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
, ЭБС "Научно-техническая библиотека ДГТУ" [https://ntb.donstu.ru]
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Консультант Плюс - Общероссийская сеть распространения правовой информации [http://www.consultant.ru]
6.3.2.2
Росметод [http://rosmetod/ru]
6.3.2.3
Юридическая Россия: федеральный правовой портал [www.law.edu.ru]
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
В целях освоения учебной программы дисциплины имеется материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов работ обучающихся, соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам, а именно:
7.2
- учебные аудитории, оборудованные столами, стульями, доской, местом преподавателя, персональным компьютером, проектором;
 
стр. 10
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
7.3
- помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с подключением сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду университета, к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В значительной степени добиться упорядочения знаний по дисциплине «Информационное прав» позволит последовательное изучение рекомендуемых нормативных и специальных источников. Трудности при изучении дисциплины также могут возникнуть в связи со значительным количеством нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения.

Для того чтобы сориентироваться в массиве нормативных правовых актов, официальных актах высших судебных органов, документах судебной практики следует обратиться к перечню рекомендуемой литературы.

Поэтому в процессе самостоятельной работы, при подготовке к аудиторным занятиям, к экзамену, а также при написании эссе, подготовке научных докладов необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. Целесообразно использовать возможности СПС «Гарант», «Консультант Плюс».

Лекция – это форма учебной деятельности, при которой специально организуемый и управляемый процесс обучения направляется на повышение активности познавательных интересов студентов, развитие обучающихся.

При преподавании дисциплины «Информационное право» используются следующие типы лекционных занятий:

лекции - дискуссии (проводятся в диалоговой форме, дают возможность развивать профессиональные компетенции путем проведения совместного анализа – преподаватель, студент - пробелов и противоречий актов российского законодательства, сложившейся судебной практики; поиска путей их разрешения);

лекции – визуализации (используются мультимедийные средства как дополнительные носители правовой информации; данный вид аудиторных занятий предполагает также привлечение студентов к созданию визуальных материалов, что позволяет формировать соответствующие навыки и умения, воспитывает личностное отношение к содержанию обучения).

При подготовке к лекционным занятиям рекомендуется, прежде всего, познакомиться с рабочей программой учебной дисциплины, изучить нормативно-правовые источники. В ходе лекции целесообразно конспектировать определения новых правовых категорий, обращать внимание на поставленные преподавателем проблемы, выводы, различные научные подходы. Желательно в рабочих тетрадях оставлять поля для последующей самостоятельной работы.

Практические занятия нацелены на формирование и развитие профессиональных компетенций студентов в рамках изучения дисциплины. По дисциплине «Информационное право» используются следующие формы оценки компетенций:

1. Устный опрос

2. Тестирование

3. Доклад

4. Дискуссия

Устный опрос представляет собой средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.,  позволяет не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Тестирование представляет собой систему стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Для решения тестовых заданий необходимо предварительно изучить нормативную и специальную литературу по рассматриваемой теме. Для успешного прохождения тестовых заданий необходимо внимательно прочитать каждый вопрос и проанализировать предлагаемые ответы. Правильно выполнить задание можно не только при условии знания конкретного материала, но и благодаря способности рассуждать, отвергать неверные варианты ответа. При выполнении заданий студентам необходимо отметить правильный(ные) ответ (ответы).

Эссе/доклад - средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Дискуссия - средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.

Проведению дискуссии предшествует большая самостоятельная работа студентов, выражающаяся в изучении нормативной и специальной литературы, знакомстве с материалами судебной практики. Подготовительная работа позволяет выработать у студентов навыки оценки правовой информации через призму конституционных ценностей и положений.

На втором этапе – аудиторном занятии – идет публичное обсуждение дискуссионных вопросов. Тематическая дискуссия как интерактивная форма обучения предполагает проведение научных дебатов. Хорошо проведенная тематическая дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность.

Проводимые тематические дискуссии воспитывают навыки публичного выступления, развиваются способности логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь, публично представлять собственные и научные результаты.

В рамках изучения дисциплины «Информационное право» предусматривается так же решение практикоориентированных задач.

Процесс подготовки к выполнению практикоориентированных задач можно условно разделить на следующие этапы:

а) изучение содержания задачи (нельзя решить задачу, не уяснив ее содержание – это даст возможность правильно квалифицировать вид правоотношений в области информационного права и информационной безопасности);

б) подбор нормативных источников, относящихся к содержанию полученного задания;

в) изучение основной и дополнительной литературы (например, комментариев Федеральных законов);

г) изучение материалов судебной практики;

е) аналитический разбор ситуативной задачи через призму действующего законодательства и сложившейся судебной 

 
стр. 11
УП: 400201_-51-14-2-11-23.plx
 
практики;

ж) определение собственной позиции, формулировка аргументов;

з) оформление ответа;

и) представление ответа на ситуативную задачу.