МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Финансы, денежное обращение и кредит
380201_51-18-1-9-23.plx
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер)
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Финансы, денежное обращение и кредит
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.
Председатель ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бондаренко Надежда Юрьевна
Бондаренко Надежда Юрьевна
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бондаренко Надежда Юрьевна
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью изучения дисциплины является получение обучающимися навыков работы с финансовой отчетностью, умение составлять и анализировать финансовые результаты работы организации, применять практические методы оценки финансового состояния организации, делать прогнозы о перспективе развития компании.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы бухгалтерского учета
Основы экономической теории
Основы бухгалтерского учета
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Основы предпринимательской деятельности
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Основы предпринимательской деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11.: Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.5.: Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации;
ПК 4.4.: Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
ПК 4.5.: Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.7.: Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения;
- сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем;
- структуру кредитной и банковской системы;
- функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Финансы и финансовая система
Деньги: их необходимость и происхождение. Сущность, виды и функции денег. /Лек/
Денежная масса и скорость обращения денег. /Лек/
Закон денежного обращения. /Лек/
Анализ показателей, связанных с денежным обращением. /Пр/
Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. /Лек/
Безналичный денежный оборот в РФ. /Пр/
Инфляция, её сущность и формы проявления. /Лек/
Основные типы и элементы денежных систем. /Лек/
Денежные реформы и их виды /Лек/
Практическое занятие. /Пр/
Сущность финансов, их функции. Финансовые ресурсы и источники их формирования. /Лек/
Роль финансов в экономике. Состав и структура финансовой системы. /Лек/
Смешанное финансирование /Пр/
Финансовый контроль. Общее понятие об управлении финансами. /Лек/
Структура финансовой системы. /Пр/
Практическое занятие. /Пр/
Бюджетное устройство и бюджетная система страны. Государственный бюджет. /Лек/
Доходы и расходы бюджета. Бюджетный процесс. /Лек/
Внебюджетные фонды РФ и их назначение. /Лек/
Порядок формирования и направления использования средств внебюджетных фондов. /Лек/
Экономическое содержание и функции организации. Структура финансовых отношений. /Пр/
Практическое занятие /Пр/
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Социально-экономическое содержание страхования.
Формы организации страхового фонда. Виды страхования
/Лек/
Практическое занятие /Пр/
Роль финансового рынка в экономической системе. Структура финансового рынка. /Лек/
Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа /Пр/
Основы международных валютных и расчетных отношений /Лек/
Практическое занятие. /Пр/
Объективная необходимость социального страхования /Пр/
Раздел 2. Банковская и кредитная системы
Кредит как экономическая категория. Форма и виды кредита /Лек/
Кредитно-банковская система экономики. Центральный банк. Коммерческий банк /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3
Практическое занятие /Пр/
Дифференцированный зачет /Лек/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Прилагается в электронном виде
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник
Финансы, денежное обращение и кредит: .Учебник
http://de.donstu.ru/znanium.com
Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник
http://ntb.donstu.ru/znanuium.com
УП: 380201_51-18-1-9-23.plx
Анисимов А. Ю., Обухова А. С., Костюхин Ю. Ю., Жагловская А. В., Скрябин О. О., Савон Д. Ю.
Финансы. Корпоративные финансы, финансы домашних хозяйств, международные финансовые отношения, характеристика финансового рынка и банковской системы, деньги, кредит: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/78533.html
Москва: Издательский Дом МИСиС, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Денежное обращение, финансы и налоговая система: Учеб. пособие
http://ntb.donstui.ru/znanium.com
ДГТУ, Каф. "ФиС"; сост. О.С. Гасанов
Финансы, денежное обращение и кредит: метод. указания для самостоятельной работы и проведения практических занятий
https://ntb.donstu.ru/content/finansy-denezhnoe-obrashchenie-i-kredit-metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoy-raboty-i-provedeniya-prakticheskih-zanyatiy
Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2018
Подолянец Л. А., Галевский С. Г., Катышева Е. Г., Лебедева О. Ю., Сафина Э. Б., Сергеев И. Б.
Финансы: Учебник
http://www.iprbookshop.ru/71709.html
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет, 2015
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагаются в элетронном виде