МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Прикладная информатика"
рабочая программа дисциплины (модуля)
ПРОФИЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Информатика
220206_51-14-2-9-23.plx
Сварочное производство
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (приказ Минобрнауки России от 21.04.2014 г. № 360)
Сварочное производство
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.
Председатель ЦМК "Прикладная информатика"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Андриян Оксана Вячеславовна
Новоселова Татьяна Васильевна
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Информатика» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Освоение школьного курса основного общего образования
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Индивидуальный проект (по предметным областям)
Обработка отраслевой информации
Основы алгоритмизации и программирования
Операционные системы и среды
Обеспечение проектной деятельности
Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности
Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности
Теория вероятностей и математическая статистика
Базы данных и базы знаний
Производственная практика
Производственная практика
Web дизайн и программирование
Архитектура электронно-вычислительных машин и вычислительные системы
Документационное обеспечение управления
Защита выпускной квалификационной работы
Индивидуальный проект (по предметным областям)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
различные подходы к определению понятия «информация»;
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Всеми перечисленными знаниями и умениями
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Информационные процессы. Компьютер.
Информация. различные подходы к определению понятия «информация» Информационная грамотность и информационная культура.
Информационные связи в системах различной природы.
Информационная деятельность человека.
Источники профессиональной информации.
/Лек/
Понятие информации в законодательстве РФ. Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. /Пр/
Работа над конспектом лекций. Оформление отчета по практическому занятию «Понятие информации в законодательстве РФ. Этические и правовые аспекты информационной деятельности». /Ср/
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Единицы измерения информации Информативность. /Лек/
«Измерение информации» /Пр/
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Работа над конспектом лекций. Оформление отчета по теме «Измерение информации» /Ср/
Общая характеристика процессов передачи и обработки информации. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд. /Лек/
Процессы передачи и обработки информации. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. /Пр/
Работа над конспектом лекций. Оформление отчета по практическому занятию /Ср/
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Компьютерные информационные модели. Применение компьютерных моделей различных процессов. /Лек/
Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
/Пр/
Работа над конспектом. Оформление отчета по работе с готовой компьютерной моделью /Ср/
Представление информации в компьютере: системы счисления.
Представление чисел в позиционных системах счисления.
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
/Лек/
Представление чисел в позиционных системах счисления.
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
/Пр/
Работа над конспектом. Оформление отчета по практическому занятию. /Ср/
Арифметические операции в позиционных системах счисления /Лек/
Арифметические операции в позиционных системах счисления /Пр/
Кодирование текстовой информации .
Кодирование графической информации.
Кодирование звуковой информации .
/Лек/
Кодирование информации в компьютере /Пр/
Оформление конспекта по теме /Ср/
Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла. Файловая система. /Лек/
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Операции с файлами. Запись информации на носители. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. Итог изучения раздела – творческая работа по темам изученного материала /Ср/
Раздел 2. Компьютер и его программное обеспечение
История развития вычислительной техники
Архитектура ЭВМ. Внутренние устройства системного блока ПК. Периферийные устройства.
/Лек/
«Анализ аппаратной конфигурации компьютера» /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. /Ср/
Классификация программного обеспечения. Инсталляция и обновление ПО /Лек/
Выполнение практической работы «Программное обеспечение компьютера» /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. /Ср/
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Общая структура операционной системы. Стандартные программы Windows. /Лек/
Работа с программными средствами Windows. /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. Итог изучения раздела – творческая работа по темам изученного материала /Ср/
Раздел 3. Математические основы информатики
Элементы теории множеств и алгебры логики.
Таблицы истинности
/Лек/
Запись логических выражений на языке алгебры логики. Основные логические операции. /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. /Ср/
Преобразование логических выражений /Лек/
Решение задач алгебры логики. /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. Итог изучения раздела – творческая работа по темам изученного материала /Ср/
Раздел 4. Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритм как способ автоматизации деятельности. Алгоритмические структуры. /Лек/
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Решение задач алгоритмизации /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. /Ср/
Написание простых программ в среде Pascal ABC /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. /Ср/
Исполнение алгоритма. Компиляция программы. Анализ работы программы на основе трассировочных таблиц. /Лек/
Отладка программы в среде Pascal ABC. /Пр/
Работа над конспектом. Отчет по практическому занятию. Итог изучения раздела – творческая работа по темам изученного материала /Ср/
Раздел 5. Современные технологии создания и преобразования информационных объектов.
Создание и редактирование текстовых документов. Обзор программ для работы с текстом.
Средства Windows для работы с текстом.
Системы распознавания текстов.
Программы-переводчики.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Текстовый редактор Microsoft Word
Обзор возможностей программы
Создание редактирование документа. Параметры страницы, шрифт, абзац.
Отчет по практическому занятию.
/Лек/
Текстовый редактор Microsoft Word. Таблицы, списки
Отчет по практическому занятию.
/Лек/
Текстовый редактор Microsoft Word.
Добавление рисунков, фигуры, редактор формул.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Текстовый процессор Microsoft Word.
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Гипертекстовое представление информации.
Экспорт и импорт документа.
Перевод текстовых документов из одного формата в другой.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Написание отчета по практическим занятием темы «Текстовые документы»» . Творческое задание по итогам изучения темы.. /Ср/
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Векторная и растровая графика. Обзор ПО для работы с графикой. Средства Windows обработки изображений.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Поиск изображений в интернете. Фото банки бесплатных изображений. Онлайн сервисы обработки изображений. Оптимизация размера и качества изображения. Создание и редактирование графических файлов в программе Gimp.
Отчет практическому занятию.
/Лек/
Компьютерная анимация средствами программы Gimp. Морфинг. Эффекты анимации.
Отчет практическому занятию.
/Пр/
Творческое задание по итогам изучения темы.. /Ср/
Программа разработки презентаций Power Point. Обзор возможностей программы.
Создание презентации
Отчет по практическому занятию.
/Лек/
Power Point - редактирование презентации.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Power Point создание сложных презентаций.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Написание отчета по практическим занятием темы «Файлы мультимедиа». /Ср/
Создание и редактирование файлов электронных таблиц
Microsoft Exel. Формат документа. Ячейки. Формулы.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Системы статистического учета. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
Построение графика функций
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Обработка статистических таблиц.
Сортировка данных. Консолидация данных.
Отчет по практическому занятию.
/Лек/
Написание макросов в программе Excel
Отчет по практическому занятию. /Пр/
Написание отчета по практическим занятием темы «Электронные таблицы». /Ср/
Модели и моделирование. Виды информационных моделей. Моделирование на графах. Построение информационной модели. /Пр/
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Написание отчета по практическому занятию /Ср/
Пример АСУ образовательного учреждения. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Основные объекты СУБД Access. Таблицы, формы, запросы, отчеты.
Отчет по практическому занятию «Создание табличной базы данных»
c /Лек/
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей.
Отчет по практическому занятию «Поиск и сортировка записей в СУБД Access»
/Пр/
Печать данных с помощью отчетов
Отчет по практическому занятию «Создание отчета в MS Access»
/Лек/
Иерархические БД, сетевые БД.
Отчет по практическому занятию
/Пр/
Написание отчета по практическим занятием темы «Базы данных. Системы управления базами данных». /Ср/
Раздел 6. Средства информационных и коммуникационных технологий
Компьютерная сеть: локальная, глобальная. Принципы организации. Адресация в сетях. Принципы передачи информации между компьютерами. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях, работа в общем дисковом пространстве.
Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях. Сетевое программное обеспечение. Чаты, видеоконференции.
Отчет по практическому занятию.
/Лек/
Интернет. Браузер. Поисковые системы. Формирование комбинаций условия поиска. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Библиотеки, энциклопедии и словари в интернете. Сервисы геолокации.
Работа с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоизданий. СМИ в рамках учебных заданий в различных предметных областях.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Сетевые информационные системы для различных направлений профессиональной деятельности. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Участие в on-line конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Творческое задание по итогам изученных тем раздела 6 /Ср/
Формирование собственного информационного пространства в сети интернет
Электронная почта и адресная книга. Облачные хранилища. Блоги и чаты. Страницы в социальных сетях. Сайты.
Отчет по практическому занятию.
/Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Этапы разработки сайта. Постановка цели. Макет. Наполнение информационным содержанием.
Редактирование сайта, добавление объектов мультимедиа на страницы.
/Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Раздел 7. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические и антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. /Лек/
Примеры комплектации компьютерного обеспечения внешними устройствами и специализированным ПО рабочего места в соответствии со специальностью.
Отчет. Проект комплектации компьютерного обеспечения внешними устройствами и специализированным ПО рабочего места в соответствии со специальностью. Инсталляция ПО.
Расчет стоимости такой комплектации.
/Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5
Самостоятельная работа по теме /Ср/
Работа над индивидуальным проектом в течение 2 семестра /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Информатика. Курс лекций: учебник
https://e.lanbook.com/book/110933
Информатика: учебник для сред. проф. образования
Информатика: учебник для студ. СПО
6.1.2. Дополнительная литература
ДГТУ, Каф. "ВСиИБ" сост.: А.Ю. Полуян, С.Б. Петренкова
Методические указания для выполнения лабораторной работы «Основы работы в Ms Excel» по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
https://ntb.donstu.ru/content/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vypolneniya-laboratornoy-raboty-osnovy-raboty-v-ms-excel-po-discipline-informatika-i-informacionno-kommunikacionnye-tehnologii
Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2018
Информатика. Алгоритмизация и программирование. Часть 1: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/66473.html
Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016
Пиотровская К. Р., Сазонова Н. В.
Основы математической обработки информации. Часть I. Алгебра логики: Практикум по решению задач
http://www.iprbookshop.ru/71516.html
Санкт-Петербург: Книжный дом, 2016
Маховиков А. Б., Пивоварова И. И.
Информатика. Табличные процессоры и системы управления базами данных для решения инженерных задач: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/64811.html
Саратов: Вузовское образование, 2017
Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016: учебное пособие
https://e.lanbook.com/book/107927
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Реализация рабочей программы предполагает наличие компьютерного класса.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
1) рабочее место для преподавателя;
2) столы, стулья на 25-30 обучающихся;
Технические средства обучения:
1) Проектор / BENQ MX506, экран для проектора / CACTUS Wallscreen CS-PSW-206x274,274x206 см,4:3, настенно-потолочный, белый
2) Персональные компьютеры с программным обеспечением:
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
Microsoft Office Pro 2016
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагаются в электронном виде