2023-2024_220206_51-14-2-9-23_plx_Астрономия
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Астрономия
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
220206_51-14-2-9-23.plx

Сварочное производство  

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технический 

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
39
аудиторные занятия
78
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
техник
117
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17
22
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
22
22
38
38
Практические
18
18
22
22
40
40
Итого ауд.
34
34
44
44
78
78
Кoнтактная рабoта
34
34
44
44
78
78
Сам. работа
17
17
22
22
39
39
Итого
51
51
66
66
117
117
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Чилингарова Н.С.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
заместитель начальника отдела 
_______________________
С.С.Пирожков
 
генеральный директор ООО «Иностудио Солюшинс» 
_______________________
М.В.Болотов
 
Астрономия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (приказ Минобрнауки России от 21.04.2014 г. № 360)
 
Сварочное производство  

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 31.08.2022 г.  № 1   

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Бычкова Мария Владимировна
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
 
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Астрономия» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Бычкова Мария Владимировна
 
стр. 4
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование научного мировоззрения и научной картины мира в сознании учащихся на основе поэтапного формирования системы астрономических знаний о космических объектах, космических явлениях и космических процессах, основных законах и теориях астрономии, методах и инструментах астрономических исследований.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физика, Математика
2.1.2
2.1.3
Естествознание
2.1.4
История
2.1.5
Математика
2.1.6
Физическая культура
2.1.7
История
2.1.8
Математика
2.1.9
Физическая культура
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физика, ВКР
2.2.2
Естествознание
2.2.3
Математика
2.2.4
Математика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
1) сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3.1.2
2) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
3.1.3
3) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
3.1.4
4) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области;
3.1.5
5) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
1) выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
3.2.2
2) использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3.2.3
3)осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
3.2.4
4) приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
3.2.5
5) использовать карту звездного неба для нахождения координат светила.
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ

 
1.1
Введение в астрономию /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

2
1
0
 
 
Раздел 2. Практические основы астрономии

 
2.1
История освоения космоса /Лек/

2
1
0
 
стр. 5
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
 
2.2
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
1
0
 
2.3
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. «Радиотелескоп и его принцип действия» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

4
1
0
 
2.4
«Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

2
1
0
 
2.5
Основы измерения времени /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
1
0
 
2.6
Измерения времени. Определение географической широты и долготы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
1
0
 
2.7
Оптическая астрономия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

6
1
0
 
2.8
Практическая работа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

6
1
0
 
2.9
выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика: Солнце – источник жизни на Земле. Двойные звезды. Самая яркая звезда. Происхождение звезд.

Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика: Метагалактики. Новые планеты. Жизнь Вселенной. Эволюция звезд.

Работа с картой звездного неба. /Ср/

17
1
0
 
 
Раздел 3. Строение Солнечной системы

 
3.1
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

2
2
0
 
3.2
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
2
0
 
3.3
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
2
0
 
3.4
1«Звездное небо. Использование карты звездного неба»                                   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

2
2
0
 
3.5
Планеты-гиганты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
2
0
 
3.6
2. «Видимое движение звезд на различных географических широтах»   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

2
2
0
 
3.7
Малые тела Солнечной системы. Строение Солнца /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
2
0
 
стр. 6
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
 
3.8
Малые тела Солнечной системы. Строение Солнца /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
2
0
 
3.9
Законы движения небесных тел /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
2
0
 
 
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы

 
4.1
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

2
2
0
 
4.2
Особенности движения Солнца на различных широтах» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
2
0
 
 
Раздел 5. Солнце и звезды

 
5.1
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
2
0
 
5.2
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
2
0
 
5.3
Физические условия на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
2
0
 
 
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной

 
6.1
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Квазары2.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
2
0
 
6.2
2. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
2
0
 
 
Раздел 7. Жизнь и разум во Вселенной

 
7.1
1.Термоядерный синтез. Эволюция звезд. Образование планетных систем. Солнечная система. Галактики

2.Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
2
0
 
7.2
Солнечная система /Ср/

22
2
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для проведения устного дифференцированного зачета

1. Звездные карты и координаты.

2. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим 

 
стр. 7
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
 
наблюдениям

3. Эклиптика. Видимое движение Солнца.

4. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.

5. Время и календарь.

6. Состав и масштабы Солнечной системы.

7. Конфигурации и условия видимости планет.

8. Законы Кеплера.

9. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

10. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космически скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.

11. Исследование электромагнитного излучения небесных тел.

12. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.

13. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

14. Планета Земля.

15. Луна – естественный спутник Земли.

16. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

17. Планеты – гиганты.

18. Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки)

19. Солнце – близлежащая звезда.

20. Определение расстояний до звезд.

21. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.

22. Двойные звезды. Массы звезд.

23. Размеры звезд. Плотность их вещества.

24. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.

25. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.

26. Наша галактика.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы индивидуальных проектов:

1. Звездное небо.

2. История календаря.

3. Классификация звезд и их общая характеристика.

4. Видимое суточное движение звезд.

5. Законы Кеплера.

6. Научные труды Ньютона в астрономии.

7. Влияние Луны на Землю.

8. Меркурий.

9. Венера.

10. Марс

11. Юпитер.

12. Сатурн.

13. Уран.

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
 
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Воронцов,Б.А.
Астрономия: учебник

М.:Просвещение, 1991
2
 
Л1.2
Чаругин В. М.
Астрономия: Учебное пособие для СПО

http://www.iprbookshop.ru/77101.html

Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
стр. 8
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Волынская К., Врублевский В. В., Головырина Е. Г., Горохов Г. С., Дрокова Е. А., Егорушкина К. В., Емелюкова С. И., Жданова Л. М., Зайцева А. С., Зимина Е. В., Ильина А. С., Кармадонов О. Д., Козырева Н. А., Колобова Л. В., Копылов М. А., Кукушкин И. А., Левша Ю. С., Момоток Л., Наумов А. А., Низий О. Н., Палыгина А. В., Петина К. С., Потапова М. Д., Радишевская Т., Рачкова А. А., Самко О. В., Титаренко Л. Б., Шубенкина А. Д., Щенникова Е. А., Палыгина А. В.
Астрономия и астрономическое образование: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (7 ноября 2014 года)

http://www.iprbookshop.ru/51782.html

Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2014
ЭБС
 
Л2.2
Кессельман В. С.
Вся астрономия в одной книге (книга для чтения по астрономии)

http://www.iprbookshop.ru/69345.html

Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2017
ЭБС
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
Бухман Н. С., Бухман Л. М.
Концепции современного естествознания. Часть 1. Физика и астрономия: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/20472.html

Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012
ЭБС
 
Л3.2
Вестник Московского университета. Серия 3. Физика. Астрономия

http://www.iprbookshop.ru/55985.html

, 1946
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Stellarium, ru
 
Э2
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов , www.fcior.edu.ru
 
Э3
Академик.Словари и энциклопедии, www.dic.academic.ruu
 
Э4
Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов, www.globalteka.ru
 
Э5
Российский образовательный портал.Доступность, качество, эффективность, www.school.edu.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1) Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
6.3.2.2
2) Академик.Словари и энциклопедии www.dic.academic.ru
6.3.2.3
3) Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов www.globalteka.ru
6.3.2.4
4) Единое окно доступа к образовательным ресурсам www.window.edu.ru
6.3.2.5
5) Лучшая учебная литература  www.st-books.ru
6.3.2.6
6) Российский образовательный портал.Доступность, качество, эффективность  www.school.edu.ru
6.3.2.7
7) Образовательные ресурсы Интернета -Физика  www.alleng.ru/edu/phys.htm
6.3.2.8
8) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  www.school-collection.edu.ru
6.3.2.9
9) Естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку;  www.yos.ru/natural-sciences/html
 
стр. 9
УП: 220206_51-14-2-9-23.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Оборудование учебного кабинета:
7.2
• посадочные места по количеству обучающихся;
7.3
• рабочее место преподавателя;
7.4
• комплект учебно-наглядных пособий;
7.5
• стенд для изучения правил ТБ.
7.6
7.7
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
методические указания прилагаются в электронном виде