2023-2024_150208_51-14-2-9-23_plx_Психология общения
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Физическая культура"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология общения
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
150208_51-14-2-9-23.plx

Технология машиностроения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
19
аудиторные занятия
33
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
техник
56
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
12 3/6
9 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
9
9
9
9
Консультации
2
2
2
2
4
4
Итого ауд.
24
24
9
9
33
33
Кoнтактная рабoта
26
26
11
11
37
37
Сам. работа
8
8
11
11
19
19
Итого
34
34
22
22
56
56
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Воловская Т.В.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Главный инженер АО «Красный гидропресс» 
_______________________
Пустовалов И.В.
 
Главный инженер ООО «НАТЭК – Нефтехиммаш» 
_______________________
Лаптев В.В.
 
Психология общения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 350)
 
Технология машиностроения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 29.08.2022 г.  № 1   

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Председатель ЦМК "Физическая культура"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Физическая культура"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Воловская Татьяна Викторовна
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
 
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Физическая культура"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Психология общения» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Воловская Татьяна Викторовна
 
стр. 4
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Учебная дисциплина «Психология общения» относится к базовой части общего профессионального цикла основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 15.02.08 Технология машиностроения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОП.17
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.3
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка выпускной квалификационной работы
2.2.6
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.7
Защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Подготовка выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 1.: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 2.: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 3.: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 4.: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 5.: Использовать информационно- коммуникационные технологии  в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 6.: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 7.: Брать на себя ответственность за работу членов команды  (подчиненных), за результат выполнения заданий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 8.: Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно  планировать повышение квалификации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 9.: Ориентироваться в условиях частой смены технологий  в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 2.2.: Участвовать в руководстве работой структурного подразделения
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
3.1.2
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
3.1.3
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
3.1.4
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
3.1.5
структуру плана для решения задач;
3.1.6
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности номенклатура информационных ис-точников, применяемых в профессио-нальной деятельности; приемы струк-турирования информации;
3.1.7
формат оформления результатов поиска информации содержание актуальной нормативно-правовой документации;
3.1.8
современная научная и профессиональная терминология;
3.1.9
возможные траектории профессионального развития и самообразования психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
3.1.10
основы проектной деятельности сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей;
3.1.11
значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности)
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
3.2.2
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
3.2.3
определять этапы решения задачи; выяв-лять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия;
3.2.4
определить необходимые ресурсы;
3.2.5
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
3.2.6
реализовать составленный план;
3.2.7
оцени-вать результат и последствия своих дей-ствий (самостоятельно или с помощью определять задачи для поиска информа-ции;
3.2.8
определять необходимые источники информации;
3.2.9
планировать процесс поис-ка;
3.2.10
структурировать получаемую инфор-мацию;
3.2.11
выделять наиболее значимое в перечне информации;
3.2.12
оценивать практи-ческую значимость результатов поиска;
3.2.13
оформлять результаты поиска определять актуальность нормативно-правовой документации в профессио-нальной деятельности;
3.2.14
применять совре-менную научную профессиональную тер-минологию;
3.2.15
определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования организовывать работу коллектива и ко-манды;
3.2.16
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профес-сиональной деятельности описывать значимость своей профессии (специальности)
3.2.17
 
 
3.3
Владеть:
 
 
стр. 6
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Психологические аспекты общения

 
1.1
Тема 1.1.

Общение – основа человеческого бы-тия.

1.Общение в системе межличностных и общественных отношений.

Роль общения в профессиональной деятельности. Единство общения и деятель-ности.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.2
Тема 1.2. Классификация общения 1. Виды общения. Структура общения. Функции общения.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.3
Тема 1.3.

Средства общения

1. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения: кинесика, экстралингвистика, паралингвистика, такесика, проксемика. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.4
Тема 1.4.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

1. Основные элементы коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникативные барьеры. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.5
Тема 1.5.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

1. Понятие социальной перцепции. Механизмы восприятия. Эффекты восприятия /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.6
Тема 1.6.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа Э. Берна. Ориентация на понимание и ориента-ция на контроль.

Взаимодействие как организация совместной деятельности.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.7
Тема 1.7.

Техники активно-го слушания

1. Виды, правила и техники слушания. Методы развития коммуникативных способностей.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
стр. 7
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
1.8
• «Круг общения».

• Общение с использованием вербальных и невербальных компонентов общения.

• Самодиагностика по теме «Механизмы восприятия»

• Диагностический инструментарий:

• «Ваши эмпатические способности».

• Анализ результатов тестирования.

• Деловая игра «Я Вас слушаю».

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

3
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
8
0
 
1.9
Тема 2.1.

Деловое общение

1. Деловое общение.  Виды делового общения. Этапы делового общения. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступле-ний.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.10
Тема 2.2.

Проявление инди-видуальных особенностей в деловом общении

1. Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.11
Тема 2.3.

Этикет в профессиональной деятельности

1. Понятие этикета. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.12
Тема 2.4.

Деловые переговоры Переговоры как разновидность делового общения. Подготовка к переговорам. Ведение переговоров.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.13
• Самодиагностика по теме «Темперамент»

• Диагностический инструментарий:

• «Типы темперамента».

• Анализ результатов тестирования.

• Деловая игра «Переговоры»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

3
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
8
0
 
1.14
Тема 3.1. Конфликт его сущность 1. Понятие конфликта и его структура. Динамика конфликта. Виды конфликтов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.15
Тема 3.2.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
стр. 8
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
1.16
Тема 3.3.

Конфликты в деловом общении 1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Правила поведения в конфликтах.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.17
Тема 3.4.

Стресс и его особенности 1. Стресс и его характеристика. Профилактика стрессов в деловом общении».

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.18
• «Стратегия поведения в конфликтах».

• Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.

• Деловая игра «Пресс-конференция».

• Самодиагностика по теме «Стресс его особенности»

• Диагностический инструментарий:

• «Способность действовать в социально-напряженных ситуациях».

• Анализ результатов тестирования

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

3
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
8
0
 
1.19
Решение ситуативных ситуаций

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

8
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.20
Решение ситуативных ситуаций

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

11
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
8
0
 
1.21
Консультации /Конс/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
7
0
 
1.22
Консультации /Конс/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 2.2.
8
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств находится в приложении.
 
5.2. Темы письменных работ
Фонд оценочных средств находится в приложении.
 
стр. 9
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Фонд оценочных средств находится в приложении.
 
Примеры форм и методов контроля и оценки

• Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;

• Тестирование….

• Контрольная работа ….

• Самостоятельная работа.

• Защита реферата….

• Семинар

• Защита курсовой работы (проекта)

• Выполнение проекта;

• Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

• Оценка выполнения практического задания(работы)

• Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией…

• Решение ситуационной задачи….

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Абрамова Г.С
Практическая психология:  Учеб. Пособие (эл. ресурс)

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=483174&sr=1

, 2018
ЭБС
 
Л1.2
Дубровина И.В., Данилова Е.Е.
Психология: учебник для студ. СПО

Академия, 2018
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Афанасьева Е. А.
Психология общения. Часть 1: Учебное пособие по курсу «Психология делового общения»

http://www.iprbookshop.ru/19277.html

Саратов: Вузовское образование, 2014
ЭБС
 
Л2.2
Афанасьева Е. А.
Психология общения. Часть 2: Учебное пособие по курсу «Психология делового общения»

http://www.iprbookshop.ru/19278.html

Саратов: Вузовское образование, 2014
ЭБС
 
Л2.3
под ред. В.Н. Лавриенко
Психология и этика делового общения: учебник для вузов (эл. ресурс)

http://znanium.com/bookread2.php?book=1028559

, 2016
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Библиотека электронных ресурсов ДГТУ , https://ntb.donstu.ru/
 
Э2
2. ЭБС «Руконт» , http://www.rucont.ru/
 
Э3
3. ЭБС «Юрайт» , http://www.biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
http://www.consultant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: посадочными местами по количеству студентов, рабочим место преподавателя, демонстрационными пособиями, учебной доской; техническими средствами обучения: мультимедийным проектором, интерактивной доской/экраном, мультимедийными средствами и т.п.
 
стр. 10
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
7.2
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)