2023-2024_150208_51-14-2-9-23_plx_Астрономия
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Астрономия
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
150208_51-14-2-9-23.plx

Технология машиностроения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
39
аудиторные занятия
78
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
техник
117
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17
22
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
22
22
38
38
Практические
18
18
22
22
40
40
Итого ауд.
34
34
44
44
78
78
Кoнтактная рабoта
34
34
44
44
78
78
Сам. работа
17
17
22
22
39
39
Итого
51
51
66
66
117
117
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Н.С.Чилингарова 
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Главный инженер АО "Красны гидропрес" 
_______________________
И.В. Пустовалов
 
Главный инженер ООО "НАТЕК"- Нефтехиммаш"
_______________________
В.В. Лаптев
 
Астрономия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 350)
 
Технология машиностроения

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 30.08.2022 г.  № 1   

Срок действия программы: 2022-2027 уч.г.

Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Бычкова Мария Владимировна
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
 
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Астрономия» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Бычкова Мария Владимировна
 
стр. 4
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
1.2
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена естественнонаучного профиля.
1.3
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
1.4
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);
1.5
Формирование научного мировоззрения и научной картины мира в сознании учащихся на основе поэтапного формирования системы астрономических знаний о космических объектах, космических явлениях и космических процессах, основных законах и теориях астрономии, методах и инструментах астрономических исследований.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Естествознание
2.1.2
Индивидуальный проект (по предметным областям)
2.1.3
Информатика
2.1.4
История
2.1.5
Математика
2.1.6
Индивидуальный проект (по предметным областям)
2.1.7
Информатика
2.1.8
История
2.1.9
Математика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информатика
2.2.2
История
2.2.3
Математика
2.2.4
Индивидуальный проект (по предметным областям)
2.2.5
Физика
2.2.6
Индивидуальный проект (по предметным областям)
2.2.7
Информатика
2.2.8
История
2.2.9
Математика
2.2.10
Физика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 1.: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 2.: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 3.: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
ОК 4.: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 5.: Использовать информационно- коммуникационные технологии  в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 6.: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 7.: Брать на себя ответственность за работу членов команды  (подчиненных), за результат выполнения заданий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 8.: Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно  планировать повышение квалификации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 9.: Ориентироваться в условиях частой смены технологий  в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
3.1.2
Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
3.1.3
Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
3.1.4
Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства, и развитии международного сотрудничества в этой области
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов
3.2.2
Использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно - следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов;
3.2.3
Использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;
3.2.4
Анализировать и представлять информацию в различных видах;
3.2.5
Измерять различные физические величины
3.2.6
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно-популярных статьях;
3.2.7
Публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации
 
 
3.3
Владеть:
 
 
стр. 6
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Введение в астрономию

 
1.1
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.

Наземные и космические телескопы, принцип их работы.

Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.

История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
1
0
 
 
Раздел 2. Раздел 1. История развития астрономии

 
стр. 7
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
2.1
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей).

Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).

Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса).

Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

5
1
0
 
 
Раздел 3. Устройство Солнечной системы

 
стр. 8
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
3.1
Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности).

Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.

Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).       Понятие об астероидно-кометной опасности.

Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

5
1
0
 
стр. 9
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
3.2
Используя сервис Google Maps, посетить:

1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;

2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение. - С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hi-news.ru/tag/kosmos\

- Составить презентации: Коперник, Галилей, Бруно, Птолемей, Циолковский и т.д.

3) работа с картами

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э7 Э8

18
1
0
 
3.3
выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика: Звездное небо. Использование карты звездного неба для определения координат.  Различие звезд по яркости (светимости), цвету.  Видимое суточное движение звезд.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э7 Э8

17
1
0
 
 
Раздел 4. Строение и эволюция Вселенной

 
4.1
Расстояние до звезд, Физическая природа звезд, Двойные звезды, Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).. Наша Галактика. Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.

Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э7 Э8

20
2
0
 
4.2
Решение проблемных заданий, кейсов..

Работа с картами

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э7 Э8

22
2
0
 
стр. 10
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
4.3
выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика: Солнце – источник жизни на Земле. Двойные звезды. Самая яркая звезда. Происхождение звезд.

Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика: Метагалактики. Новые планеты. Жизнь Вселенной. Эволюция звезд.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

22
2
0
 
4.4
Диф.зачет /Лек/

2
2
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для проведения дифференцированного зачета

1. Звездные карты и координаты.

2. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям

3. Эклиптика. Видимое движение Солнца.

4. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.

5. Время и календарь.

6. Состав и масштабы Солнечной системы.

7. Конфигурации и условия видимости планет.

8. Законы Кеплера.

9. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

10. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космически скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.

11. Исследование электромагнитного излучения небесных тел.

12. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.

13. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

14. Планета Земля.

15. Луна – естественный спутник Земли.

16. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

17. Планеты – гиганты.

18. Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки)

19. Солнце – близлежащая звезда.

20. Определение расстояний до звезд.

21. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.

22. Двойные звезды. Массы звезд.

23. Размеры звезд. Плотность их вещества.

24. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.

25. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.

26. Наша галактика.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы индивидуальных докладов:

1. Звездное небо.

2. История календаря.

3. Классификация звезд и их общая характеристика.

4. Видимое суточное движение звезд.

5. Законы Кеплера.

6. Научные труды Ньютона в астрономии.

7. Влияние Луны на Землю.

8. Меркурий.

9. Венера.

10. Марс

11. Юпитер.

12. Сатурн.

13. Уран.

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
 
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 11
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Чаругин В. М.
Классическая астрономия: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/18578.html

Москва: Прометей, 2013
ЭБС
 
Л1.2
Дарен Бэскилл, К. Берта, Кэролин Кроуфорд, Энди Фабиан, Франсуа Фрессен, Пол Мердин, Франсуа Фрессен, Перфильева О.
Астрономия: 50 самых поразительных открытий в астрономии, каждое из которых объясняется менее чем за полминуты

http://www.iprbookshop.ru/55387.html

Москва: РИПОЛ классик, 2013
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Бухман Н. С., Бухман Л. М.
Концепции современного естествознания. Часть 1. Физика и астрономия: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/20472.html

Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012
ЭБС
 
Л2.2
Кессельман В. С.
Вся астрономия в одной книге (книга для чтения по астрономии)

http://www.iprbookshop.ru/69345.html

Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2017
ЭБС
 
Л2.3
Вестник Московского университета. Серия 3. Физика. Астрономия

http://www.iprbookshop.ru/55985.html

, 1946
ЭБС
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
Воронцов,Б.А.
Астрономия: учебник

М.:Просвещение, 1991
2
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
, https://ntb.donstu.ru/  
 
Э2
, https://hi-news.ru/tag/kosmos\
 
Э3
, http://www.planetarium-moscow.ru/world-of-astronomy/astronomical-news/
 
Э4
, www.globalteka.ru  
 
Э5
, www.window.edu.ru
 
Э6
, www.alleng.ru/edu/phys.htm
 
Э7
, www.school-collection.edu.кu
 
Э8
, www.yos.ru/natural-sciences/html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
https://ntb.donstu.ru/  
6.3.2.2
https://hi-news.ru/tag/kosmos\
6.3.2.3
http://www.planetarium-moscow.ru/world-of-astronomy/astronomical-news/
6.3.2.4
www.globalteka.ru  
6.3.2.5
www.window.edu.ru
6.3.2.6
www.alleng.ru/edu/phys.htm
6.3.2.7
www.school-collection.edu.кu
6.3.2.8
www.yos.ru/natural-sciences/html
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
стр. 12
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
 
7.1
Аудитория Физика.(лаборатория Физики)
7.2
г. Таганрог, ул.Петровская,109-а
7.3
Учебный, лабораторно-производственный корпус, ауд.220
7.4
7.5
7.6
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики» и Астрономии,; лаборатории «Физики».
7.7
Оборудование учебного кабинета:
7.8
• посадочные места по количеству обучающихся;
7.9
• рабочее место преподавателя;
7.10
• комплект учебно-наглядных пособий;
7.11
• типовые комплекты учебного оборудования физики и астрономии;
7.12
• стенд для изучения правил ТБ.
7.13
7.14
Технические средства обучения:
7.15
• Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
7.16
• Электронная доска или мультимедиапроектор.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
методические указания прилагаются в электронном виде