МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
рабочая программа дисциплины (модуля)
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Астрономия
150208_51-14-2-9-23.plx
Технология машиностроения
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Главный инженер АО "Красны гидропрес"
Главный инженер ООО "НАТЕК"- Нефтехиммаш"
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 350)
Технология машиностроения
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2027 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бычкова Мария Владимировна
Новоселова Татьяна Васильевна
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Астрономия» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бычкова Мария Владимировна
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена естественнонаучного профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);
Формирование научного мировоззрения и научной картины мира в сознании учащихся на основе поэтапного формирования системы астрономических знаний о космических объектах, космических явлениях и космических процессах, основных законах и теориях астрономии, методах и инструментах астрономических исследований.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Индивидуальный проект (по предметным областям)
Индивидуальный проект (по предметным областям)
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Индивидуальный проект (по предметным областям)
Индивидуальный проект (по предметным областям)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1.: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
ОК 4.: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.: Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.: Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8.: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.: Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
Сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства, и развитии международного сотрудничества в этой области
Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов
Использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно - следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов;
Использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;
Анализировать и представлять информацию в различных видах;
Измерять различные физические величины
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно-популярных статьях;
Публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в астрономию
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Раздел 2. Раздел 1. История развития астрономии
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей).
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).
Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса).
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Раздел 3. Устройство Солнечной системы
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности).
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Используя сервис Google Maps, посетить:
1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;
2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение. - С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hi-news.ru/tag/kosmos\
- Составить презентации: Коперник, Галилей, Бруно, Птолемей, Циолковский и т.д.
3) работа с картами
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э7 Э8
выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.
Тематика: Звездное небо. Использование карты звездного неба для определения координат. Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Видимое суточное движение звезд.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э7 Э8
Раздел 4. Строение и эволюция Вселенной
Расстояние до звезд, Физическая природа звезд, Двойные звезды, Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).. Наша Галактика. Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э7 Э8
Решение проблемных заданий, кейсов..
Работа с картами
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э7 Э8
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.
Тематика: Солнце – источник жизни на Земле. Двойные звезды. Самая яркая звезда. Происхождение звезд.
Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.
Тематика: Метагалактики. Новые планеты. Жизнь Вселенной. Эволюция звезд.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для проведения дифференцированного зачета
1. Звездные карты и координаты.
2. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям
3. Эклиптика. Видимое движение Солнца.
4. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.
5. Время и календарь.
6. Состав и масштабы Солнечной системы.
7. Конфигурации и условия видимости планет.
8. Законы Кеплера.
9. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
10. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космически скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.
11. Исследование электромагнитного излучения небесных тел.
12. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.
13. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.
14. Планета Земля.
15. Луна – естественный спутник Земли.
16. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.
17. Планеты – гиганты.
18. Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки)
19. Солнце – близлежащая звезда.
20. Определение расстояний до звезд.
21. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.
22. Двойные звезды. Массы звезд.
23. Размеры звезд. Плотность их вещества.
24. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.
25. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.
26. Наша галактика.
5.2. Темы письменных работ
Темы индивидуальных докладов:
1. Звездное небо.
2. История календаря.
3. Классификация звезд и их общая характеристика.
4. Видимое суточное движение звезд.
5. Законы Кеплера.
6. Научные труды Ньютона в астрономии.
7. Влияние Луны на Землю.
8. Меркурий.
9. Венера.
10. Марс
11. Юпитер.
12. Сатурн.
13. Уран.
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Классическая астрономия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/18578.html
Дарен Бэскилл, К. Берта, Кэролин Кроуфорд, Энди Фабиан, Франсуа Фрессен, Пол Мердин, Франсуа Фрессен, Перфильева О.
Астрономия: 50 самых поразительных открытий в астрономии, каждое из которых объясняется менее чем за полминуты
http://www.iprbookshop.ru/55387.html
Москва: РИПОЛ классик, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Бухман Н. С., Бухман Л. М.
Концепции современного естествознания. Часть 1. Физика и астрономия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/20472.html
Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012
Вся астрономия в одной книге (книга для чтения по астрономии)
http://www.iprbookshop.ru/69345.html
Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2017
Вестник Московского университета. Серия 3. Физика. Астрономия
http://www.iprbookshop.ru/55985.html
6.1.3. Методические разработки
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
, https://hi-news.ru/tag/kosmos\
, http://www.planetarium-moscow.ru/world-of-astronomy/astronomical-news/
, www.alleng.ru/edu/phys.htm
, www.school-collection.edu.кu
, www.yos.ru/natural-sciences/html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
https://hi-news.ru/tag/kosmos\
http://www.planetarium-moscow.ru/world-of-astronomy/astronomical-news/
www.alleng.ru/edu/phys.htm
www.school-collection.edu.кu
www.yos.ru/natural-sciences/html
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Аудитория Физика.(лаборатория Физики)
г. Таганрог, ул.Петровская,109-а
Учебный, лабораторно-производственный корпус, ауд.220
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики» и Астрономии,; лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• комплект учебно-наглядных пособий;
• типовые комплекты учебного оборудования физики и астрономии;
• стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
• Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
• Электронная доска или мультимедиапроектор.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
методические указания прилагаются в электронном виде