МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
рабочая программа дисциплины (модуля)
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Русский язык
150208_51-14-2-9-23.plx
Технология машиностроения
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Рабочая программа составлена:
Салтан Анастасия Николаевна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 350)
Технология машиностроения
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бычкова Мария Владимировна
Новоселова Татьяна Васильевна
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бычкова Мария Владимировна
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
• воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Обществознание (включая экономику и право)
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
Обществознание (включая экономику и право)
Основы алгоритмизации и программирования
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Безопасность жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1.: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
ОК 2.: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.: Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.: Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8.: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.: Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Функциональные стили речи. Разговорный стиль. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Публицистический стиль. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Официально-деловой стиль. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Художественный стиль /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Текст и его структура. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Понятия языка и речи. Качества речи. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Функционально-смысловые типы речи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 2. Лексика и фразеология.
Лексика и фразеология.
Общеупотребительная лексика.
/Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Лексика ограниченного употребления. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Морфемика, словообразование, орфография. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 5. Морфология и орфография.
Морфология и орфография.
Имя существительное.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Имя прилагательное. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Служебные части речи.
Предлог.
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Простое предложение. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Сложные предложения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Пунктуация. Роль знаков препинания. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для текущего контроля по учебной дисциплине
Понятия языка.
Функции языка.
Понятия речи.
Качества речи.
Функциональные стили речи.
Понятие текста. Признаки текста.
Функционально-смысловые типы речи.
Понятие лексики как раздела науки о языке.
Русская лексика с точки зрения её происхождения.
Лексика ограниченного употребления.
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологические единицы.
Понятие фонетики как раздела науки о русском языке. Звук. Типы звуков. Понятие буквы.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.
Морфемика как раздел науки о языке. Понятие морфемы.
Способы образования слов в русском языке.
Морфология как раздел науки о языке. Части речи. Группы частей речи.
Имя существительное как часть речи.
Имя прилагательное как часть речи.
Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи.
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Глагол как часть речи.
Причастие как особая форма глагола.
Деепричастие как особая форма глагола.
Наречие как часть речи.
Принципы русской орфографии.
Служебные части речи. Их функция.
Предлог как часть речи. Разряды предлогов.
Союз как часть речи. Разряды союзов.
Частица как часть речи. Разряды частиц.
Междометие как часть речи.
Синтаксис как раздел науки о языке. Единицы изучения синтаксиса.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды связи слов в словосочетаниях.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Виды простых предложений.
Виды осложнений.
Сложные предложения. Виды сложных предложений.
Пунктуация как раздел науки о языке. Принципы русской пунктуации.
Функции знаков препинания. Роль знаков препинания в письменной и устной речи.
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Прилагается в электронном виде
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Камнева,Н.В., Шевченко,Л.В.
Русский язык и культура речи : учебник (эл. ресурс)
http://www.iprbookshop.ru/13902.html
ЭБС,Томск:ТГУСУР, Эль Контент, 2013
Русский язык: учебник для студ. СПО
Герасименко Н.А., Леденева В.В.
Русский язык: учебник для студ. СПО
6.1.2. Дополнительная литература
ЭБС, М.:Просвещение, 2009
Русский язык и культура речи: учебник
под ред. Н.М. Локтионовой
Русский язык и культура речи: учебное пособие [Электронный ресурс]
https://ntb.donstu.ru/content/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi
ЭБС, Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2012
6.1.3. Методические разработки
И.А. Кузьминова, О.С. Харсеева, О.Е. Захарчук
Контрольное тестирование по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения: тестирование
https://ntb.donstu.ru/content/kontrolnoe-testirovanie-po-uchebnoy-discipline-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-dlya-studentov-ochnoy-formy-obucheniya
УП: 150208_51-14-2-9-23.plx
Лингвистические словари: Методическая разработка по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов I-II курсов: методическое пособие
https://ntb.donstu.ru/content/lingvisticheskie-slovari-metodicheskaya-razrabotka-po-discipline-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-dlya-studentov-i-ii-kursov
Н.М. Локтионова, О.С. Харсеева
Методическая разработка по курсу "Русский язык и культура речи" для студентов очной формы обучения. Нормы произношения и ударения в современном русском литературном языке: методическое пособие
https://ntb.donstu.ru/content/metodicheskaya-razrabotka-po-kursu-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-dlya-studentov-ochnoy-formy-obucheniya-normy-proiznosheniya-i-udareniya-v-sovremennom-russkom-literaturnom-yazyke
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
, http://znanium.com/catalog/product/448841
, http://znanium.com/catalog/product/1006893
, http://znanium.com/catalog/product/661709
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
1. Аудитория русского языка и литературы.
2. Рабочие места обучающихся – 30 шт.
3. Рабочее место преподавателя – 1 шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)