МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Прикладная информатика"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы алгоритмизации и программирования
090207_51-16-1-9-23ИС.plx
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
специалист по информационным системам
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
Рабочая программа составлена:
Основы алгоритмизации и программирования
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Председатель ЦМК "Прикладная информатика"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Андриян Оксана Вячеславовна
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Операционные системы и среды
Устройство и функционирование информационной системы
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
Моделирование и анализ программного обеспечения
Операционные системы и среды
Устройство и функционирование информационной системы
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
Моделирование и анализ программного обеспечения
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.4.: Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
ПК 2.5.: Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
методы и алгоритмы обработки различных данных, решения типовых задач;
основные современные методы и средства разработки алгоритмов и программ;
формальные методы, технологии и инструменты разработки программного продукта;
основные приемы структурного программирования;
способы записи алгоритмов на процедурном языке программирования;
сферы применения рассматриваемых алгоритмов и методов.
составлять программы для реализации методов и алгоритмов обработки различных данных;
использовать технологию работы на персональной ЭВМ;
использовать основные современные методы и средства разработки алгоритмов и программ;
использовать основные приемы структурного программирования;
использовать способы записи алгоритмов на процедурном языке программирования.
Всеми перечисленными знаниями и умениями
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования. Элементы языка Python 3.10
Алгоритмы и величины. Исполнитель алгоритма.Этапы решения задач на компьютере. Типы данных. Способы построения алгоритма. /Лек/
Составление блок-схем алгоритмов для решения задач. /Пр/
История возникновения. Классификация языков программирования. Способы трансляции. Язык программирования высокого уровня Python 3.10. /Лек/
Операторы ввода - вывода. Написание программ линейной структуры. /Пр/
Модуль Math. Арифметические выражения. Алгоритмы ветвления. Типы ветвящих алгоритмов. Тернарный оператор. /Лек/
Написание программ алгоритмов ветвления. Вложенное ветвление. /Пр/
Алгоритмы циклической структуры. Виды циклов, их описание средствами Python 3.0. Операторы break, continue. /Лек/
Написание программ циклических алгоритмов. /Пр/
Написание программ циклических алгоритмов. /Лек/
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
Алгоритмы смешанной структуры. Форматированный ввод - вывод данных format. Форматирование строк %. /Лек/
Основы структурного программирования.Коррекция неструктурности алгоритма.Способы описания языков программирования высокого уровня. /Лек/
Написание программ смешанной структуры. /Пр/
Написание программ смешанной структуры. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 2. Основы программирования на языке Python
Правила оформления кода по PEP8 на Python. Трансляция алгоритмов с алгоритмического языка на язык Python. /Лек/
Трансляция алгоритмов с алгоритмического языка на язык Python. Написание программы по блок - схеме. /Пр/
Логические основы алгоритмизации. Булева алгебра в Python 3.10. Построение таблицы истинности логических выражений. /Лек/
Логические основы алгоритмизации. Булева алгебра в Python 3.10. Понятие предиката. /Лек/
Формирование сложных условий с использованием логических операций. Вычисление значений логических выражений. /Пр/
Формирование сложных условий с использованием логических операций. Вычисление значений логических выражений. /Пр/
IDLE Python 3.10. Способы запуска и отладки программы. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 3. Python 3.10. Подпрограммы
Функции и процедуры. Локальные, глобальные переменные: область видимости. /Лек/
Функции и процедуры. Локальные, глобальные переменные: область видимости. /Пр/
Сложность алгоритма. Методы оптимизации программного кода. /Лек/
Сложность алгоритма. Методы оптимизации программного кода. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 4. Простые и структурированные данные Python 3.10.
Скалярные типы данных.Преобразование типов. Списки. /Лек/
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
Задачи обработки списков /Пр/
Вложенные списки. Сортировка списков. /Лек/
Обработка вложенные списков. /Пр/
Множества. Кортежи. Словари. /Лек/
Решение задач со множествами. /Пр/
Строковый тип данных. Срезы. Методы строк. /Лек/
Операции со строковым типом данных. /Пр/
Программы работы с файлами. /Пр/
Программы работы с файлами. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 5. Рекурсивные алгоритмы
Понятие рекурсии. Вычисление рекуррентных последовательностей. /Лек/
Задачи вычисления рекуррентных последовательностей. /Пр/
Рекурсивные алгоритмы. /Лек/
Рекурсивные алгоритмы. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 6. Графика в Python 3.10
Создание рисунков с помощью программного кода. Узоры. Орнаменты. Фракталы. /Лек/
Создание рисунков с помощью программного кода. Узоры. Орнаменты. Фракталы. /Пр/
Построение графиков математических функций. /Лек/
Построение графиков математических функций. /Пр/
Программная анимация. /Лек/
Программная анимация. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 7. Управление памятью.Модульное программирование.
Управление памятью в Python. Сборщик мусора. /Лек/
Модульное программирование. Понятие модуля. Структура модуля. Компиляция и компоновка программы. Стандартные модули. /Лек/
Технологии модульного программирования. /Пр/
Технологии модульного программирования. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 8. Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП)
История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. /Лек/
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. /Лек/
Классы, объекты: свойства, методы. /Пр/
Событийно-управляемая модель программирования. Компонентноориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства. /Лек/
Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты.Настройка. /Лек/
Изучение интегрированной среды разработчика. Создание простого проекта. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 9. Этапы разработки оконных приложений.
Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Создание документации. /Лек/
Изучение интегрированной среды разработчика. Создание простого проекта. Разработка графического интерфейса. Управляющие элементы окна. /Пр/
Классы ООП: виды, назначение, свойства, методы, события.Перегрузка методов. /Лек/
Создание простого проекта. Объявление класса, создание экземпляров класса.
Создание наследованного класса.
Перегрузка методов. /Пр/
Создание простого проекта. Объявление класса, создание экземпляров класса.
Создание наследованного класса.
Перегрузка методов. /Пр/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Раздел 10. Python: работа с внешними приложениями.
Работа с внешними приложениями. /Лек/
Работа с внешними приложениями. /Пр/
Раздел 11. Python: разработка прикладных программ
Алгоритмы численного интегрирования. Итерационные циклы. /Лек/
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
Алгоритмы численного интегрирования. Итерационные циклы /Пр/
Теория графов в программировании. Решение задач на графах. /Лек/
Теория графов в программировании. Решение задач на графах. /Лек/
Решение задач на графах. /Пр/
Консультации по разделам 1-11 /Конс/
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы алгоритмизации и программирования.Практикум: учеб. пособие для сред. проф. образования
Основы алгоритмизации и программирования: учебник для сред. проф. образования
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Реализация рабочей программы предполагает наличие компьютерного класса.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
1) рабочее место для преподавателя;
2) столы, стулья на 25-30 обучающихся;
Технические средства обучения:
1) Проектор / BENQ MX506, экран для проектора / CACTUS Wallscreen CS-PSW-206x274,274x206 см,4:3, настенно-потолочный, белый
2) Персональные компьютеры с программным обеспечением:
Microsoft Office Pro 2016
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)