2023-2024_090207_51-16-1-9-23ИС_plx_Основы алгоритмизации и программирования
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Прикладная информатика"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы алгоритмизации и программирования
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-1-9-23ИС.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
часов на контроль
8
самостоятельная работа
21
аудиторные занятия
136
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
специалист по информационным системам
174
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
16
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
36
36
68
68
Практические
32
32
36
36
68
68
Консультации
9
9
9
9
Итого ауд.
64
64
72
72
136
136
Кoнтактная рабoта
64
64
81
81
145
145
Сам. работа
10
10
11
11
21
21
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
74
74
100
100
174
174
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Филонова Е.С.
_______________________
 
Основы алгоритмизации и программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 31.08.2021 г.  № 1   

Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.

Председатель ЦМК "Прикладная информатика"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Андриян Оксана Вячеславовна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.2
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОП
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика
2.1.2
Математика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Операционные системы и среды
2.2.2
Устройство и функционирование информационной системы
2.2.3
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
2.2.4
Моделирование и анализ программного обеспечения
2.2.5
Операционные системы и среды
2.2.6
Устройство и функционирование информационной системы
2.2.7
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
2.2.8
Моделирование и анализ программного обеспечения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 2.4.: Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК 2.5.: Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
 методы и алгоритмы обработки различных данных, решения типовых задач;
3.1.2
 основные современные методы и средства разработки алгоритмов и программ;
3.1.3
 формальные методы, технологии и инструменты разработки программного продукта;
3.1.4
 основные приемы структурного программирования;
3.1.5
 способы записи алгоритмов на процедурном языке программирования;
3.1.6
 сферы применения рассматриваемых алгоритмов и методов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
 составлять программы для реализации методов и алгоритмов обработки различных данных;
3.2.2
 использовать технологию работы на персональной ЭВМ;
3.2.3
 использовать основные современные методы и средства разработки алгоритмов и программ;
3.2.4
 использовать основные приемы структурного программирования;
3.2.5
 использовать способы записи алгоритмов на процедурном языке программирования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Всеми перечисленными знаниями и умениями
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования. Элементы языка Python 3.10 

 
1.1
Алгоритмы и величины. Исполнитель алгоритма.Этапы решения задач на компьютере. Типы данных. Способы построения алгоритма. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.2
Составление блок-схем алгоритмов для решения задач. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.3
История возникновения. Классификация языков программирования. Способы трансляции. Язык программирования высокого уровня Python 3.10. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.4
Операторы ввода - вывода. Написание программ линейной структуры. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.5
Модуль Math. Арифметические выражения. Алгоритмы ветвления. Типы ветвящих алгоритмов. Тернарный оператор. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.6
Написание программ алгоритмов ветвления. Вложенное ветвление. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.7
Алгоритмы циклической структуры. Виды циклов, их описание средствами Python 3.0. Операторы  break, continue. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.8
Написание программ циклических алгоритмов.  /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.9
Написание программ циклических алгоритмов.  /Лек/

2
3
0
 
стр. 6
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
1.10
Алгоритмы смешанной структуры. Форматированный ввод - вывод данных format. Форматирование строк %. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.11
Основы структурного программирования.Коррекция неструктурности алгоритма.Способы описания языков программирования высокого уровня. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.12
Написание программ смешанной структуры. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
1.13
Написание программ смешанной структуры. /Пр/

2
3
0
 
1.14
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Л1.1 Л1.2

4
3
0
 
 
Раздел 2. Основы программирования на языке Python

 
2.1
Правила оформления кода по PEP8 на Python. Трансляция алгоритмов с алгоритмического языка на язык Python. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
2.2
Трансляция алгоритмов с алгоритмического языка на язык Python. Написание программы по блок - схеме. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
2.3
Логические основы алгоритмизации. Булева алгебра в Python 3.10. Построение таблицы истинности логических выражений. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
2.4
Логические основы алгоритмизации. Булева алгебра в Python 3.10. Понятие предиката. /Лек/

2
3
0
 
2.5
Формирование сложных условий с использованием логических операций. Вычисление значений логических выражений. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
2.6
Формирование сложных условий с использованием логических операций. Вычисление значений логических выражений. /Пр/

2
3
0
 
2.7
IDLE Python 3.10. Способы запуска и отладки программы. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
3
0
 
2.8
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

4
3
0
 
 
Раздел 3. Python 3.10. Подпрограммы

 
3.1
Функции и процедуры. Локальные, глобальные переменные: область видимости. /Лек/

2
3
0
 
3.2
Функции и процедуры. Локальные, глобальные переменные: область видимости. /Пр/

2
3
0
 
3.3
Сложность алгоритма. Методы оптимизации программного кода. /Лек/

2
3
0
 
3.4
Сложность алгоритма. Методы оптимизации программного кода. /Пр/

2
3
0
 
3.5
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

2
3
0
 
 
Раздел 4. Простые и структурированные данные Python 3.10.

 
4.1
Скалярные типы данных.Преобразование типов. Списки. /Лек/

2
3
0
 
стр. 7
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
4.2
Задачи обработки списков /Пр/

2
3
0
 
4.3
Вложенные списки. Сортировка списков. /Лек/

2
3
0
 
4.4
Обработка вложенные списков. /Пр/

2
3
0
 
4.5
Множества. Кортежи. Словари. /Лек/

2
3
0
 
4.6
Решение задач со множествами. /Пр/

2
3
0
 
4.7
Строковый тип данных. Срезы. Методы строк. /Лек/

2
3
0
 
4.8
Операции со строковым типом данных. /Пр/

2
3
0
 
4.9
Работа с файлами. /Лек/

2
4
0
 
4.10
Программы работы с файлами. /Пр/

2
4
0
 
4.11
Программы работы с файлами. /Пр/

2
4
0
 
4.12
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

2
4
0
 
 
Раздел 5. Рекурсивные алгоритмы 

 
5.1
Понятие рекурсии. Вычисление рекуррентных последовательностей. /Лек/

2
4
0
 
5.2
Задачи вычисления рекуррентных последовательностей. /Пр/

2
4
0
 
5.3
Рекурсивные алгоритмы. /Лек/

2
4
0
 
5.4
Рекурсивные алгоритмы. /Пр/

2
4
0
 
5.5
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

2
4
0
 
 
Раздел 6. Графика в Python 3.10

 
6.1
Создание рисунков с помощью программного кода. Узоры. Орнаменты. Фракталы. /Лек/

2
4
0
 
6.2
Создание рисунков с помощью программного кода. Узоры. Орнаменты. Фракталы. /Пр/

2
4
0
 
6.3
Построение графиков математических функций. /Лек/

2
4
0
 
6.4
Построение графиков математических функций. /Пр/

2
4
0
 
6.5
Программная анимация. /Лек/

2
4
0
 
6.6
Программная анимация. /Пр/

2
4
0
 
6.7
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

2
4
0
 
 
Раздел 7. Управление памятью.Модульное программирование.

 
7.1
Управление памятью в Python. Сборщик мусора. /Лек/

2
4
0
 
7.2
Модульное программирование. Понятие модуля. Структура модуля. Компиляция и компоновка программы. Стандартные модули. /Лек/

2
4
0
 
7.3
Технологии модульного программирования. /Пр/

2
4
0
 
7.4
Технологии модульного программирования. /Пр/

2
4
0
 
7.5
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

1
4
0
 
 
Раздел 8. Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП)

 
8.1
История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. /Лек/

2
4
0
 
стр. 8
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
8.2
Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. /Лек/

2
4
0
 
8.3
Классы, объекты: свойства, методы. /Пр/

2
4
0
 
8.4
Событийно-управляемая модель программирования. Компонентноориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства.  /Лек/

2
4
0
 
8.5
Конструктор класса. /Пр/

2
4
0
 
8.6
Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты.Настройка. /Лек/

2
4
0
 
8.7
Изучение интегрированной среды разработчика. Создание простого проекта. /Пр/

2
4
0
 
8.8
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

1
4
0
 
 
Раздел 9. Этапы разработки оконных приложений.

 
9.1
Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Создание документации. /Лек/

2
4
0
 
9.2
Изучение интегрированной среды разработчика. Создание простого проекта. Разработка графического интерфейса. Управляющие элементы окна. /Пр/

2
4
0
 
9.3
Классы ООП: виды, назначение, свойства, методы, события.Перегрузка методов. /Лек/

2
4
0
 
9.4
Создание простого проекта. Объявление класса, создание экземпляров класса.

Создание наследованного класса.

Перегрузка методов. /Пр/

2
4
0
 
9.5
Создание простого проекта. Объявление класса, создание экземпляров класса.

Создание наследованного класса.

Перегрузка методов. /Пр/

2
4
0
 
9.6
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

1
4
0
 
 
Раздел 10. Python: работа с внешними приложениями.

 
10.1
Работа с внешними приложениями.  /Лек/

2
4
0
 
10.2
Работа с внешними приложениями.  /Пр/

2
4
0
 
 
Раздел 11. Python: разработка прикладных программ

 
11.1
Алгоритмы численного интегрирования. Итерационные циклы. /Лек/

2
4
0
 
стр. 9
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
11.2
Алгоритмы численного интегрирования. Итерационные циклы /Пр/

2
4
0
 
11.3
Теория графов в программировании. Решение задач на графах. /Лек/

2
4
0
 
11.4
Теория графов в программировании. Решение задач на графах. /Лек/

2
4
0
 
11.5
Решение задач на графах. /Пр/

2
4
0
 
11.6
Консультации по разделам 1-11 /Конс/

9
4
0
 
11.7
Конспект. Подготовка к практическим занятиям. /Ср/

2
4
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Семакин,И.Г.
Основы алгоритмизации и программирования.Практикум: учеб. пособие для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
Л1.2
Семакин,И.Г.
Основы алгоритмизации и программирования: учебник для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Реализация рабочей программы предполагает наличие компьютерного класса.
7.2
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
7.3
1) рабочее место для преподавателя;
7.4
2) столы, стулья на 25-30 обучающихся;
7.5
Технические средства обучения: 
7.6
1) Проектор / BENQ MX506, экран для проектора / CACTUS Wallscreen CS-PSW-206x274,274x206 см,4:3, настенно-потолочный, белый
7.7
2) Персональные компьютеры с программным обеспечением: 
7.8
 7-Zip 1602
7.9
 Adobe PDF Reader 11.0
7.10
 Google Chrome
7.11
 Notepad++ 6.9.2
7.12
 OpenOffice 
7.13
 Openproj 1.4
7.14
 VirtualBox 5.1.12
7.15
 Microsoft Office Pro 2016
7.16
 Windows 10
7.17
 КОМПАС-3D V16.1
 
стр. 10
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В приложении