2023-2024_090207_51-16-1-9-23ИС_plx_Экологические основы природопользования
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологические основы природопользования
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-1-9-23ИС.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
36
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
специалист по информационным системам
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Итого
36
36
36
36
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Акименко Т.Н.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Зам.начальник ОИТ АО "Красный гидропресс"
_______________________
Пирожков С.С.
 
_______________________
 
Экологические основы природопользования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 31.08.2021 г.  № 1   

Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.

Председатель ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Новоселова Татьяна Васильевна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Технология машиностроения и сварочное производство"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Экологические основы природопользования» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Новоселова Татьяна Васильевна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
В структуре программы подготовки специалистов среднего звена учебная дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Русский язык и культура речи
2.1.2
Элементы высшей математики
2.1.3
Русский язык и культура речи
2.1.4
Элементы высшей математики
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
­ принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
3.1.2
­ особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; ­ об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; ­ принципы и методы рационального природопользования;
3.1.3
­ методы экологического регулирования;
3.1.4
­ принципы размещения производств различного типа;
3.1.5
­ основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
3.1.6
­ понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
3.1.7
­ правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
3.1.8
­ принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; ­ природоресурсный потенциал Российской Федерации;
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
3.1.9
­ охраняемые природные территории
3.1.10
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
3.2.2
­ использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
3.2.3
­ соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
3.2.4
3.2.5
3.2.6
- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
­ методы экологического регулирования;
3.3.2
­ принципы размещения производств различного типа;
3.3.3
­ основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
3.3.4
­ понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
3.3.5
­ правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
3.3.6
­ принципы и правила 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Основы экологии                          

 
1.1
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы экологии, основные законы экологиифакторов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 02. ОК 01.
4
0
 
1.2
Тема 1.2. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 03. ОК 01.
4
0
 
1.3
Тема 1.3. Современное состояние окружающей среды России.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 03. ОК 02. ОК 01.
4
0
 
1.4
Тема 1.3.Загрязнение окружающей среды России,как одна из экологических проблем /Пр/

2
4
0
 
1.5
Тема 1.4. Глобальные проблемы экологии.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 07. ОК 04. ОК 01.
4
0
 
1.6
Тема1.4.Глобальные проблемы экологии 21 века /Пр/

2
4
0
 
 
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды 

 
2.1
Тема 2.1. Источникизагрязнения окружающей среды. Основные группы загрязняющих веществ. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 03. ОК 01.
4
0
 
2.2
Тема 2.1.Современный этап охраны окружающей среды /Пр/

2
4
0
 
2.3
Тема 2.2. Здоровье и зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.Понятие мониторинга окружающей среды   /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 04. ОК 02.
4
0
 
стр. 6
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
2.4
Тема 2.2.Государственный мониторинг состояния недр России.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 04. ОК 02. ОК 01.
4
0
 
 
Раздел 3. Охрана окружающей среды 

 
3.1
Тема 3.1. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 03. ОК 02. ОК 01.
4
0
 
3.2
Тема 3.2.

Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

1
ОК 04. ОК 02. ОК 01.
4
0
 
3.3
Тема 3.2.Деятельность предстовителей экологических движений в России и в мире. /Пр/

2
4
0
 
3.4
Тема 3.3.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 02. ОК 01.
4
0
 
3.5
Тема 3.3.«Объекты международно-правовой охраны»  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 04. ОК 03. ОК 01.
4
0
 
3.6
Тема 3.4. Правовые и социальные вопросы экологической безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 04. ОК 02.
4
0
 
3.7
Тема 3.4.Анализ законодательных актов конституции РФ,постановлений об охране окружающей среды. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОК 07. ОК 03. ОК 02. ОК 01.
4
0
 
3.8
Разработка презентации "Механизмы защиты природы". /Пр/

2
4
0
 
3.9
Итоговая контрольная работа /Пр/

2
4
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
студент должен уметь:

применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- выполнение практической работы № 1;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

- выполнение практических работ № 1, 3;

- дифференцированный зачет.

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- выполнение практической работы № 4.

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- теоретическое задание;

- дифференцированный зачет.

соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;

- выполнение практических работ №3;

 
стр. 7
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
- расчётное задание.

- дифференцированный зачет.

проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.

- выполнение практической работы № 2.

студент должен знать:

действие токсичных веществ на организм человека;

- теоретическое задание;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

меры предупреждения пожаров и взрывов

- выполнение практической работы № 3;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

- дифференцированный зачет.

категорирование производств по взрыво- и пожароопасности

- выполнение практической работы № 3;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

- дифференцированный зачет.

основные причины возникновения пожаров и взрывов

- выполнение практической работы № 3;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

- дифференцированный зачет.

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

- тестовый контроль;

- выполнение практических работ № 1;

- расчётное задание;

- практическое задание;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

- выполнение практической работы № 3;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

- дифференцированный зачет.

правила безопасной эксплуатации механического оборудования;

- тестовый контроль;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

- тестовый контроль;

- выполнение практической работы № 2;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

- теоретическое задание;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- тестовый контроль;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

- тестовый контроль;

- выполнение практической работы № 2;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

- тестовый контроль;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов соответствуют тематикам рабочей программы
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Фонд оценочных средств прилагается.
 
Тестовые задания по разделам, тестовый контроль по подразделам, защита практических работ
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 8
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Л.З. Ганичева, Л.А. Лисутина, С.Г. Демченко, О.Н. Парамонова, Е.П. Лысова
Безопасность жизнедеятельности (охрана окружающей среды): учебное пособие

https://ntb.donstu.ru/content/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-ohrana-okruzhayushchey-sredy

, 2013
ЭБС
 
Л1.2
Смирнова Е. Э.
Охрана окружающей среды и основы природопользования: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/19023.html

Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012
ЭБС
 
Л1.3
Стрелков А. К., Теплых С. Ю.
Охрана окружающей среды и экология гидросферы: Учебник

http://www.iprbookshop.ru/20495.html

Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013
ЭБС
 
Л1.4
Умнова И. А., Бринчук М. М., Гиряева В. Н., Редникова Т. В., Полубинская С. В., Семенихина В. А., Алферова Е. В., Дубовик О. Л.
Охрана окружающей среды и качество жизни. Правовые аспекты: Сборник научных трудов

http://www.iprbookshop.ru/22503.html

Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Новиков,Ю.В.
Охрана окружающей среды: учеб.пособие

М. :Высш. шк., 1987
3
 
Л2.2
Челноков А. А., Ющенко Л. Ф.
Охрана окружающей среды: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/20114.html

Минск: Вышэйшая школа, 2008
ЭБС
 
Л2.3
Зиновьева О. М., Колесникова Л. А., Меркулова А. М., Смирнова Н. А.
Экономика в сфере безопасности. Охрана окружающей среды: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/78541.html

Москва: Издательский Дом МИСиС, 2017
ЭБС
 
Л2.4
Денисов В. В., Дрововозова Т. И., Хорунжий Б. И., Шалашова О. Ю.
Экология и охрана окружающей среды. Практикум: учебное пособие

https://e.lanbook.com/book/91305

, 2017
ЭБС
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
Е.П. Лысова, Ю.В. Елецкая, Н.С. Самарская, О.Н. Чичило, П.В. Ломакин
ПРАКТИКУМ по курсу «Безопасность жизнедеятельности (Охрана окружающей среды)» (для всех специальностей): практикум

https://ntb.donstu.ru/content/praktikum-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-ohrana-okruzhayushchey-sredy-dlya-vseh-specialnostey

, 2007
ЭБС
 
Л3.2
Н.С. Самарская, Е.П. Лысова, Ю.В. Елецкая, О.Н. Парамонова
ПРАКТИКУМ по курсу «Безопасность жизнедеятельности (Охрана окружающей среды)»: практикум

https://ntb.donstu.ru/content/praktikum-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-ohrana-okruzhayushchey-sredy

, 2011
ЭБС
 
стр. 9
УП: 090207_51-16-1-9-23ИС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.3
Лысенко И. О., Кабельчук Б. В., Емельянов С. А., Коровин А. А., Мандра Ю. А., Кознеделева Т. Н.
Охрана окружающей среды: Учебное пособие для проведения практических занятий

http://www.iprbookshop.ru/47336.html

Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Портал открытое образование www.openedu.ru, www.openedu.ru
 
Э2
Федеральный портал. Каталог образовательных  Интернет-ресурсов  http://www.edu.ru/index.php,  http://www.edu.ru/index.php
 
Э3
ЭБС "Научно-техническая библиотека ДГТУ https://ntb.donstu.ru,  https://ntb.donstu.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
MS Word
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета охраны труда.
7.2
Оборудование учебного кабинета:
7.3
- посадочные места по количеству студентов;
7.4
- рабочее место преподавателя;
7.5
- демонстрационные пособия;
7.6
- учебная доска.
7.7
Технические средства обучения:
7.8
- компьютер;
7.9
- мультимедийный проектор;
7.10
- интерактивная доска.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)44

в том числе:

практические занятия 8

Самостоятельная работа студента (всего)19

в том числе:

Работа с конспектом и учебной литературой. Подготовка рефератов, создание презентаций по теме. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с нормативной документацией. Подготовка к практическим занятиям.

Форма промежуточной аттестации по дисциплине - дифференцированный зачёт