ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Срок действия программы: 2021-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
__ _________ ____г. № ___
ции
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вариант №1
1. Общие сведения о языке.
1. Дайте определения:
Язык – это…
Фонетика – это…
Лексическое значение слова – это...
2. Фонетика.
2.1. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами.
свиТер, бульОн, Яблоко, Тест, муЗей.
2.2. Разбейте слова на слоги.
Трудолюбие, касса, предположить, основание, обида.
2.3. Какие фонетические процессы протекают в словах?
Дуб, пора, лестница, радоваться, косьба.
3.1. Подберите синонимы к словам.
Свежий (хлеб) –
Свежий (ветер) –
Свежие (идеи) –
3.2. Запишите слова по группам: омофоны, омоформы, омографы.
Луг – лук, мой – мой, код – кот, мука – мука, ваз – вас, печь – печь, лечу – лечу, парить – парить.
3.3. Объясните значение фразеологизмов.
Бить баклуши, на живую нитку, за тридевять земель, языком чесать, перемывать кости.
4. Морфемика. Словообразование.
4.1. Разберите слова по составу.
Трудиться, решение, приморский, дочитал, неподъемный.
4.2. Определите способ образования слов.
Подосиновик, рабочий, ТПК, хлебороб, приплыть.
Вариант №2
1. Общие сведения о языке.
1.Дайте определения:
Речь – это…
Лексика – это…
Корень – это
2. Фонетика.
2.1. Укажите в словах открытые (о) и закрытые (з) слоги.
Тра-ва, объ-яв-ле-ни-е, за-ду-мать-ся, то-ро-пить-ся, о-ку-нуть-ся.
2.2. Запишите количество букв и звуков в словах.
Медальон, спускаться, солнце, рассмотреть, объяснить.
2.3. Какие фонетические процессы протекают в словах?
Луг, церковь, масса, смеяться, окрестность.
3. Лексика и фразеология.
3.1. Подберите антонимы к словам.
Громкий, дружелюбный, добросовестный, вежливый, мягкий (хлеб).
3.2. Выберите подходящий по смыслу пароним.
Вещевой – вещественный (рынок), командированный – командировочный (сотрудник), добрый – добротный (дом), значимое – значительное (событие).
3.3. Записать слова в соответствии с приемом градации.
Нестись, лететь, бежать, мчаться, торопиться.
4. Морфемика. Словообразование.
4.1. Разберите слова по составу.
Присмотреть, дружеский, железобетонный, догадаться, событие.
4.2. Определите способ образования слов.
Подоконник, раненый, ЮФУ, весенний, рассмотреть.
Вариант №3
1. Общие сведения о языке.
1. Дайте определения:
Морфемика – это…
Фразеология – это…
Омонимы – это
2. Фонетика.
2.1. Укажите в словах открытые (о) и закрытые (з) слоги.
По-до-брать-ся, смех, от-ра-да, зи-ма, по-вер-нуть-ся.
2.2.Запишите количество букв и звуков в словах.
Работа, положение, внимание, яблоко, льет.
2.3. Какие фонетические процессы протекают в словах?
Молотьба, весна, пруд, догадаться, вести.
3. Лексика и фразеология.
3.1. Подберите антонимы к словам.
Мрачный (рисунок), мрачное (настроение), мрачные (мысли).
3.2. Выберите подходящее по смыслу слово.
Имеет – играть (значение), низкие – дешевые (цены), иметь – играть (роль), возвращаться из – со (школы), (прыгать) с парашюта – с парашютом.
3.3. Подберите синонимичные к данным фразеологизмы.
У черта на куличках; долго ли, коротко ли; с глазу на глаз; дурака валять; зарубить себе на носу.
4. Морфемика. Словообразование.
4.1. Разберите слова по составу.
Приморский, ледокол, осенний, необъяснимый, догадался.
4.2.Определите способ образования слов.
РГУ, подберезовик, прекрасный, сомнение, столовая.
Вариант №4
1. Общие сведения о языке.
1. Дайте определения:
Окончание – это…
Синонимы – это…
Лексика – это
2. Фонетика.
2.1. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами.
трОпа, Яма, баССейн, конеЧно, смеяТЬСя.
2.2. Какие фонетические процессы протекают в словах?
Луг, церковь, масса, смеяться, окрестность.
2.3.Укажите в словах открытые (о) и закрытые (з) слоги.
По-до-брать-ся, смех, от-ра-да, зи-ма, по-вер-нуть-ся.
3. Лексика и фразеология.
3.1. Подберите антонимы к словам.
Мягкий (хлеб), мягкая (перина), мягкий (человек).
3.2. Запишите слова по группам: омофоны, омоформы, омографы.
Луг – лук, мой – мой, код – кот, мука – мука, ваз – вас, печь – печь, лечу – лечу, парить – парить.
3.3. Объясните значение фразеологизмов.
У черта на куличках; долго ли, коротко ли; с глазу на глаз; дурака валять; зарубить себе на носу.
4. Морфемика. Словообразование.
4.1. Разберите слова по составу.
Трудиться, решение, приморский, дочитал, неподъемный.
4.2.Определите способ образования слов.
Подоконник, раненый, ЮФУ, весенний, рассмотреть.
Вариант №5
1.Язык — это:
а) основное средство общения людей;
б) форма выражения мыслей;
в) вид переработки текста;
г) наука об общении
2. Речь — это:
а) накопление информации;
б) выражение чувств, эмоций желаний человека
в) форма выражения языка;
г) обмене информацией.
3.Книжным не является стиль:
а) научный;
б) официально-деловой;
в) разговорный;
г) художественный.
4. Одним из признаков научного стиля является:
а) точность;
б) эмоциональность;
в) наличие разговорной лексики;
г) стандартизованность.
5. Одним из жанров официально-делового стиля является:
а) монография;
б) автобиография;
в) роман;
г) интервью.
6. Выражение, характерное для публицистического стиля:
а) а ларчик просто открывался;
б) классный чувак;
в) довожу до Вашего сведения;
г) представляем Вашему вниманию.
7. Слова, характерные для художественного стиля:
а) исследование, результат, объект;
б) воспеть, лучезарный, взойти;
в) реченька, лаборантка, баранка (руль);
г) форвард, метонимия, кок.
8. Для разговорного стиля характерно:
а) наличие просторечных слов;
б) наличие восклицательных и побудительных предложений;
в) наличие тропов и выразительных средств языка;
г) наличие профессиональной лексики и терминов.
9.К типам речи не относится:
а) повествование;
б) рассказ;
в) описание;
г) рассуждение.
10.По схеме 1. Тезис
2. Аргументация
3. Вывод
строится:
а) повествование;
б) план;
в) описание;
г) рассуждение.
Вариант №6
1. Лексика — это раздел науки о языке, изучающий
а) устойчивые выражения слов;
б) слово как часть речи;
в) слово с точки зрения его значения;
г) словосочетания и предложения.
2. К общеупотребительным не относится группа слов:
а) профессиональные слова;
б) синонимы
в) многозначные слова
г) омонимы.
3. Слова, одинаковые или близкие по значению:
а) антонимы;
б) синонимы;
в) омонимы;
г) паронимы.
4. Антонимами являются слова:
а) один — десять
б) светлый — темный
в) прохладный — холодный
г)вещевой — вещественный
5. Разновидностью омонимов не являются:
а) омофоны;
б) омоформы;
в) паронимы;
г) омографы.
6. Градация — это:
а) перечисление схожих по значению понятий;
б) расположение синонимичных слов по усилению значения;
в) перечисление оттенков одного цвета;
г) употребление взаимоисключающих друг друга слов.
7. Какое словосочетание является оксюмороном:
а) живой труп;
б) живая природа;
в) живая вода;
г) живые цветы.
8. К необщеупотребительной лексике не относится группа слов:
а) диалектные;
б) профессиональные;
в) новые;
г) многозначные.
9. Фразеологизмы — это:
а) устойчивые сочетания слов;
б) свободные словосочетания;
в) обособленные определения;
г) вводные словосочетания.
10. Фразеологизмом является словосочетание:
а) домашний кот;
в) сиамский кот;
г) кот наплакал.
Контрольная работа №2
Вариант №1
1. Ответьте на вопросы.
А) Важнейшее средство общения___________________
Б) Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его лексического значения
______________________________
В) Неизменяемая самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы «как?», «каким образом?» и т.д._____________________
2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.
Определить стиль и тип речи.
(На)ступила з…ма. Сне… л…жится (на) землю. Иногда кажет(?)ся что он сле…ка к…сается в…твей д…ревьев прол…тая мимо как (бы) заигрывая (с) ними. З…мля (на)дела белый зимний наря… и (не) соб…рается его снимат(?) (до) марта как минимум.
З…ма замеч…тельное время года. (Ново)годние праз(?)ники! Что может быть луч(?)ше предпраз(?)ничной суеты когда бегаеш(?) по магазинам ст…раясь присм…треть подарки р…дным бли…ким друз(?)ям. (На) рынках и (в) магазинах множество (ново)годних аксессуаров. Мишура ёлоч(?)ные игрушки (ново)годние шары. А этот зап…х хвои! Это что(то) особе(н/нн)ое. В сочетании… с зап…хом мандаринов зап…х хвои даже у взрос(?)лых людей вызывает ассоц…ации с детством когда Новый го… связан (не) только с предпраз(?)ничной суетой но и с обр…зом деда М…роза и подарками которые он приносит каждому ребёнку в Новый го… .
Новый го… прекрас(?)ный и один из самых любимых людьми праз…ников. Никакой праз(?)ник (не) отмеч…ется дважды в год... . А Новый го… мы праз…нуем дважды. Ведь есть ещё и Старый Новый го… . Люди любите ч…деса и вер(?)те в них!
Стиль речи__________________
Тип речи____________________
Вариант №2
1.Ответьте на вопросы.
А) Часть речи, отвечающая на вопрос «что делать?» и обозначающая действие предмета____________
Б) Единица языка, изучаемая лексикой___________________
В) Изменяемая часть слова____________________
2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Определить стиль и тип речи.
(На)стали х…лода. (Не)уд…вительно вед(?) з…ма пр…шла. Теперь теплые д…ньки придут лиш(?) в…сной а то может быть и ближе (к) лету.
(В) марте когда будет х…теться т…пла и со(?)нца мокрый сне… будет постоя(н/нн)о напоминать об ух…дящей з…ме. Да и м…розец когда(никогда) будет ещё вла(?)ствовать на з…мле.
Но это еще (не) скоро через целых три месяца. А (в) течение зимних месяцев нас ож…дает целое множес(?)во праз(?)ников. Главный из них тот к которому готовят(?)ся всегда (в) каждой сем…е. Это Новый го… . Затем Рождество Старый Новый го… Крещение. И это только в янв…ре. В февр…ле му…ской праз(?)ник День защ…тника Отечества.
Кроме того з…ма это школ(?)ные к…никулы когда реб…тня насл…ждается активным отдыхом на к…тках горках с…нях. Море детских г…лосов! В г…родах сёлах казач(?)их ст…ницах в…селятся и р…звятся дети насл…ждаясь зимним воздухом снегом моро…цем. (Не)даром детство называют самым бе(з/зз)аботным временем (в) ж…зни человека.
Люди насл…ждайтесь каждым моментом ж…зни в любом возр…сте и в любое время года!
Стиль речи______________________
Тип речи________________________
Вариант №3
1. Ответьте на вопросы.
А) Раздел науки о языке, изучающий части слова и способы образования слов___________
Б) Часть речи, отвечающая на вопрос «Какой?», образованная от глагола и имени прилагательного_____________________
В) Какую единицу языка изучает фразеология____________________
2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Определить стиль и тип речи.
(На)ступила з…ма. Сне… л…жится (на) землю. Иногда кажет(?)ся что он сле…ка к…сается в…твей д…ревьев прол…тая мимо как (бы) заигрывая (с) ними. З…мля (на)дела белый зимний наря… и (не) соб…рается его снимат(?) (до) марта как минимум.
З…ма замеч…тельное время года. (Ново)годние праз(?)ники! Что может быть луч(?)ше предпраз(?)ничной суеты когда бегаеш(?) по магазинам ст…раясь присм…треть подарки р…дным бли…ким друз(?)ям. (На) рынках и (в) магазинах множество (ново)годних аксессуаров. Мишура ёлоч(?)ные игрушки (ново)годние шары. А этот зап…х хвои! Это что(то) особе(н/нн)ое. В сочетании… с зап…хом мандаринов зап…х хвои даже у взрос(?)лых людей вызывает ассоц…ации с детством когда Новый го… связан (не) только с предпраз(?)ничной суетой но и с обр…зом деда М…роза и подарками которые он приносит каждому ребёнку в Новый го… .
Новый го… прекрас(?)ный и один из самых любимых людьми праз…ников. Никакой праз(?)ник (не) отмеч…ется дважды в год... . А Новый го… мы праз…нуем дважды. Ведь есть ещё и Старый Новый го… . Люди любите ч…деса и вер(?)те в них!
Стиль речи____________________________
Тип речи______________________________
1.Ответьте на вопросы.
А) Раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи____________
Б) Наименьшая единица языка__________________
В) Часть слова без окончания_________________
2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Определить стиль и тип речи.
(На)стали х…лода. (Не)уд…вительно вед(?) з…ма пр…шла. Теперь теплые д…ньки придут лиш(?) в…сной а то может быть и ближе (к) лету.
(В) марте когда будет х…теться т…пла и со(?)нца мокрый сне… будет постоя(н/нн)о напоминать об ух…дящей з…ме. Да и м…розец когда(никогда) будет ещё вла(?)ствовать на з…мле.
Но это еще (не) скоро через целых три месяца. А (в) течение зимних месяцев нас ож…дает целое множес(?)во праз(?)ников. Главный из них тот к которому готовят(?)ся всегда (в) каждой сем…е. Это Новый го… . Затем Рождество Старый Новый го… Крещение. И это только в янв…ре. В февр…ле му…ской праз(?)ник День защ…итника Отечества.
Кроме того з…ма это школ(?)ные к…никулы когда реб…тня насл…ждается активным отдыхом на к…тках горках с…нях. Море детских г…лосов! В г…родах сёлах казач(?)их ст…ницах в…селятся и р…звятся дети насл…ждаясь зимним воздухом снегом моро…цем. (Не)даром детство называют самым бе(з/зз)аботным временем (в) ж…зни человека.
Люди насл…ждайтесь каждым моментом ж…зни в любом возр…сте и в любое время года!
Стиль речи________________
Тип речи_________________
1. Русский язык среди других языков мира.
2. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
3. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
4. Молодежный сленг и жаргон.
5. Язык и культура.
6. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
7. Учение о частях речи в русской грамматике.
8. Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
9. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
10. Роль словосочетания в построении предложения.
11. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
12. Предложения с однородными членами и их функции в речи.
13. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
14. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
15. Синонимика сложных предложений.
16. Использование сложных предложений в речи.
17. Русская пунктуация и ее назначение
http://www.iprbookshop.ru/13902.html
https://ntb.donstu.ru/content/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi
http://www.iprbookshop.ru/63005.html
https://ntb.donstu.ru/content/kontrolnoe-testirovanie-po-uchebnoy-discipline-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-dlya-studentov-ochnoy-formy-obucheniya