2023-2024_090207_51-16-2-9-23ИС_plx_Основы проектирования баз данных
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Прикладная информатика"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы проектирования баз данных
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-2-9-23ИС.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
6
аудиторные занятия
65
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
специалист по информационным системам
86
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
12 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
39
39
39
39
Практические
26
26
26
26
Консультации
3
3
3
3
Итого ауд.
65
65
65
65
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
6
6
6
6
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
86
86
86
86
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Андриян И.В.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Зам. нач.ОИТ АО"Красный гидропресс"
_______________________
Пирожков С.С.
 
Директор ООО"Кадсис"
_______________________
Шкуркин Д.В.
 
Основы проектирования баз данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 05.07.2923 г.  № 6   

Срок действия программы: 2023-2027 уч.г.

Председатель ЦМК "Прикладная информатика"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы проектирования баз данных» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Андриян Оксана Вячеславовна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
1.2
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по специальности СПО, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в части формирования соответствующих общих (ОК):
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы работы Оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин
2.1.2
Технические средства информатизации
2.1.3
Основы работы Оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин
2.1.4
Технические средства информатизации
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы и средства проектирования информационных систем
2.2.2
Методы и средства проектирования информационных систем
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- строить информационную модель данных;
3.1.2
- типы логических моделей;
3.1.3
- этапы проектирования базы данных
3.1.4
- общую теорию проектирования прикладной программы. Коды формирующих компетенций
 
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- строить информационную модель данных для конкретной задачи;
3.2.2
- выполнять нормализацию базы данных;
3.2.3
- подбирать наилучшую систему управления базами данных (СУБД) - проектировать прикладную информатику
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Основные понятия моделей данных

 
1.1
Изучение основных понятий: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключ. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 2. Типы моделей данных

 
2.1
Информационная модель предприятия. Информационная модель данных и ее состав. Диалектический переход от одной модели данных к другой. Три типа логических моделей: сетевая и реляционная.

Подготовка сообщений: Понятие логической и физической независимости данных.Назначение взаимосвязей, типы взаимосвязей в модели: «один — к—одному», «один-ко многим» и «многие-ко-многим».

/Лек/

3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 3. Реляционный подход к построению модели данных

 
3.1
Преимущества реляционной модели данных при построении баз данных. Реляционный подход к построению модели данных. Преобразование взаимосвязи «многие-ко многим» в таблицу перекрестных связей. /Лек/

3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 4. Этапы проектирования баз данных

 
4.1
Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню но рмальности: первый, второй, третий уровень /Лек/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 5. Система управления базами данных

 
5.1
Требования, предъявляемые к СУБД, выбор СУБД для решения конкретной задачи. Этапы п роектирования базы данных. Сравнительная характеристика различных СУБД.

Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы.

/Лек/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
5.2
Проектирование  структуры базы данных /Пр/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
стр. 6
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
5.3
Нормализация таблиц /Пр/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 6. Проектирование базы данных

 
6.1
Назначение и структура файлов базы данных. Создание и перемещение файлов базы данных. П предъявление таблицы на эк ан

Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы

/Лек/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 7. Основные этапы создания таблиц

 
7.1
Создание и удаление файлов базы данных. Создание таблицы. Редактирование модифици рование таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. /Лек/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 8. Проектирование и создание базы данных в Access

 
8.1
проектирование базы данных, Проектирование таблиц, Разработка структуры базы данных, запуск MS Access, создание БД, создание таблиц, Создание новой пустой таблицы, Работа в режиме конструктора таблиц, типы данных MS Access, создание и изменение ключевых полей /Лек/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
8.2
Проектирование и создание учебной БД  в Access /Пр/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 9. Поиск и сортировка данных в Microsoft Access

 
9.1
Поиск записей, Поиск и замена значений полей, Использование подстановочных знаков для поиска значений, Использование фильтров, Работа с фильтрами, Использование выражений в фильтрах, Сортировка записей, Сортировка записей в таблице, запросе, форме или подчиненной форме, Особенности сортировки записей /Лек/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
9.2
Поиск и сортировка записей в  базе данных "Институт". Создание фильтров /Пр/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
9.3
Подготовка реферата /Ср/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 10. Работа с запросами в Access. SQL-запросы в Access.

 
стр. 7
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
10.1
Создание запросов, Создание запроса на основе фильтра таблицы, запроса или формы, Поиск повторяющихся значений записей или полей в таблице при помощи мастера запросов, Модификация запросов, Работа с таблицами в запросах, Связи между таблицами, Отбор записей в запросе, Выполнение вычислений в запросах, Вычисления в запросе, Обработка пустых полей (пустые значения и пустые строки) в запросах, Использование различных свойств записей в запросах, Типы запросов, запросы на языке SQL /Лек/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
10.2
Создание запросов различных видов в базе данных "Институт". Создание запросов на языке SQL: выборка и удаление из таблицы, вставка записей в таблицу. /Пр/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
10.3
Подготовка реферата /Ср/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 11. Работа с отчётами в Access

 
11.1
Конструирование отчета, Создание отчета, Задание структуры и содержания отчёта, Редактирование отчёта, Выполнение вычислений в отчетах /Лек/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
11.2
Создание отчётов различных видов в базе данных "Институт". /Пр/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
 
Раздел 12. Работа с формами в Access

 
12.1
Конструирование формы, Создание формы, Задание структуры и содержания формы, заполнение формы /Лек/

4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
12.2
Создание форм различных видов в базе данных "Институт". /Пр/

6
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
12.3
Подготовка реферата /Ср/

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
12.4
Консультации по изучсенному материалу /Конс/

3
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Прилагаются в электронном виде
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 8
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Швецов,В.И.
Базы данных: Электрон.текстовые данные (электронный ресурс)

http://www.iprbookshop.ru/52139.html

М.:ИНТУИТ, 2016
ЭБС
 
Л1.2
Калайда,А.В.
Базы данных: учебно-методическое пособие(эл.ресурс)

http://de.donstu.ru/CDOCourses/e06c915c-7c73-4edb-a2eb-08b88a71705d/2637/2439.pdf

Ростов нД: ИЦ ДГТУ, 2015
ЭБС
 
Л1.3
Самуйлов С. В.
Базы данных: Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторной и контрольной работы

http://www.iprbookshop.ru/47276.html

Саратов: Вузовское образование, 2016
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Кузин А.В., Левонисова, С.В.
Базы данных: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Академия, 2012
ЭБС
 
Л2.2
Медведкова И. Е., Бугаев Ю. В., Чикунов С. В.
Базы данных: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/47418.html

Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014
ЭБС
 
Л2.3
Братченко Н. Ю.
Распределенные базы данных: Лабораторный практикум

http://www.iprbookshop.ru/63129.html

Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
ЭБС
 
Л2.4
Ахметова О. С., Дуйсебаева А. Б., Бертаева К. С.
Базы данных: Учебно-методический комплекс

http://www.iprbookshop.ru/67016.html

Алматы: Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2012
ЭБС
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
7.2
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Базы данных и базы знаний»
7.3
Оборудование лаборатории:
7.4
-посадочные места по количеству обучающихся;
7.5
-рабочее место преподавателя; -набор учебно-методических таблиц.
7.6
Технические средства обучения:
7.7
-компьютеры с лицензионным программным обеспечением; -мультимедиапроектор, сканер, принтер.
7.8
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагаются в электронном виде