МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Прикладная информатика"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы проектирования баз данных
090207_51-16-2-9-23ИС.plx
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
специалист по информационным системам
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
Рабочая программа составлена:
Зам. нач.ОИТ АО"Красный гидропресс"
Основы проектирования баз данных
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 20.05.2024 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч.г.
Председатель ЦМК "Прикладная информатика"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Андриян Оксана Вячеславовна
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы проектирования баз данных» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в части формирования соответствующих общих (ОК):
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы работы Оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин
Технические средства информатизации
Основы работы Оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин
Технические средства информатизации
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Методы и средства проектирования информационных систем
Методы и средства проектирования информационных систем
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- строить информационную модель данных;
- типы логических моделей;
- этапы проектирования базы данных
- общую теорию проектирования прикладной программы. Коды формирующих компетенций
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
- строить информационную модель данных для конкретной задачи;
- выполнять нормализацию базы данных;
- подбирать наилучшую систему управления базами данных (СУБД) - проектировать прикладную информатику
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Основные понятия моделей данных
Изучение основных понятий: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключ. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 2. Типы моделей данных
Информационная модель предприятия. Информационная модель данных и ее состав. Диалектический переход от одной модели данных к другой. Три типа логических моделей: сетевая и реляционная.
Подготовка сообщений: Понятие логической и физической независимости данных.Назначение взаимосвязей, типы взаимосвязей в модели: «один — к—одному», «один-ко многим» и «многие-ко-многим».
/Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 3. Реляционный подход к построению модели данных
Преимущества реляционной модели данных при построении баз данных. Реляционный подход к построению модели данных. Преобразование взаимосвязи «многие-ко многим» в таблицу перекрестных связей. /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 4. Этапы проектирования баз данных
Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню но рмальности: первый, второй, третий уровень /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 5. Система управления базами данных
Требования, предъявляемые к СУБД, выбор СУБД для решения конкретной задачи. Этапы п роектирования базы данных. Сравнительная характеристика различных СУБД.
Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы.
/Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Проектирование структуры базы данных /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 6. Проектирование базы данных
Назначение и структура файлов базы данных. Создание и перемещение файлов базы данных. П предъявление таблицы на эк ан
Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы
/Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 7. Основные этапы создания таблиц
Создание и удаление файлов базы данных. Создание таблицы. Редактирование модифици рование таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 8. Проектирование и создание базы данных в Access
проектирование базы данных, Проектирование таблиц, Разработка структуры базы данных, запуск MS Access, создание БД, создание таблиц, Создание новой пустой таблицы, Работа в режиме конструктора таблиц, типы данных MS Access, создание и изменение ключевых полей /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Проектирование и создание учебной БД в Access /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 9. Поиск и сортировка данных в Microsoft Access
Поиск записей, Поиск и замена значений полей, Использование подстановочных знаков для поиска значений, Использование фильтров, Работа с фильтрами, Использование выражений в фильтрах, Сортировка записей, Сортировка записей в таблице, запросе, форме или подчиненной форме, Особенности сортировки записей /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Поиск и сортировка записей в базе данных "Институт". Создание фильтров /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 10. Работа с запросами в Access. SQL-запросы в Access.
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
Создание запросов, Создание запроса на основе фильтра таблицы, запроса или формы, Поиск повторяющихся значений записей или полей в таблице при помощи мастера запросов, Модификация запросов, Работа с таблицами в запросах, Связи между таблицами, Отбор записей в запросе, Выполнение вычислений в запросах, Вычисления в запросе, Обработка пустых полей (пустые значения и пустые строки) в запросах, Использование различных свойств записей в запросах, Типы запросов, запросы на языке SQL /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Создание запросов различных видов в базе данных "Институт". Создание запросов на языке SQL: выборка и удаление из таблицы, вставка записей в таблицу. /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 11. Работа с отчётами в Access
Конструирование отчета, Создание отчета, Задание структуры и содержания отчёта, Редактирование отчёта, Выполнение вычислений в отчетах /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Создание отчётов различных видов в базе данных "Институт". /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Раздел 12. Работа с формами в Access
Конструирование формы, Создание формы, Задание структуры и содержания формы, заполнение формы /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Создание форм различных видов в базе данных "Институт". /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
Консультации по изучсенному материалу /Конс/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Прилагаются в электронном виде
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Базы данных: Электрон.текстовые данные (электронный ресурс)
http://www.iprbookshop.ru/52139.html
Базы данных: учебно-методическое пособие(эл.ресурс)
http://de.donstu.ru/CDOCourses/e06c915c-7c73-4edb-a2eb-08b88a71705d/2637/2439.pdf
Базы данных: Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторной и контрольной работы
http://www.iprbookshop.ru/47276.html
Саратов: Вузовское образование, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Кузин А.В., Левонисова, С.В.
Базы данных: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
Медведкова И. Е., Бугаев Ю. В., Чикунов С. В.
Базы данных: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/47418.html
Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014
Распределенные базы данных: Лабораторный практикум
http://www.iprbookshop.ru/63129.html
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
Ахметова О. С., Дуйсебаева А. Б., Бертаева К. С.
Базы данных: Учебно-методический комплекс
http://www.iprbookshop.ru/67016.html
Алматы: Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2012
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Базы данных и базы знаний»
Оборудование лаборатории:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя; -набор учебно-методических таблиц.
Технические средства обучения:
-компьютеры с лицензионным программным обеспечением; -мультимедиапроектор, сканер, принтер.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагаются в электронном виде