ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Срок действия программы: 2022-2024 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
__ _________ ____г. № ___
ции
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Раздел 1. Введение. Механика
Тема 1.1. Кинематика
Перечень вопросов для устного опроса
1. Механическое движение. Относительность механического движения.
2. Система отсчета. Системы координат.
3. Материальная точка. Радиус-вектор. Траектория, пройденный путь и перемещение.
4. Средняя и мгновенная скорости.
5. Закон сложения скоростей. Ускорение.
6. Равномерное и равнопеременное прямолинейные движения.
7. Проекция и абсолютное значение скорости и перемещения, координата и пройденный путь при равномерном и равнопеременном движениях.
8. Графики зависимости кинематических величин от времени при равнопеременном движении.
9. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
10. Произвольное криволинейное движение. Нормальное, (центростремительное), тангенциальное и полное ускорения.
11. Период и частота вращения при равномерном движение материальной точки по окружности. Циклическая частота.
12. Равномерное движение материальной точки по окружности. Линейная скорость.
13. Угловая скорость при равномерном движение материальной точки по окружности.
14. Связь между линейными и угловыми кинематическими величинами.
Тема 1.2. Динамика
Перечень вопросов для устного опроса
1. Виды фундаментальных взаимодействий в природе.
2. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
3. Масса тела. Плотность тела. Сила. Принцип суперпозиции сил.
4. Второй закон Ньютона. Импульс тела и силы.
5. Третий закон Ньютона.
6. Закон всемирного тяготения.
7. Сила тяжести. Зависимость ускорения свободного падения от параметров планеты и высоты над ее поверхностью.
8. Движение искусственных спутников. Первая космическая скорость.
9. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением, невесомость.
10. Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука.
11. Сила трения покоя, сила трения скольжения, сила сопротивления.
13. Условия равновесия тела, имеющего ось вращения.
14. Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея.
Тема 1.3. Законы сохранения в механике
Перечень вопросов для устного опроса
1. Импульс системы тел. Закон сохранения импульса. системы тел.
2. Реактивное движение.
3. Механическая работа.
4. Графическая интерпретация работы.
5. Мощность силы. Средняя и мгновенная мощности.
6. Кинетическая энергия тела. Теорема о кинетической энергии.
7. Работа силы тяжести. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести.
8. Потенциальная энергия гравитационного взаимодействия.
9. Работа силы упругости. Потенциальная энергия деформированной пружины.
10. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
11. Абсолютно упругий и неупругий удары двух тел.
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории
Перечень вопросов для устного опроса
1. Основные положения молекулярно-кинетической теории.
2. Броуновское движение. Диффузия.
3. Агрегатные состояния вещества.
4. Атом и молекула. Масса и размеры молекул. Относительная молекулярная масса.
5. Количество вещества. Моль. Концентрация молекул.
6. Молярная масса вещества.
7. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
8. Температура. Термометр.
9. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Абсолютная температурная шкала.
10. Скорость молекул идеального газа. Опыт Штерна.
11. Среднеквадратичная и наиболее вероятная скорости молекул газа.
Тема 2.2. Основы термодинамики
Перечень вопросов для устного опроса
1. Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие.
2. Макро и микропараметры термодинамической системы.
3. Уравнение состояния идеального
4. Изотермический, изобарный и изохорный процессы.
5. Закон Дальтона.
6. Внутренняя энергия тела, способы ее изменения.
7. Количество теплоты. Теплопередача. Теплоемкость тел. Удельная теплоемкость вещества.
8. Внутренняя энергия идеального газа.
9. Работа идеального газа. Графическая интерпретация работы.
10. Первый закон термодинамики.
11. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам идеального газа.
12. Адиабатический процесс.
13. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.
14. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.
15. Цикл Карно, его КПД.
16. Диаграмма состояний вещества. Фазовые переходы.
17. Плавление и кристаллизация, удельная теплота плавления.
18. Испарение, конденсация и парообразование, удельная теплота парообразования.
19. Кипение. Зависимость температуры кипения жидкости от давления.
20. Горение. Удельная теплота сгорания топлива.
21. Уравнение теплового баланса.
Тема 2.3. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.
Перечень вопросов для устного опроса
1. Реальные газы.
2. Насыщенные и ненасыщенные пары.
3. Влажность воздуха (абсолютная и относительная).
4. Жидкое состояние вещества. Поверхностное натяжение.
5. Смачивание и не смачивание. Капиллярные явления.
6. Кристаллические и аморфные тела.
7. Кристаллическая решетка. Моно- и поликристалл.
8. Механические свойства твердых тел. Упругие деформации.
9. Закон Гука. Диаграмма напряжений..
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1. Электростатика
Перечень вопросов для устного опроса
1. Электризация тел. Электрический заряд.
2. Дискретность электрического заряда. Элементарные носители заряда. Закон сохранения электрического заряда.
3. Взаимодействия заряженных тел в вакууме. Закон Кулона. Принцип суперпозиции.
4. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
5. Поток вектора напряженности. Теорема Гаусса.
6. Работа кулоновских сил. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле.
7. Потенциал. Потенциал точечного заряда. Потенциал проводящего шара.
8. Силовые линии и эквипотенциальные поверхности.
9. Разность потенциалов. Связь разности потенциалов с напряженностью электростатического поля.
10. Потенциальная энергия взаимодействия системы зарядов.
11. Энергия электростатического поля заряженного проводящего шара.
12. Диполь. Электростатическое поле диполя.
13. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.
14. Диэлектрическая проницаемость вещества.
15. Проводники в электростатическом поле.
16. Электроемкость уединенного проводника. Электроемкость металлического шара.
17. Конденсаторы. Емкость плоского конденсатора.
18. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов.
19. Энергия заряженного конденсатора. Объемная плотность энергии .
Тема 3.2. Постоянный электрический ток
Перечень вопросов для устного опроса
1. Электрический ток. Сила тока. Плотность тока.
2. Закон Ома для однородного участка цепи. Сопротивление проводников.
3. Последовательное и параллельное соединения проводников.
4. Реостат и потенциометр.
5. Амперметр в цепи постоянного тока. Шунт.
6. Вольтметр в цепи постоянного тока. Добавочное сопротивление.
7. Источник тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила.
8. Работа и мощность тока.
9. Напряжение. Закон Ома для неоднородного участка цепи.
10. Закон Ома для замкнутой цепи.
11. Напряжение на внешней части цепи. Ток короткого замыкания.
12. Работа и мощность источника тока на внутренней и внешней частях цепи.
13. КПД источника тока.
14. Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца.
15. Разветвленная цепь. Правила Кирхгофа.
16. Электрический ток в металлах. Носители свободных электрических зарядов в металлах.
17. Зависимость удельного сопротивления проводника от температуры.
17. Сверхпроводимость.
18. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Носители свободных электрических зарядов.
19. Закон Фарадея для электролиза. Электрохимический эквивалент вещества. Число Фарадея.
20. Электрический ток в газах. Носители свободных электрических зарядов в газе.
21. Плазма.
22. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия.
23. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка. Осциллограф.
24. Полупроводники. Электрический ток в полупроводниках.
25. Собственная проводимость полупроводников,
26. Примесная проводимость полупроводников,
27. р-n-переход. Полупроводниковый диод.
Тема 3.3. Магнитное поле
Перечень вопросов для устного опроса
1. Опыт Эрстеда. Магнитное взаимодействие токов.
2. Магнитное поле, индукция магнитного поля.
3. Сила Ампера.
4. Сила Лоренца.
5. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле.
6. Диамагнетики. Парамагнетики.
7. Ферромагнетики. Магнитная проницаемость вещества.
8. Напряженность магнитного поля.
9. Постоянные магниты.
Тема 3.4. Электромагнитная индукция
1. Поток вектора магнитной индукции.
2. Явление электромагнитной индукции.
3. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
4. ЭДС индукции в проводниках, движущихся в магнитном поле.
5. Индуктивность соленоида.
6. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции.
7. Токи Фуко. Энергия магнитного поля.
8. Генератор постоянного тока.
9. Магнитная запись информации.
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1. Механические колебания и волны
Перечень вопросов для устного опроса
1. Гармонические колебания.
2. Уравнение гармонических колебаний.
3. Амплитуда, фаза, начальная фаза, период, частота и циклическая частота колебаний.
4. Свободные, вынужденные и автоколебания колебания.
5. Математический маятник. Период колебаний.
6. Пружинный маятник. Период колебаний.
7. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
8. Затухающие колебания.
9. Вынужденные колебания. Резонанс..
10. Распространение колебаний в упругих средах.
11. Поперечные и. продольные волны.
12. Волновой фронт. Волновая поверхность.
13. Уравнение гармонической волны.
14. Длина, период и частота волны.
15. Фаза волны.
16. Скорость распространения волны.
17. Поток энергии. Затухание волн.
18. Звуковые волны. Скорость звука.
19. Ультразвук, инфразвук.
Тема 4.2. Электромагнитные колебания и волны
Перечень вопросов для устного опроса
1. Колебательный контур.
2. Превращение энергии в колебательном контуре.
3. Собственная частота колебаний в контуре.
4. Вынужденные электромагнитные колебания.
5. Переменный электрический ток.
6. Действующие значения напряжения и силы переменного тока.
7. Трансформатор. Режим холостого хода и нагрузки. Коэффициент трансформации.
8. Получение, передача и потребление электроэнергии.
9. Основные положения теории Максвелла. Электромагнитное поле.
19. Электромагнитные волны, скорость их распространения.
11. Свойства электромагнитных волн.
12. Излучение и прием электромагнитных волн.
13. Радиосвязь. Радиолокация.
Раздел 5. Оптика.
Тема 5.1. Оптика
Перечень вопросов для устного опроса
1. Свет. Световой луч. Прямолинейное распространение света.
2. Закон отражения света. Плоское зеркало.
3. Закон преломления света. Показатель преломления.
4. Полное внутреннее отражение.
5. Ход лучей в плоскопараллельной пластине и треугольной призме.
6. Сферическая линза. Фокусное расстояние линзы.
7. Построение изображения в тонкой линзе.
8. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы.
9. Линейное увеличение линзы.
10. Простейшие оптические системы: глаз, очки, фотоаппарат, микроскоп, телескоп.
11. Свет как электромагнитная волна. Когерентность.
12. Принцип Гюйгенса.
13. Интерференция света.
14. Интерференция света в тонких пленках.
15. Опыт Юнга.
17. Принцип Гюйгенса-Френеля. Дифракция света.
18. Дифракционная решетка.
19. Естественный свет. Поляризация света.
20. Дисперсия света.
21. Шкала электромагнитных волн.
22. Радиоволны.
23. Инфракрасное излучение. Видимый свет. Ультрафиолетовое излучение.
24. Рентгеновское излучение. Гамма- излучение.
Тема 5.2. Элементы теории относи-тельности
Перечень вопросов для устного опроса
1. Постулаты специальной теории относительности.
2. Инвариантность скорости света. Опыт Майкельсона.
3. Релятивистское сокращение длины стержня.
4. Релятивистское замедление длины стержня.
5. Релятивисткой закон сложения скоростей.
6. Относительность расстояний и временных промежутков.
7. Релятивистская динамика. Масса покоя.
8. Энергия покоя частицы.
9. Полная энергия релятивисткой частицы.
10. Кинетическая энергия релятивисткой частицы.
Раздел 6. Строение атома и квантовая физика. Основы астрофизики
Тема 6.1. Световые кванты
Перечень вопросов для устного опроса
1. Тепловое излучение.
2. Экспериментальные законы теплового излучения
3. Гипотеза Планка.
4. Внешний фотоэффект. Опыты Столетова.
5. Вольтамперная характеристика фотоэлемента. Работа выхода. Красная граница фотоэлемента. 6. Задерживающее напряжение.
7. Фотон. Энергия и импульс фотона.
8. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта.
9. Применение фотоэффекта в технике.
10. Люминесценция. Химическое действие света.
11. Давление света. Опыты Лебедева.
12. Корпускулярно-волновой дуализм света.
Тема 6.2. Основы квантовой физика. Атом Атомное ядро
Перечень вопросов для устного опроса
1. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц.
2. Ядерная модель атома.
3. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.
4. Непрерывный и линейчатый спектры. Спектральный анализ.
5. Гипотеза Луи-де-Бройля.
6. Дифракция электронов.
7. Корпускулярно-волновой дуализм вещества.
8. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
9. Электрический заряд и масса ядра. Ядерные силы.
10. Изотопы.
11. Дефект масс. Энергия связи.
12. Радиоактивность.
13. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
14. Альфа-, бета- и гамма-излучение.
15. Искусственная радиоактивность.
16. Ядерные реакции.
17. Термоядерная реакция.
18. Физические основы ядерной энергетики. Ядерный реактор.
19. Регистрация излучения. Метод фотоэмульсий.
20. Сцинтилляционные счетчики.
21. Камера Вильсона.
22. Счетчик Гейгера.
23. Биологическое действие излучения. Методы защиты от излучения.
24. Элементарные частицы.
25. Античастицы.
26. Современное представление о строении материи.
Перечень вопросов для устного опроса
1. Виды фундаментальных взаимодействий.
2.Современные представления о строении Вселенной.
3.Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной.
4.Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
5.Основы теории «Большого взрыв».
6.Современные представления о строении, происхождении и эволюции Солнечной системы.
7. Современные представления о строении нашей галактики.
8. Современные представления о строении галактик
2.2. Вопросы для проведения текущего контроля на лабораторных занятиях.
Раздел 1. Введение. Механика
Лабораторная работа №1. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Что представляет собой математический маятник?
3. От чего зависит период его свободных колебаний математического маятника?
4. В каких точках траектории тела математического маятника оно имеет максимальную скорость, потенциальную энергию, кинетическую энергию, ускорение, силу натяжения нити?
5. Вывести формулу для периода колебаний математического маятника.
6. Как изменится период математического маятника, если изменить его длину, амплитуду колебаний?
7. Как влияет число полных колебаний на точность используемого метода?
8. Дайте определение гармонических колебаний.
9. Напишите уравнение таких колебаний, поясните физический смысл величин, входящих в него.
10. Опишите порядок обработки результатов при прямых измерениях.
11. От чего зависит ускорение свободного падения.
Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения с помощью машины Атвуда
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Какие физические законы лежат в основе данного эксперимента по определению ускорения свободного падения?
3. Расскажите, как работает экспериментальная установка.
4. Какие измерения в этом эксперименте являются прямыми, а какие косвенными?
5. В лабораторной работе предлагается выполнить две серии измерений. В чем отличие этих серий?
6. Какова последовательность измерений в данной работе?
7. Расскажите, какие величины вы будете вносить в таблицу экспериментальных измерений.
8. По какому методу оценивается абсолютная погрешность прямых измерений?
9. Запишите расчетную формулу для ускорения свободного падения. Укажите, какие величины в нее входят.
10. Сформулируйте закон всемирного тяготения.
11. Каковы ограничения на применение закона всемирного тяготения в формулировке Ньютона?
12. Объясните физический смысл ускорения свободного падения.
13. В чем отличие силы всемирного тяготения и силы тяжести?
14. Чем отличаются сила всемирного тяготения и вес тела? Приведите примеры.
15. Объясните зависимость ускорения свободного падения тела от суточного вращения Земли вокруг своей оси – на полюсе; на экваторе.
16. Как влияет сплюснутость Земли у полюсов на величину ускорения свободного падения?
17. Получите выражение для ускорения свободного падения на произвольной высоте Н над поверхностью Земли.
18. Как определить угловую скорость блока экспериментальной установки в момент окончания движения?
19. Как связано угловое ускорение точек обода блока с линейным ускорением грузов в установке?
20. Как определить нормальное ускорение точек обода блока?
21. Сформулируйте закон сохранения механической энергии и запишите его применительно к экспериментальной установке без учета работы сил трения.
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика
Лабораторная работа №3. Определение отношения молярных теплоемкостей воздуха в процессах при постоянном давлении и при постоянном объеме методом Клемана и Дезорма
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Какой газ называется идеальным? При каких условиях реальные газы можно считать идеальными газами?
3. Какими термодинамическими параметрами характеризуется состояние газов? Каков физический смысл этих величин и как измеряются эти величины?
4. Какое уравнение называется уравнением состояния идеального газа?
5. Какие процессы называются изопроцессами? Запишите уравнения изопроцессов в идеальных газах.
6. Изобразите графики изопроцессов в различных системах координат: (p,V), (p,T) и (V,T).
7. Какие термодинамические процессы происходят с воздухом при выполнении работы?
8. Почему для вычисления показателя адиабаты можно выбирать приближенное оотношение?
9. При нагнетании рабочей массы воздуха m в баллон его температура увеличивается. Каковы причины этого явления?
10. Почему происходит понижение температуры газа при открывании крана?
12. Как можно вычислить температуру воздуха в конце адиабатического расширения?
13. Как зависит величина избыточного давления в баллоне при изохорном нагревании, от времени открывания выпускного крана К2?
14. Как можно вычислить количество газа в граммах, которое закачивается и выпускается из баллона?
15. Почему на практике сложно реализовать квазиравновесный адиабатический процесс?
16. Запишите формулы для расчета работы идеального газа при различных изопроцессах.
17. Что понимается под количеством теплоты?
18. Какие существу-ют способы теплопередачи? Приведите примеры.
19. Что характеризует теплоемкость системы? Удельная и молярная теплоемкости системы?
20. Что понимается под внутренней энергией макроскопической системы?
21. Сформулируйте первый закон термодинамики и запишите его математическое выражение для различных изопроцессов в идеальном газе.
22. Дайте определение адиабатического процесса и запишите его уравнение (уравнение Пуассона).
23. Почему теплоёмкость системы зависит от способа нагревания?
Лабораторная работа №4. Определение влажности воздуха
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Какой процесс называют испарением?
3. Какой процесс называют конденсацией?
4. Какой процесс называют парообразованием?
5. Какой процесс называют кипением?
6. Как зависит температура кипения воды от атмосферного давления?
7. Какой пар называется насыщенным? Ненасыщенным?
8. Назовите основные узлы экспериментальной установки и укажите их назначение.
9. Почему показания влажного термометра психрометра меньше показаний сухого термометра?
10. При каком условии разность показаний сухого термометра психрометра и влажного термометра наибольшая?
11. Назовите основные узлы конденсационного гигрометра и укажите их назначение.
12. Что называется, абсолютной влажностью воздуха?
13. Что называется абсолютной, относительной влажностью воздуха?
14. Почему с увеличением температуры влажного воздуха его относительная влажность уменьшается?
15. Температура в помещении понижается, а абсолютная влажность остается прежней. Как изменится разность показаний термометров психрометра?
16. Как влияет скорость воздуха на отклонение показания смоченного термометра от истинного значения температуры мокрого термометра?
17. Дайте определение понятию точки росы.
18. Почему после жаркого дня роса бывает более обильна?
Раздел 3. Электродинамика
Лабораторная работа №5. Исследование электростатического поля
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Объясните принцип работы экспериментальной установки.
3. Что понимают под электростатическим полем?
4. Перечислите основные характеристики электростатического поля?
5. Как можно графически изобразить электростатическое поле?
6. Что такое эквипотенциальная поверхность?
7. Что такое силовая линия?
8. Как направлены силовые линии по отношению к эквипотенциальной поверхности?
9. В чем состоит принцип работы установки?
10. Какие зависимости для потенциала поля вы должны построить в данной работе?
11. Как рассчитывается напряженность поля между соседними эквипотенциальными линиями?
12. Какие графические зависимости вы должны представить в данной работе?
13. Каков физический смысл напряженности электростатического поля?
14. Каков физический смысл потенциала электростатического поля?
15. Каков физический смысл рзности потенциалов?
16. Может ли напряженность электростатического поля меняться скачком?
17. Может ли потенциал поля меняться скачком?
18. Как связаны напряженность и разность потенциалов?
19. Являются ли эквипотенциальные линии замкнутыми?
20. Являются ли силовые линии замкнутыми?
21. Какое поле называется потенциальным?
22. Почему электростатическое поле потенциально?
23. Почему поверхность проводника всегда эквипотенциальна?
24. Докажите, что силовые линии всегда перпендикулярны эквипотенциальной поверхности.
25. Сформулируйте теорему Гаусса для напряженности электростатического поля в вакууме.
26. Объясните, почему по сгущению силовых линий можно судить о величине напряженности электростатического поля.
27. Запишите формулу для вычисления напряженности поля, созданного точечным зарядом.
29. Запишите формулу для вычисления напряженности поля, созданного однородно заряженной сферой.
30. Запишите формулу для вычисления потенциала поля, созданного точечным зарядом.
31. Запишите формулу для вычисления напряженности поля, созданного точечным бесконечной равномерно заряженной плоскостью.
32. Запишите формулу для вычисления потенциала поля, созданного однородно заряженной сферой.
Лабораторная работа №6. Определение индукции магнитного поля, прямолинейного проводника с током
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Перечислите источники магнитного поля.
3. Как можно обнаружить существование магнитного поля?
4. В чем суть опыта Эрстеда.
5. Какая величина является силовой характеристикой магнитного поля?
6. Пусть магнитное поле создано линейным током. Сформулируйте правило буравчика (правого винта), связывающего направление тока и вектора магнитной индукции в данной точке пространства.
7. Сформулируйте принцип суперпозиции магнитных полей.
8. Укажите направления вектора индукции магнитного поля в произвольной точке вокруг прямолинейного проводника с током.
9. Нарисуйте силовые линии индукции магнитного поля, созданного бесконечно длинным прямым током.
10. Что представляют собой силовые линии магнитного поля, создаваемого постоянным магнитом.
11. Опишите опыты Ампера по магнитному взаимодействию токов.
12. Напишите формулу для силы Ампера.
13. Сформулируйте правило, по которому определяется направление силы Ампера.
14. Напишите формулу для силы Лоренца.
15. Сформулируйте правило, по которому определяется направление силы Ампера.
16. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле, вычисление параметров ее траектории.
17. Запишите выражения для магнитной индукции поля, созданного бесконечно длинным прямым током.
18. Как и почему влияет ориентация датчика в пространстве на результаты его показаний?
19. Может ли в предложенном экспериментальном методе использоваться постоянный ток для создания магнитного поля?
20. Какое физическое явление положено в основу работы индукционного датчика?
21. Почему, измеряя напряжение, возникающее в индукционном датчике, можно судить о величине индукции магнитного поля в месте нахождения датчика?
22. Почему площадь датчика должна быть мала?
Раздел 4. Колебания и волны
Лабораторная работа №7. Исследование затухающих электромагнитных колебаний
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Какие колебания называются гармоническими?
3. Запишите уравнение гармонических колебаний.
4. Дайте определения амплитуды, фазы, начальной фазы, периода, частоты и циклической частоты колебаний.
5. Какие колебания называются свободными?
6. Какие колебания называются вынужденными?
7. Что представляет собой идеальный колебательный контур?
8. В какой колебательной системе вы будете наблюдать затухающие колебания?
9. Объясните принцип работы экспериментальной установки.
10. Какие основные характеристики затухающих колебаний вы знаете?
11. Что понимается под периодом собственных колебаний Т0, как он связан с периодом затухающих колебаний T?
12. Нарисуйте зависимость U(t) для затухающих колебаний.
13. Как амплитуда затухающих колебаний зависит от времени?
14. Затухающие колебания каких величин происходят в RLC-контуре?
15. Колебания какой величины воспроизводятся на экране осциллографа?
16. Объясните причину затухания колебаний в контуре.
17. Запишите выражение для изменения со временем энергии колебаний в контуре.
18. Что такое время релаксации, как его определить?
19. Дайте определение декремента и логарифмического декремента затухания.
Раздел 5. Оптика. Элементы теории относительности
Лабораторная работа №8. Изучение преломления света и определение показателя преломления прозрачных сред
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Световой луч. Прямолинейное распространение света.
3. Сформулируйте и запишите законы отражения и преломления света.
4. Построение изображения в плоском зеркале.
5. Дайте определение абсолютного и относительного показателей преломления.
6. Запишите зависимость абсолютного показателя преломления от длины волны
7. Сформулируйте и запишите законы преломления света.
8. В каких случаях свет на границе раздела двух прозрачных сред не преломляется?
10. Получить формулу для определения предельного угла полного внутреннего отражения.
11. Что происходит с величиной коэффициента преломления при увеличении длины волны?
12. Скорость каких лучей в стекле больше: красных? зеленых? синих? белых?
13. Постройте изображение дня водоема (камня на дне), каким его видит человек стоящий на берегу, для случаев различных углов наблюдения?
14. Построить изображение предмета, находящегося над водой, каким его видит рыба, находящаяся под водой?
15. Почему при наблюдении предмета сквозь слой воды или стекла он кажется приближенным к наблюдателю? Построить ход лучей.
16. Нарисуйте ход монохроматических лучей в плоскопараллельной пластине.
17. Нарисуйте ход монохроматических лучей в треугольной призме.
Раздел 6. Строение атома и квантовая физика. Основы астрофизики
Лабораторная работа №9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как достигается поставленная цель?
2. Каков состав ядра атома?
3. Чем определяется электрический заряд и масса ядра?
4. Какие частицы называю элементарными частицами.
5. В чем суть метода метода фотоэмульсий?
6. Как устроен счетчик Гейгера?
7. Принцип работы счетчика Гейгера.
8. Каков принцип работы камеры Вильсона?
9. Какая сила действует на заряженную частицу в камере Вильсона?
10. Как меняет сила, действующая на заряженную частицу в камере Вильсона на направление и величину скорости частицы?
11. Что понимают под релятивистской частицей?
12. Как находят в донной работе радиус кривизны трека заряженных частиц?
13. Какие характеристики движения электрона вы должны получить в данной работе?
14. Какая сила действует на движущуюся заряженную частицу в магнитном поле?
15. Как найти направление силы Лоренца, если известны направление магнитной индукции поля и скорости частицы? Приведите пример.
16. Почему в камере Вильсона к концу пробега радиус трека электрона уменьшается?
17. Что такое энергия покоя релятивистской частицы?
18. Из чего складывается полная энергия релятивистской частицы?
19. Чему равен импульс релятивистской частицы?
20. Как связан импульс релятивистской частицы с полной энергией частицы?
21. Запишите зависимость от скорости релятивистской частицы ее массы, полной и кинетической энергии.
22. При изучении движения заряженных частиц в магнитном поле используются, как правило, релятивистские частицы. Чем это вызвано?
23. Электрон движется в однородном поле. Чему равна работа магнитной силы, действующей на электрон?
24. Какова траектория движения заряженной частицы, влетающей в однородное магнитное поле в вакууме, если ее скорость перпендикулярна линиям магнитной индукции?
25. Какова траектория движения заряженной частицы, влетающей в однородное магнитное поле в вакууме, если вектор ее скорости составляет отличный от нуля угол α с линиями магнитной индукции?
26. Пучок электронов с разными скоростями влетает в однородное магнитное поле перпендикулярно силовым линиям поля. Нарисуйте траектории движения электронов.
27. Пучок разнородных частиц с близкими скоростями влетает в однородное магнитное поле перпендикулярно силовым линиям поля. Какая разница в отклонении полем при прочих равных условиях: а) ионов положительных и отрицательных; б) ионов, заряженных однократно, двукратно и более; в) ионов с большим и малым молекулярным весом?
2.3. Вопросы для проведения экзамена
1.Предмет и задачи механики. Модели механики: материальная точка, твёрдое тело, система отсчета.
2.Механическое движение. Траектория, путь, перемещение материальной точки. Скорость.
3.Ускорение материальной точки. Ускорение при криволинейном движении материальной точки: касательное и нормальное ускорения.
4.Движение материальной точки по окружности. Угловое перемещение, скорость и ускорение.
5.Инерциальные системы отсчёта. Законы Ньютона. Принцип суперпозиции сил.
6.Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес.
7.Сила упругости (закон Гука). Контактные силы (реакция опоры и трения). Сила сопротивления среды.
8.Импульс механической системы. Закон сохранения импульса механической системы.
9.Работа в механике. Свойства механической работы. Мощность силы.
10. Кинетическая энергия материальной точки и механической системы. Теорема о кинетической энергии.
11.Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести и в поле упругих сил.
12.Механическая энергия системы. Теорема об изменении механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
13.Гармонические колебания. Уравнение гармонических колебаний. Основные характеристики гармонических колебаний.
14.Скорость и ускорение при гармонических колебаниях.
15.Математический, физический и пружинный маятники. Энергия при гармонических колебаниях.
16.Затухающие колебания. Основные характеристики. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания
18.Момент силы. Плечо силы. Условия равновесия тела, имеющего ось вращения.
19.Давление. Закон Паскаля. Статическое давление жидкости. Условие равновесия жидкостей в сообщающихся сосудах. Гидравлический пресс.
20.Закон Архимеда. Условие плавания тел. Уравнение Бернулли.
21.Основные положения и понятия МКТ. Относительная атомная (молекулярная) масса вещества. Количество вещества. Молярная масса.
22.Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории для давления ИГ. Закон Дальтона.
23.Температура. Термометр. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Абсолютная температурная шкала.
24.Скорость молекул идеального газа. Распределение молекул по скоростям. Среднеквадратичная и наиболее вероятная скорости молекул газа.
25.Уравнение Клапейрона – Менделеева. Изопроцессы в идеальном газе (уравнения и графики).
26.Внутренняя энергия. Внутренняя Количество теплоты. Теплоемкость. энергия идеального газа. Свойства внутренней энергии.
27.Работа расширения идеального газа и ее вычисление при различных термодинамических процессах. Графическая интерпретация работы идеального газа.
28.Первый закон термодинамики. и его применение к изопроцессам. Теплоемкость идеального газа.
29.Адиабатический процесс. Уравнение Пуассона.
30.Второе начало термодинамики (значение). Тепловая машина и ее КПД. Идеальная тепловая машина.
31.Диаграмма состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Испарение, конденсация и парообразование.
32.Кипение. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Горение. Удельная теплота сгорания топлива.
33.Реальные газы. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Жидкое состояние вещества. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
34.Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. Закон Гука. Диаграмма напряжений.
35.Электрический заряд и его свойства. Закон Кулона. Принцип суперпозиции
36.Напряженность электростатического поля. Силовые линии. Принцип суперпозиции.
37.Работа кулоновских сил. Потенциальная энергия точечного заряда в электростатическом поле. Принцип суперпозиции.
38.Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Потенциал точечного заряда и проводящего шара. Принцип суперпозиции.
39.Проводники в электростатическом поле. Поле внутри проводника и у его поверхности. Электроемкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора
40.Диэлектрики в электростатическом поле. Электрический диполь. Типы диэлектриков и их поляризация.
41.Постоянный ток, условия его возникновения. Сопротивление проводников. Реостат и потенциометр. Гальванометр. Амперметр и вольтметр в цепи постоянного тока.
42.Закон Ома для однородного участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
43.Электродвижущая сила. Напряжение. Закон Ома для замкнутой цепи. Напряжение на внешней части цепи. Ток короткого замыкания.
44.Работа и мощность тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца.
45. Электрический ток в металлах. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.
46.Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводника.
47.Магнитное поле, индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции. Постоянные магниты. Магнитное поле тока.
48.Сила Ампера. Контур с током в однородном магнитном поле. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле.
49.Магнитное поле в веществе. напряженность магнитного поля
50.Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. И закон Фарадея для ЭДС индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
51.Явление самоиндукции. Индуктивность. Индуктивность соленоида. Энергия магнитного поля.
52.Трансформатор. Получение, передача и потребление электроэнергии.
53.Пдеальный колебательный контур. Период свободных колебаний. Вынужденные колебания. Переменный ток.
54.Свет. Законы отражения и преломления света. Показатель преломления. Полное внутреннее отражение. Плоское зеркало.
55.Сферическая линза. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения в тонкой линзе. Простейшие оптические системы.
56.Электромагнитные волны, скорость их распространения. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.
57.Поляризация света. Дисперсия света.
58.Интерференция света и ее применение в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка.
59.Основы специальной теории относительности Эйнштейна. Относительность расстояний и временных промежутков.
60.Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. Масса покоя. Энергия покоя.
61.Тепловое излучение, основные его свойства и закономерности. Гипотеза Планка.
62.Фотон. Энергия и импульс фотона. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Законы внешнего фотоэффекта.
63.Давление света. Люминесценция. Корпускулярно-волновой дуализм света.
64.Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома.
65.Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Непрерывный, полосатый и линейчатый спектры. Спектральный анализ.
67.Состав ядра атома. Нуклоны. Изотопы. Дефект масс. Энергия связи ядра атома.
68.Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
69.Ядерные реакции. Деление тяжелых ядер. Термоядерная реакция. Синтез легких ядер
70.Физические основы ядерной энергетики. Ядерный реактор. Биологическое действие излучения. Методы защиты от излучения.
71.Элементарные частицы. Античастицы. Современное представление о строении материи. Методы наблюдения и регистрации излучения (заряженных частиц).
72.Концепции возникновения Вселенной. Основы теории «Большого взрыва». Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система.
1.Движение тела вдоль оси ОХ описывается уравнением x = 2 + 3t + t2 (м). Определить среднюю скорость его движения за три секунды.
2.Найдите линейную скорость Земли при её орбитальном движении. Средний радиус земной орбиты R = 1,5108 км.
3.Когда к пружине длиной l0 = 13 см подвесили груз массой в m = 1 кг, длина пружины стала равной l = 15 см. Каков коэффициент жесткости пружины?
4.Найти силу гравитационного взаимодействия Земли массой M = 5,981024 кг и Луны массой m = 7,351022 кг, если среднее расстояние между их центрами r = 3,84108 м.
5.Автомобиль движется со скоростью = 20 м/с по дороге с закруглением радиусом R = 200 м. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля ац?
6.Вагон, масса которого m = 15 т, двигаясь со скоростью 1 = 36 км/ч, останавливается, пройдя по инерции расстояние l = 0.5 км. Вычислите силу трения.
7. Два тела (m1 = 3 кг, m2 = 2 кг), двигаются навстречу друг другу со скоростями 1 = 2 м/с, 2 = 3 м/с. Определить скорость шаров после неупругого удара.
8. Тело массой m = 1 кг движется прямолинейно из состояния покоя под действием постоянной силы. Какую работу A должна совершить эта сила, чтобы скорость тела стала равной 10 м/с?
9. Чему равно давление на грунт трактора массой m = 1 т на двух гусеницах длиной l = 4 м и шириной a = 0,2 м каждая.
10. Найдите массу груза, который на пружине жесткостью k = 25 Н/м совершает N = 20 колебаний каждые t = 16 с.
11. Груз массой 400 г совершает горизонтальные колебания на пружине жесткостью 250 Н/м. Амплитуда колебаний 15 см. Найдите его максимальную скорость. (3.75 м/с)
12. Газ изотермически сжат от первоначального объема V1 = 0,15 см3 до V2 = 0,3 см3. Давление при этом повысилось на p = 20 Н/см2 Каково первоначальное давление газа?
13. При температуре T1 = 300 К давление газа в закрытом сосуде было p1 = 75103 Па. Каким будет давление p2 при температуре T2 = 260 К?
14. Чему равна средняя кинетическая энергия поступательного движения молекулы идеального газа при температуре t = 210 С, если постоянная Больцмана k = 1,3810-23 Дж/К?
15. Два грамма гелия, расширяясь адиабатически, совершили работу равную Аг = 300 Дж. Молярная масса гелия = 4 г/моль. Найти изменение температуры гелия.
16. Определить внутреннюю энергию = 10 моль одноатомного идеального газа при температуре t = 27 C?
17. Определить количество теплоты, получаемой тепловой машиной от нагревателя Qн, если она за один цикл она отдает холодильнику Qх = 300 Дж теплоты. КПД машины - = 70%.
18. Определить количество теплоты необходимого для нагревании куска железа массой m = 500 г на t = 10 С. Удельная теплоёмкость железа с = 460 кДж/(Ккг).
19. Какая сила действует на заряд 1210-9 Кл, помещённый в точку, в которой напряжённость электростатического поля равна 2103 В/м?
20. На точечный заряд 10 нКл, помешенный в некоторую точку поля, действует сила 210-8 Н. Определить модуль напряженности электрического поля в этой точке.
21. Конденсатор заряжен до разности потенциалов 600 В и отключен от источника тока. Определите разность потенциалов между пластинами конденсатора, если расстояние между ними уменьшится вдвое. (300 В)
22. Напряженность электрического поля плоского воздушного конденсатора емкостью 4 мкФ равна 1 Кв/м. Расстояние между обкладками конденсатора 1 мм. Определите энергию электрического поля конденсатора. (2 мкДж)
23. Какой заряд проходит через лампочку в течении одного часа, если мощность лампочки 100 Вт, а напряжение в сети 100 В? (3600 Кл)
24. Разность потенциалов на концах железной проволоки длиной 5 м равна 4,2 В. Определите плотность тока в проволоке при температуре 120оС. (4,1 МА/м2)
25. Найдите внутреннее сопротивление источника тока, если его ЭДС 12 В, а напряжение на зажимах источника 10 В, при силе тока 1 А. (2 Ом)
26. Магнитное поле действует на движущийся электрон силой 3,210-16 Н. Индукция магнитного поля 2 Тл. Электрон движется под углом 90 к линиям магнитной индукции. Определите скорость электрона. (1 км/с)
27. Чему равна средняя ЭДС, возникающая в контуре площадью 2 м2, если магнитное поле с индукцией 1 Тл,
28. Атом ртути, получив при соударении с электроном энергию 7.8410-19 Дж, излучает квант света. Определите частоту излучения. (1.21015 Гц)
29. Красная граница фотоэффекта для некоторого металла 307 нм. Какова максимальная скорость фотоэлектронов при облучении этого металла ультрафиолетом длиной волны 200 нм? (8.73105 м/с)
30. Высота солнца над горизонтом составляет 38. Под каким углом к горизонту следует расположить зеркало, чтобы осветить солнечными лучами дно вертикального колодца. (64)
31. Луч света падает из воздуха на поверхность среды с показателем преломления 1.41 под углом 45°. Определить угол между отраженным и преломленным лучами. (105°)
32. Свет проходит 5 м. Какое расстояние он пройдет за это же время в воде, если ее показатель преломления 1,33? Скорость света в вакууме 3108 м/с.
33.Свет проходит от некоторого источника из вакуума в стекло. Длина волны света в вакууме 0,5 мкм. Вычислите длину световой волны в стекле, если скорость света в стекле 2105 м/с. (0,33 мкм)
34. Сколько штрихов на 1 мм должна иметь дифракционная решетка, если зеленая линия ртути с длиной волны 546 нм в спектре первого порядка наблюдается под углом З0о? (916)
35.Какая минимальная энергия необходима для расщепления изотопа лития 3Li7 на протоны и нейтроны? (37.7 МэВ = 6.03 кДж)
36. Какая выделится энергия при аннигиляции электрона и позитрона (античастица электрона), если масса каждой из них равна 9,110-31 кг? (1,02 МэВ = 1.6410-13 Дж)
Дополнительные практические задания
1.Велосипедист движется с ускорением а = 0,3 м/с2. Какую скорость приобретает велосипедист через t = 20 с, если его начальная скорость движения 0 = 4 м/с?
2. При передаче газу количества теплоты Q = 20 кДж он совершил работу Aг, равную 53 кДж. Как изменилась внутренняя энергия U газа?
3. Температура нагревателя идеальной тепловой машины T1 = 300 К, а холодильника – T2 = 150 К. Чему равен её КПД?
4. Для превращения твердого тела массой m = 0,1 кг, взятого при температуре плавления, в жидкость потребовалось количество теплоты Q, равное 3,8104 Дж. Чему равна удельная теплота плавления вещества?
5.Определить количество теплоты необходимого для нагревании куска железа массой m = 500 г на t = 10 С. Удельная теплоёмкость железа с = 460 кДж/(Ккг).
6. Идеальный газ совершил работу над внешними телами, равную Aг = 100 Дж, причём его внутренняя энергия U увеличилась на 300 Дж. Какое количество теплоты Q было передано газу?
7. Средний квадрат скорости поступательного движения молекул некоторого газа, находящегося под давлением р = 40 кПа, равен 3,0105 м2/с2. Определить, при данных условиях, плотность этого газа.
8.Плотность некоторого идеального газа при температуре t = 10 °С и давлении p = 105 Па равна = 2 кг/м3. Чему равна средняя молярная масса этого газа.
9.При нагревании газа в закрытом сосуде до температуры T2 = 300 К его давлению взросло, а 1,5 раза. Какова начальная температура T1 газа?
10 Какое количество воды можно нагреть на t = 50 С, сжигая m = 42 кг нефти. Удельная теплота сгорания нефти q = 45 МДж/кг, удельная теплоемкость воды c = 4,2 кДж/(кгК)?
11.Колебательный контур составлен из катушки индуктивностью 0,2 Гн и конденсатора емкостью 10 мкФ. Каков заряд конденсатора в тот момент, когда ток в контуре равен 5 мА, если максимальный ток в контуре 10 мА?
12.Определите угол дифракции для спектра второго порядка с длиной волны 589 им, если на 1 мм дифракционной решетки приходится 50 штрихов. (0,06 рад)
13. Определите скорость распространения света в стекле, если при переходе света из воздуха в стекло угол падения оказался 60о, а угол преломления 30о. (1.7108 м/с)
14.С помощью линзы, оптическая сила которой 4 дптр, необходимо получить действительное увеличенное в 5 раз изображение предмета. На каком расстоянии перед линзой нужно поместить этот предмет? (0,3 м)
15.Работа выхода электронов из кадмия 4,08 эВ. Какова должна быть длина волны света, чтобы при фотоэффекте максимальная скорость вылетающих электронов была 720 км/с. (220 нм)
16.Атом ртути, получив при соударении с электроном энергию 7.8410-19 Дж, излучает квант света. Определите частоту излучения. (1.21015 Гц)
17.Изотоп ртути имеет порядковый номер 80 и массовое число 200, а изотоп урана порядковый номер 92 и массовое число 238. На сколько нейтронов отличаются по составу ядра этих изотопов? (26)
18.Батарея аккумуляторов с внутренним сопротивлением 0.2 Ом питает десять параллельно соединенных ламп сопротивлением 250 Ом каждая. Определите ЭДС батареи, если ток в каждой лампе 0.5 А. (126В)
19.С какой минимальной скоростью должен вылететь электрон с поверхности заряженного шарика радиусом 1 см с зарядом 0,1 нКл, чтобы он мог удалиться от поверхности шарика на расстояние 3 см? (4800 км/с)
20.Определите силу, действующую на проводник длиной 20 см, помещенный в магнитное поле, индукция которого 1,5 Тл, если сила тока в проводнике 10 А и его направление образует угол 30 с направлением поля. (1,5 В)
21.Однородное магнитное поле перпендикулярно плоскости медного кольца диаметром 20 см и толщиной 2 мм. С какой скоростью должна изменяться во времени магнитная индукция, чтобы индукционный ток в кольце равнялся 10 А? (1.1 Тл/с)
22.Реактивный самолет, имеющий размах крыла 50 м, летит горизонтально со скоростью 800 км/ч. Определите разность потенциалов, возникающую между концами крыльев, если вертикальная составляющая индукции магнитного поля Земли равна 50 мкТл. (0.55 В)
23.Во сколько раз изменится длина волны, на которую настроен колебательный контур, если расстояние между обкладками его конденсатора увеличить в четыре раза? (2)
25. Чему равно увеличение изображения, если расстояние от предмета до собирающей линзы 5 см, а от предмета до действительного изображения 35 см. (6)
26. Какое время пройдет на Земле, если в ракете, движущейся со скоростью 0,99с относительно Земли, пройдет 10 лет? (71 год)
2.2. Вопросы для проведения текущего контроля на лабораторных занятиях.
2.3. Вопросы для проведения экзамена по учебной дисциплине
http://www.iprbookshop.ru/79822.html
Восприятие учебной лекции преследует цель получения фактов, осуществления анализа и оценки ее содержания, поэтому рекомендуется вести конспект лекций (запись в виде тезисов), который помогает сконцентрироваться при слушании.
Для эффективного слушания и конспектирования лекций по курсу ТДиТП студентам необходимо уметь анализировать услышанное: осознавать образовательную и развивающую цели лекции, понимать, как преподаватель определяет, раскрывает и ограничивает тему, какие проблемы акцентирует, какие аргументы и доказательства приводит, какие пояснения дает, какие использует примеры, как резюмирует свои идеи и связывает их с темой, какую терминологию использует.
Студентам настоятельно рекомендуется посещать все аудиторные занятия и в ходе лекционных – вести конспект.
Полезно развивать умение слушать критически: связывать материал лекции с уже имеющимися у студентов знаниями из предыдущих дисциплин. Важно опираться на принципы рационального конспектирования: использования плана лекции, стремления понять логику рассуждения в целом, применение различных способов структурирования и рубрицирования текста (короткие абзацы, подчеркивания, символы и проч.), свертывания фраз, сокращения слов и т.п. Рекомендуется периодически перечитывать конспекты и сравнивать новые записи с уже сделанными ранее. Перед рубежным контролем их следует изучить более тщательно.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины ТДиТП, закрепление и углубление полученных знаний и навыков в ходе лекционных, и практических занятий, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
Самостоятельная работа студентов, изучающих курс ТДиТП, включает в себя знакомство с материалом рекомендуемых источников, регулярную проработку лекционного материала, подготовку к практическим и лабораторным занятиям, работу с учебной литературой, подготовку к экзаменам.
Рекомендуется использовать ресурсы глобальной сети Интернет, с целью расширения кругозора, выяснения деталей и нюансов изучаемых вопросов, использования научной литературы и необходимых справочных источников.
При суммировании итогового рейтинга студента, кроме обязательных видов контроля, принимаются во внимание следующие виды учебной деятельности:
- посещение и творческая работа студентов на лекциях (активное участие при прослушивании проблемных лекций, приведение примеров на лекции, участие в обсуждении и т.д.);
- изучение тем, вынесенных на самостоятельную работу.
- выполнение заданий повышенной сложности по желанию.
Если учебные занятия проводятся с использованием ЭО и ДОТ, то при их организации и проведении необходимо руководствоваться соответствующими Методическими рекомендациями.
Методические рекомендации к практическим занятиям (решение задач)
Самостоятельное решение задач является необходимым условием успешного изучения курса ТДиТП. Решение задач помогает успешно освоить теоретический материал, понять смысл законов, закрепляет в памяти математические соотношения законов, прививает навыки и формирует умения по практическому использованию теоретических знаний. Следует отметить, что для решения задач (в частности, по физике, а также по данному курсу) не существует универсального алгоритма. Тем не менее, при решении задач рекомендуется придерживаться следующей схемы, которая зачастую помогает успешно решить задачу.
1. Сделать рисунок или схему (если это возможно), поясняющие содержание задачи, где указать все физические величины, которые помогают понять процесс в рассматриваемой задаче, а также величины, которые используются при решении задачи и могут быть пояснены на рисунке.
2. Записать после слова «Дано: » все величины с числовыми значениями, которые используются при решении задачи, в том числе, взятые из таблиц. Физические величины записываются в системе СИ с указанием их размерностей. После слова «Найти: » записать все величины или соотношения между ними, которые необходимо определить по условию задачи.
3. Записать выражения законов, на которых базируется решение задачи (законы, которыми описываются процессы, указанные в задаче), и привести расшифровку всех буквенных обозначений. Далее необходимо проанализировать полученные уравнения и попытаться мысленно представить последовательность действий по определению неизвестной величины.
4. Задачу необходимо решать в общем виде, т.е. выразить искомую величину в виде формулы, в которую входят все величины, указанные после слова «Дано:». Не допускается вычисление промежуточных величин. Числовые значения (без размерности) подставляются только в конечную (рабочую) формулу, выражающую искомую неизвестную величину.
5. Произвести проверку на размерность. Для этого подставить в рабочую формулу наименования единиц величин и убедиться в правильности наименования искомой величины.
6. Оценить правдоподобность числового ответа. Иногда такая оценка помогает своевременно обнаружить ошибочность полученного результата и устранить её. Например, КПД двигателя не может быть больше единицы; давление газа, его объем – величины положительные и т.д.
7. Каждый этап решения задачи сопровождается краткими и исчерпывающими пояснениями.
Прежде чем начинать самостоятельно решать задачи, рекомендуем ответить на соответствующие вопросы из списка ориентировочных вопросов к экзамену, затем внимательно разобрать помещенные в сборнике примеры решения задач, а также задачи, выполненные с преподавателем в аудитории.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ
К лабораторной работе студенты должны готовиться заранее. Подготовка к лабораторной работе предусматривает ознакомление с теоретическим материалом. Перед выполнением лабораторной работы необходимо внимательно ознакомиться с описанием лабораторной работы, уяснить, в чем состоят цель и рабочее задание.
Теоретические сведения, приведенные в методических указаниях по выполнению лабораторных работ, содержат минимум учебного материала, необходимый для подготовки и выполнения лабораторной работы. Поэтому при подготовке к выполнению лабораторной работы необходимо изучить соответствующие разделы учебника или учебного пособия, рекомендованного преподавателем.
Для выполнения лабораторной работы необходимо оформить отчет. Он оформляется индивидуально каждым студентом, выполнившим необходимые эксперименты (независимо от того, выполнялся ли эксперимент индивидуально или в составе группы студентов). Объём отчёта должен быть оптимальным для понимания того, что и как сделал студент, выполняя работу.
Возможны несколько вариантов оформления отчета:
– на белой бумаге форматом А4 с одной стороны листа с применением печатающих устройств вывода ЭВМ. Формулы и схемы при этом должны быть аккуратно вписаны от руки синей или черной пастой;
– на белой бумаге форматом А4 с одной стороны листа в рукописном виде, с четким и разборчивым почерком;
Отчет по лабораторной работе обязательно должен включать следующие пункты.
1. Титульный лист.
Титульный лист является первым листом отчета. Он не нумеруется. Следующая за титульным листом страница нумеруется цифрой 2. Пример оформления титульного листа приводится в конце данного пункта.
2. Цель работы.
Цель работы отражает тему лабораторной работы, а также конкретные задачи, поставленные студенту на период выполнения работы.
3. Приборы и принадлежности.
В данном пункте необходимо перечислить приборы и оборудование, с помощью которых исследовалось физическое явление и измерялись физические величины.
4. Краткие теоретические сведения.
В данном пункте необходимо привести основные понятия и законы изучаемого в работе явления или процесса. Объем этого пункта не должен превышать 1/3 части всего отчета.
5. Описание экспериментальной установки и методики эксперимента.
В данном пункте приводится схема экспериментальной установки с кратким описанием её работы, излагается методика проведения эксперимента.
6. Расчетные формулы.
В данном пункте приводятся только те формулы, которые будут использованы для определения численных значений физических величин. Все промежуточные формулы не приводятся.
7. Выполнение работы.
В этом пункте приводятся непосредственно результаты, полученные в ходе выполнения лабораторной работы: экспериментально определенные значения физических величин и результаты косвенных измерений, таблицы, графики, диаграммы.
8. Выводы по работе.
В этом пункте формулируются выводы по работе, содержание которых зависит от цели работы.
В тех случаях, когда целью работы является изучение каких- либо законов, то в выводах необходимо сделать заключение о том, подтверждаются ли экспериментом рассматриваемые законы или нет.
В тех случаях, когда в ходе выполнения лабораторной работы определяются известные константы, в выводах необходимо привести сравнение полученных результатов с табличными значениями констант.
В выводах нужно также указать возможные причины расхождения теоретических и практических результатов.
Текущий контроль успеваемости проводится с целью обеспечения своевременной обратной связи, для коррекции и активизации работы обучающихся. С другой стороны, текущий контроль обучающихся служит для оценки объёма и уровня усвоения обучающимся учебного материала в соответствии с её рабочей программой.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Физика» проводится в форме дифференцированного зачёта (1 семестр) и экзамена (2 семестр).
Форма и порядок проведения экзамена
1. Экзамен является формой итоговой оценки качества освоения обучающимся образовательной программы по дисциплине. По результатам экзамена обучающимся выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
2. Экзамен проводиться в форме устного опроса по билетам (вопросам), с предварительной подготовкой. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.
3. Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии, предусмотренной учебным планом.
4. Экзамен начинается в указанное в расписании время, и проводиться в отведенной для этого аудитории.
5. Преподаватель принимает экзамен только при наличии надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
6. Результат экзамена (количество баллов) объявляется студенту непосредственно после его сдачи.
Положительная оценка выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося.
7. Обучающийся, допущенный к экзамену, но получивший при проведении экзаменационной процедуры менее 41 балла считается не сдавшим экзамен и имеющим академическую задолженность.
7. В случае неявки обучающегося для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».
8. В случае использования обучающегося в процессе экзамена недопустимых дополнительных материалов (шпаргалки, и т.д.), несанкционированных технических средств, экзаменатор обязан поставить оценку «неудовлетворительно».
Критерии оценки устного ответа, обучающегося на экзамене.
Выставление баллов за ответ на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний обучающегося.
При оценивании ответа экзаменатор учитывает не только знание фактического материала по программе, умение решать задачи, но и логику, структуру, стиль ответа, уровень самостоятельного мышления, манеру общения, степень готовности к обсуждению вопросов, не вошедших в экзаменационный билет.
Оценка «отлично» (81-100 баллов) выставляется обучающемуся, за:
полный, развернутый ответ на поставленные в билете вопросы; совокупность осознанных глубоких знаний всего учебно-программного материала;
умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой;
усвоение основной литературы, и знакомый с дополнительной литературой рекомендованной программой;
умение самостоятельно пополнять и обновлять свои знания в ходе дальнейшей учебы.
Максимальный балл не ставится в случаях:
пропусков обучающимся лекционных и лабораторных занятий по неуважительным причинам;
неправильных ответов на дополнительные вопросы преподавателя;
если при ответе допущены незначительные недочеты в определении понятий и/или описании законов, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа.
Оценка «хорошо» (61-80 баллов) выставляется обучающемуся, за:
ответ, содержащий в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала (допущены неточности или незначительные ошибки, исправленные обучающимся с помощью преподавателя);
ответ, в котором прослеживается четкая структура и логическая последовательность;
совокупность осознанных знаний всего учебно-программного материала;
умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой;
усвоение основной литературой, рекомендованной программой;
умение самостоятельно пополнять и обновлять свои знания в ходе дальнейшей учебы.
В случаях систематических пропусков обучающимся лекционных и лабораторных занятий по неуважительным причинам ему выставляется не более 75 баллов.
Оценка «удовлетворительно» (41-60 баллов) выставляется обучающемуся, если обучающийся:
допустил незначительные ошибки при выполнении экзаменационных заданий, но исправленные им под руководством преподавателя;
дал ответ, который содержит поверхностные знания важнейших разделов программы;
имеет затруднения с использованием понятийного аппарата и терминологии курса;
имеет стремление логически четко построить ответ;
имеет знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 41 балла) выставляется, если:
- обучающийся имеет представление о содержании дисциплины, но не знает основные положения (темы, раздела, закона и т.д.), к которому относится задание, не способен выполнить задание с очевидным решением- у обучающегося имеются существенные пробелы в знании основного материала по дисциплине;
- в процессе ответа по теоретическому материалу, содержащемуся в вопросах экзаменационного билета, допущены принципиальные ошибки при изложении материала.