2023-2024_090207_51-16-2-9-23ИС_plx_Русский язык
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русский язык
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-2-9-23ИС.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
часов на контроль
18
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
78
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
специалист по информационным системам
96
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17
22
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
22
22
38
38
Практические
18
18
22
22
40
40
Итого ауд.
34
34
44
44
78
78
Кoнтактная рабoта
34
34
44
44
78
78
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
34
34
62
62
96
96
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Салтан А.Н.
_______________________
 
Русский язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 31.08.2022 г.  № 1   

Срок действия программы: 2022-2027 уч.г.

Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Бычкова Мария Владимировна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Бычкова Мария Владимировна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
• воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
1.2
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
1.3
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
1.4
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
1.5
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Литература
2.1.3
2.1.4
Родная литература
2.1.5
Родная литература
2.1.6
История
2.1.7
Литература
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Иностранный язык
2.2.2
Информатика
2.2.3
История
2.2.4
Литература
2.2.5
Физика
2.2.6
2.2.7
Иностранный язык
2.2.8
Основы алгоритмизации и программирования
2.2.9
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.10
Безопасность жизнедеятельности
2.2.11
История
2.2.12
Иностранный язык
2.2.13
Информатика
2.2.14
История
2.2.15
Литература
2.2.16
Основы алгоритмизации и программирования
2.2.17
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.18
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
3.1.2
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
3.1.3
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
3.1.4
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
3.1.5
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- осуществлять  речевой самоконтроль;  оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
3.2.2
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
3.2.3
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
3.2.4
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
3.2.5
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Язык и речь.

 
1.1
Функциональные стили речи. Разговорный стиль.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
1.2
/Пр/

2
1
0
 
1.3
Научный стиль. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
1.4
/Пр/

1
1
0
 
1.5
Публицистический стиль. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
1.6
/Пр/

1
1
0
 
1.7
Официально-деловой стиль. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
1.8
/Пр/

1
1
0
 
1.9
Художественный стиль /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
1.10
/Пр/

1
1
0
 
1.11
Текст и его структура. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
1.12
/Пр/

1
1
0
 
1.13
Функционально-смысловые типы  речи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
1.14
/Пр/

2
1
0
 
 
Раздел 2. Лексика и фразеология.

 
2.1
Лексика и фразеология.

Общеупотребительная лексика.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
1
0
 
2.2
/Пр/

1
1
0
 
стр. 6
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
2.3
Лексика ограниченного употребления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
1
0
 
2.4
/Пр/

2
1
0
 
2.5
Фразеология. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
1
0
 
2.6
/Пр/

2
1
0
 
 
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

 
3.1
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
1
0
 
3.2
/Пр/

2
1
0
 
 
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

 
4.1
Морфемика, словообразование, орфография. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
1
0
 
4.2
/Пр/

2
1
0
 
 
Раздел 5. Морфология и орфография.

 
5.1
Морфология и орфография.

Имя существительное.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
2
0
 
5.2
/Пр/

2
2
0
 
5.3
Имя прилагательное. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.4
/Пр/

1
2
0
 
5.5
Имя числительное. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.6
/Пр/

1
2
0
 
5.7
Местоимение. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.8
/Пр/

1
2
0
 
5.9
Глагол. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.10
/Пр/

1
2
0
 
стр. 7
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
5.11
Причастие /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.12
/Пр/

1
2
0
 
5.13
Деепричастие /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.14
/Пр/

1
2
0
 
5.15
Наречие. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.16
/Пр/

1
2
0
 
5.17
Орфография /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
2
0
 
5.18
/Пр/

2
2
0
 
5.19
Служебные части речи.

Предлог.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.20
/Пр/

1
2
0
 
5.21
Союз. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.22
/Пр/

1
2
0
 
5.23
Частица /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.24
/Пр/

1
2
0
 
5.25
Междометия. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
5.26
/Пр/

1
2
0
 
 
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

 
6.1
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
6.2
/Пр/

1
2
0
 
6.3
Простое предложение. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
6.4
/Пр/

1
2
0
 
стр. 8
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
6.5
Виды осложнений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

1
2
0
 
6.6
/Пр/

1
2
0
 
6.7
Сложные предложения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
2
0
 
6.8
/Пр/

2
2
0
 
6.9
Пунктуация. Роль знаков препинания. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
2
0
 
6.10
/Пр/

2
2
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для текущего контроля по учебной дисциплине

Понятия языка.

Функции языка.

Понятия речи.

Качества речи.

Функциональные стили речи.

Понятие текста. Признаки текста.

Функционально-смысловые типы  речи.

Понятие лексики как раздела науки о языке.

Русская лексика с  точки зрения её происхождения.

Лексика ограниченного употребления.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологические единицы.

Понятие фонетики как раздела науки о русском языке. Звук. Типы звуков. Понятие буквы.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

Морфемика как раздел науки о языке. Понятие морфемы.

Способы образования слов в русском языке.

Морфология как раздел науки о языке. Части речи. Группы частей речи.

Имя существительное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Имя числительное как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Глагол как часть речи.

Причастие как особая форма глагола.

Деепричастие как особая форма глагола.

Наречие как часть речи.

Принципы русской орфографии.

Служебные части речи. Их функция.

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Союз как часть речи. Разряды союзов.

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Междометие  как часть речи.

Синтаксис как раздел науки  о языке. Единицы изучения синтаксиса.

Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды связи слов в словосочетаниях.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Виды простых предложений.

Виды осложнений.

Сложные предложения. Виды сложных предложений.

Пунктуация как раздел науки о языке.  Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания. Роль знаков препинания в письменной и устной речи.

 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
 
стр. 9
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Антонова Е.С.
Русский язык: учебник для студ. СПО

Академия, 2018
50
 
Л1.2
Герасименко Н.А., Леденева В.В.
Русский язык: учебник для студ. СПО

Академия, 2017
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
Николина, Н.А.  
Русский язык: учебник

ЭБС, М.:Просвещение, 2009
30
 
Л2.2
Антонова,Е.С.
Русский язык и культура речи: учебник

ЭБС, М.:Академия, 2008
15
 
Л2.3
Власенков, А.И.
Русский язык: грамматика: учебник

М.: Просвещение, 2006
15
 
Л2.4
под ред. Н.М. Локтионовой
Русский язык и культура речи: учебное пособие [Электронный ресурс]

https://ntb.donstu.ru/content/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi

ЭБС, Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2012
ЭБС
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л3.1
Камнева,Н.В., Шевченко,Л.В.
Русский язык и культура речи : учебник (эл. ресурс)

http://www.iprbookshop.ru/13902.html

ЭБС,Томск:ТГУСУР, Эль Контент, 2013
ЭБС
 
Л3.2
Ю.Е.
Лингвистические словари: Методическая разработка по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов I-II курсов: методическое пособие

https://ntb.donstu.ru/content/lingvisticheskie-slovari-metodicheskaya-razrabotka-po-discipline-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-dlya-studentov-i-ii-kursov

, 2008
ЭБС
 
Л3.3
Н.М. Локтионова, О.С. Харсеева
Методическая разработка по курсу "Русский язык и культура речи" для студентов очной формы обучения. Нормы произношения и ударения в современном русском литературном языке: методическое пособие

https://ntb.donstu.ru/content/metodicheskaya-razrabotka-po-kursu-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-dlya-studentov-ochnoy-formy-obucheniya-normy-proiznosheniya-i-udareniya-v-sovremennom-russkom-literaturnom-yazyke

, 2009
ЭБС
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1

, http://znanium.com/catalog/product/1006893

 
Э2
, http://znanium.com/catalog/product/448841 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
1. Аудитория русского языка и литературы.
 
стр. 10
УП: 090207_51-16-2-9-23ИС.plx
 
7.2
2. Рабочие места обучающихся – 30 шт.
7.3
3. Рабочее место преподавателя – 1 шт.
7.4
4. Доска
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)