2023-2024_090207_51-16-2-9-23ВЕБ_plx_Основы проектирования баз данных
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Прикладная информатика"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы проектирования баз данных
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический  

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
70
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
Разработчик веб и мультимедийных приложений
88
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
42
42
42
42
Практические
28
28
28
28
Консультации
6
6
6
6
Итого ауд.
70
70
70
70
Кoнтактная рабoта
76
76
76
76
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
88
88
88
88
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Андриян И.В.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Зам. нач.ОИТ АО"Красный гидропресс"
_______________________
Пирожков С.С.
 
Директор ООО"Кадсис"
_______________________
Шкуркин Д.В.
 
Основы проектирования баз данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический  

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 20.05.2024 г.  № 10   

Срок действия программы: 2023-2027 уч.г.

Председатель ЦМК "Прикладная информатика"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы проектирования баз данных» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Андриян Оксана Вячеславовна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
1.2
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по специальности СПО, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в части формирования соответствующих общих (ОК):
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОП
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- строить информационную модель данных;
3.1.2
- типы логических моделей;
3.1.3
- этапы проектирования базы данных
3.1.4
- общую теорию проектирования прикладной программы. Коды формирующих компетенций
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- строить информационную модель данных для конкретной задачи;
3.2.2
- выполнять нормализацию базы данных;
3.2.3
- подбирать наилучшую систему управления базами данных (СУБД) - проектировать прикладную информатику
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Основные понятия моделей данных

 
1.1
Изучение основных понятий: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключ. /Лек/

4
5
0
 
 
Раздел 2. Типы моделей данных

 
2.1
Информационная модель предприятия. Информационная модель данных и ее состав. Диалектический переход от одной модели данных к другой. Три типа логических моделей: сетевая и реляционная.

Подготовка сообщений: Понятие логической и физической независимости данных.Назначение взаимосвязей, типы взаимосвязей в модели: «один — к—одному», «один-ко многим» и «многие-ко-многим».

/Лек/

4
5
0
 
 
Раздел 3. Реляционный подход к построению модели данных

 
3.1
Преимущества реляционной модели данных при построении баз данных. Реляционный подход к построению модели данных. Преобразование взаимосвязи «многие-ко многим» в таблицу перекрестных связей. /Лек/

4
5
0
 
 
Раздел 4. Этапы проектирования баз данных

 
4.1
Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню но рмальности: первый, второй, третий уровень /Лек/

4
5
0
 
 
Раздел 5. Система управления базами данных

 
5.1
Требования, предъявляемые к СУБД, выбор СУБД для решения конкретной задачи. Этапы п роектирования базы данных. Сравнительная характеристика различных СУБД.

Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы.

/Лек/

4
5
0
 
5.2
Проектирование  структуры базы данных /Пр/

4
5
0
 
5.3
Нормализация таблиц /Пр/

2
5
0
 
 
Раздел 6. Проектирование базы данных

 
стр. 6
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
6.1
Назначение и структура файлов базы данных. Создание и перемещение файлов базы данных. П предъявление таблицы на эк ан

Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы

/Лек/

2
5
0
 
 
Раздел 7. Основные этапы создания таблиц

 
7.1
Создание и удаление файлов базы данных. Создание таблицы. Редактирование модифици рование таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. /Лек/

2
5
0
 
 
Раздел 8. Проектирование и создание базы данных в Access

 
8.1
проектирование базы данных, Проектирование таблиц, Разработка структуры базы данных, запуск MS Access, создание БД, создание таблиц, Создание новой пустой таблицы, Работа в режиме конструктора таблиц, типы данных MS Access, создание и изменение ключевых полей /Лек/

4
5
0
 
8.2
Проектирование и создание учебной БД  в Access /Пр/

6
5
0
 
 
Раздел 9. Поиск и сортировка данных в Microsoft Access

 
9.1
Поиск записей, Поиск и замена значений полей, Использование подстановочных знаков для поиска значений, Использование фильтров, Работа с фильтрами, Использование выражений в фильтрах, Сортировка записей, Сортировка записей в таблице, запросе, форме или подчиненной форме, Особенности сортировки записей /Лек/

2
5
0
 
9.2
Поиск и сортировка записей в  базе данных "Институт". Создание фильтров /Пр/

2
5
0
 
 
Раздел 10. Работа с запросами в Access. SQL-запросы в Access.

 
10.1
Создание запросов, Создание запроса на основе фильтра таблицы, запроса или формы, Поиск повторяющихся значений записей или полей в таблице при помощи мастера запросов, Модификация запросов, Работа с таблицами в запросах, Связи между таблицами, Отбор записей в запросе, Выполнение вычислений в запросах, Вычисления в запросе, Обработка пустых полей (пустые значения и пустые строки) в запросах, Использование различных свойств записей в запросах, Типы запросов, запросы на языке SQL /Лек/

4
5
0
 
10.2
Создание запросов различных видов в базе данных "Институт". Создание запросов на языке SQL: выборка и удаление из таблицы, вставка записей в таблицу. /Пр/

4
5
0
 
 
стр. 7
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
Раздел 11. Работа с отчётами в Access

 
11.1
Конструирование отчета, Создание отчета, Задание структуры и содержания отчёта, Редактирование отчёта, Выполнение вычислений в отчетах /Лек/

4
5
0
 
11.2
Создание отчётов различных видов в базе данных "Институт". /Пр/

4
5
0
 
 
Раздел 12. Работа с формами в Access

 
12.1
Конструирование формы, Создание формы, Задание структуры и содержания формы, заполнение формы /Лек/

4
5
0
 
12.2
Создание форм различных видов в базе данных "Институт". /Пр/

6
5
0
 
12.3
Консультация по экзамену /Конс/

6
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания

Столбец таблицы базы данных называется:

a. Запись

b. Поле

c. Ячейка

Задание 3

Система управления базами данных это:

a. Excel

b. PowerPoint

 
5.2. Темы письменных работ
Тема. Подготовка рефератов и сообщений: «СУБД и её место в системе программного обеспечения ЭВМ»

1. Назовите примеры СУБД.

2. Назовите основные функции СУБД.

3. Проведите сравнительный анализ различных СУБД.

4. Перечислите источники административного права.

5. Какие возможности предоставляет СУБД?

6. Возможности СУБД Access.

Тема. Подготовка сообщений: Понятие логической и физической независимости данных

1. Понятие «данные».

2. Понятие «независимость данных».

3. Охарактеризуйте логическую независимость данных.

4. Охарактеризуйте физическую независимость данных.

5.Почему в базах данных нужно учитывать независимость данных?

6. Каким образом достигается независимость данных в СУБД Access?

Тема. Переиндексирование: назначение и команда

1. Понятие тега и индекса.

2. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию.

3. Типы и характеристики индексов. Назначение и особенности индексных особенностей.

4. Особенности построения сложных индексов.

5. Открытие и закрытие индексного файла.

6. Активация индекса.

7. Удаление индекса и ндексного файла.

Тема. Понятие сортировки - сообщение, реферат

 
стр. 8
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
1. Сортировка по первичному ключу записей одной таблицы.

2. Сортировка по составному ключу в одной таблице.

3. Сортировка по связным таблицам

4. Сортировка в запросе.

5. Сортировка и группировка при формировании отчета

6. Сортировка по полю типа дата/время

Тема. Типы ключей и взаимосвязей - реферат, сообщение

1. Понятие общего поля и его характеристика.

2. Предварительные условия для установления взаимосвязи.

3. Команды для установления и разрыва взаимосвязи

4. Типы ключей и типы взаимосвязей.

5. Объединение таблиц: получение таблицы по данным из нескольких таблиц, групповые изменения в таблицах, итоговые значения в таблицах.

Тема. Назначение и виды каскадных воздействий - сообщение, реферат

1. Назначение, виды, хранение и вызов хранимых процедур.

2. Написание тела (программы) хранимой программы.

3. Назначение, виды и создание триггеров.

4. Задание каскадных воздействий

5. Создание хранимых процедур выбора и действия, триггеров и достоверных данных.

6. Обеспечение выполнения каскадных воздействий на редактирование и удаление

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)

 

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагается в электронном виде