2023-2024_090207_51-16-2-9-23ВЕБ_plx_Основы алгоритмизации и программирования
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Прикладная информатика"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы алгоритмизации и программирования
«____»______________ 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический  

______________
А.Б. Соловьев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
140
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
Разработчик веб и мультимедийных приложений
172
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
15
19 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
40
40
70
70
Практические
30
30
40
40
70
70
Консультации
10
10
10
10
20
20
Итого ауд.
60
60
80
80
140
140
Кoнтактная рабoта
70
70
90
90
160
160
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
70
70
102
102
172
172
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 15.01.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Филонова Е.С.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Замю нач. ОИТ АО "Красный гидропресс"
_______________________
Пирожков С.С.
 
Директор ООО "Кадсис"
_______________________
Шкуркин Д.В.
 
Основы алгоритмизации и программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический  

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 05.07.2023 г.  № 6   

Срок действия программы: 2023-2027 уч.г.

Председатель ЦМК "Прикладная информатика"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Андриян Оксана Вячеславовна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.2
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика
2.1.2
Математика
2.1.3
Архитектура аппаратных средств
2.1.4
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.5
Технические средства информатизации
2.1.6
Элементы высшей математики
2.1.7
Математика
2.1.8
Элементы высшей математики
2.1.9
Математика
2.1.10
Архитектура аппаратных средств
2.1.11
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.12
Технические средства информатизации
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Операционные системы и среды
2.2.2
Устройство и функционирование информационной системы
2.2.3
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
2.2.4
Моделирование и анализ программного обеспечения
2.2.5
Операционные системы и среды
2.2.6
Устройство и функционирование информационной системы
2.2.7
Инженерно-техническая поддержка сопровождения ИС
2.2.8
Моделирование и анализ программного обеспечения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
 методы и алгоритмы обработки различных данных, решения типовых задач;
3.1.2
 основные современные методы и средства разработки алгоритмов и программ;
3.1.3
 формальные методы, технологии и инструменты разработки программного продукта;
3.1.4
 основные приемы структурного программирования;
3.1.5
 способы записи алгоритмов на процедурном языке программирования;
3.1.6
 сферы применения рассматриваемых алгоритмов и методов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
 составлять программы для реализации методов и алгоритмов обработки различных данных;
3.2.2
 использовать технологию работы на персональной ЭВМ;
3.2.3
 использовать основные современные методы и средства разработки алгоритмов и программ;
3.2.4
 использовать основные приемы структурного программирования;
3.2.5
 использовать способы записи алгоритмов на процедурном языке программирования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Всеми перечисленными знаниями и умениями
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования. Элементы языка Python 3.10 

 
1.1
Алгоритмы и величины. Исполнитель алгоритма.Этапы решения задач на компьютере. Типы данных. Способы построения алгоритма. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10.
3
0
 
1.2
Составление блок-схем алгоритмов для решения задач. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.3
История возникновения. Классификация языков программирования. Способы трансляции. Язык программирования высокого уровня Python 3.10. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.4
Операторы ввода - вывода. Написание программ линейной структуры. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.5
Модуль Math. Арифметические выражения. Алгоритмы ветвления. Типы ветвящих алгоритмов. Тернарный оператор. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.6
Написание программ алгоритмов ветвления. Вложенное ветвление. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.7
Алгоритмы циклической структуры. Виды циклов, их описание средствами Python 3.0. Операторы  break, continue. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.8
Написание программ циклических алгоритмов.  /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.9
Написание программ циклических алгоритмов.  /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
стр. 6
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
1.10
Алгоритмы смешанной структуры. Форматированный ввод - вывод данных format. Форматирование строк %. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.11
Основы структурного программирования.Коррекция неструктурности алгоритма.Способы описания языков программирования высокого уровня. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.12
Написание программ смешанной структуры. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.13
Написание программ смешанной структуры. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
1.14
Основные принципы алгоритмизации и программирования. Элементы языка Python 3.10  /Конс/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
 
Раздел 2. Основы программирования на языке Python

 
2.1
Правила оформления кода по PEP8 на Python. Трансляция алгоритмов с алгоритмического языка на язык Python. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.2
Трансляция алгоритмов с алгоритмического языка на язык Python. Написание программы по блок - схеме. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.3
Логические основы алгоритмизации. Булева алгебра в Python 3.10. Построение таблицы истинности логических выражений. /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.4
Логические основы алгоритмизации. Булева алгебра в Python 3.10. Понятие предиката. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.5
Формирование сложных условий с использованием логических операций. Вычисление значений логических выражений. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.6
Формирование сложных условий с использованием логических операций. Вычисление значений логических выражений. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.7
IDLE Python 3.10. Способы запуска и отладки программы. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.8
Правила оформления кода по PEP8 на Python. Трансляция алгоритмов с алгоритмического языка на язык Python. /Конс/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
2.9
Логические основы алгоритмизации. Булева алгебра в Python 3.10. Понятие предиката. /Конс/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
 
Раздел 3. Python 3.10. Подпрограммы

 
3.1
Функции и процедуры. Локальные, глобальные переменные: область видимости. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
3.2
Функции и процедуры. Локальные, глобальные переменные: область видимости. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
3.3
Сложность алгоритма. Методы оптимизации программного кода. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
3.4
Сложность алгоритма. Методы оптимизации программного кода. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
стр. 7
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
3.5
Сложность алгоритма. Методы оптимизации программного кода. /Конс/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
 
Раздел 4. Простые и структурированные данные Python 3.10.

 
4.1
Скалярные типы данных.Преобразование типов. Списки. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
4.2
Задачи обработки списков /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
4.3
Вложенные списки. Сортировка списков. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
4.4
Обработка вложенные списков. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
4.5
Множества. Кортежи. Словари. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
4.6
Решение задач со множествами. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
4.7
Простые и структурированные данные Python 3.10. /Конс/

2
ОК 01. ОК 10.
3
0
 
4.8
Строковый тип данных. Срезы. Методы строк. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
4.9
Операции со строковым типом данных. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
4.10
Работа с файлами. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
4.11
Программы работы с файлами. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
4.12
Программы работы с файлами. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
 
Раздел 5. Рекурсивные алгоритмы 

 
5.1
Понятие рекурсии. Вычисление рекуррентных последовательностей. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
5.2
Задачи вычисления рекуррентных последовательностей. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
5.3
Рекурсивные алгоритмы. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
5.4
Рекурсивные алгоритмы. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
 
Раздел 6. Графика в Python 3.10

 
6.1
Создание рисунков с помощью программного кода. Узоры. Орнаменты. Фракталы. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
6.2
Создание рисунков с помощью программного кода. Узоры. Орнаменты. Фракталы. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
6.3
Построение графиков математических функций. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
6.4
Построение графиков математических функций. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
6.5
Программная анимация. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
6.6
Программная анимация. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
 
Раздел 7. Управление памятью.Модульное программирование.

 
7.1
Управление памятью в Python. Сборщик мусора. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
стр. 8
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
7.2
Модульное программирование. Понятие модуля. Структура модуля. Компиляция и компоновка программы. Стандартные модули. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
7.3
Технологии модульного программирования. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
7.4
Технологии модульного программирования. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
 
Раздел 8. Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП)

 
8.1
История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. /Лек/

4
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
8.2
Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
8.3
Классы, объекты: свойства, методы. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
8.4
Событийно-управляемая модель программирования. Компонентноориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства. Разработка приложений с графическим интерфейсом.  /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
8.5
Конструктор класса.Разработка приложений с графическим интерфейсом. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
8.6
Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты.Настройка.Разработка приложений с графическим интерфейсом. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
8.7
Изучение интегрированной среды разработчика. Создание простого проекта. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
 
Раздел 9. Этапы разработки оконных приложений.

 
9.1
Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Создание документации. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
9.2
Изучение интегрированной среды разработчика. Создание простого проекта. Разработка графического интерфейса. Управляющие элементы окна. /Пр/

4
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
9.3
Классы ООП: виды, назначение, свойства, методы, события.Перегрузка методов. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
9.4
Создание простого проекта. Объявление класса, создание экземпляров класса.

Создание наследованного класса.

Перегрузка методов. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
стр. 9
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
9.5
Создание простого проекта. Объявление класса, создание экземпляров класса.

Создание наследованного класса.

Перегрузка методов. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
 
Раздел 10. Python: работа с внешними приложениями.

 
10.1
Работа с внешними приложениями.  /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
10.2
Работа с внешними приложениями.  /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
 
Раздел 11. Python: разработка прикладных программ

 
11.1
Использование Python в научных исследованиях. Моделирование объектов и процессов. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
11.2
Использование Python в научных исследованиях. Моделирование объектов и процессов. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
11.3
Теория графов в программировании. Решение задач на графах. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
11.4
Библиотеки визуализации данных. /Лек/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
11.5
Решение задач на графах. /Пр/

2
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
11.6
Консультации по разделам 1-11 /Конс/

10
ОК 01. ОК 10.
4
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Семакин,И.Г.
Основы алгоритмизации и программирования.Практикум: учеб. пособие для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
Л1.2
Семакин,И.Г.
Основы алгоритмизации и программирования: учебник для сред. проф. образования

М.:Академия, 2018
25
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Реализация рабочей программы предполагает наличие компьютерного класса.
7.2
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
7.3
1) рабочее место для преподавателя;
7.4
2) столы, стулья на 25-30 обучающихся;
 
стр. 10
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
 
7.5
Технические средства обучения: 
7.6
1) Проектор / BENQ MX506, экран для проектора / CACTUS Wallscreen CS-PSW-206x274,274x206 см,4:3, настенно-потолочный, белый
7.7
2) Персональные компьютеры с программным обеспечением: 
7.8
 7-Zip 1602
7.9
 Adobe PDF Reader 11.0
7.10
 Google Chrome
7.11
 Notepad++ 6.9.2
7.12
 OpenOffice 
7.13
 Openproj 1.4
7.14
 VirtualBox 5.1.12
7.15
 Microsoft Office Pro 2016
7.16
 Windows 10
7.17
 КОМПАС-3D V16.1
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В приложении