МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
рабочая программа дисциплины (модуля)
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ
Информатика
090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Рабочая программа составлена:
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 1547)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2024 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бычкова Мария Владимировна
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Информатика» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бычкова Мария Владимировна
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 09.02.07.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Освоение школьного курса основного общего образования
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы алгоритмизации и программирования
Операционные системы и среды
Графический дизайн и мультимедиа
Дискретная математика с элементами математической логики
Основы безопасности жизнедеятельности
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Русский язык и культура речи
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Элементы высшей математики
Архитектура аппаратных средств
Информационные технологии / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Основы бухгалтерского учета
Проектирование и разработка интерфейсов пользователя
Производственная практика
Теория вероятностей и математическая статистика
Технические средства информатизации
Экологические основы природопользования
Информационная безопасность
Основы проектирования баз данных
Проектирование и дизайн информационных систем
Разработка кода информационных систем
Безопасность жизнедеятельности
Информационное право / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Обеспечение безопасности веб-приложений
Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Основы безопасности жизнедеятельности
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Русский язык и культура речи
Элементы высшей математики
Архитектура аппаратных средств
Информационные технологии / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Основы бухгалтерского учета
Проектирование и разработка интерфейсов пользователя
Производственная практика
Теория вероятностей и математическая статистика
Технические средства информатизации
Экологические основы природопользования
Информационная безопасность
Основы проектирования баз данных
Проектирование и дизайн информационных систем
Разработка кода информационных систем
Безопасность жизнедеятельности
Информационное право / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Обеспечение безопасности веб-приложений
Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Подготовка выпускной квалификационной работы и демонстрационный экзамен
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Основы алгоритмизации и программирования
Операционные системы и среды
Графический дизайн и мультимедиа
Дискретная математика с элементами математической логики
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Всеми перечисленными знаниями и умениями
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Информационные процессы. Компьютер.
Информация. Различные подходы к определению понятия «информация» Информационная грамотность и информационная культура.
Информационная деятельность человека. Понятие информации в законодательстве РФ.
/Лек/
Понятие информации. Приемы работы с информацией. /Пр/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Единицы измерения информации Информативность. /Лек/
Измерение информации. /Пр/
Системы счисления.Представление чисел в позиционных системах счисления.
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
/Лек/
Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
/Пр/
Арифметические операции в позиционных системах счисления.Представление целых чисел в компьютере. Прямой. Обратный. Дополнительный код. Вещественные числа. /Лек/
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление целых чисел в компьютере. Прямой. Обратный. Дополнительный код. Вещественные числа. /Пр/
Кодирование текстовой информации. Кодировки ASCII и Unicode. Кодирование графической информации. Цветовые модели RGB, HSB, CMYK. /Лек/
Кодирование звуковой и нформации. Нахождение информационного объема текстового, графического, звукового файла. /Лек/
Кодирование информации. Нахождение информационного объема текстового, графического, звукового файла. /Пр/
Шифрование информации. Стеганография. /Лек/
Информационные связи в системах различной природы. Информационные процессы.Сбор. Передача. Обработка информации. /Лек/
Шифрование информации. Сбор. Передача. Обработка информации. Решение задач. /Пр/
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Компьютерные информационные модели. Применение компьютерных моделей различных процессов. /Лек/
Элементы теории графов. Виды графов. Моделирование на графах. Решение задач. /Лек/
Элементы теории графов. Виды графов. Моделирование на графах. Решение задач. /Пр/
Хранение информации.Организация хранения информции в компьютере. Файловая система. Атрибуты файла. /Лек/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Операции с файлами. Запись информации на носители. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. /Пр/
Раздел 2. Компьютер и его программное обеспечение
История развития вычислительной техники. Обзор возможностей и области применения современной компьютерной техники.
/Лек/
Архитектура ЭВМ. Внутренние устройства ПК. Периферийные устройства. /Лек/
«Анализ аппаратной конфигурации компьютера» /Пр/
Классификация программного обеспечения. Правовой статус ПО. Инсталляция и обновление ПО. /Лек/
Выполнение практической работы «Программное обеспечение компьютера» /Пр/
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Общая структура операционной системы. Стандартные программы Windows. /Лек/
Работа с программными средствами Windows. /Пр/
Раздел 3. Математические основы информатики
Основные понятия алгебры логики. Построение логических выражений. Таблицы истинности.
/Лек/
Запись логических выражений на языке алгебры логики. Основные логические операции. /Пр/
Преобразование логических выражений. /Лек/
Решение задач алгебры логики. /Пр/
Множества. Операции над множествами. Решение задач. /Лек/
Логические элементы компьютера. Логические схемы. Решение логических задач. /Лек/
Решение задач по теме "Элементы теории множеств и алгебры логики". /Пр/
Раздел 4. Алгоритмы и элементы программирования
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Этапы решения задач с помощью компьютера. Способы записи алгоритма. Понятие величины. Типы данных. /Лек/
Основные алгоритмические структуры: структурограммы, блок - схемы, запись на псевдокоде. /Лек/
Построение блок - схем алгоритмов. /Пр/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Основы языка программирования Python: элементы языка, простые типы данных, арифметические выражения. Правила построения программы. /Лек/
Знакомство с IDLE Python 3.10. Написание простых программ. Способы запуска и отладки прогаммы. /Пр/
Написание программ линейных, ветвящихся, циклических алгоритмов. /Лек/
Структурированные типы данных Python 3.10. Программы обработки списков. /Лек/
Написание программ смешанной структуры. Обработка структурированных данных Python 3.10. /Пр/
Повторение пройденного материала. /Лек/
Введение. Что такое индивидуальный проект. Виды проектов. /ИП/
Методы проектной работы. /ИП/
Выбор темы индивидуального проекта. Поиск и систематизация информации. /ИП/
Струтура электронного продукта по различным тематикам. /ИП/
Тестирование. Проверка работоспособности электронного продукта. Соответствие заданным требованиям. /ИП/
Структура отчета к проекту. /ИП/
Презентация к защите индивидуального проекта /ИП/
Работа над индивидуальным проектом. /ИП/
Подпрограммы в Python 3.10. /Лек/
Графика в Python 3.10. /Лек/
Написание программ построения графических изображений. /Пр/
Элементы программной анимации в Python 3.10. /Лек/
Написание программ простой анимации. /Пр/
Раздел 5. Современные технологии создания и преобразования информационных объектов.
Создание и редактирование текстовых документов. ПО для работы с текстом. Текстовый редактор MS Word.
/Лек/
MS Word. Создание редактирование документа. Параметры страницы, шрифт, абзац. /Пр/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Текстовый редактор Microsoft Word. Таблицы, списки, рисунки, формулы. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Гипертекстовое представление информации. Экспорт и импорт документа. /Лек/
MS Word. Таблицы, списки, рисунки, формулы. /Пр/
MS Word. Таблицы, списки, рисунки, формулы. Системы проверки орфографии и грамматики. Экспорт документа. /Пр/
Обработка многостраничных документов. Создание бланков, отчетов. /Лек/
Програмные средства обработки графической информации. /Лек/
Програмные средства обработки графической информации. /Пр/
Програмные средства мультимедиа. /Лек/
Программа для создания презентаций MS PowerPoint. Возможности программы, инструменты создания презентаций. /Лек/
Создание презентации на заданную тему. /Пр/
Создание презентаций с элементами интерактивности и анимации. /Лек/
Создание презентаций с элементами интерактивности и анимации. /Пр/
Создание и редактирование файлов электронных таблиц Microsoft Exel. Формат документа. Ячейки. Сортировка данных. /Лек/
Встроенные функции Microsoft Exel.Средства деловой графики. Построение графиков математических функций. /Лек/
Создание и редактирование файлов электронных таблиц
Microsoft Exel. Формат документа. Ячейки. Формулы. Сортировка данных.
/Пр/
Расчеты в MS Excel. Системы статистического учета. Средства деловой графики. Построение графика функций. /Пр/
Решение задач Microsoft Exсel. Создание теста, электронного кроссворда. /Лек/
Понятие, классификация, структура БД. Принципы построения БД. СУБД Access. /Лек/
Создание однотабличной БД. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров. Сортировка записей. /Пр/
Основные объекты СУБД Access. Таблицы, построение схемы данных. /Лек/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Основные объекты СУБД Access. Формы. Запросы. Отчеты. /Лек/
Основные объекты СУБД Access. Таблицы, построение схемы данных. /Пр/
Основные объекты СУБД Access. Таблицы, формы, запросы, отчеты. /Пр/
Решение задач MS Access. /Лек/
Раздел 6. Средства информационных и коммуникационных технологий
Компьютерная сеть: локальная, глобальная. Принципы организации. Адресация в сетях. Принципы передачи информации между компьютерами. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. /Лек/
Компьютерная сеть: локальная, глобальная. Принципы организации. Адресация в сетях. Принципы передачи информации между компьютерами. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. /Лек/
Проводная и беспроводная связь. Модем.
Единицы измерения скорости передачи данных.
Провайдер.
Подключение к интернету.
/Лек/
Настройка браузера.
IP – адресация в компьютерной сети (решение задач).
/Пр/
Поисковые системы. Формирование комбинаций условия поиска. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Библиотеки, энциклопедии и словари в интернете. /Лек/
Поисковые системы. Формирование комбинаций условия поиска. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Библиотеки, энциклопедии, словари. /Пр/
Электронная почта и адресная книга. Облачные хранилища. Блоги и чаты. Страницы в социальных сетях. Сайты. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Участие в on-line конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании. /Лек/
Электронная почта и адресная книга. Облачные хранилища. /Пр/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Создание web документов. Язык гипертекстовой разметки документов. Этапы разработки сайта. Постановка цели. Макет. Наполнение информационным содержанием. /Лек/
Редактирование сайта, добавление объектов мультимедиа на страницы. Создание многостраничного сайта. /Лек/
Создание web документов. Язык гипертекстовой разметки документов. /Пр/
Этапы разработки сайта. Постановка цели. Макет. Наполнение информационным содержанием. Создание многостраничного сайта, содержащего форматированный текст и графические изображения. /Пр/
Язык таблиц стилей CSS. Использование CSS для задания внешнего вида страницы. Внедрение, сопровождение, продвижение сайта. Методы защиты информационного контента. /Лек/
Размещение сайтов в сети интернет, сопровождение и продвижение. /Лек/
Язык таблиц стилей CSS. Использование CSS для задания внешнего вида страницы. /Пр/
Язык таблиц стилей CSS. Использование CSS для задания внешнего вида страницы. /Пр/
Раздел 7. Информационные системы и web - технологии
Информационные технологии: история развития, инструментарий. Понятие, классификация ИС. Информационные системы и технологии. /Лек/
Управление информационными процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. /Лек/
Современные тенденции развития информационно - коммуникационных технологий. /Лек/
Раздел 8. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита
Информационная безопасность. Методы защиты и сбережения информации. /Лек/
Антивирусная защита. Классификация вирусов. /Лек/
Эргономика, гигиена, ресурсосбережение.
Организация рабочего места специалиста.
/Лек/
Проект комплектации компьютерного рабочего места специалиста в соответствии со специальностью. Инсталляция ПО.
Расчет стоимости такой комплектации.
/Пр/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Повторение пройденного материала. /Лек/
Работа над индивидуальным проектом. /ИП/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС находится в приложениии
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Информатика. Курс лекций: учебник
https://e.lanbook.com/book/110933
Информатика: учебник для сред. проф. образования
Информатика: учебник для студ. СПО
6.1.2. Дополнительная литература
Информатика. Алгоритмизация и программирование. Часть 1: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/66473.html
Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016
Пиотровская К. Р., Сазонова Н. В.
Основы математической обработки информации. Часть I. Алгебра логики: Практикум по решению задач
http://www.iprbookshop.ru/71516.html
Санкт-Петербург: Книжный дом, 2016
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Реализация рабочей программы предполагает наличие компьютерного класса.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
1) рабочее место для преподавателя;
2) столы, стулья на 25-30 обучающихся;
Технические средства обучения:
1)Проектор / BENQ MX506, экран для проектора / CACTUS Wallscreen CS-PSW-206x274,274x206 см,4:3, настенно-потолочный, белый
2) Персональные компьютеры с программным обеспечением:
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Microsoft Office Pro 2016
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагаются в электронном виде