МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
рабочая программа дисциплины (модуля)
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Астрономия
090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Рабочая программа составлена:
заместитель начальника отдела
генеральный директор ООО «Иностудио Солюшинс»
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 1547)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бычкова Мария Владимировна
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Астрономия» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бычкова Мария Владимировна
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование научного мировоззрения и научной картины мира в сознании учащихся на основе поэтапного формирования системы астрономических знаний о космических объектах, космических явлениях и космических процессах, основных законах и теориях астрономии, методах и инструментах астрономических исследований.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
1) сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
2) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
3) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
4) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области;
5) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной.
1) выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
2) использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3)осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
4) приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
5) использовать карту звездного неба для нахождения координат светила.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ
Введение в астрономию /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Раздел 2. Практические основы астрономии
История освоения космоса /Лек/
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. «Радиотелескоп и его принцип действия» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
«Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Основы измерения времени /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Измерения времени. Определение географической широты и долготы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Оптическая астрономия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Раздел 3. Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
1«Звездное небо. Использование карты звездного неба» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
2. «Видимое движение звезд на различных географических широтах» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Малые тела Солнечной системы. Строение Солнца /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Малые тела Солнечной системы. Строение Солнца /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Законы движения небесных тел /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Особенности движения Солнца на различных широтах» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э4 Э5
Раздел 5. Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
Физические условия на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Квазары2. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
2. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
Раздел 7. Жизнь и разум во Вселенной
1.Термоядерный синтез. Эволюция звезд. Образование планетных систем. Солнечная система. Галактики
2.Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э5
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для проведения устного дифференцированного зачета
1. Звездные карты и координаты.
2. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям
3. Эклиптика. Видимое движение Солнца.
4. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.
5. Время и календарь.
6. Состав и масштабы Солнечной системы.
7. Конфигурации и условия видимости планет.
8. Законы Кеплера.
9. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
10. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космически скорости и форма орбит. Возмущения в
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.
11. Исследование электромагнитного излучения небесных тел.
12. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.
13. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.
14. Планета Земля.
15. Луна – естественный спутник Земли.
16. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.
17. Планеты – гиганты.
18. Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки)
19. Солнце – близлежащая звезда.
20. Определение расстояний до звезд.
21. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.
22. Двойные звезды. Массы звезд.
23. Размеры звезд. Плотность их вещества.
24. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.
25. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.
26. Наша галактика.
5.2. Темы письменных работ
Темы индивидуальных проектов:
1. Звездное небо.
2. История календаря.
3. Классификация звезд и их общая характеристика.
4. Видимое суточное движение звезд.
5. Законы Кеплера.
6. Научные труды Ньютона в астрономии.
7. Влияние Луны на Землю.
8. Меркурий.
9. Венера.
10. Марс
11. Юпитер.
12. Сатурн.
13. Уран.
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
электронный вид ФОС прикрепляется в приложении
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Астрономия: Учебное пособие для СПО
http://www.iprbookshop.ru/77101.html
Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
Волынская К., Врублевский В. В., Головырина Е. Г., Горохов Г. С., Дрокова Е. А., Егорушкина К. В., Емелюкова С. И., Жданова Л. М., Зайцева А. С., Зимина Е. В., Ильина А. С., Кармадонов О. Д., Козырева Н. А., Колобова Л. В., Копылов М. А., Кукушкин И. А., Левша Ю. С., Момоток Л., Наумов А. А., Низий О. Н., Палыгина А. В., Петина К. С., Потапова М. Д., Радишевская Т., Рачкова А. А., Самко О. В., Титаренко Л. Б., Шубенкина А. Д., Щенникова Е. А., Палыгина А. В.
Астрономия и астрономическое образование: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (7 ноября 2014 года)
http://www.iprbookshop.ru/51782.html
Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2014
Вся астрономия в одной книге (книга для чтения по астрономии)
http://www.iprbookshop.ru/69345.html
Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2017
6.1.3. Методические разработки
Бухман Н. С., Бухман Л. М.
Концепции современного естествознания. Часть 1. Физика и астрономия: Учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/20472.html
Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012
Вестник Московского университета. Серия 3. Физика. Астрономия
http://www.iprbookshop.ru/55985.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов , www.fcior.edu.ru
Академик.Словари и энциклопедии, www.dic.academic.ruu
Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов, www.globalteka.ru
Российский образовательный портал.Доступность, качество, эффективность, www.school.edu.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1) Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
2) Академик.Словари и энциклопедии www.dic.academic.ru
3) Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов www.globalteka.ru
4) Единое окно доступа к образовательным ресурсам www.window.edu.ru
5) Лучшая учебная литература www.st-books.ru
6) Российский образовательный портал.Доступность, качество, эффективность www.school.edu.ru
7) Образовательные ресурсы Интернета -Физика www.alleng.ru/edu/phys.htm
8) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
9) Естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку; www.yos.ru/natural-sciences/html
УП: 090207_51-16-2-9-23ВЕБ.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• комплект учебно-наглядных пособий;
• стенд для изучения правил ТБ.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
методические указания прилагаются в электронном виде