2023-2024_090207_51-16-1-11-23ИС_plx_Основы проектирования баз данных
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Прикладная информатика"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы проектирования баз данных
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-1-11-23ИС.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
6
аудиторные занятия
65
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
специалист по информационным системам
86
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
12 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
39
39
39
39
Практические
26
26
26
26
Консультации
3
3
3
3
Итого ауд.
65
65
65
65
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
6
6
6
6
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
86
86
86
86
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Андриян И.В.
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Зам. нач.ОИТ АО"Красный гиропресс"
_______________________
Пирожков С.С.
 
Директор ООО"Кадсис"
_______________________
Шкуркин Д.В.
 
Основы проектирования баз данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 20.05.2024 г.  № 10   

Срок действия программы: 2023-2027 уч.г.

Председатель ЦМК "Прикладная информатика"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Прикладная информатика"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Прикладная информатика"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы проектирования баз данных» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Андриян Оксана Вячеславовна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
1.2
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по специальности СПО, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в части формирования соответствующих общих (ОК):
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОП
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы работы Оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин
2.1.2
Технические средства информатизации
2.1.3
Основы работы Оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин
2.1.4
Технические средства информатизации
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы и средства проектирования информационных систем
2.2.2
Методы и средства проектирования информационных систем
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- строить информационную модель данных;
3.1.2
- типы логических моделей;
3.1.3
- этапы проектирования базы данных
3.1.4
- общую теорию проектирования прикладной программы. Коды формирующих компетенций
 
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- строить информационную модель данных для конкретной задачи;
3.2.2
- выполнять нормализацию базы данных;
3.2.3
- подбирать наилучшую систему управления базами данных (СУБД) - проектировать прикладную информатику
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Основные понятия моделей данных

 
1.1
Изучение основных понятий: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключ. /Лек/

1
3
0
 
 
Раздел 2. Типы моделей данных

 
2.1
Информационная модель предприятия. Информационная модель данных и ее состав. Диалектический переход от одной модели данных к другой. Три типа логических моделей: сетевая и реляционная.

Подготовка сообщений: Понятие логической и физической независимости данных

/Лек/

1
3
0
 
 
Раздел 3. Взаимосвязи в моделях и их назначение

 
3.1
Назначение взаимосвязей, типы взаимосвязей в модели: «один — к—одному», «один-ко многим» и «многие-ко-многим». /Лек/

1
3
0
 
 
Раздел 4. Реляционный подход к построению модели данных

 
4.1
Преимущества реляционной модели данных при построении баз данных. Реляционный подход к построению модели данных. Преобразование взаимосвязи «многие-ко многим» в таблицу перекрестных связей. /Лек/

2
3
0
 
 
Раздел 5. Этапы проектирования баз данных

 
5.1
Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню но рмальности: первый, второй, третий уровень /Лек/

1
3
0
 
 
Раздел 6. Система управления базами данных

 
6.1
Требования, предъявляемые к СУБД, выбор СУБД для решения конкретной задачи. Этапы п роектирования базы данных. Сравнительная характеристика различных СУБД.

Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы.

/Лек/

1
3
0
 
стр. 6
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
6.2
Проектирование  структуры базы данных /Пр/

1
3
0
 
6.3
Нормализация таблиц /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 7. Проектирование базы данных

 
7.1
Назначение и структура файлов базы данных. Создание и перемещение файлов базы данных. П предъявление таблицы на эк ан

Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы

/Лек/

3
3
0
 
 
Раздел 8. Основные этапы создания таблиц

 
8.1
Создание и удаление файлов базы данных. Создание таблицы. Редактирование модифици рование таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. /Лек/

1
3
0
 
 
Раздел 9. Основные этапы и приемы при управлении записями

 
9.1
Способы и приемы перемещения по таблице. Программное перемещение курсора в любое место таблицы. Команды по перемещению курсора на первую, следующую, п еды щ , последнюю и заданную номером записи. /Лек/

2
3
0
 
9.2
Подготовка к практическим занятиям /Ср/

1
3
0
 
 
Раздел 10. Добавление, редактирование, удаление и навигация записи

 
10.1
Команды добавления, редактирования и удаления записи. Наложение ограничений на значения полей при добавлении и редактировании записей. Наложение логических условий на записи в режимах добавления и редактирования

Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы

/Лек/

1
3
0
 
10.2
Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. /Пр/

1
3
0
 
10.3
Модификация структур  /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 11. Понятие, виды и типы индексных файлов.

 
11.1
Понятие тега и индекса. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию. Типы и характеристики индексов. Назначение и особенности индексных особенностей.

Подготовка к практическому занятию

/Лек/

1
3
0
 
 
Раздел 12. Создание, активация и удаление индекса.

Переиндексирование.

 
стр. 7
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
12.1
Особенности построения сложных индексов. Открытие и закрытие индексного файла. Активация индекса. Удаление индекса индексного файла. /Лек/

1
3
0
 
12.2
Индексирование таблиц /Пр/

1
3
0
 
12.3
Сортировка таблиц /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 13. Основные понятия сортировки, поиска и фильтрации базы данных

 
13.1
Понятие сортировки. Сортировка текущей таблицы и построение отсортированной таблицы. Методы поиска по любому полю и по полю индекса. Поиск на полное и частичное совпадение. Поиск по одному полю и по нескольким полям. Установка фильтра и отмена фильтра /Лек/

1
3
0
 
13.2
Поиск данных в таблице. Установка даты и вывод записей на экран /Пр/

1
3
0
 
13.3
Понятие сортировки — сообщение, реферат /Ср/

1
3
0
 
 
Раздел 14. Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление.

 
14.1
Понятие общего поля и его характеристика. Предварительные условия для установления взаимосвязи. Команды для установления и разрыва взаимосвязи /Лек/

1
3
0
 
14.2
Подготовка к практической работе /Ср/

1
3
0
 
 
Раздел 15. Типы ключей. Способы объединения таблиц.

 
15.1
Типы ключей и типы взаимосвязей. Объединение таблиц: получение таблицы по данным из нескольких таблиц, групповые изменения в таблицах, итоговые значения в таблицах. /Лек/

1
3
0
 
15.2
Установление взаимосвязей между таблицами

Типы ключей и взаимосвязей — реферат, сообщение.

/Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 16. Создание программных файлов на Visual Basic. Модульность программ.

 
16.1
Методы создания и составные части программного файла. Назначение операторов и команд для написания программ. Создание программных файлов. /Лек/

1
3
0
 
16.2
Подготовка к практическому занятию /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 17. Область действия переменных. Функции СУБД.

 
стр. 8
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
17.1
Назначение, характеристики и особенности внешних подпрограмм, внутренних подпрограмм и подпрограмм функций. Команды и операторы языка программирования.

Назначение и порядок использования функций СУБД

/Лек/

1
3
0
 
17.2
Написание программного файла на Visual Basic, создающего таблицу БД. /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 18. Основная характеристика типов меню. Основные положения работы с меню

 
18.1
Классификация меню. Световое меню и его разновидности. Программирование различных видов светового меню. Управление созданным световым меню. Клавишное меню: понятие, программирование и управление /Лек/

1
3
0
 
18.2
Создание меню различных типов /Пр/

0
3
0
 
 
Раздел 19. Понятие, виды и назначение окон

 
19.1
Понятие рабочего и системного окна. Вложенные окна. Характеристики окон. Команды по созданию и управлению рабочим окном. /Лек/

0
3
0
 
19.2
Создание рабочих окон. Создание элементов управления рабочим окном. /Пр/

0
3
0
 
19.3
Проработка конспекта /Ср/

1
3
0
 
 
Раздел 20. Понятие объекта. Создание экранной формы

 
20.1
Понятие объекта. Понятие класса и подкласса. Полиморфизм, инкапсуляция и наследование. Форма как специальный объект: свойства, события и методы /Лек/

1
3
0
 
20.2
Создание файла. Создание интерфейса /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 21. Элементы управления

 
21.1
Разделение элементов управления на классы. Методы элементов управления. Написание обработчиков наступления события. Отображение результатов работы команд. /Лек/

1
3
0
 
21.2
Управление внешним видом. Отображение с помощью визуальных элементов п направления результаты действия команд. /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 22. Проектирование и создание базы данных в Access

 
22.1
проектирование базы данных, Проектирование таблиц, Разработка структуры базы данных, запуск MS Access, создание БД, создание таблиц, Создание новой пустой таблицы, Работа в режиме конструктора таблиц, типы данных MS Access, создание и изменение ключевых полей /Лек/

2
3
0
 
22.2
Проектирование и создание учебной БД  в Access /Пр/

1
3
0
 
стр. 9
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
22.3
Подготовка реферата /Ср/

2
3
0
 
 
Раздел 23. Поиск и сортировка данных в Microsoft Access

 
23.1
Поиск записей, Поиск и замена значений полей, Использование подстановочных знаков для поиска значений, Использование фильтров, Работа с фильтрами, Использование выражений в фильтрах, Сортировка записей, Сортировка записей в таблице, запросе, форме или подчиненной форме, Особенности сортировки записей /Лек/

10
3
0
 
23.2
Поиск и сортировка записей в  базе данных "Институт". Создание фильтров /Пр/

6
3
0
 
 
Раздел 24. Работа с запросами в Access. SQL-запросы в Access.

 
24.1
Создание запросов, Создание запроса на основе фильтра таблицы, запроса или формы, Поиск повторяющихся значений записей или полей в таблице при помощи мастера запросов, Модификация запросов, Работа с таблицами в запросах, Связи между таблицами, Отбор записей в запросе, Выполнение вычислений в запросах, Вычисления в запросе, Обработка пустых полей (пустые значения и пустые строки) в запросах, Использование различных свойств записей в запросах, Типы запросов, запросы на языке SQL /Лек/

1
3
0
 
24.2
Создание запросов различных видов в базе данных "Институт". Создание запросов на языке SQL: выборка и удаление из таблицы, вставка записей в таблицу. /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 25. Работа с отчётами в Access

 
25.1
Конструирование отчета, Создание отчета, Задание структуры и содержания отчёта, Редактирование отчёта, Выполнение вычислений в отчетах /Лек/

1
3
0
 
25.2
Создание отчётов различных видов в базе данных "Институт". /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 26. Работа с формами в Access

 
26.1
Конструирование формы, Создание формы, Задание структуры и содержания формы, заполнение формы /Лек/

1
3
0
 
26.2
Создание форм различных видов в базе данных "Институт". /Пр/

5
3
0
 
26.3
Консультация по экзамену /Конс/

3
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Тест для текущего контроля по учебной дисциплине

Задание 1

База данных, состоящая из таблиц, называется:

 
стр. 10
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
a. Иерархической

b. Сетевой

c. Реляционной

Задание 2

Столбец таблицы базы данных называется:

a. Запись

b. Поле

c. Ячейка

Задание 3

Система управления базами данных это:

a. Excel

b. PowerPoint

c. Access

Задание 4

Поле или набор полей, однозначно идентифицирующий запись это:

a. Первичный ключ

b. Атрибут

c. Столбец таблицы

Задание 5

Элементами ER-модели не являются:

a. Связи

b. Объекты

c. Таблицы

Задание 6

База данных — это:

a. специальным образом организованная и хранящаяся на внешнем носителе совокупность взаимосвязанных данных о некотором объекте

b. произвольный набор информации

c. совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации

Задание 7

В записи файла реляционной базы данных (БД) может содержаться:

a. исключительно однородная информация (данные только одного типа)

b. только текстовая информация

c. неоднородная информация (данные разных типов)

Задание 8

Предположим, что некоторая база данных содержит поля ФАМИЛИЯ, ГОД РОЖДЕНИЯ, ДОХОД. При поиске по условию ГОД РОЖДЕНИЯ> 1958 AND ДОХОД<3500 будут найдены фамилии лиц:

a. имеющих доход не менее 3500, и старше тех, кто родился в 1958 году

b. имеющих доход менее 3500, или тех, кто родился е 1958 году и позже

c. имеющих доход менее 3500, и родившихся в 1958 году и позже

d. имеющих доход менее 3500, и родившихся в 1959 году и позже

Задание 9

Какой из вариантов не является функцией СУБД?

a. реализация языков определения и манипулирования данными

b. поддержка моделей пользователя

c. координация проектирования, реализации и ведения БД

Задание 10

Система управления базами данных представляет собой программный продукт, входящий в состав:

a. прикладного программного обеспечения

b. операционной системы

c. уникального программного обеспечения

d. систем программирования.

Задание 11

Какое поле можно считать уникальным? (Выберите несколько из 4 вариантов ответа:)

a. поле, значения в котором не могут повторятся

b. поле, которое носит уникальное имя

c. поле, значение которого имеют свойство наращивания

d. ключевое поле

Задание 12

БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест, балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ?

a. Текстовое

 
стр. 11
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
b. Дата

c. логическое

d. числовое

Задание 13

Что из перечисленного не является объектом Access:

a. Модули

b. Таблицы

c. Макросы

d. Ключи

Задание 14

В каком диалоговом окне создают связи между полями таблиц базы данных:

a. таблица связей

b. схема связей

c. схема данных

d. таблица данных

Задание 15

Структура базы данных изменится, если

a. добавить/удалить запись;

b. добавить/удалить поле.

c. отредактировать запись;

d. поменять местами записи;

 
5.2. Темы письменных работ
Тема. Подготовка рефератов и сообщений: «СУБД и её место в системе программного обеспечения ЭВМ»

1. Назовите примеры СУБД.

2. Назовите основные функции СУБД.

3. Проведите сравнительный анализ различных СУБД.

4. Перечислите источники административного права.

5. Какие возможности предоставляет СУБД?

6. Возможности СУБД Access.

Тема. Подготовка сообщений: Понятие логической и физической независимости данных

1. Понятие «данные».

2. Понятие «независимость данных».

3. Охарактеризуйте логическую независимость данных.

4. Охарактеризуйте физическую независимость данных.

5.Почему в базах данных нужно учитывать независимость данных?

6. Каким образом достигается независимость данных в СУБД Access?

Тема. Переиндексирование: назначение и команда

1. Понятие тега и индекса.

2. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию.

3. Типы и характеристики индексов. Назначение и особенности индексных особенностей.

4. Особенности построения сложных индексов.

5. Открытие и закрытие индексного файла.

6. Активация индекса.

7. Удаление индекса и ндексного файла.

Тема. Понятие сортировки - сообщение, реферат

1. Сортировка по первичному ключу записей одной таблицы.

2. Сортировка по составному ключу в одной таблице.

3. Сортировка по связным таблицам

4. Сортировка в запросе.

5. Сортировка и группировка при формировании отчета

6. Сортировка по полю типа дата/время

Тема. Типы ключей и взаимосвязей - реферат, сообщение

1. Понятие общего поля и его характеристика.

2. Предварительные условия для установления взаимосвязи.

3. Команды для установления и разрыва взаимосвязи

4. Типы ключей и типы взаимосвязей.

5. Объединение таблиц: получение таблицы по данным из нескольких таблиц, групповые изменения в таблицах, итоговые значения в таблицах.

 
стр. 12
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 

Тема. Назначение и виды каскадных воздействий - сообщение, реферат

1. Назначение, виды, хранение и вызов хранимых процедур.

2. Написание тела (программы) хранимой программы.

3. Назначение, виды и создание триггеров.

4. Задание каскадных воздействий

5. Создание хранимых процедур выбора и действия, триггеров и достоверных данных.

6. Обеспечение выполнения каскадных воздействий на редактирование и удаление

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Вопросы и задания для проведения экзамена по учебной дисциплине

Вопросы:

1. Назначение и особенности СУБД Access

2. Определение информационных систем

3. Инфологический аспект при проектировании ИС

4. Понятия БД объект, сущность, поле связи

5. Даталогический аспект при проектировании ИС

6. Определение банка данных

7. Понятия БД атрибут, поле, объект

8. Понятие системы управления базами данных

9. Понятие словаря данных

10. Типы моделей баз данных

11. Смешанные системы

12. Понятие внутренней модели

13. Семантические сети

14. Связи 1:1, 1:M, M:1, M:M

15. Первичные и вторичные ключи

16. Инфологические модели данных

17. ER-модель. Особенности построения

18. Категории пользователей банка данных (этапы создания и эксплуатации)

19. Создание запросов в Access

20. Создание форм в Access

21. Создание отчетов в Access

22. Формы навигации в Access

23. Системы, основанные на знаниях

24. Модели представления знаний

25. Этапы проектирования экспертных систем

26. История и особенности языка SQL

27. Примеры инструкций языка SQL

28. Защита баз данных

29. Построить ER-модель для конкретной базы данных

30. Структура таблиц в Access

Задания:

1. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать в конструкторе один запрос на выборку по данной таблице

2. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать в мастере один запрос на выборку по данной таблице

3. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать в мастере один отчет по данной таблице

4. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать одну форму по данной таблице

5. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Отсортировать записи по числовому полю в порядке убывания

6. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Отсортировать записи по числовому полю в порядке

7. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать один макрос

8. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать один SQL-запрос на выборку по данной таблице

9. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

 
стр. 13
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Создать один SQL-запрос на удаление по данной таблице

10. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать один SQL-запрос на вставку по данной таблице

11. Создать 2 таблицы в Access произвольной структуры, имеющие одно одинаковое поле, и заполнить их 5 записями.

Связать в схеме данных таблицы по одинаковым полям

12. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать в конструкторе один запрос на выборку по данной таблице

13. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать в конструкторе один запрос на удаление по данной таблице

14. Создать 2 таблицы в Access произвольной структуры, имеющие одно одинаковое поле, и заполнить их 5 записями. Создать в конструкторе один запрос на выборку по связным таблицам

15. Создать таблицу в Access произвольной структуры и заполнить 5 записями.

Создать один встроенный фильтр по данной таблице

 
Вопросы для текущего контроля по учебной дисциплине

Практические занятия для проведения текущего контроля по учебной дисциплине

Вопросы для текущего контроля по внеаудиторной самостоятельной работе

Вопросы и задания для проведения экзамена по учебной дисциплине

Экзаменационные билеты по дисциплине Базы данных и базы знаний

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
7.2
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Базы данных и базы знаний»
7.3
Оборудование лаборатории:
7.4
-посадочные места по количеству обучающихся;
7.5
-рабочее место преподавателя; -набор учебно-методических таблиц.
7.6
Технические средства обучения:
7.7
-компьютеры с лицензионным программным обеспечением; -мультимедиапроектор, сканер, принтер.
7.8
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ–ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТНОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ПИ – филиал ДГТУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 
стр. 14
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
к практическим работам

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»

по специальности «Информационные системы (по отраслям)»

Таганрог

2020г.

Учебно-методическое пособие

по дисциплине основы проектирования баз данных

по специальности информационные системы (по отраслям)

Разработчик(и):

Преподаватель

«__» ______________2020г.                               _______________ Л.И. Замкова

Учебно-методическое пособие к практическим работам рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии специальностей «Прикладная информатика (по отраслям)»

  

Протокол № ___  от «___» _________ 2020г.

Председатель цикловой методической комиссии   ___________ О.В. Андриян

«___» ______________ 2020г.

Рецензенты:

Рецензенты:

Ген. Директор ООО «Иностудио Солюшинс            _________    М.В.Болотов

  

Зам. начальника отдела информационных технологий

АО «Красный Гидропресс»                                     ___________  С.С. Пирожков

СОГЛАСОВАНО:

Зав. УМО

«___» ____________20__г.                          ________________ Т.В. Воловская

Тема практической работы №1. Создание базы данных в СУБД Access 2016.

Цель практической работы. Создать средствами СУБД Access 2016 учебную базу данных.

Задание. Создать учебную базу данных по предложенному алгоритму и подготовить отчет по практической работе.

Общий алгоритм создания учебной базы данных:

• Запустите Access 2016;

• Создайте новую базу данных;

• Откройте конструктор таблицы;

• Задайте структуру таблицы «Копия студенты», представленную на рис. 1;

• Перейдите в режим таблицы и заполните её. Информация для заполнения таблицы, представлена на рис. 2;

• Откройте конструктор таблицы;

• Задайте структуру таблицы «Копия успеваимость», смотрите рис. 3;

• Создайте в конструкторе таблицы вычисляемые поля «Претенденты на стипендию 1» и «Претенденты на стипендию» (средний балл по всем предметам 4 и 5);

 
стр. 15
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
• Перейдите в режим таблицы и заполните её. Информация для заполнения таблицы, представлена на рис. 4;

• Создайте форму навигации. Пример на рис. 5.

Рис 1. Структура таблицы «Копия Студенты» в режиме конструктора

Рис 2. Содержимое таблицы «Копия Студенты» в режиме таблицы

Рис 3. Структура таблицы «Копия Успеваемость» в режиме конструктора

Рис 4. Содержимое таблицы «Копия Успеваемость» в режиме таблицы

Рис. 5 Форма навигации

Рис. 6 Начальное сообщение интерфейса

Тема практической работы №2. Создание SQL-запросов на выборку средствами СУБД Access 2016.

Цель практической работы. Создать средствами СУБД Access 2016 SQL-запросы на выборку.

Задание 1. Изучить  запросы на выборку на естественном языке по каждому примеру. Отработать  SQL-запрос на выборку по каждому примеру.

Общий алгоритм создания конкретного SQL-запроса на выборку:

• Открыть конструктор запросов для создания нового запроса (конструировать запрос не требуется);

• Вызвать контекстное меню, нажав правую кнопку мыши;

• Войти в режим SQL-запроса (очистить поле);

• Скопировать текущий SQL-запрос;

• Запустить запрос на выполнение, выбрав на линейке команду выполнить «!»;

• Оценить корректность результата выполнения запроса;

• При необходимости дорабатывать запрос в режиме SQL.

Задание 2. Изучить запрос на выборку на естественном языке  по каждому заданию. Создать корректный SQL-запрос на выборку согласно каждому заданию.

Общий алгоритм создания конкретного SQL-запроса на выборку:

• Открыть конструктор запросов для создания нового запроса (конструировать запрос не требуется);

• Вызвать контекстное меню, нажав правую кнопку мыши;

• Войти в режим SQL-запроса (очистить поле);

• Скопировать текущий SQL-запрос из раздела 2.1.2;

• Модифицировать SQL-запрос в соответствии с текущим заданием;

• Запустить запрос на выполнение, выбрав на линейке команду выполнить «!»;

• Оценить корректность результата выполнения запроса;

• При необходимости дорабатывать запрос в режиме SQL.

Задание 3. Подготовить отчет по практической работе.

Примеры для изучения запросов на выборку, сформулированных на естественном языке, а также на языке SQL

Запрос 1 на естественном языке.

Разработанный запрос 1 должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО, Номер зачетной книжки.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на стипендию.

SQL Запрос 1.

SELECT Студенты.ФИО, Студенты.[Номер зачетной книжки], Успеваемость.Математика, Успеваемость.[Русский язык], Успеваемость.Физика, Успеваемость.Химия, Успеваемость.Информатика, Успеваемость.[Претенденты на стипендию]

FROM Студенты INNER JOIN Успеваемость ON Студенты.[Номер] = Успеваемость.[Номер];

Запрос 2 на естественном языке.

Разработанный запрос 2 должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО, Номер группы.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на отчисление.

 
стр. 16
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
SQL Запрос 2.

SELECT Успеваемость.Номер, Студенты.ФИО, Студенты.[Номер группы], Успеваемость.Математика, Успеваемость.[Русский язык], Успеваемость.Физика, Успеваемость.Химия, Успеваемость.Информатика, Успеваемость.[Претенденты на отчисление]

FROM Студенты INNER JOIN Успеваемость ON Студенты.Номер = Успеваемость.Номер;

Запрос 3 на естественном языке.

Разработанный запрос 3 должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

SQL Запрос должен выбирать столбцы из запроса Зачетная книжка.

Необходимые столбы из запроса Зачетная книжка: ФИО, Номер зачетной книжки, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на стипендию.

SQL Запрос 3.

SELECT [Зачетная книжка].ФИО, [Зачетная книжка].[Номер зачетной книжки], [Зачетная книжка].Математика, [Зачетная книжка].[Русский язык], [Зачетная книжка].Физика, [Зачетная книжка].Химия, [Зачетная книжка].Информатика, [Зачетная книжка].[Претенденты на стипендию]

FROM [Зачетная книжка];

Запрос 4 на естественном языке.

Разработанный запрос 4 должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

Запрос должен выбирать столбцы из запроса Студенты.

Необходимые столбы из запроса Студенты: Номер, ФИО, Номер группы, Номер зачетной книжки.

SQL Запрос 4.

SELECT Студенты.[Номер], Студенты.[ФИО], Студенты.[Номер группы], Студенты.[Номер зачетной книжки]

FROM Студенты;

Запрос 5 на естественном языке.

Разработанный запрос 5 должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

SQL Запрос должен выбирать столбцы по условию из запроса Претенденты на стипендию.

Необходимые столбы из запроса Претенденты на стипендию: ФИО, Номер зачетной книжки, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на стипендию.

Условие: Столбец Математика должен быть равен 5.

SQL Запрос 5.

SELECT [Претенденты на стипендию].[ФИО], [Претенденты на стипендию].[Номер зачетной книжки], [Претенденты на стипендию].[Математика], [Претенденты на стипендию].[Русский язык], [Претенденты на стипендию].[Физика], [Претенденты на стипендию].[Химия], [Претенденты на стипендию].[Информатика], [Претенденты на стипендию].[Претенденты на стипендию]

FROM [Претенденты на стипендию]

WHERE [Претенденты на стипендию].[Математика] = 5

Запрос 6 на естественном языке.

Разработанный запрос 6 должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер зачетной книжки, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Столбцы Математика, Русский язык и Информатика должны быть равны 5.

SQL Запрос 6.

SELECT Успеваемость.[Номер], Успеваемость.[Номер зачетной книжки], Успеваемость.[Математика], Успеваемость.[Русский язык], Успеваемость.[Физика], Успеваемость.[Химия], Успеваемость.[Информатика], Успеваемость.[Претенденты на стипендию], Успеваемость.[Претенденты на отчисление]

FROM Успеваемость

WHERE Успеваемость.[Математика] = 5 and Успеваемость.[Русский язык] = 5 and Успеваемость.[Информатика] = 5

Запрос 7 на естественном языке.

Разработанный запрос 7 должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Студенты.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Студенты.

Необходимые столбы из таблицы Студенты: Номер, ФИО, Номер группы, Номер зачетной книжки.

Условие: Столбец ФИО должен быть равен данному значению – Василенко Богдан Владимирович.

SQL Запрос 7.

SELECT Студенты.[Номер], Студенты.[ФИО], Студенты.[Номер группы], Студенты.[Номер зачетной книжки]

FROM Студенты

WHERE Студенты.[ФИО] = 'Василенко Богдан Владимирович'

Запрос 8 на естественном языке.

Разработанный запрос 8 должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО, Номер группы.

 
стр. 17
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика.

Условие: Значение поля Химия должно быть между заданным интервалом 2-4.

SQL Запрос 8.

SELECT Студенты.ФИО, Студенты.[Номер группы], Успеваемость.[Математика], Успеваемость.[Русский язык], Успеваемость.[Физика], Успеваемость.[Химия], Успеваемость.[Информатика]

FROM Студенты INNER JOIN Успеваемость ON Студенты.[Номер] = Успеваемость.[Номер]

WHERE Успеваемость.[Химия] Between 2 and 4

Запрос 9 на естественном языке.

Разработанный запрос 9 должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Номер зачетной книжки, Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Поле Претенденты на стипендию должно быть равно истине.

SQL Запрос 9.

SELECT Успеваемость.[Номер], Успеваемость.[Номер зачетной книжки], Успеваемость.[Претенденты на стипендию], Успеваемость.[Претенденты на отчисление]

FROM Успеваемость

WHERE Успеваемость.[Претенденты на стипендию]=true

Запрос 10 на естественном языке.

Разработанный запрос 10 должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Номер зачетной книжки, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Столбец Математика должен быть не равен 2.

SQL Запрос 10.

SELECT Успеваемость.[Номер], Успеваемость.[Номер зачетной книжки], Успеваемость.[Математика], Успеваемость.[Русский язык], Успеваемость.[Физика], Успеваемость.[Химия], Успеваемость.[Информатика], Успеваемость.[Претенденты на стипендию], Успеваемость.[Претенденты на отчисление]

FROM Успеваемость

WHERE Успеваемость.[Математика] <> 2

Задания по теме «Запросы на выборку»

Задание 1

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Математика, Информатика, Претенденты на стипендию.

Задание 2

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Претенденты на отчисление.

Задание 3

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

SQL Запрос должен выбирать столбцы из запроса Зачетная книжка.

Необходимые столбы из запроса Зачетная книжка: ФИО,  Претенденты на стипендию.

Задание 4

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

Запрос должен выбирать столбцы из запроса Студенты.

Необходимые столбы из запроса Студенты: ФИО,  Номер зачетной книжки.

Задание 5

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

SQL Запрос должен выбирать столбцы по условию из запроса Претенденты на стипендию.

Необходимые столбы из запроса Претенденты на стипендию: ФИО, Номер зачетной книжки, Математика, Претенденты на стипендию.

 
стр. 18
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Условие: Столбец Математика должен быть равен 8.

Задание 6

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер зачетной книжки,  Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Столбцы Математика, Русский язык и Информатика должны быть равны 9.

Задание 7

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Студенты.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Студенты.

Необходимые столбы из таблицы Студенты: Номер, ФИО, Номер группы, Номер зачетной книжки.

Условие: Столбец ФИО должен быть равен данному значению – Петров Иван Сидорович.

Задание 8

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО, Номер группы.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика.

Условие: Значение поля Химия должно быть между заданным интервалом 5-9.

Задание 9

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Номер зачетной книжки, Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Поле Претенденты на стипендию должно быть равно ложь.

Задание 10

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Номер зачетной книжки, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Столбец Математика должен быть не равен 5.

Задание 11

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Математика, Информатика, Претенденты на стипендию.

Задание 12

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Претенденты на отчисление.

Задание 13

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

SQL Запрос должен выбирать столбцы из запроса Зачетная книжка.

Необходимые столбы из запроса Зачетная книжка: ФИО,  Претенденты на стипендию.

Задание 14

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

Запрос должен выбирать столбцы из запроса Студенты.

Необходимые столбы из запроса Студенты: ФИО,  Номер зачетной книжки.

 
стр. 19
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Задание 15

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из ранее созданного запроса.

SQL Запрос должен выбирать столбцы по условию из запроса Претенденты на стипендию.

Необходимые столбы из запроса Претенденты на стипендию: ФИО, Номер зачетной книжки, Математика, Претенденты на стипендию.

Условие: Столбец Математика должен быть равен 8.

Задание 16

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер зачетной книжки,  Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Столбцы Математика, Русский язык и Информатика должны быть равны 9.

Задание 17

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Студенты.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Студенты.

Необходимые столбы из таблицы Студенты: Номер, ФИО, Номер группы, Номер зачетной книжки.

Условие: Столбец ФИО должен быть равен данному значению – Петров Иван Сидорович.

Задание 18

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из двух разных таблиц.

Данный запрос должен является запросом по связным таблицам. Устанавливается связь между таблицами Студенты и Успеваемость по полю Номер.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблиц Студенты и Успеваемость.

Необходимые столбцы из таблицы Студенты: ФИО, Номер группы.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика.

Условие: Значение поля Химия должно быть между заданным интервалом 5-9.

Задание 19

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Номер зачетной книжки, Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Поле Претенденты на стипендию должно быть равно ложь.

Задание 20

Написать инструкцию SELECT, соответствующую следующему запросу на естественном языке:

Разработанный запрос  должен выводить таблицу со столбцами из таблицы Успеваемость.

Запрос должен выбирать столбцы по условию из таблицы Успеваемость.

Необходимые столбы из таблицы Успеваемость: Номер, Номер зачетной книжки, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика, Претенденты на стипендию, Претенденты на отчисление.

Условие: Столбец Математика должен быть не равен 5.

Тема практической работы №3. Создание SQL-запросов на удаление средствами СУБД Access 2016.

Цель практической работы. Создать средствами СУБД Access 2016 SQL-запросы на удаление.

Задание 1. Изучить  запросы на удаление на естественном языке по каждому примеру. Отработать  SQL-запрос на удаление по каждому примеру.

Общий алгоритм создания конкретного SQL-запроса на удаление:

• Открыть конструктор запросов для создания нового запроса (конструировать запрос не требуется);

• Вызвать контекстное меню, нажав правую кнопку мыши;

• Войти в режим SQL-запроса (очистить поле);

• Скопировать текущий SQL-запрос;

• Запустить запрос на выполнение, выбрав на линейке команду выполнить «!»;

• Оценить корректность результата выполнения запроса;

• При необходимости дорабатывать запрос в режиме SQL.

Задание 2. Изучить запрос на удаление на естественном языке из раздела 2.2.2 по каждому заданию. Создать корректный SQL-запрос на удаление согласно каждому заданию.

Общий алгоритм создания конкретного SQL-запроса на удаление:

• Открыть конструктор запросов для создания нового запроса (конструировать запрос не требуется);

• Вызвать контекстное меню, нажав правую кнопку мыши;

• Войти в режим SQL-запроса (очистить поле);

• Скопировать текущий SQL-запрос из раздела;

 
стр. 20
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
• Модифицировать SQL-запрос в соответствии с текущим заданием;

• Запустить запрос на выполнение, выбрав на линейке команду выполнить «!»;

• Оценить корректность результата выполнения запроса;

• При необходимости дорабатывать запрос в режиме SQL.

Задание 3. Подготовить отчет по практической работе.

Примеры для изучения запросов на удаление, сформулированных на естественном языке, а также на языке SQL

Запрос 1

Запрос должен удалять поля «Информатика» из таблицы  «Копия Успеваемость»,  при условии, что значение поля меньше 5.

SQL Запрос 1

DELETE [Копия Успеваемость].[Информатика]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Информатика]<5;

Запрос 2

Запрос должен удалять поля «ФИО» из таблицы «Копия Студенты», при условии, что значение поля равно «Василенко Богдан Владимирович».

SQL Запрос 2

DELETE [Копия Студенты].[ФИО]

FROM [Копия Студенты]

WHERE [Копия Студенты].[ФИО]=" Василенко Богдан Владимирович";

Запрос 3

Запрос должен удалять поля «Математика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля находится в интервале 3-4.

SQL Запрос 3

DELETE [Копия Успеваемость].[Математика]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Математика] Between 3 And 4;

Запрос  4

Запрос должен удалять поля «Математика», «Информатика», «Русский язык» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение полей меньше 5.

SQL Запрос 4

DELETE [Копия Успеваемость].[Информатика]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Информатика]<5 And [Копия Успеваемость].[Математика]<5 And [Копия Успеваемость].[Русский язык]<5;

Запрос 5

Запрос должен удалять поля «Математика», «Информатика» и «Русский язык» из таблицы «Копия Успеваемость». Значение полей «Информатика» и «Русский язык» должно быть меньше 5 и значение поля «Математика» должно находиться в интервале 3-4.

SQL Запрос 5

DELETE [Копия Успеваемость].[Информатика]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Информатика]<5 And [Копия Успеваемость].[Математика] Between 3 And 4 And [Копия Успеваемость].[Русский язык]<5;

Запрос 6

Запрос должен удалять поля «Русский язык» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля больше 3 и меньше 5.

SQL Запрос 6

DELETE [Копия Успеваемость].[Русский язык]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Русский язык]>3 And [Копия Успеваемость].[Русский язык]<5;

Запрос 7

Запрос должен удалять поля «Русский язык» и «Математика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля «Русский язык» больше 3 и значение поля «Математика» находится в интервале 3-4.

SQL Запрос 7

DELETE [Копия Успеваемость].[Информатика]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Русский язык]>3 And [Копия Успеваемость].[Математика] Between 3 And 4;

 
стр. 21
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Запрос 8

Запрос должен удалять поля «Информатика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля «Информатика» равно 5 или 3.

SQL Запрос 8

DELETE [Копия Успеваемость].[Информатика]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Информатика]=5 Or [Копия Успеваемость].[Информатика]=3;

Запрос 9

Запрос должен удалять поля «Информатика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля «Информатика» больше 4 и не равно 3.

SQL Запрос 9

DELETE [Копия Успеваемость].[Информатика]

FROM [Копия Успеваемость]

WHERE [Копия Успеваемость].[Информатика]<>3 And [Копия Успеваемость].[Информатика]>4;

Запрос 10

Запрос должен удалять поля «Номер зачетной книжки» из таблицы «Копия Студенты», при условии, что значение поля «Номер зачетной книжки» находится на интервале 623116-623120.

SQL Запрос 10

DELETE [Копия Студенты].[Номер зачетной книжки]

FROM [Копия Студенты]

WHERE [Копия Студенты].[Номер зачетной книжки] Between 623116 And 623120;

Задания по теме «Запросы на удаление»

Задание 1

Запрос должен удалять поля «Информатика» из таблицы «Копия Успеваемость»,  при условии, что значение поля равно 8.

Задание 2

Запрос должен удалять поля «ФИО» из таблицы «Копия Студенты», при условии, что значение поля равно «Баранов Дмитрий Сергеевич».

Задание 3

Запрос должен удалять поля «Математика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля находится в интервале 4-5.

Задание  4

Запрос должен удалять поля «Математика», «Информатика», «Русский язык» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение полей равно 5.

Задание 5

Запрос должен удалять поля «Математика», «Информатика» и «Русский язык» из таблицы «Копия Успеваемость». Значение полей «Информатика» и «Информатика» должно быть меньше 5 и значение поля «Русский язык» должно находиться в интервале 3-4.

Задание 6

Запрос должен удалять поля «Информатика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля больше 2 и меньше 4 .

Задание 7

Запрос должен удалять поля «Русский язык» и «Математика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля «Русский язык» меньше 4 и значение поля «Информатика» находится в интервале 3-4.

Задание 8

Запрос должен удалять поля «Информатика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля «Информатика» равно 2 или 5.

Задание 9

Запрос должен удалять поля «Информатика» из таблицы «Копия Успеваемость», при условии, что значение поля «Информатика» меньше 4 и не равно 5.

Задание 10

Запрос должен удалять поля «Номер зачетной книжки» из таблицы «Копия Студенты», при условии, что значение поля «Номер зачетной книжки»  623116.

Тема практической работы №4. Создание SQL-запросов на вставку средствами СУБД Access 2016.

Цель практической работы. Создать средствами СУБД Access 2016 SQL-запросы на вставку.

Задание 1. Изучить  запросы на вставку на естественном языке по каждому примеру. Отработать SQL-запрос на вставку по каждому примеру.

 
стр. 22
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Общий алгоритм создания конкретного SQL-запроса на вставку:

• Открыть конструктор запросов для создания нового запроса (конструировать запрос не требуется);

• Вызвать контекстное меню, нажав правую кнопку мыши;

• Войти в режим SQL-запроса (очистить поле);

• Скопировать текущий SQL-запрос из раздела 2.3.1;

• Запустить запрос на выполнение, выбрав на линейке команду выполнить «!»;

• Оценить корректность результата выполнения запроса;

• При необходимости дорабатывать запрос в режиме SQL.

Задание 2. Изучить запрос на вставку на естественном языке  по каждому заданию. Создать корректный SQL-запрос на вставку согласно каждому заданию.

Общий алгоритм создания конкретного SQL-запроса на вставку:

• Открыть конструктор запросов для создания нового запроса (конструировать запрос не требуется);

• Вызвать контекстное меню, нажав правую кнопку мыши;

• Войти в режим SQL-запроса (очистить поле);

• Скопировать текущий SQL-запрос;

• Модифицировать SQL-запрос в соответствии с текущим заданием;

• Запустить запрос на выполнение, выбрав на линейке команду выполнить «!»;

• Оценить корректность результата выполнения запроса;

• При необходимости дорабатывать запрос в режиме SQL.

Задание 3. Подготовить отчет по практической работе.

Примеры для изучения запросов на вставку, сформулированных на естественном языке, а также на языке SQL

Запрос 1

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты, при этом запрашивать ввод значений столбцов Номер, ФИО, Номер группы, Номер зачетной книжки.

SQL Запрос 1

INSERT INTO [Копия Студенты] ( Номер, ФИО, [Номер группы], [Номер зачетной книжки] )

SELECT Номер AS Выражение1, ФИО AS Выражение2, [Номер группы] AS Выражение3, [Номер зачетной книжки] AS Выражение4;

Запрос 2

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

SQL Запрос 2

INSERT INTO [Копия Студенты] ( Номер, ФИО, [Номер группы], [Номер зачетной книжки] )

SELECT Номер AS Выражение1, "Ткачев Дмитрий Иванович" AS Выражение2, "501ПИ-3" AS Выражение3, "683361" AS Выражение4;

Запрос 3

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

SQL Запрос 3

INSERT INTO [Копия Студенты] ( Номер, ФИО, [Номер группы], [Номер зачетной книжки] )

SELECT Номер AS Выражение1, "Данилов Александр Денисович" AS Выражение2, "501ПИ-3" AS Выражение3, "683661" AS Выражение4;

Запрос 4

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

SQL Запрос 4

INSERT INTO [Копия Студенты] ( Номер, ФИО, [Номер группы], [Номер зачетной книжки] )

SELECT Номер AS Выражение1, "Персонов Семён Владимирович" AS Выражение2, "501ПИ-3" AS Выражение3, "653361" AS Выражение4;

Запрос 5

Запрос должен вставлять неполную запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными определёнными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

SQL Запрос 5

INSERT INTO [Копия Студенты] ( Номер, ФИО )

SELECT Номер AS Выражение1, "Персонов Олег Александрович" AS Выражение2;

Запрос 6

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Успеваемость с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

SQL Запрос 6

INSERT INTO [Копия Успеваемость] ( Номер, Математика,[Русский язык],Физика, Химия, Информатика )

 
стр. 23
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
SELECT Номер AS Выражение1, "4" AS Выражение2,  "5" AS Выражение3,  "3" AS Выражение4,  "4" AS Выражение5,  "5" AS Выражение6;

Запрос 7

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Успеваемость с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

SQL Запрос 7

INSERT INTO [Копия Успеваемость] ( Номер, Математика,[Русский язык],Физика, Химия, Информатика )

SELECT Номер AS Выражение1, "5" AS Выражение2,  "5" AS Выражение3,  "5" AS Выражение4,  "4" AS Выражение5,  "4" AS Выражение6;

Запрос 8

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

SQL Запрос 8

INSERT INTO [Копия Студенты] ( Номер, ФИО, [Номер группы], [Номер зачетной книжки] )

SELECT Номер AS Выражение1, "Персунов Семён Владимирович" AS Выражение2, "501ПИ-3" AS Выражение3, "653361" AS Выражение4;

Запрос 9

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Успеваемость, при этом запрашивать ввод значений столбцов Номер, Математика, Русский язык, Физика, Химия, Информатика.

SQL Запрос 9

INSERT INTO [Копия Успеваемость] ( Номер, Математика,[Русский язык],Физика, Химия, Информатика )

SELECT [Номер] AS Выражение1, [Математика] AS Выражение2,  [Русский язык] AS Выражение3,  [Физика] AS Выражение4,  [Химия] AS Выражение5,  [Информатика] AS Выражение6;

Запрос 10

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданным значением столбца Номер группы и при этом запрашивать ввод значений столбцов Номер, ФИО, Номер зачетной книжки.

SQL Запрос 10

INSERT INTO [Копия Студенты] ( Номер, ФИО, [Номер группы], [Номер зачетной книжки] )

SELECT Номер AS Выражение1,ФИО AS Выражение2, "501ПИ-3" AS Выражение3,  [Номер зачетной книжки] AS Выражение4;

Задания по теме «Запросы на вставку»

Задание 1

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты, при этом запрашивать ввод значений столбцов  ФИО, Номер группы.

Задание 2

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца ФИО.

Задание 3

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбцов ФИО и Номер Группы.

Задание 4

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбцов Номер и ФИО.

Задание 5

Запрос должен вставлять неполную запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными определёнными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца ФИО.

Задание 6

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Успеваемость с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Математика.

Задание 7

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Успеваемость с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца Номер.

Задание 8

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданными значениями столбцов.  При этом запрос должен запрашивать ввод значений столбца ФИО.

 
стр. 24
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Задание 9

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Успеваемость, при этом запрашивать ввод значений столбцов  Математика, Русский язык, Физика,  Информатика.

Задание 10

Запрос должен вставлять запись в таблицу Копия Студенты с заранее заданным значением столбца Номер группы и при этом запрашивать ввод значений столбцов Номер, ФИО.

Тема практической работы №5. Программирование таблицы на Visual Basic в СУБД Access 2016.

Цель практической работы. Разработать программу на Visual Basic, создающую таблицу.

Задание. Разработать программу на Visual Basic по созданию таблицы, имеющей структуру согласно варианту задания (раздел 3.2).

Разработка программы

Общий алгоритм работы в Access при создании программы:

• Запустить СУБД Access;

• На панели задач перейти в раздел «Работа с базами данных»;

• Выбрать пункт «Visual Basic»;

• В открывшемся документе на панели задач выбрать пункт «Insert» и затем «Module»;

• Откроется окно, где необходимо написать программу по созданию таблицы (рис. 7);

• Написать программу в этом окне (используйте пример программного кода представленный далее);

• Для запуска программы на панели задач выбрать пункт «Run», затем «Run Sub/User Form» и в открывшемся окне нажать на кнопку «Run»;

• Компилятор начнет проверку и если ошибок не будет обнаружено, необходимо перейти в документ Microsoft Access и нажать «F5»;

• Документ будет обновлен, а в разделе «Все объекты Access» отобразится имя созданной таблицы (рис. 8).

Рис. 7 Скриншот кода

Программный код:

Private Sub CreateWeekDaysTableDefX()

Const strTableName As String = "Дни недели"

Dim tbl As TableDef

Dim idx As Index

Dim fld As Field

Dim rst As Recordset

Dim i As Integer

On Error Resume Next

CurrentDb.TableDefs.Delete strTableName

Err.Clear

On Error GoTo CreateWeekDaysTableErr

Set tbl = CurrentDb.CreateTableDef(strTableName)

With tbl

.Fields.Append tbl.CreateField("DayID", dbLong)

.Fields.Append tbl.CreateField("DayName", dbText, 20)

Set idx = .CreateIndex("Primary Key")

With idx

.Fields.Append .CreateField("DayID")

.Unique = True

.Primary = True

End With

.Indexes.Append idx

End With

CurrentDb.TableDefs.Append tbl

'заполнение таблицы'

 
стр. 25
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Set rst = CurrentDb.OpenRecordset(strTableName, dbOpenDynaset)

With rst

For i = 1 To 7

.AddNew

!DayID = i

!DayName = DayName(i)

.Update

Next i

End With

CreateWeekDaysTableBye:

On Error Resume Next

Set idx = Nothing

Set tbl = Nothing

rst.Close

Set rst = Nothing

Exit Sub

CreateWeekDaysTableErr:

MsgBox "Произошла ошибка при выполнении процедуры " & _

"[CreateWeekDaysTable] :" & vbCrLf & _

Err.Description & vbCrLf & _

"Номер ошибки = " & Err.Number, vbCritical

Resume CreateWeekDaysTableBye

End Sub

Private Function DayName(DayNo As Integer) As String

On Error GoTo DayNameErr

Select Case DayNo

Case 1: DayName = "Понедельник"

Case 2: DayName = "Вторник"

Case 3: DayName = "Среда"

Case 4: DayName = "Четверг"

Case 5: DayName = "Пятница"

Case 6: DayName = "Суббота"

Case 7: DayName = "Воскресенье"

End Select

DayNameBye:     Exit Function

DayNameErr:     DayName = "#Error#": Resume DayNameBye

End Function

Sub tabl()

End Sub

Рис. 8 Результат работы программы

Варианты заданий

Вариант 1

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «ФИО сотрудника», «Возраст», «Должность». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 2

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Марка автомобиля», «Цвет», «Год выпуска». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 3

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Название книги», «Автор», «Год издания». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 4

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Наименование товара», «Сорт», «Изготовитель». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 5

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Наименование груза», «Перевозчик», «Пункт назначения». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 6

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Название фирмы», «Адрес», «Учредитель». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 7

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Название растения», «Вид», «Регион произрастания». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 8

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «ФИО спортсмена», «Вид спорта», «Вид 

 
стр. 26
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
спорта». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 9

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Принтер», «Изготовитель», «Адрес изготовителя». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Вариант 10

Программа на Visual Basic должна создавать таблицу, состоящую из трех полей «Магазин», «ФИО владельца», «Адрес». Кроме того, программа должна заполнять таблицу соответствующими данными.

Библиографический список

1. А.Е. Смирнов, С.Ю. Шевченко. Разработка баз данных по машиностроительным материалам. Москва  МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2016.

2. Е.А. Лазицкас, И.Н. Загумённикова, П.Г. Гилевский. Базы данных и системы управления базами данных. Минск : РИПО. 2018