2023-2024_090207_51-16-1-11-23ИС_plx_Русский язык и культура речи
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)

 
 
 
ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Закреплена за ЦМК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русский язык и культура речи
«30» мая 2023 г.
Директор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
090207_51-16-1-11-23ИС.plx

Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

______________
А.С. Болдырев
личная подпись
инициалы, фамилия
Документ подписан

с использованием

простой электронной

подписи для ЭИОС

 
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
32
Часов по учебному плану
Форма обучения
очная
Квалификация
специалист по информационным системам
32
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Итого
32
32
32
32
 
Документ подписан простой электронной подписью

Информация о владельце:

ФИО: Болдырев Антон Сергеевич

Должность: Директор

Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50

Уникальный программный ключ:

9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0

 
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
стр. 2
 
Рабочая программа составлена:
ФИО
 
Препод.
Тищенко Ольга Викторовна
_______________________
 
Рецензент(ы):
 
Дир.ООО Кадсис
_______________________
Д.В.Шкуркин
 
Зам. нач.ОИТ АО Красный гидропресс
_______________________
С.С.Пирожков
 
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
 
Информационные системы и программирование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
 
Протокол от 31.08.2021 г.  № 1   

Срок действия программы: 2021-2026 уч.г.

Председатель ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"

__  _________  2023 г. № ___

ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
__________________
Бычкова Мария Владимировна
__________________
Андриян Оксана Вячеславовна
 
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
стр. 3
 
 
 
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин"» от __  _________  ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.

Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
 
 
Председатель ЦМК   ___________________

__  _________  ____г. № ___

Бычкова Мария Владимировна
 
стр. 4
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
• воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
1.2
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
1.3
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
1.4
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
1.5
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОГСЭ
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
История
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Документационное обеспечение управления
2.2.3
История
2.2.4
Менеджмент
2.2.5
Налоги и налогообложение
2.2.6
Основы бухгалтерского учета
2.2.7
Основы экономической теории
2.2.8
Безопасность жизнедеятельности
2.2.9
История
2.2.10
Основы бухгалтерского учета
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
3.1.2
- понятие о нормах русского литературного языка;
3.1.3
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
3.1.4
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
3.1.5
- лексические нормы; использование изобразительно- выразительных средств;
3.1.6
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
3.1.7
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
3.2.2
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
3.2.3
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
3.2.4
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
3.2.5
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров;
3.2.6
-структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
3.2.7
- функционально - смысловые типы текстов;
3.2.8
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
3.2.9
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле,
3.2.10
- особенности устной публичной речи
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Интеракт.
 
 
Раздел 1. Введение.

 
1.1
Введение. Общие сведения о языке и речи. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

1
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи

 
2.1
Литературный и нелитературный язык.  Функциональные стили русского языка. Особенности разговорного стиля: просторечие, жаргоны, арго.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
2.2
Функциональные стили языка.  /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
2.3
Система норм русского литературного языка. Роль словарей и справочников русского литературного языка. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
2.4
Литературные нормы русского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

1
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Лексика, фонетика, орфоэпия, графика, морфемика, орфография.

 
стр. 6
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
3.1
Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Фразеология как учение об устойчивых словосочетаниях слов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
3.2
Лексико-фразеологические нормы языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
3.3
. Фонетика как учение о звуковой стороне речи . Графика. Виды письма. Орфоэпия как учение о правилах произношения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
3.4
Фонетические (орфоэпические) нормы языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
3.5
Морфемика и словообразование. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
3.6
Способы образования слов в русском языке.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
 
Раздел 4. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.

 
4.1
Морфология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
4.2
Морфологические нормы языка.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

3
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
4.3
Синтаксис и пунктуация /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
4.4
Синтаксические нормы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
 
Раздел 5.  Разграничение функционально-смысловых типов речи. 

 
5.1
Текст: структурно смысловые признаки.  Типы речи. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4

1
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
5.2
Текст. Типы речи. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
ОК 05. ОК 10.
1
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа №1

Вариант №1

1. Общие сведения о языке.

1. Дайте определения:

Язык – это…

Фонетика – это…

Лексическое значение слова – это...

2. Фонетика.

2.1. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами.

свиТер, бульОн, Яблоко, Тест, муЗей.

2.2. Разбейте слова на слоги.

     Трудолюбие, касса, предположить, основание, обида.

2.3. Какие фонетические процессы протекают в словах?

      Дуб, пора, лестница, радоваться, косьба.

3. Лексика и фразеология.

3.1. Подберите синонимы к словам.

      Свежий (хлеб) –

      Свежий (ветер) –

      Свежие (идеи) –

3.2. Запишите слова по группам: омофоны, омоформы, омографы.

       Луг – лук, мой – мой, код – кот, мука – мука, ваз – вас, печь – печь, лечу – лечу, парить – парить.

3.3. Объясните значение фразеологизмов.

      Бить баклуши, на живую нитку, за тридевять земель, языком чесать, перемывать кости.

4. Морфемика. Словообразование.

4.1. Разберите слова по составу.

      Трудиться, решение, приморский, дочитал, неподъемный.

 
стр. 7
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
4.2. Определите способ образования слов.

       Подосиновик, рабочий, ТПК, хлебороб, приплыть.

Вариант №2

1. Общие сведения о языке.

1.Дайте определения:

Речь  – это…

Лексика – это…

Корень – это

2. Фонетика.

2.1. Укажите в словах открытые (о) и закрытые (з) слоги.

Тра-ва, объ-яв-ле-ни-е, за-ду-мать-ся, то-ро-пить-ся, о-ку-нуть-ся.

2.2. Запишите количество букв и звуков в словах.

     Медальон, спускаться, солнце, рассмотреть, объяснить.

2.3. Какие фонетические процессы протекают в словах?

      Луг, церковь, масса, смеяться, окрестность.

3. Лексика и фразеология.

3.1. Подберите антонимы к словам.

      Громкий, дружелюбный, добросовестный, вежливый, мягкий (хлеб).

3.2. Выберите подходящий по смыслу пароним.

       Вещевой – вещественный (рынок), командированный – командировочный (сотрудник), добрый – добротный (дом), значимое – значительное (событие).

3.3. Записать слова в соответствии с приемом градации.

      Нестись, лететь, бежать, мчаться, торопиться.

4. Морфемика. Словообразование.

4.1. Разберите слова по составу.

      Присмотреть, дружеский, железобетонный, догадаться, событие.

4.2. Определите способ образования слов.

      Подоконник, раненый, ЮФУ, весенний, рассмотреть.

Вариант №3

1. Общие сведения о языке.

1. Дайте определения:

Морфемика  – это…

Фразеология – это…

Омонимы – это

2. Фонетика.

2.1. Укажите в словах открытые (о) и закрытые (з) слоги.

По-до-брать-ся, смех, от-ра-да, зи-ма, по-вер-нуть-ся.

2.2.Запишите количество букв и звуков в словах.

     Работа, положение, внимание, яблоко, льет.

2.3. Какие фонетические процессы протекают в словах?

      Молотьба, весна, пруд, догадаться, вести.

3. Лексика и фразеология.

3.1. Подберите антонимы к словам.

      Мрачный (рисунок), мрачное (настроение), мрачные (мысли).

3.2. Выберите подходящее по смыслу слово.

       Имеет – играть (значение), низкие – дешевые (цены), иметь – играть (роль), возвращаться из – со (школы), (прыгать) с  парашюта – с парашютом.

3.3. Подберите синонимичные к данным фразеологизмы.

      У черта на куличках; долго ли, коротко ли; с глазу на глаз; дурака валять; зарубить себе на носу.

4. Морфемика. Словообразование.

4.1. Разберите слова по составу.

      Приморский, ледокол, осенний, необъяснимый, догадался.

4.2.Определите способ образования слов.

      РГУ, подберезовик, прекрасный, сомнение, столовая.

Вариант №4

1. Общие сведения о языке.

1. Дайте определения:

Окончание  – это…

Синонимы – это…

Лексика – это

2. Фонетика.

2.1. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами.

трОпа, Яма, баССейн, конеЧно, смеяТЬСя.

2.2. Какие фонетические процессы протекают в словах?

      Луг, церковь, масса, смеяться, окрестность.

 
стр. 8
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
2.3.Укажите в словах открытые (о) и закрытые (з) слоги.

По-до-брать-ся, смех, от-ра-да, зи-ма, по-вер-нуть-ся.

3. Лексика и фразеология.

3.1. Подберите антонимы к словам.

      Мягкий (хлеб), мягкая (перина), мягкий (человек).

3.2. Запишите слова по группам: омофоны, омоформы, омографы.

       Луг – лук, мой – мой, код – кот, мука – мука, ваз – вас, печь – печь, лечу – лечу, парить – парить.

3.3. Объясните значение фразеологизмов.

      У черта на куличках; долго ли, коротко ли; с глазу на глаз; дурака валять; зарубить себе на носу.

4. Морфемика. Словообразование.

4.1. Разберите слова по составу.

      Трудиться, решение, приморский, дочитал, неподъемный.

4.2.Определите способ образования слов.

      Подоконник, раненый, ЮФУ, весенний, рассмотреть.

Вариант №5

1.Язык — это:

а) основное средство общения людей;

б) форма выражения мыслей;

в) вид переработки текста;

г) наука об общении

2. Речь — это:

а) накопление информации;

б) выражение чувств, эмоций  желаний человека

в) форма выражения языка;

г) обмене информацией.

3.Книжным не является стиль:

а) научный;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) художественный.

4. Одним из признаков научного стиля является:

а) точность;

б) эмоциональность;

в) наличие разговорной лексики;

г) стандартизованность.

5. Одним из жанров официально-делового стиля является:

а) монография;

б) автобиография;

в) роман;

г) интервью.

6. Выражение, характерное для публицистического стиля:

а) а ларчик просто открывался;

б) классный чувак;

в) довожу до Вашего сведения;

г) представляем Вашему вниманию.

7. Слова, характерные для художественного стиля:

а) исследование, результат, объект;

б) воспеть, лучезарный, взойти;

в) реченька, лаборантка, баранка (руль);

г) форвард, метонимия, кок.

8. Для разговорного стиля характерно:

а) наличие просторечных слов;

б) наличие восклицательных и побудительных предложений;

в) наличие тропов и выразительных средств языка;

г) наличие профессиональной лексики  и терминов.

9.К типам речи не относится:

а) повествование;

б) рассказ;

в) описание;

г) рассуждение.

 
стр. 9
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
10.По схеме 1. Тезис

                     2. Аргументация

                     3. Вывод

строится:

а) повествование;

б) план;

в) описание;

г) рассуждение.

Вариант №6

1. Лексика — это раздел науки о языке, изучающий

а) устойчивые выражения слов;

б) слово как часть речи;

в) слово с точки зрения его значения;

г) словосочетания и предложения.

2. К общеупотребительным не относится группа слов:

а) профессиональные слова;

б) синонимы

в) многозначные слова

г) омонимы.

3. Слова, одинаковые или близкие по значению:

а) антонимы;

б) синонимы;

в) омонимы;

г) паронимы.

4. Антонимами являются слова:

а) один — десять

б) светлый — темный

в) прохладный — холодный

г)вещевой — вещественный

5. Разновидностью омонимов не являются:

а) омофоны;

б) омоформы;

в) паронимы;

г) омографы.

6. Градация — это:

а) перечисление схожих по значению понятий;

б) расположение синонимичных слов по усилению значения;

в) перечисление оттенков  одного цвета;

г) употребление взаимоисключающих друг друга слов.

7. Какое словосочетание является оксюмороном:

а) живой труп;

б) живая природа;

в) живая вода;

г) живые цветы.

8. К необщеупотребительной лексике не относится группа слов:

а) диалектные;

б) профессиональные;

в) новые;

г) многозначные.

9. Фразеологизмы — это:

а) устойчивые сочетания слов;

б) свободные словосочетания;

в) обособленные определения;

г) вводные словосочетания.

10. Фразеологизмом является словосочетание:

а) домашний кот;

б) кот полакал;

в) сиамский кот;

г) кот наплакал.

Контрольная работа №2

Вариант №1

1. Ответьте на вопросы.

А) Важнейшее средство общения___________________

Б) Раздел науки  о языке, изучающий слово с точки зрения его лексического значения

______________________________

В) Неизменяемая самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы «как?», «каким образом?» и т.д._____________________  

 
стр. 10
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

    Определить стиль и тип речи.

     (На)ступила з…ма. Сне… л…жится (на) землю. Иногда кажет(?)ся что он сле…ка к…сается в…твей д…ревьев прол…тая мимо как (бы) заигрывая (с) ними. З…мля (на)дела белый зимний наря… и (не) соб…рается его снимат(?) (до) марта как минимум.  

     З…ма замеч…тельное время года. (Ново)годние праз(?)ники! Что может быть луч(?)ше предпраз(?)ничной суеты когда бегаеш(?) по магазинам ст…раясь присм…треть подарки р…дным  бли…ким друз(?)ям. (На) рынках и (в) магазинах множество (ново)годних аксессуаров. Мишура ёлоч(?)ные игрушки (ново)годние шары. А этот зап…х хвои! Это что(то) особе(н/нн)ое. В сочетании… с зап…хом мандаринов зап…х хвои даже у взрос(?)лых людей  вызывает ассоц…ации с детством когда Новый го… связан (не) только с предпраз(?)ничной суетой но и с обр…зом деда М…роза  и подарками которые он приносит каждому ребёнку в Новый го… .  

     Новый го… прекрас(?)ный и один из самых любимых людьми праз…ников. Никакой праз(?)ник (не) отмеч…ется дважды в год... . А Новый го… мы праз…нуем дважды. Ведь есть ещё и Старый Новый го… . Люди любите ч…деса и вер(?)те в них!   

Стиль речи__________________

Тип речи____________________

Вариант №2

1.Ответьте на вопросы.

А) Часть речи, отвечающая на вопрос «что делать?» и обозначающая действие предмета____________

Б) Единица языка, изучаемая лексикой___________________

В) Изменяемая часть слова____________________

2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Определить стиль и тип речи.

         (На)стали х…лода. (Не)уд…вительно вед(?) з…ма пр…шла. Теперь теплые д…ньки придут лиш(?) в…сной а то может быть и ближе (к) лету.

        (В) марте когда будет х…теться т…пла и со(?)нца мокрый сне… будет постоя(н/нн)о напоминать об ух…дящей з…ме. Да и м…розец когда(никогда)   будет ещё вла(?)ствовать на з…мле.

      Но это еще (не) скоро через целых три месяца. А (в) течение зимних месяцев нас ож…дает целое множес(?)во праз(?)ников. Главный из них тот к которому готовят(?)ся всегда (в) каждой сем…е. Это Новый го… . Затем Рождество Старый Новый го… Крещение. И это только в янв…ре. В февр…ле му…ской праз(?)ник День защ…тника Отечества.     

      Кроме того з…ма это школ(?)ные к…никулы когда реб…тня насл…ждается активным отдыхом на к…тках горках с…нях. Море детских г…лосов! В г…родах сёлах  казач(?)их ст…ницах в…селятся и р…звятся дети насл…ждаясь зимним воздухом снегом моро…цем. (Не)даром детство называют самым бе(з/зз)аботным временем (в) ж…зни человека.

      Люди насл…ждайтесь каждым моментом ж…зни в любом возр…сте  и в любое время года!

Стиль речи______________________

Тип речи________________________

Вариант №3

1. Ответьте на вопросы.

А) Раздел науки о языке, изучающий части слова и способы образования слов___________

Б) Часть речи, отвечающая на вопрос «Какой?», образованная от глагола и имени прилагательного_____________________

В) Какую единицу языка изучает фразеология____________________

2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Определить стиль и тип речи.

         (На)ступила з…ма. Сне… л…жится (на) землю. Иногда кажет(?)ся что он сле…ка к…сается в…твей д…ревьев прол…тая мимо как (бы) заигрывая (с) ними. З…мля (на)дела белый зимний наря… и (не) соб…рается его снимат(?) (до) марта как минимум.  

     З…ма замеч…тельное время года. (Ново)годние праз(?)ники! Что может быть луч(?)ше предпраз(?)ничной суеты когда бегаеш(?) по магазинам ст…раясь присм…треть подарки р…дным  бли…ким друз(?)ям. (На) рынках и (в) магазинах множество (ново)годних аксессуаров. Мишура ёлоч(?)ные игрушки (ново)годние шары. А этот зап…х хвои! Это что(то) особе(н/нн)ое. В сочетании… с зап…хом мандаринов зап…х хвои даже у взрос(?)лых людей  вызывает ассоц…ации с детством когда Новый го… связан (не) только с предпраз(?)ничной суетой но и с обр…зом деда М…роза  и подарками которые он приносит каждому ребёнку в Новый го… .  

     Новый го… прекрас(?)ный и один из самых любимых людьми праз…ников. Никакой праз(?)ник (не) отмеч…ется дважды в год... . А Новый го… мы праз…нуем дважды. Ведь есть ещё и Старый Новый го… . Люди любите ч…деса и вер(?)те в них!   

Стиль речи____________________________

Тип речи______________________________

Вариант №4

1.Ответьте на вопросы.

А) Раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи____________

Б) Наименьшая единица языка__________________

В) Часть слова без окончания_________________

2. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Определить стиль и тип речи.

         (На)стали х…лода. (Не)уд…вительно вед(?) з…ма пр…шла. Теперь теплые д…ньки придут лиш(?) в…сной а то может быть и ближе (к) лету.

        (В) марте когда будет х…теться т…пла и со(?)нца мокрый сне… будет постоя(н/нн)о напоминать об ух…дящей з…ме. Да и м…розец когда(никогда)   будет ещё вла(?)ствовать на з…мле.

      Но это еще (не) скоро через целых три месяца. А (в) течение зимних месяцев нас ож…дает целое множес(?)во праз(?)ников. Главный из них тот к которому готовят(?)ся всегда (в) каждой сем…е. Это Новый го… . Затем Рождество Старый 

 
стр. 11
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Новый го… Крещение. И это только в янв…ре. В февр…ле му…ской праз(?)ник День защ…итника Отечества.     

      Кроме того з…ма это школ(?)ные к…никулы когда реб…тня насл…ждается активным отдыхом на к…тках горках с…нях. Море детских г…лосов! В г…родах сёлах  казач(?)их ст…ницах в…селятся и р…звятся дети насл…ждаясь зимним воздухом снегом моро…цем. (Не)даром детство называют самым бе(з/зз)аботным временем (в) ж…зни человека.

      Люди насл…ждайтесь каждым моментом ж…зни в любом возр…сте  и в любое время года!

Стиль речи________________

Тип речи_________________

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов к защите:

1. Русский язык среди других языков мира.

2. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.

3. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

4. Молодежный сленг и жаргон.

5. Язык и культура.

6. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

7. Учение о частях речи в русской грамматике.

8. Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).

9. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.

10. Роль словосочетания в построении предложения.

11. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

12. Предложения с однородными членами и их функции в речи.

13. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

14. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

15. Синонимика сложных предложений.

16. Использование сложных предложений в речи.

17. Русская пунктуация и ее назначение

 
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
Прилагается в электронном виде
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л1.1
Антонова,Е.С.
Русский язык и культура речи: учебник

ЭБС, М.:Академия, 2008
15
 
Л1.2
Камнева,Н.В., Шевченко,Л.В.
Русский язык и культура речи : учебник (эл. ресурс)

http://www.iprbookshop.ru/13902.html

ЭБС,Томск:ТГУСУР, Эль Контент, 2013
ЭБС
 
Л1.3
под ред. Н.М. Локтионовой
Русский язык и культура речи: учебное пособие [Электронный ресурс]

https://ntb.donstu.ru/content/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi

ЭБС, Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2012
ЭБС
 
Л1.4
Бондаренко О. В., Кострулева И. В., Попов Е. П.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие

http://www.iprbookshop.ru/63005.html

Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
ЭБС
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
стр. 12
УП: 090207_51-16-1-11-23ИС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Количество
 
Л2.1
И.А. Кузьминова, О.С. Харсеева, О.Е. Захарчук
Контрольное тестирование по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения: тестирование

https://ntb.donstu.ru/content/kontrolnoe-testirovanie-po-uchebnoy-discipline-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-dlya-studentov-ochnoy-formy-obucheniya

, 2010
ЭБС
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
 
7.1
1. Аудитория русского языка и литературы.
7.2
2. Рабочие места обучающихся – 36 шт.
7.3
3. Рабочее место преподавателя – 1 шт.
7.4
4. Персональный компьютер – ОС: Windows;
7.5
5. ПО: Microsoft Office 2013, Подписка Office 365 (облачнее продукты OneDrive , Exchange Online SharePoint Online Lync Online)
7.6
6. Стенды
7.7
7. Плакаты
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прилагаются в электронном виде.