МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге)
ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы бухгалтерского учета
090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
Документ подписан
с использованием
простой электронной
подписи для ЭИОС
специалист по информационным системам
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Болдырев Антон Сергеевич
Должность: Директор
Дата подписания: 30.05.2024 11:10:50
Уникальный программный ключ:
9c542731014dd7196f5752b7fa57c524495323a0
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Рабочая программа составлена:
Горячева Лариса Алексеевна
Фукало Марина Анатольевна
Анисимова Марина Николаевна
Основы бухгалтерского учета
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
Информационные системы и программирование
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2023 протокол № 9.
Протокол от 05.07.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Председатель ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
__ _________ 2023 г. № ___
ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа одобрена на заседании ЦМК
Бондаренко Надежда Юрьевна
Андриян Оксана Вячеславовна
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Протокол заседания ЦМК «ЦМК "Экономика и бухгалтерский учет"» от __ _________ ____г. № ___
Рабочая программа по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» проанализирована и признана актуальной для исполнения в ____ - ____ учебном году.
Визирование РП для исполнения в очередном учебном году
Председатель ЦМК ___________________
__ _________ ____г. № ___
Бондаренко Надежда Юрьевна
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.04 Основы бухгалтерского учета является обязательной частью общепрофессиональных дисциплин и входит в профессиональный цикл основной образователь-ной
программы в соответствии с актуализированным ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Эконо-мика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Учебная дисциплина ОП.04 Основы бухгалтерского учета обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Документационное обеспечение управления
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью
Организация денежного наличного обращения Российской Федерации
Основы ведения учета в 1С: Предприятие
Практические основы бухгалтерского учета активов организации
Бухгалтерские технологии проведения и оформления инвентаризации
Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (по профилю специальности)
Технологии составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
Проведение демонстрационного экзамена
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 11.: Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ОК 10.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 09.: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 04.: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 02.: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтер-ских документов;
формы первичных бухгалтерских до-кументов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного до-кумента;
порядок проведения проверки пер-вичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметиче-ской проверки;
принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских докумен-тов;
порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтер-ских документов;
порядок составления регистров бух-галтерского учета;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерско-го учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтер-ского учета в финансово-хозяйственной деятельности органи-зации;
инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
принципы и цели разработки рабоче-го плана счетов бухгалтерского учета организации;
классификацию счетов бухгалтерско-го учета по экономическому содер-жанию, назначению и структуре;
два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управлен-ческого учета и объединение финан-сового и управленческого учета;
понятие и классификацию основных средств;
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассмат-риваемые как письменное доказа-тельство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного докумен-та, подписанного электронной под-писью;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских докумен-тах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку до-кументов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских докумен-тов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппирован-ным документам в регистры бухгал-терского учета;
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план сче-тов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органи-заций;
обосновывать необходимость разра-ботки рабочего плана счетов на ос-нове типового плана счетов бухгал-терского учета финансово-хозяйственной деятельности;
конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета ор-ганизации.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Общая характеристика бухгал-терского учета
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Тема 1.1. Сущность и значение бухгалтерского учета /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Тема 1.2. Нормативные основы бухгалтерского учета /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Практические занятия
Деловая игра по теме «Введение в рыночную экономику»
/Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Раздел 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Тема 2.1. Классификация имущества предприятия /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Практические занятия
Классификация хозяйственных средств по составу и размещению
Классификация хозяйственных средств по источникам формирования и целевому назначению
Деловая игра по теме Классификация имущества предприятия
/Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Раздел 3. Бухгалтерский баланс, бухгалтерские счета и двойная запись
Тема 3.1. Бухгалтерский баланс и его виды /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Практические занятия
Составление бухгалтерского баланса в реальной структуре.
Отражение в балансе изменений под влиянием хозяйственных операций.
Деловая игра по теме» Бухгалтерский баланс»
/Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Тема 3.2. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Практические занятия
Открытие синтетических и аналитических счетов.
Составление корреспонденции счетов по хозяйственным операциям.
Запись хозяйственных операций на счета бухгалтерского учета.
Подсчет оборотов и остатков по аналитическим и синтетическим счетам.
Составление оборотных ведомостей и по аналитическим и синтетическим счетам. Сверка записей аналитического и синтетического учета.
Деловая игра
/Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Раздел 4. Документация, регистры, формы бухгалтерского
учета.
Тема 4.1. Документация, как эле-мент метода бухгалтерского учета. /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Практические занятия
Документы разного направления.
Составление и оформление бухгалтерских документов.
Понятие учетных регистров и их классификация.
Исправление ошибочных записей в учетных регистрах.
Выявить и исправить ошибки в учетных регистрах.
/Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Тема 4.2. Формы бухгалтерского
учета
/Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Практические занятия :
Заполнение реестров журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.
Заполнение регистров упрощенной формы бухгалтерского учета.
/Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
Тема 4.3. Понятие бухгалтерской отчетности, ее состав и виды. /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
УП: 090207_51-16-2-11-23ИС.plx
Практические занятия :
Заполнение форм бухгалтерского учет
Составление бухгалтерской отчётности
/Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
Прилагается в электронном виде
5.2. Темы письменных работ
5.3. Оценочные материалы (оценочные средства)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы бухгалтерского учета: учебник для сред.проф. образования
Основы бухгалтерского учета: учебник для студ. СПО
6.1.2. Дополнительная литература
Практические основы бухгалтерского учета имущества организации: Учебное пособие для СПО
http://www.iprbookshop.ru/69673.html
Саратов: Профобразование, 2017
Практические основы бухгалтерского учета имущества организации: Учебное пособие для СПО
http://www.iprbookshop.ru/77000.html
Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения всех занятий по дисциплине, предусмотренных учебным планом и содержанием РПД. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения согласно требованиям ФГОС, в т.ч.:
рабочее место преподавателя;
рабочие места для обучающихся (столы и стулья по количеству обучающихся);
шкафы для хранения комплексного методического обеспечения;
стенд – методический уголок;
комплект законодательных и нормативных документов;
комплект учебно-методической документации;
комплект учебно-методических материалов и т.д.
плакаты по учебным темам.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические укзания прилагаются